Научная статья на тему 'РОЛЬ УЗБЕКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ИГР В УКРЕПЛЕНИИ ВОЛИ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ УЗБЕКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ИГР В УКРЕПЛЕНИИ ВОЛИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / ИГРА / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ВОЛЯ / ХАРАКТЕР / ВОСПИТАНИЕ / SPORT / GAME / SPORTS GAMES / WILL / CHARACTER / EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исокова Н.Б.

В данной статье анализируется воспитательная природа узбекских национальных спортивных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF UZBEK NATIONAL SPORTS GAMES IN STRENGTHENING YOUTH WILL

This article analyzes the educational nature of the Uzbek national sports.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЗБЕКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ИГР В УКРЕПЛЕНИИ ВОЛИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 374

Исокова Н.Б. преподаватель кафедра Истории Наманганский государственный университет

Узбекистан, г. Наманган

РОЛЬ УЗБЕКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ИГР В УКРЕПЛЕНИИ ВОЛИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: В данной статье анализируется воспитательная природа узбекских национальных спортивных игр.

Ключевые слова: спорт, игра, спортивные игры, воля, характер, воспитание.

Isokova N.B.

Lecturer Department of History Namangan State University Uzbekistan, Namangan

ROLE OF UZBEK NATIONAL SPORTS GAMES IN STRENGTHENING

YOUTH WILL

Annotation: This article analyzes the educational nature of the Uzbek national sports.

Key words: sport, game, sports games, will, character, education.

Многие народные игры сохранились по сей день еще из древних времен, они создались в результате соревнований или праздничных развлечений разных народов Узбекистана соседних стран. В результате развились два вида народных игр: массовые игры во время различных праздников и обычные игры для детей. Эти игры были упорядочены согласно возрасту, полу, количеству участников, а также в зависимости от времени года. Весной и летом, как в городах, так и в деревнях, и дети, и взрослые играют особенно охотно.

В народе всегда были игры, которые раньше пользовались всеобщей любовью и применялись по различным поводам. Многие из этих игр возвращают нас в далекое прошлое, к историческим истокам культуры и искусства, а также образу жизни народов, населяющих сегодня Узбекистан. Это были частично кочевники, частично оседлые люди. В древние времена у народов, независимо от возраста, стиля жизни и вероисповедания, были в ходу такие интенсивные силовые игры как состязание в верховой езде или бег, скачки на лошадях, поднятие тяжестей, стрельба из лука и, разумеется, самые любимые и распространенные игры: копкари (массовый турнир наездников), кураш (разновидность силовой борьбы), петушиные бои и т.д.

Копкари (другое название - бушкаши, кокмари, улог) - одна из традиционных разновидностей верховой езды. Корни спортивных турниров по копкари берут свое начало в культуре кочевников. В древние времена турниры по верховой езде были самым любимым времяпрепровождением, так как для зимовки кочевники останавливались на определенных местах, где температура воздуха была подходящей для людей и животных и имелось относительно много свободного времени. Подготовка к соревнованиям начиналась чаще всего с начала зимы и длилась до начала праздника «Навруз». Этой игре придавалось большое значение не только как занимательному развлечению, но и как искусству верховой езды, а также доказательству своей отваги и ловкости. Как правило в соревнованиях участвовало соответствующее количество людей. Организаторами данного мероприятия могут выступать как группы людей, так и отдельные лица.

К назначенной дате собираются все участники соревнования в широком поле или достаточно широком горном ущелье. Само собой разумеется, при этом присутствуют зрители. Правила игры, как и сама жизнь кочевников, просты и в то же время жестки. Всадники становятся в один ряд перед целью А, где лежит, как правило, тело ранее убитого животного, чей живот заполнен солью; сегодня это обычно тяжелый набитый до отказа мешок, который нужно доставить в конечный пункт Б, находящийся на расстоянии нескольких километров от пункта А. По свистку судьи всадники скачут к цели А, толкаясь при этом и стараясь оттеснить соперника, пытаясь схватить и поднять тушу (или мешок), что очень не легко сделать, поэтому участники заранее создают маленькие группы поддержки внутри своей команды, которые помогают в игре. В этой хаотичной схватке действуют жесткие правила, требуются упорная настойчивость и грубая физическая сила. В то время как одна команда или один из всадников схватит добычу, закрепит ее на седле и вырвется вперед, остальные всадники пытаются во время гонки отнять добычу. Как только добыча в целости и сохранности доставлена к конечной цели и брошена на землю, команда или один игрок должен поднять к небу свою плетку, что означает конец игры. Для каждого раунда игры предусмотрен отдельный приз, который заранее оглашается судьей. С каждым раундом стоимость приза постепенно повышается. Призами для победителей были подарки и сувениры (раньше одежда, украшения, ковры, мебель и т.д.), сегодня это бытовая техника или денежные суммы. Со временем постепенно ценность призов стала возрастать. Если раньше это были овцы, коровы, лошади или верблюды, сегодня это автомашины, земельные участки под постройку дома или квартиры. Копкари-турниры собирают порой пару тысяч участников вместе со зрителями, в них принимают участие лучшие всадники и отборные лошади со всей страны, а также из близлежащих стран. Копкари был и остается одной из самых известных игр кочевых народов Азии на протяжении тысячи лет. В Узбекистане эта игра и сегодня по-прежнему любима и всегда ожидается с большим интересом.

Как и все кочевые народы, узбеки любят также и кураш, вид силовой борьбы, который, впрочем, отличается от других видов борьбы. Соревнования по курашу организовываются обычно весной, особенно к Наврузу, на природе или других открытых местах. В этом виде борьбы обычно принимают участие преимущественно мужчины, но существуют и женские команды. Решающий критерий победы состоит в том, чтобы уложить соперника на пол таким образом, чтобы его оба плеча коснулись пола. Есть определенные предписанные правила, крепкие хватательные элементы и технические методы самого процесса, которые необходимо учитывать и которые базируются, прежде всего, на взаимной честности. На крупных соревнованиях по курашу предлагаются традиционно весомые призы и награды. Сегодня кураш переживает наряду с другими древними обычаями новый подъем и международное признание. Благодаря инициативе Узбекистана он принят в регулярных Азиатских играх, а также в ряде других спортивных фестивалей.

Перетягивание каната - следующая интересная народная игра. Это в высшей степени бесхитростная игра, но в то же время очень веселая. Люди делятся на две команды с равным количеством участников и, стоя в ряд друг за другом, крепко держат в руках канат. Посередине между командами на земле обозначена разделительная линия. Команды располагаются на одинаковом расстоянии по обе стороны от этой линии. По команде участники начинают как можно быстрее тянуть на себя канат. Как только одна из команд перетянет другую за разделительную линию, заканчивается первый раунд игры. За честностью игрой следит судья. В игре могут принимать участие все независимо от возраста и пола.

В целом традиционные игры и игровые соревнования всегда имели особое значение в жизни людей, не только как составная часть исконно народного искусства и культуры, но и как важный развлекательно -воспитательный элемент для детей и взрослых. Особенно важно во время таких и игр не только получить искреннее наслаждение, продемонстрировать свою ловкость, но не менее важно также лучше узнать друг друга, развивать дружеское общение с соседями, вырабатывать стремление к победе, а также воспитывать уважительное отношение к сопернику, умение делать выводы из поражения.

Использованные источники:

1. Нишонова С. Идеальное человеческое воспитание. - Т .: Истиклол, 2003. - Б. 215.

2. Ишаков Б. Р. Источники народного образования. // Детский мир. 2005. № 20 - Б. 3.

3. Антология узбекской педагогики. - Т .: «Учитель», 1999, том 2. - Б. 45

4. Моаминов А. Президент, Спорт. Победа -Т.: Восток. 2001. - Б. 34.

5. Насриддинов Ф. Уроки зрелости и духовности. - Т .: Абу Али ибн Сино, медицинский издательский дом, 1998. - Б. 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.