Научная статья на тему 'Роль веб-сайта в организации информационно-технологического сопровождения субъектов образовательного процесса современного вуза'

Роль веб-сайта в организации информационно-технологического сопровождения субъектов образовательного процесса современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВЕБ-САЙТ ВУЗА / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SUPPORT / WEBSITE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / INTERNET MARKETING / INTERNET COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширин Д. А.

Рассматривается организация информационно-технологического сопровождения субъектов образовательного процесса современного вуза с помощью современных коммуникативных и информационных технологий. Одним из средств информирования и взаимодействия с субъектами образовательного процесса на сегодняшний день выступает официальный веб-сайт. Вузы, находясь в конкурентной борьбе, уделяют особое внимание качеству информационного наполнения и визуальной привлекательности веб-сайта, что обусловливает необходимость применения вузом инструментов интернет-маркетинга. Характеризуясь высокой эффективностью в предоставлении и усвоении информации, веб-сайт вуза с применением интернет-маркетинга значительно расширяет возможности организации информационно-технологического сопровождения всех субъектов, поддерживая высокий уровень конкурентоспособности вуза на современном рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF WEBSITE IN ORGANIZING INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN UNIVERSITY

This article discusses the information and technological support of educational process in modern university with the help of modern communication and information technologies. One of the means of communication and interaction with the subjects of educational process today is the official website of the university. Universities, being competitive, pay special attention to the quality of content and visual appeal of the website, which necessitates using internet marketing techniques. Showing high efficiency in providing and assimilating information, the website of the university with the use of Internet marketing greatly enhances the organization of information and technological support of all actors while maintaining a high level of competitiveness of the university in the modern market of educational services.

Текст научной работы на тему «Роль веб-сайта в организации информационно-технологического сопровождения субъектов образовательного процесса современного вуза»

УДК 378.16

РОЛЬ ВЕБ-САЙТА В ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Д.А.Ширин

THE ROLE OF WEBSITE IN ORGANIZING INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN UNIVERSITY

D.A.Shirin

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Рассматривается организация информационно-технологического сопровождения субъектов образовательного процесса современного вуза с помощью современных коммуникативных и информационных технологий. Одним из средств информирования и взаимодействия с субъектами образовательного процесса на сегодняшний день выступает официальный веб-сайт. Вузы, находясь в конкурентной борьбе, уделяют особое внимание качеству информационного наполнения и визуальной привлекательности веб-сайта, что обусловливает необходимость применения вузом инструментов интернет-маркетинга. Характеризуясь высокой эффективностью в предоставлении и усвоении информации, веб-сайт вуза с применением интернет-маркетинга значительно расширяет возможности организации информационно-технологического сопровождения всех субъектов, поддерживая высокий уровень конкурентоспособности вуза на современном рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: информационно-технологическое сопровождение, веб-сайт вуза, интернет-маркетинг, интернет-сообщество

This article discusses the information and technological support of educational process in modern university with the help of modern communication and information technologies. One of the means of communication and interaction with the subjects of educational process today is the official website of the university. Universities, being competitive, pay special attention to the quality of content and visual appeal of the website, which necessitates using internet marketing techniques. Showing high efficiency in providing and assimilating information, the website of the university with the use of Internet marketing greatly enhances the organization of information and technological support of all actors while maintaining a high level of competitiveness of the university in the modern market of educational services.

Keywords: information and technological support, website of higher education institution, internet marketing, internet community

Одним из существенных инновационных подходов к решению проблем модернизации системы высшего образования выступает информатизация образования, подразумевающая стремительное развитие и внедрение информационных технологий в образовательную сферу. Современное информационное общество характеризуется двумя ведущими тенденциями — глобализацией информационных процессов и увеличением сервисной составляющей всех процессов. В связи с этим постановка вопроса об организации информационно-технологического сопровождения субъектов высшего образования затрагивает обе эти тенденции: информационные технологии как технологическая составляющая, и сопровождение — как сервисная.

Мы определили информационно-

технологическое сопровождение как процесс целенаправленного и последовательного взаимодействия, с помощью информационных технологий, для достижения успешного обучения, сотрудничества, а также профессионального и личностного развития всех субъектов образовательного процесса современного вуза. Одним из популярных средств информирования и взаимодействия с субъектами образовательного процесса на сегодняшний день выступает официаль-

ный веб-сайт, поэтому рассмотрим определение «вебсайт вуза», его цель и функции, а также содержательное наполнение веб-сайта современного вуза.

Под официальным веб-сайтом вуза А.В.Полтавец понимает «принадлежащий вузу веб-сайт, предназначенный для всестороннего и достоверного информирования (от имени руководства) внешних и внутренних посетителей о деятельности вуза, а также представляющий посетителям сайта всю необходимую для обеспечения взаимодействия с вузом, его руководством или его подразделениями справочную информацию» [1].

Целью образовательного веб-сайта вуза является создание информационно-коммуникационного пространства для поставщиков и потребителей образовательных услуг определенного сегмента рынка посредством Интернета, что предоставляет новые возможности получения и усовершенствования знаний и навыков, а также управления образованием [2].

Принимая во внимание определение и цель веб-сайта современного вуза, можно выделить его четыре основные функции:

— Информационная — обеспечение и распространение актуальных и важных сведений о функционировании вуза (его приоритетных направлениях,

образовательных услугах, кадровом составе, успехах и наградах и т.д.);

— Коммуникативная — обеспечение взаимодействия администрации, партнеров, преподавателей, студентов и абитуриентов (форумы, вебинары, он-лайн-конференции, профессиональные сообщества);

— Ресурсная — обеспечение доступа аудитории (I II 1С. персонал, студенты) к получению и использованию различных средств (информации) для реализации их профессиональной и образовательной деятельности;

— Имиджевая — формирование благоприятного отношения к университету как к конкурентоспособному учебному заведению, предоставляющему актуальное, доступное и качественное образование (наличие научной школы, партнерских отношений, работодателей, перспективных внешних связей).

Современному вузу необходимо акцентировать свое внимание не только на потребителя, но и на других партнеров и контактные аудитории. Это обусловливает необходимость применения в деятельности вузов современных инструментов маркетинга, одним из видов которого является интернет-маркетинг. Под термином «интернет-маркетинг» понимается теория и методология организации маркетинга в гипермедийной среде Интернета, который обладает уникальными характеристиками, значительно отличающимися от характеристик традиционных инструментов маркетинга. Одним из основных свойств интернет-среды является ее гипермедийная природа, характеризующаяся высокой эффективностью в представлении и усвоении информации, что значительно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи субъектов [3]. С точки зрения интернет-маркетинга, веб-сайт — это набор информационных блоков и инструментов для работы с одним или несколькими сегментами целевой аудитории. Какая информация будет представлена на нем, какие инструменты будут задействованы, как они будут взаимодействовать между собой — все это зависит от выбранной вузом стратегии продвижения образовательных услуг, краткосрочных и долгосрочных задач, а также от типа сегментов целевой аудитории и возможностей контактировать с ней. Веб-сайт может построить отношения с потребителями и членами профессионального сообщества, посещающими Интернет, намного лучше, чем большинство других видов маркетинговых коммуникаций, поэтому интернет-составляющая выступает как часть стратегии развития вуза [4].

Для анализа веб-сайта вуза с точки зрения его соответствия поставленным задачам интернет-маркетинга А.В.Полтавец выделил следующие группы критериев:

«Информационное содержание»: полнота, актуальность и качество информационного содержания.

«Популярность»: «видимость» сайта в поисковых системах, присутствие в каталогах, средняя посещаемость сайта, число ссылок (индекс цитирования).

«Удобство использования»: «usability» — степень достижения пользователями своих целей при

посещении сайта с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью.

«Визуальное решение»: графическое (визуальное) решение сайта, обеспечивающее пользователя адекватными средствами достижения своих целей.

«Техническое решение»: группа критериев, примыкающая к «usability», однако носящая чисто технологический и «закрытый от пользователя» характер и отражающая грамотность и корректность технологической реализации сайта, наличие системы мониторинга посещений, борьбы со спамом и т.п. [1].

Для успешного функционирования университетского веб-сайта недостаточно только следовать критериям его содержательной наполняемости. Так, например, среди существующих веб-сайтов вузов есть и те, которые не обладают информационной насыщенностью согласно выделенным критериям в полной мере, но пользуются популярностью среди преподавательского и студенческого состава, в то время как у других вузов, при высочайшем уровне наполнения площадки веб-сайта контентом, уровень глубины просмотров гораздо ниже. Причиной популярности веб-сайта заключается в грамотном обеспечении пользователей не пассивной, а активной коммуникацией. Веб-сайт университета должен социализироваться в интернет-сообществе, а именно: проявить себя в крупнейших социальных отечественных и иностранных сетях; привлечь своих преподавателей и студентов к формированию актуального контента; использовать современные методы привлечения целевой аудитории (поисковая оптимизация, маркетинг в социальных сетях, контекстная реклама). Придать комплексность и системность этому процессу способен специальный отдел вуза (служба поддержки). Служба поддержки университетского сайта, помимо технических задач, должна организовать процесс перспективного планирования развития сайта, искать и исследовать новые формы, технологии и методы работы с потребностями и интересами целевой аудитории, способствовать развитию виртуальных коммуникаций у пользователей сайта. Преимущества веб-сайта как средства для реализации эффективных коммуникаций связаны с его общедоступностью, низкой материальной стоимостью и маневренностью (легкостью и скоростью внесения изменений).

Учитывая, что веб-сайт является эффективным инструментом взаимодействия преподавателей и студентов, каждый пользователь должен быть уверен в конфиденциальности размещаемых материалов и информации, поэтому необходимо принять во внимание такой важный аспект, как создание «личных кабинетов». Таким образом, преподаватели могут организовать способы доступа к тем или иным учебным материалам для отдельных групп или студентов. Каждый студент может в режиме реального времени проследить свою успеваемость и спланировать выполнение контрольных и тестовых заданий в удобное для себя время. Эффективное сетевое взаимодействие преподавателя и студента в учебное и внеучебное время позволит каждому студенту, находясь дома или в вузе, получать качественные консультации и дополни-

тельные материалы для подготовки (форумы, чаты и видеоконференции, вебинары), а сохранение истории переписки позволит накапливать знания. Кроме того, наличие электронных публикаций книг, пособий и других информационных материалов приносит наибольший эффект, так как охват читателей увеличивается по сравнению с печатными публикациями. Еще одним из существенных аспектов функционирования информационного ресурса может служить создание условий для осуществления обратной связи, т.е. оптимального для всех участников взаимодействия (со стороны университета, руководства, персонала) и це -левых аудиторий (родители, студенты, абитуриенты). К инструментам, используемым для данных целей, можно отнести форумы, опросы, рейтинги, ответы на вопросы, пользующиеся стабильным спросом.

Подводя итог вышесказанному, веб-сайт вуза способен не только обеспечивать участников образо-вательного процесса необходимой информацией и организовывать взаимодействие посетителей сайта путем виртуальной коммуникации, но и стать инструментом изучения интересов и предпочтений целе-вой аудитории, своевременно формируя и корректируя вузовские образовательные стратегии. Официальный веб-сайт вуза имеет непрерывный характер развития, должен наполняться в зависимости от постоянно меняющихся информационных технологий и внешней среды. В то же время, использование инструментов интернет-маркетинга, обусловливающих развитие веб-сайта вуза, с учетом выделенных функций, позволяет не только обеспечить информационно -технологическое сопровождение субъектов образовательного процесса современного вуза, но и свое -временно реагировать на новые требования информа-

ционных технологий, поддерживая конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.

1. Полтавец А. В. Веб-сайт вуза как эффективный инструмент обеспечения вузовской деятельности [Электр. ре -сурс] // Вопросы управления. 2010. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2010/03/03/ (дата обращения: 16.03.2015).

2. Домнич А. А. Принципы разработки сайта учебного заведения с учетом критериев эргономичности // ВосточноЕвропейский журнал передовых технологий. 2011. Т. 1. № 2 (49). С. 11-14.

3. Успенский И.В. Интернет-маркетинг. Учебник. СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. 197 с.

4. Даниленко Л.В. Маркетинг и реклама образовательных учреждений // Материалы семинара, 3-4 декабря 2008 г. М.: Московская Бизнес Школа, 2008. 101 с.

References

1. Poltavets A.V. Veb-sait vuza kak effektivnyi instrument obe-specheniia vuzovskoi deiatel'nosti [High school web site as the effective tool of maintenance of high school activity]. Voprosy upravleniia — Management Issues, 2010. Available at: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2010/03/03/ (accessed 16.03.2015).

2. Domnich A.A. Printsipy razrabotki saita uchebnogo zave-deniia s uchetom kriteriev ergonomichnosti [The design principles of school site based on ergonomics criteria], Vostochno-Evropeiskii zhurnal peredovykh tekhnologii — Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 2011, no. 2(49), vol. 1, pp. 11-14.

3. Uspenskii I.V. Internet-marketing. Uchebnik [Internet marketing. Textbook]. Saint Petersburg, HES SPbSEU Publi., 2003. 197 p.

4. Danilenko L.V. Marketing i reklama obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Marketing and advertizing of educational institutions]. Materialy seminara, 3-4 dekabria 2008 g. Mosk-ovskaia Biznes Shkola [Proc. of the Seminar of Moscow Business School]. Moscow, December 3-4, 2008. 101 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.