_I
ЗАКОН ОДА ТЕЛЬ СТВО:
состояние и пути совершенствования
В.А. МИХАЙЛОВ,
профессор кафедры управления органами расследования преступлений,
доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)
Роль в системе уголовно-процессуального регулирования Конституции Российской Федерации, постановлений Конституционного Суда и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации
Статья посвящена юридическому значению Конституции РФ, постановлений Конституционного Суда РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в регулировании уголовно-процессуальной деятельности и уголовно-процессуальных отношений.
Конституция Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, уголовно-процессуальное регулирование, уголовно-процессуальная деятельность, уголовно-процессуальные правоотношения.
Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории России определяется Уголовно-процессуальным кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации, а в соответствующих случаях — общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, является важным источником уголовно-процессуального права, основой создания и развития уголовно-процессуального законодательства, правовым актом прямого действия и применяется на всей территории Российской Федерации. Суды, органы расследования, прокуроры и иные участники уголовного процесса обязаны соблюдать Конституцию Российской
Федерации. Законы, включая уголовно-процессуальное законодательство, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). В этой связи органы предварительного расследования, прокуроры и суды при осуществлении производства по уголовному делу должны оценивать содержание уголовно-процессуальных норм с точки зрения их соответствия Конституции РФ, и в необходимых случаях, когда те или иные нормы уголовно-процессуального законодательства не соответствуют Конституции, вместо них применять ее в качестве акта прямого действия, в частности: а) когда положения, закрепленные Конституцией РФ, не требуют дополнительной регламентации в УПК РФ или ином федеральном законе и не содержат указания на возможность применения Конституции лишь в случае принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие общественные отношения; б) когда орган расследования, прокурор, суд придут к выводу о том, что соответствующая норма УПК РФ либо иного закона, применяемого или подлежащего применению в процессе осуществления производства по уголовному делу, противоречит Конституции РФ; в) когда имеется пробел в уголовно-процессуальном праве [5].
Непосредственное отношение к уголовно-процессуальному праву и уголовному процессу имеют следующие положения, предусмо-
X
<
со О вэ н и X ы
а
а ы оэ
0 и
К
н
^
с к
ы к
1
к
о н
и о и
О 03
н
и
л
<
ы
и
0
1
о <
4
тренные Конституцией РФ: Россия является демократическим федеративным правовым государством, человек, его права и свободы — высшей ценностью; и признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства [1, ст. 1, 2, 19, 21—27, 32, 45—54, 56]. В борьбе с преступными посягательствами эту обязанность призваны выполнять органы предварительного расследования, прокуратура и органы судебной власти в лице судов общей юрисдикции. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Законы и другие правовые акты, которые действовали на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ [2, разд. 2, ч. 2]; данное правило распространяется и на законы СССР и РСФСР, регулирующие уголовное судопроизводство.
Особое значение имеют и следующие положения Конституции РФ, имеющие силу принципов уголовного судопроизводства: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; все равны перед законом и судом; каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; жилище неприкосновенно; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; права потерпевшего от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону; разбирательство дел во всех судах открытое; судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; и др. [1, ст. 19; 22, 25, 46, 47, 49, 52, 120, 123].
Суды, органы расследования и прокуроры всех уровней в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать надлежащую реализа-
цию данных конституционных положений по каждому уголовному делу.
Постановления Конституционного Суда РФ. Порядок судопроизводства, установленный УПК РФ, является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов общей юрисдикции, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ст. 1 УПК РФ). Данное законоположение заключается в том, что установленные УПК РФ процессуальные нормы презюмируются бесспорными, не вызывающими сомнений в их конституционности. Правило безусловного соблюдения порядка судопроизводства, установленного УПК РФ по каждому уголовному делу, призвано гарантировать законность при установлении истины, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Если же участник (группа участников) уголовного процесса или Генеральный прокурор РФ усматривают, что тот или иной уголовно-процессуальный закон, применяемый по уголовному делу или подлежащий применению, нарушает конституционные права и свободы граждан, то обязательная сила такого закона может быть оспорена ими путем обращения в Конституционный Суд РФ [1, ст. 125 ч. 4; 14, ст. 35, ч. 5]. С запросом о проверке Конституционным Судом РФ конституционности закона, примененного по уголовному делу или подлежащего применению, вправе обратиться и суд общей юрисдикции любого уровня, в производстве которого находится уголовное дело, а Верховный Суд РФ, помимо этого, вправе направить запрос в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции РФ любого уголовно-процессуального закона [1, ст. 125, ч. 2, 4]. В каждом из четырех указанных случаев Конституционный Суд РФ не только осуществляет процедуру проверки конституционности оспоренных законов, но и в случаях, не терпящих отлагательства, вправе обратиться к органу расследования, прокурору или суду, в производстве которых находится уголовное дело, о приостановлении действия оспариваемого уголовно-процессуального закона до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ1, а установив несо-
1 Правом приостановления действия закона, конституционность которого оспорена, наделен и судья, в производстве которого находится уголовное дело. Данное право вытекает из п. 3 ч. 1 ст. 238 УПК РФ, согласно которой судья выносит постановление о приостановлении производства по делу в случае направления судом запроса в Конституционный Суд РФ или принятия Конституционным Судом РФ к рассмотрению жалобы о соответствии Конституции РФ закона,
ответствие данного закона Конституции РФ, принимает решение о признании его неконституционным [1, ст. 125, ч. 5; 4, ст. 42, ч. 3, ст. 79, ч. 3].
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля и законы не издает, его постановления источниками уголовно-процессуального законодательства не являются. В установленном Конституцией РФ порядке Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо разрешает дела о соответствии Конституции РФ уголовно-процессуальных законов и не вступивших в силу международных договоров РФ, имеющих уголовно-процессуальное содержание. Уголовно-процессуальные законы, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению в уголовном деле. В то же время признание Конституционным Судом РФ неконституционности той или иной нормы уголовно-процессуального закона не препятствует применению данного закона в остальной его части [1, ст. 125, ч. 5; 4, ст. 42, ч. 3, ст. 79, ч. 3]. Международные договоры РФ, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не подлежат ратификации и применению в уголовном деле. Решения Конституционно -го Суда РФ по данным вопросам окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации.
Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании уголовно-процессуального акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта законодателем. Решения судов, органов прокуратуры и предварительного расследования, основанные на нормах уголовно-процессуального законодательства, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. В случае если признание уголовно-процессуального акта неконституционным создает пробел в правовом регулировании тех или иных вопросов уголовного судопроизводства, непосредственно применяются соответствующие положения Конституции РФ. Законодатель обязан исключить (отменить) уголовно-процессуальный акт, признанный неконституционным [1, ст. 125, ч. 6; 4, ст. 79].
Решения Конституционного Суда РФ существенным образом влияют на содержа-
примененного или подлежащего применению в данном уголовном деле.
ние и юридическую значимость уголовно-процессуального законодательства и при разработке и принятии УПК РФ учтены принятые с 1991 г. и до настоящего времени постановления и определения Конституционного Суда, с учетом которых в 2001 г. законодательно урегулировано содержание ряда положений УПК РФ. Принятые Конституционным Судом РФ решения значимы и в практике современного правоприменения. Поэтому следователям, дознавателям, прокурорам, судьям, адвокатам и другим участникам уголовного судопроизводства для правильного применения, соблюдения, исполнения и использования уголовно-процессуальных норм УПК РФ и других законов необходимо не только изучить постановления и определения Конституционного Суда РФ, относимые к уголовно-процессуальному праву [1], но и неукоснительно следовать им в целях обеспечения конституционной законности.
Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции дает разъяснения по вопросам судебной практики [1, ст. 126]. Данные разъяснения принимаются Пленумом Верховного Суда РФ на материалах изученной и обобщенной судебной практики, анализа судебной статистики, а также на основе представлений Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ и заслушивания сообщений председателей судов субъектов Российской Федерации о судебной практике по применению законодательства.
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики содержатся либо в его постановлениях, посвященных практике применения законодательства по отдельным категориям уголовных дел, либо в постановлениях, специально выносимых по вопросам разъяснения уголовно-процессуального законодательства, и издаются в целях повышения эффективного и единообразного применения судами уголовно-процессуального, уголовного и иного отраслевого законодательства. Верховным Судом РФ даются разъяснения отдельных норм уголовно-процессуального законодательства, формулируются рекомендации судам по вопросам организации судебной работы в целях наиболее эффективного применения норм права, анализируются недостатки, ошибки, нарушения, а также причины и условия, способствующие их порождению.
Нормами уголовно-процессуального и других отраслей права разъяснения Пленума
X
<
оэ О 03
н и X
и
а
а и ва
О и
К
н
^
с к
и к
X
к
о н
и о и
0
03
н
и
л
<
и
1
о X
о <
5
X
<
оэ
0 03
н и
1
и
а
а и оа
0 и
К
н
^
с к
и к
1
к
о н
и о и
О 03
н
и
л
<
и
и
0
1
о <
6
Верховного Суда РФ не являются. Они адресуются судам, но для расследования уголовных дел имеют такое же значение, как и для судебной практики, и всегда должны учитываться органами предварительного расследования, прокурорами, адвокатами и другими участниками процесса, применяющими или использующими закон, по которому дано разъяснение Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
До принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего СССР, РСФСР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР соответственно, могут применяться судами общей юрисдикции, органами расследования и прокурорами в части, не противоречащей Конституции РФ и Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации [1, разд. 2, п. 2, 12]. Особое внимание судей, органов предварительного расследования, прокуроров и других участников уголовного судопроизводства должны привлекать некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Верховного Суда СССР [2, 3, 5-13, 15-18].
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. № 23 (с изм., внесенными постановлением Пленума № 1 от 14 марта 1963 г.).
3. О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 июня 1959 г. № 2 (с изм., внесенными постановлением Пленума № 6 от 11 июля 1972 г.)
4. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1—ФКЗ. URL:http://constitution.garant.ru/act/judicial-аиШог1/10101207/
5. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8.
6. О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации: Постановление Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 13.
7. О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10.
8. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 30/64.
9. О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 9.
10. О некоторых процессуальных вопросах, возникающих в судебной практике при исполнении приговоров: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 декабря 1964 г. (с изм., внесенными постановлением Пленума № 7 от 26 апреля 1984 г.).
11. О практике рассмотрения судами уголовных дел в кассационном порядке: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 17 декабря 1971 г. № 10 (с изменениями, внесенными постановлением Пленума № 9 от 1 декабря 1983 г.).
12. О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. № 7.
13. О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 60 (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 4 и от 23 декабря 2010 г. № 31).
14. О прокуратуре Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202—1 (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1993 г. № 168—ФЗ, с послед. изм. и доп.).
15. О разъяснении статьи 22 Положения о государственных преступлениях в связи с международной Конвенцией о борьбе с подделкой денежных знаков, подписанной представителями СССР в Женеве 20 апреля 1929 г.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 октября 1931 г. № 35.