Научная статья на тему 'Чеченский спорт: период интеграции и интенсификации развития (XIX-начало XX В. )'

Чеченский спорт: период интеграции и интенсификации развития (XIX-начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧЕНЦЫ / СОРЕВНОВАНИЯ / БОРЬБА / НАЕЗДНИЧЕСТВО / ИГРЫ / ФЕХТОВАНИЕ / CHECHENS / CONTESTS / WRESTLING / HORSE RIDING / GAMES / FENCING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ибрагимова З. Х.

Тема статьи актуальна в силу возрождения в настоящее время национальных спортивных традиций как в целом по стране, так и в Чеченской Республике. В статье повествуется о древних корнях чеченского спорта, женских и мужских видах состязаний, чеченских праздниках. В приведенном материале подробно описываются виды спортивных состязаний, способы их организации, рассказывается о детско-юношеском спортивном воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHECHEN SPORTS: PERIOD OF INTEGRATION AND INTENSIFIED DEVELOPMENT (XIX EARLY XX CENTURIES)

The topic of the article is important due to the current revival of the national sport traditions both in the whole of Russia and in the Chechen Republic in particular. The article reveals the ancient roots of the Chechen sports, men's and women's contests as well as holidays. The author describes in detail different types of sports events, ways of their organization and youth sport culture.

Текст научной работы на тему «Чеченский спорт: период интеграции и интенсификации развития (XIX-начало XX В. )»

УДК 626

ЧЕЧЕНСКИЙ СПОРТ: ПЕРИОД ИНТЕГРАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАЗВИТИЯ (XIX - НАЧАЛО XX в.)

© 2011 З.Х. Ибрагимова

Институт востоковедения РАН, г.Москва

Поступила в редакцию 26.03.2010

Тема статьи актуальна в силу возрождения в настоящее время национальных спортивных традиций как в целом по стране, так и в Чеченской Республике. В статье повествуется о древних корнях чеченского спорта, женских и мужских видах состязаний, чеченских праздниках. В приведенном материале подробно описываются виды спортивных состязаний, способы их организации, рассказывается о детско-юношеском спортивном воспитании.

Ключевые слова: чеченцы, соревнования, борьба, наездничество, игры, фехтование.

Чеченцы, как и другие народы, считали здоровье самым большим богатством, истинным счастьем. Одновременно они были глубоко убеждены в том, что здоровье, физическая сила не приносят подлинного счастья, если они не соединены с духовной культурой, высокой нравственностью. По традиционным представлениям чеченцев, сущность человека состоит из трех начал: физического, душевного и умственного. Гармоничной может быть лишь та личность, у которой все три начала занимают соответственно отводимые им по иерархии места, дополняя друг друга1.

Северному Кавказу принадлежит важное место среди отдельных историко-этнографических областей Российской Федерации, имеющих богатые традиции в области народного спорта. История и этнология народов Северного Кавказа свидетельствуют о большом разнообразии средств физического воспитания, которые, однако, до сих пор еще полностью не выявлены и не изучены2. Чеченцы уже в глубокой древности занимались спортом. Об этом свидетельствует старейший на Кавказе стадион, находящийся на земле общества Пешха (пешхой). Древнейший стадион предназначался для военных и спортивных игр3.

Особенно популярной у чеченцев была «конная борьба». А.И. Краснов писал: «...в Чечне и Ингушетии широко была распространена борьба на лошадях - так называемый «поединок». Всадники старались стащить друг друга с лошади или же крупом своей лошади свалить с ног другую лошадь. Эта борьба требовала от всадника умения в совершенстве управлять лошадью и самому прекрасно держаться на ней. История возникновения этого «поединка» относится к далёкому прошлому»4. Содержание коня, уход за ним, его внешние признаки описываются очень подробно в вайнахских илли, что свидетельству-

Ибрагимова Зарема Хасановна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Центральной Азии и Кавказа. E-mail: ZaremaHas@mail.ru

ет о привязанности и любви горцев к коню, о знании ими правил ухода за конем. В большинстве героико-эпических песен высокий, гнедой (или серый), коротковолосый, тонконогий конь обгоняет ветер, топчет копытами врагов, подставляет во время боя свой бок под свинцовый дождь вражеских пуль, защищая тем самым своего хозяина. По мнению Р.С. Липец, конь в эпосе является не только участником походов, помогающим своему хозяину добиться победы. Он еще и «покровитель и руководитель своего хозяина, превосходящий его в даре предвидения, быстроте реакции в сложных ситуациях, обладающий твердой волей, подчиняющий себе всадника в минуты, когда тот проявляет слабость»5.

Широко известно, что у многих народов мира воспитание будущего наездника начиналось в раннем детстве. Первым и наиболее серьезным испытанием было знакомство с необъезженной лошадью, на которую сажали 7-8-летнего мальчика. Такой способ воспитания ребенка помогал преодолевать страх, развивал терпение, сноровку, силу воли и усердие, готовил наездника к дальнейшим жизненным испытаниям6. Очень популярна была конная борьба у терских казаков. На праздники в станицах проводились скачки, на которых молодежь показывала свою удаль. Победитель должен был подхватить приз с земли на полном скаку. На скачки собиралось практически все население станиц. Это было любимым местным развлечением. Устраивались в станицах и сложные скачки с преодолением препятствий. Всадники должны были перепрыгнуть через «гроб» (длинный ящик с землей), ров с водой, плетень и другие препятствия. Здесь можно было показать высокую физическую подготовку, свое мастерство, прославиться7.

О распространении лазанья на столб у чеченцев и ингушей А.И. Краснов пишет: «Это состязание проводилось главным образом по национальным праздникам и предназначалось для

подростков 13-16-летнего возраста. В землю вкапывали толстый столб, гладко обструганный и намазанный сверху салом. На верху столба прикрепляли корзину, наполненную различными предметами. Наиболее догадливые мальчики набирали в карманы, а иногда и за пазуху песок и золу, обтирали ими столб и руки, добирались до корзины и забирали себе ее содержимое. Еще долго после праздника вокруг столба шумели, спорили, толкая друг друга, ребята, оспаривая первенство в лазании по столбу»8.

В прошлом физическое воспитание женщин и мужчин мало чем отличалось, так как женщинам наравне с мужьями приходилось скакать на лошади, метко стрелять, охотиться, выполнять тяжёлые работы с поднятием тяжестей. Обри Де-Ля-Мотре, иностранный путешественник, посетивший Кавказ в начале XVIII столетия, писал о том, что горянки «...такие же хорошие всадники, как горцы, настоящие джигиты»; они «.подобно мужчинам ходили на охоту и не менее ловко стреляли из лука.. Это достаточно подтверждает истинную или ложную историю амазонок. Действительно, в дальнейшем я видел множество всадниц с колчанами за плечами и с луком в руке или с хищными птицами на руке. Всадницы мчались галопом, сидя верхом, как мужчины». Есть также сведения, что чеченские женщины участвовали в скачках вместе с мужчинами9.

На Кавказе почти повсеместно подросших девочек учили верховой езде и умению обращаться с оружием, но во втор. пол. XIX в., после окончания многолетней войны, это уже выходило из обыкновения.10 Издревле вплоть до XIX века ежегодно горянки на один день уходили, оставив семьи и даже неотложные дела, в безлюдную местность. Там, собравшись в круг, избирали самую мудрую, благочестивую и авторитетную своей царицей. Выделяли ей из числа юных, красивых, сильных девушек свиту и охрану. Одетые во все мужское и при полном вооружении предавались далеко не женским делам: пиршествовали, плясали, по-мужски состязались в стрельбе, джигитовке, проводили скачки и т.д.11 Женщины на Кавказе издревле очень много выполняли физической работы по дому. Путешественник Е.Е. Лансере отмечал следующее: «В Урода (да и везде) мужчины или сидят у мечети, или двигаются, как сонные мухи -бездельничают. Говорят, кто-то спросил здешнюю женщину, зачем они так трудятся, а мужики бездельничают; ответ - пусть будет всегда так, им есть работа ночью. Нет ли в этом намека на некоторую гордость, что они содержат дом; матриархата?»12.

С детства девочки-казачки знакомились с особенностями наездничества, элементами военного дела. Ведь только со втор. пол. XIX в. в казачестве начинается переход от традиционной передачи знаний в ходе проведения станичных «домашних игр» к подготовке воинов на профес-

сиональной основе. Обнаружено множество фактов участия казачек различных возрастов в открытых соревнованиях по наездничеству и джигитовке и даже участие в «кулачках» - рукопашных боях, завоевания ими призовых мест. По мере завершения военных действий на Кавказе боевые навыки продолжали осваиваться девочками-казачками в шуточной форме и носили скорее развлекательный, нежели функциональный характер. Возможно, сохранение этой традиции было связано с нежеланием части казачек потерять полученные «маскулинные функции и связанные с этим статусные улучшения»13.

Все праздники горцев сопровождались играми и спортивными состязаниями. Игры и забавы позволяли показать ловкость, смекалку, физическую подготовку. В играх выплескивался избыток жизненной энергии, агрессия. Здесь усваивались правила поведения, определялся характер общения с другими людьми. Игры как художественно-драматические действа были тесно связаны с песнями, танцами, загадками, считалками и другими формами народного творчества. В ходе игры дети также включались в процесс самовоспитания, ставили перед собой определенные цели (быть первыми), старались их достичь. В дальнейшем это откладывало отпечаток на характер, склонности, способности подрастающей личности. Обряды и праздники тесно связывались с игрой и становились яркой и важной сферой жизни14. У чеченцев во время праздников повсеместно были распространены спортивные состязания: бег (один из видов - бег в гору), борьба на руках, прыжки (когда прыгали с места, то в полете отталкивались от зажатых в руках булыжников, отбрасывая их назад), прыжки со скал в воду, фехтование, поднятие тяжестей, метание камней, бросание аркана, борьба, акробатика, перетягивание каната над рекой или ямой, хождение по канату, на руках, на лыжах и ходулях, плавание, гребля, альпинизм.

Праздник зимнего солнцестояния относится к числу наиболее забытых. Период солнцестояния отмечался чеченскими общественными пожертвованиями солнцу, которые предназначались благополучному, счастливому выходу солнца «из дома». Празднование рождения солнца сопровождалось в прошлом у вайнахов интересной обрядовой игрой. Молодые люди, собравшись в определенном месте, шумной ватагой возводили снежную крепость, символизирующую солнечный дом, и заготавливали снежные ядра. В день, когда солнце «достигало своего дома», у этой крепости собирались все сельчане. С веселыми криками, ликованием начинали они разрушать эту крепость-дом, бросая в нее снежные ядра. Разрушая снежную крепость, люди как бы символически разрушали и «дом» солнца, помогая тем самым солнцу благополучно выбраться

из своего зимнего «дома», покинуть «тот свет» и вернуться к живым15.

Май в мусульманском календаре характеризуется тем, что он являлся месяцем выявления зрелости, мужества и доблести молодых людей, особенно у подростков до 15 лет. В этом месяце ежегодно проводятся разного рода игры, скачки, джигитовка, выявляется знание обычаев и традиций своего народа. К этим своего рода экзаменам юноши готовятся целый год. Выдержавшим этот экзамен присваивается звание джигита. Те, кто не выдержал этот экзамен, готовятся к нему уже к маю следующего года. А тому, кто трижды не преодолел этот экзамен, присваивается звание «ленивца». Он, как правило, не пользуется уважением у односельчан16.

Интересно сообщение Чаха Ахриева о наличии у горцев Чечни и Ингушетии так называемых постельных поминок, на которых широко проводились скачки и стрельбы в цель из лука с призами. Горцы верили, что, пока не будут проведены такие поминки, дух покойного не покинет погребальную постель. В таком случае можно допустить, что проведение конных скачек являлось средством, помогающим душе покинуть тело покойного. У народов Кавказа существовало поверье, что дух покойного выбирал себе лошадь для езды в «вечном мире» во время посвященных ему похоронных или поминальных скачек. Считалось, что побеждает та лошадь, которую избрал усопший17.

Чеченское фехтование можно назвать спортом с многовековой историей. Взрослые фехтовали для тренировки. Особенностью чеченского фехтования является то, что удар противника парируется и шашкой, и щитом. В истории Чечни известны конные фехтовальные встречи, в которых принимали участие одновременно сотни всадников, представителей разных районов. Такие состязания начинались обычно с поединка двух наиболее опытных всадников и заканчивались массовыми боями между всеми горцами, приехавшими на праздник. Фехтовальные поединки наездников собирали много зрителей. Они проводились следующим образом: на верхушку шлема прикреплялся пучок зелени или верхушка молодого деревца. Цель поединка - срубить зелень со шлема противника. Всадник, у которого была срублена зелень, под смех и крики зрителей слезал с коня и поднимал руки. Так он признавал себя побежденным. Эти соревнования именовались в народе «бои султанчи-ков»18. Чеченский вид фехтования был разнообразным и имел спортивный характер. Этому виду спорта дети обучались на деревянных саблях, изготовляемых специально для обучения детей, поэтому чеченские дети умели отражать удар противника не только щитом, но и шашкой.

Большой популярностью в Чечне и Дагеста-

не пользовались упражнения на канате; канатоходцы были своеобразными народными акробатами. У чеченцев существовал такой вид занимательного зрелища, как акробатические номера канатоходцев - «пелхью». Их искусство отличалось большим мастерством и смелостью (например, скольжение по канату, стоя обеими ногами в медном тазу)19. Детей начинали учить искусству хождения по канату с самого раннего возраста: в своеобразных народных школах ка-натоходству обучались и мальчики, и девочки20.

Чеченцы очень любили игры, особенно коллективные. Одна из чеченских игр напоминала по содержанию современное регби. Это «сырная игра». Мячом в ней служила головка сыра, завернутая в кожаный мешок. Играли две команды. У каждой был свой «сырный мешок». По сигналу «судьи» - старейшего жителя аула - одна команда пыталась отнять у другой сыр и принести оба мешка в условленное место. В борьбе за сыр допускались любые приемы. Можно было сбить противника с ног, схватить его за голову, за руки, за ноги. Правилами разрешалось поднимать и нести противника, если он владел мешком с сыром. Игра могла продолжаться несколько часов. Зрители были активными болельщиками и подбадривали свои команды возгласами, скандировали боевые призывы. Эту же игру проводили и верхом на лошадях21.

В особом почете у чеченцев были конноспортивные игры, скачки22.

А.С. Пушкин в поэме «Тазит» так описывает скачки и игры горцев:

«Ущелий горных поселенцы В долине шумной собрались -Привычны игры начались: Верхами юные чеченцы, В пыли несясь во весь опор, Стрелою шапку пробивают, Иль трижды сложенный ковер Булатом сразу рассекают. То скользкой тешатся борьбой, То пляской быстрой. Жены, девы Меж тем поют - и гул лесной Далече вторит их напевы»23. У чеченцев одна из конных игр называлась «марх»: барана спускали в яму и закрывали ее плетнем, по краям которого клали большие камни. Из отверстия в плетне выглядывала голова барана, которого всадник на полном скаку должен был вытащить из ямы. Игра эта требовала большой силы и ловкости. Особым развлечением были петушиные и собачьи бои, бои баранов и быков, которые устраивались в аулах, между аулами и между обществами24. В Чечне также играли и в «Конное поло». Эта игра особенно популярна была среди пастухов, которые вместо мяча играли войлочной шляпой и шапкой, набитой травой, а ракетки заменяли им пастушьи палки из березы. Игроки делились на две коман-

ды. Старший забрасывал мяч в степь, и обе партии бросались его искать. Игра в основном происходила в лунные зимние и летние ночи. Выигрывала та команда, которая первая находила мяч. Партия, нашедшая мяч, стремилась привести его к центру поля, в чем ей препятствовала другая партия игроков25.

Интересными являются соревнования под названием «Скачки до обрыва». Участники соревнований демонстрировали смелость и умение ловко управлять лошадью. Примерно в 15-20 шагах от пропасти намечалась линия, у которой всадник должен был остановить своего скакуна, соревнуясь с соперником. И лишь миновав черту, разогнавшийся всадник мог остановить своего скакуна. Наиболее искусные наездники останавливались даже в шести шагах от пропасти. Добивались они такого результата, тренируя лошадь садиться на задние ноги. Нередко были случаи падения лошади и всадника в пропасть. В скачках до пропасти принимали участие только взрослые и опытные наездники. Молодежь не допускалась к участию в этих соревнованиях26.

Подростки участвовали в менее сложных конноспортивных состязаниях, которые оставались излюбленным праздничным развлечением народа. У некоторых юношей, участвовавших в соревнованиях, уже были собственные кони. Существовал обычай, по которому 15-16-летний чеченец шел с подарками к своему дяде (по материнской линии), и тот одаривал его конем, после чего он считался взрослым27. Традиционное воспитание всадника является составной частью этнокультурного комплекса «всадник-лошадь». Конечной целью в овладении тонкостями верховой езды было полное покорение своей воли лошади и управление всеми ее движениями при минимальном напряжении сил, искусном использовании природных качеств лошади, доведенных традиционными способами дрессировки до совершенства. Седло у горцев было маленькое и узкое, но очень удобное. Оно было сделано так, чтобы никогда не причинять боль лошади, ибо оно не касалось ни ее позвоночника, ни загривка (холки). Шпоры горцы заменяли коротким хлыстом. Подковы для лошадей были очень удобны в горах, ведь гвозди располагались в два ряда, что позволяло лошади держаться, не падая на голых скалах и ледниках высокогорья. Благодаря этим подковам лошадь не могла поранить себя нижнею частью копыта, которое было закрытым, и, кроме того, у нее не могла оторваться часть подковы с частью копыта28.

После присоединения Северного Кавказа к России скачки на длинные дистанции стали проводиться по европейскому образцу как было принято в то время называть подобные состязания в официальной литературе. Проведение конских скачек по европейскому образцу имело исклю-

чительно большое значение не только для развития конного спорта в более прогрессивном направлении. Это давало возможность сравнить результаты, показываемые лошадьми разных пород в разных местах Северного Кавказа, сделать соответствующий анализ относительно их скорости и выносливости29.

Соревнования по стрельбе в глиняный кувшин пришли из глубокой древности. Этот вид спорта требовал исключительной ловкости наездника и большого искусства в стрельбе из лука, позднее - из огнестрельного оружия. В старину в «стрельбе в кувшин» принимали участие преимущественно молодые люди из знатных семей.

Метание камня на Северном Кавказе было очень популярно. Об этом не раз писали дореволюционные исследователи и путешественники. Метание камней разного веса и формы, которые подбирались с учетом возрастных особенностей, проводилось на дальность, в цель, в высоту и на крыши домов. Наиболее популярным было метание с места плоских камней весом от 1-2 до 16 и более килограммов. В ряде мест небольшие плоские камни метали с поворота, как диск. По свидетельству информаторов из Урус-Мартана Шахида Малигова, Вахи Эдильсултанова, Абду-лы Муцаева и Нукмана Мунаева, это является влиянием русской народной физкультурной традиции. Любопытно, что молодежь увлекалась метанием камня с ноги. В горах Северного Кавказа имело место и катание по земле камня, обтесанного в круглый диск. Камень катили как на дальность, так и в цель по склону горы, по небольшим скатам и нередко на ровном месте. Победителем считался тот, кто катил камень дальше всех и попадал им в цель. Подобная увлеченность молодежи скатыванием камней с гор на дальность и в цель неслучайна - она имела в горах военно-прикладное значение. В этой связи интересно замечание Н.И. Пирогова. Во время пребывания на Кавказе он писал: «.осажденные бросали при удобных случаях огромные камни с удивительной меткостью. Рассказывают, что они, будучи детьми, приучаются метать и стрелять камнями в птиц». Кроме метания камня большую популярность как средство физического воспитания среди горцев Северного Кавказа имело и метание других предметов: дубинки, кирки, кувалды - как в длину, так и в цель30.

Имам Шамиль большое внимание уделял спорту. Он учредил в имамате соревнования по стрельбе, борьбе, метанию камня, прыжкам и другим видам состязаний. Главным же зрелищем были скачки, к которым горцы питали врожденную склонность. Призы лучшим джигитам Шамиль установил из собственных средств. Победители получали десять, пять или три рубля серебром, а если победителем становился мюрид - то ему полагался бык31. Правила соревнований

довольно часто отличались сложностью и оригинальностью. Например, при скачках со стрельбой всадники, приблизившись к линии огня, должны были спешиться, заставить лечь коня, спутать ему ноги ремнем и, используя лошадь в качестве упора, вести стрельбу по мишеням. Побеждал тот, кто быстрее всех приходил к финишу, поразив при этом все мишени32. Готовя к соревнованиям, лошадей купали в холодной воде по 3-4 раза в день и кормили чистым зерном. Некоторые наездники кормили своих лошадей жареной кукурузой и поили чаем. Во время тренировок лошади пробегали по 30-40 км за один пробег в различных горных условиях. Смелые всадники приучали своих скакунов бросаться стремглав с утесов и крутых берегов в реку, не разбирая высоты и глубины33. Перед скачками лошадей тщательно чистили скребницей, щеткой и купали по нескольку раз в день. Обычно при подготовке лошади к состязанию уход за нею поручался мальчикам, которые под наблюдением старших кормили лошадь и тренировали ее34.

Шамиль сам часто в молодости участвовал в спортивных состязаниях, любил гимнастику, занимался фехтованием, летом и зимой, в любую погоду, ходил босиком. Когда кто-то, а не он, получал приз во время стрельбы в цель или на скачках, Шамиль менялся в лице и целыми неделями не показывался на люди, так сильно было задето его самолюбие. Старики рассказывали, что Шамиль в молодости отличался от товарищей «угрюмой» наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Но ничто человеческое и ему было не чуждо. Шамиль, например, любил животных. В имамате рядом с Шамилем всегда находилась пестрая кошечка, которую Шамилю принес беглый солдат. Имам так любил эту кошку, что даже не садился за стол, пока она не появлялась рядом. Ела она только куриное мясо, порезанное на мелкие кусочки35. В двадцать лет Шамиль перепрыгивал через веревку, которую двое горцев, выше него ростом, держали, подняв руки вверх. Он ловко перепрыгивал через глубокие ямы шириной в 20 аршин; был необыкновенно силен и отважен. Тело его было гибко, как у акробата. Редко кто мог его догнать на бегу. Шамиль был хорошим борцом и с удовольствием рассказывал, что дрался с самим Ермоловым. Один из соотечественников так описывает Шамиля в молодости: «Шамиль отличается от своих соплеменников белизною лица, тонкостью кожи, замечательною красотою рук и ног. Речь его поэтична, увлекательна, как грозна и величественна его наружность. Из глаз его брызжет огонь, а из уст сыплются розы». Хорошая физическая подготовка не раз спасала жизнь имаму во время Кавказской войны. Так, при взятии русскими войсками крепости Ахульго, обстреливаемый со всех сторон,

«Шамиль спустился по веревке к обрыву, к реке Койсу, неся на плечах шестилетнего сына Кази-Магома и таким образом спасся»36.

В Терской области регулярно проводились официальные спортивные состязания. В основном спортивные скачки проходили на ипподроме в Хасав-Юрте (Хасав-юртовское скаковое общество основано в 1887 г.), во Владикавказе (Владикавказское скаковое общество основано в 1889 г.) и Моздоке (Моздокское скаковое общество основано в 1891 г.). В то время скаковой и рысистый спорт получил в России необыкновенно широкое развитие. Число спортивных обществ, устраивавших соревнования лошадей и состоящих в ведомстве Главного управления государственного коннозаводства, увеличиваясь с каждым годом, к 1 января 1896 г. возросло до 73-х. До 1883 г. для улучшения кавказского коневодства существовали Майкопские и Елисаветпольские конские депо. С преобразованием в 1886 г. этих депо в заводские конюшни (Терскую и Тифлисскую) состав лошадей постоянно обновлялся и улучшался. К 1896 году в этих конюшнях содержалось 42 чистокровных жеребца. Ипподромные борцы, приобретая на соревнованиях сноровку, силу и стойкость, по окончании своей призовой карьеры поступали на конезаводы и конюшни, передавая потомству свои лучшие качества. С 1888 г. на Кавказе везде, где существовали испытания на скачках, были открыты выставки годовалых жеребят самых лучших пород37.

Ещё в 1838 году возле крепости Грозной прошли первые крупные соревнования, в которых принимали участие не только офицеры и солдаты гарнизона, но и казаки, и чеченцы из близлежащих селений - всего около 400 человек. В джигитовке лучшими были признаны чеченец А. Битаев и гребенской казак У. Родионов; в стрельбе и рубке лозы победила команда, составленная из офицеров, а в прыжках через поставленную бурку - казак Лисенко.

Массовым увлечением грозненцев был альпинизм и футбол. В Грозном было две футбольные команды, в том числе одна команда рабочих-нефтяников. В конце XIX века в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Осетии, Кабарде, Балкарии начинают свою деятельность общество любителей велосипедного спорта, общество пешеходов, охотников, кружки любителей шахматной игры38. В Грозном создается англо-русское Максимовское общество и Крикет-лаунтеннис клуб39. В различных населенных пунктах Кавказа организовывались состязания, спортивные занятия, игры. Олимпийские игры 1912 г. (Стокгольм), в которых впервые приняли участие российские спортсмены, и последовавшие за ними I и II Всероссийские олимпиады (Киев, 1913; Рига, 1914) и I Северо-Кавказская олимпиада оказали определенное влияние на распространение идей физической культуры, олим-

пийской идеи в России и на Северном Кавказе в частности40.

На юге России, в Ставропольской губернии, одними из первых футболистов были учащиеся Ставропольской мужской гимназии (русские, армяне, евреи, черкесы, ингуши, чеченцы, дагестанцы и т.д.). В ее стенах учитель физической культуры Карл Францевич Гавелко создал одну из лучших команд, в течение двух лет подряд занимавшую самые высокие места в городе41. В 1859 году был утвержден Устав горских школ на Северном Кавказе, который предусматривал введение, по возможности, при пансионатах гимнастики. Постепенно в школы Северного Кавказа стали вводить занятия по физической культуре, оснащались специальным оборудованием и инвентарем залы и площадки. 18 июня 1889 г. была введена в процесс обучения военная гимнастика, которая должна была знакомить детей с началами воинской дисциплины, развивать патриотизм, способствовать физическому развитию. Для преподавания военной гимнастики приглашались нижние воинские чины. В программу обучения для начальных училищ входили: 1) строевые упражнения; 2) вольные упражнения; 3) упражнения с подвижными снарядами (с палкой, мячом); 4) упражнения на неподвижных снарядах (прыжки, упражнения на лестницах, лазание на шестах, упражнения на бревне). Программа гимнастики для городских училищ (по Положению 1872 г.) была следующей: 1) строевые упражнения; 2) вольные упражнения; 3) упражнения с палками; 4) упражнения с гирями, булавами, бокс; 5) упражнения на снарядах (брусья, перекладина, лестница, лазание на шестах и канатах, упражнения на кольцах и бревне). Разрешалось устраивать игры на свежем воздухе.

С 1909 года Кавказский учебный округ приступил к массовой подготовке руководителей для гимнастических упражнений и детских игр в низших учебных заведениях, а также для младших классов средних учебных заведений. Курсистами стали те преподаватели, которые изъявили желание получить новые знания и умения в области физической культуры и спорта. В 19091910 гг. состоялись краткосрочные курсы гимнастики в 5 пунктах округа: а) в Закавказье - в гг.Кутаиси, Новороссийске и Тифлисе; б) на Северном Кавказе - в гг.Екатеринодаре и Ставрополе. Всего на этих курсах был подготовлен 471 человек: 326 мужчин и 145 женщин. Все обучившиеся на курсах и выдержавшие экзамен лица получили от руководства Кавказского учебного округа соответствующие удостоверения42. За два года на курсах были подготовлены и выдержали экзамен 6 учителей из Терской области, в том числе С.П. Гусев (помощник классного наставника Владикавказской мужской гимназии), Ф.Г. Кононов (учитель при реальном училище в

Нальчике), Н.С. Сыроваткин (учитель подготовительных классов Грозненского реального училища), Г.П. Губанов (учитель Грозненского городского училища), И.А. Датиев (учитель Черв-ленского училища), И.И. Райский (учитель Владикавказского городского училища). На курсах изучалась гимнастика (теоретическая и практическая часть), игры (около 90 наименований). Для более основательного изучения физических упражнений участникам курсов была подарена профильная литература43.

Гимнастика была обязательным предметом обучения для всех мужских заведений Министерства народного просвещения Российской империи44. Преподавалась гимнастика и в мужской классической гимназии г. Владикавказа. Уроки вели отставные офицеры и прапорщики русской армии. Страстным пропагандистом развития физической культуры на Кавказе был Ко-ста Хетагуров, который предлагал основать во Владикавказе гимнастическое общество. Но царские власти не разрешили горцам открыть свое гимнастическое общество45. С 1872 года гимнастика была объявлена во всех реальных училищах России обязательным предметом, а с 1873 года было рекомендовано прохождение гимнастики и в сельских школах46.

Возрождение спортивных традиций, их популяризация на Северном Кавказе способствуют сближению народов, возникновению контактных зон взаимодействия представителей различных этносов. Вовлечение лучших спортсменов в общероссийский соревновательный процесс помогает росту патриотизма, чувства гордости не только за свой народ, но и за державу, способствует сплочению общества, единению людей в борьбе за спортивные достижения.

Привлечение опыта предшествующих поколений в деле спортивного воспитания юношества на Кавказе помогает не только физическому совершенствованию молодежи, но и закладывает основы духа спортивного единения, позиционирующегося на уважении к сопернику, высоких нравственных принципах. Огромный исторический опыт традиционного северокавказского физического воспитания молодежи, являющегося частью культурного наследия горских народов, может быть востребован в практике современного воспитания и образования не только на Кавказе, но и в других регионах страны47.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Алиханова Р.А. Этнопедагогический потенциал чеченской семьи. Дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2004. С.48,108.

2 Тайсаев К.У., Портнов А.В. Традиционные физические упражнения и игры народов Северного Кавказа. М., 1999. С.3.

3 Сулейманов А. Топонимия Чечни. Нальчик, 1997. С.83.

4 Тайсаев К.У. Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа. Дис. ... докт. ист. наук. М., 1997. С.130.

5 Матиев М.А. Ингушский песенный эпос илли. Дис. ... канд. филол. наук. Магас, 2004. С.60.

6 Панеш Э.Х. Некоторые аспекты традиционной социализации у народов Северо-Западного Кавказа // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб., 1998. С.102-103.

7 Боднева НА. Становление и развитие системы семейного воспитания в Терском казачестве (втор. пол. XIX - начало XXI вв.). Дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2008. С.117.

8 ТайсаевК.У. Состязания и игры, связанные с общественным и семейным бытом // Нальчик: Эльбрус, 1999. №2 (11). С.183.

9 Кулова И.Р. Идеи и опыт физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа. Дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. С.48-49.

10 Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа во втор. пол. XIX-XX века (опыт этнорегиональ-ного исследования). Дис. ... докт. ист. наук. М., 1983. С.94.

11 ПлиевР.С. Нахско-этрусские лирические встречи. Дис. .канд. филол. наук. Нальчик, 2000. С.105.

12 Лансере Е.Е. Дневники. В 3-х книгах. Книга вторая: Путешествия. Кавказ: будни и праздники. М., 2008. С.126.

13 Боднева Н.А. Становление и развитие системы семейного воспитания в Терском казачестве (втор. пол. XIX - начале XXI вв.). Дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2008. С.135.

14 Там же. С.118.

15 Мадаева З.А. Народные календарные праздники вай-нахов. Грозный, 1990. С.19-20.

16 Русин В.Ф. Моя жизнь с чеченцами и ингушами. Нальчик, 2008. С.12.

17 Дибиров М. Дагестанская народная физическая культура. Махачкала, 1975. С.62,67.

18 Мамаев А.М. Из истории физического воспитания чеченских юношей // Вклад спортсменов-чеченцев в развитие спортивной борьбы России. СПб., 2006. С.98.

19 История Чечни (XIX в.). Грозный, 2006. С.329, 353.

20 Кулова И.Р. Формы, методы и приемы физического и трудового воспитания горской молодежи в прошлом. Владикавказ, 2003. С.11.

21 Мамаев А.М. Из истории физического воспитания чеченских юношей // Вклад спортсменов-чеченцев в развитие спортивной борьбы России. СПб., 2006. С.97.

22 Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М., 2003. С.380.

23 Там же. С.93.

24 Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М., 2003. С.382.

25 Тайсаев К.У., Портнов А.В. Традиционные физические упражнения и игры народов Северного Кавказа. М., 1999. С.90.

26 Мамаев А.М. Из истории физического воспитания чеченских юношей // Вклад спортсменов-чеченцев в развитие спортивной борьбы России. СПб., 2006. С.98.

27 Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Север-

ного Кавказа во втор. пол. XIX - XX века (опыт этно-регионального исследования). Дис. ... докт. ист. наук. М., 1983. С.94,104.

28 Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М., 2005. С.44,51.

29 Тайсаев К.У., Портнов А.В. Традиционные физические упражнения и игры народов Северного Кавказа. М., 1999. С.34-35.

30 Там же. С.11,13-14,16.

31 Дадаев Ю.У. Столицы Шамиля. М.-Махачкала, 2007. С.250-251.

32 АхмадовЯ.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX веках. М., 2005. С.555.

33 Дзарахова З.М.-Т. Национальное самосознание ингушей: этнокультурные факторы. Назрань, 2007. С.69.

34 Ионин С. Кавказ. По горным дорогам древней земли. М., 2007. С.43.

35 Шамиль на Кавказе и в России. М., 1994. С.72.

36 Там же. С.16-17, 141, 182.

37 Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1869 г. в Нижнем Новгороде. Отдел. II. Коннозаводство и коневодство. М., 1869. С.8, 22-23, 26-27.

38 «Уголки России». Карманная справочная и записная книжка. Вып.1. «Северный Кавказ». Ставрополь, 1902. С.57.

39 Мансуров И.И. Физическая культура полиэтнического общества (на примере Северного Кавказа). Карачаевск, 2001. С.224-225.

40 Черкесов Ю.Т. Физическая культура и спорт // Адыгская (черкесская) энциклопедия. М., 2006. С.830.

41 Назаров В.О. Становление и развитие футбола на Ставрополье в конце XIX - начале XX вв. (пути, опыт, проблемы). Дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2007. С.41.

42 Лукеш А. Примерные программы гимнастики и детских игр. Тифлис, 1911. С.3,7-9,12.

43 Отчет о вторых краткосрочных курсах гимнастики для учащихся в низших и средних учебных заведениях Кавказского учебного округа, состоявшихся летом 1910 г. Тифлис, 1911. С.1, 3, 36, 38, 40, 70, 77, 158.

44 Ибрагимова З.Х. Чеченцы в зеркале царской статистики (1860-1900). М., 2006. С.23.

45 Черкесов Ю.Т. Физическая культура и спорт // Адыгская (черкесская) энциклопедия. М., 2006. С.830.

46 Гульчеев В.А. Некоторые социальные и исторические аспекты развития физической культуры в Осетии // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ, 2005. С.133.

47 Абаев А.М. Этнокультурные особенности воспитания детей и юношества у народов Северного Кавказа // VII Конгресс этнографов и антропологов России: доклады и выступления. Саранск, 9-14 июля 2007 г. Саранск, 2007. С.391.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE CHECHEN SPORTS: PERIOD OF INTEGRATION AND INTENSIFIED DEVELOPMENT (XIX - EARLY XX CENTURIES)

© 2011 Z.Kh. Ibragimova

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow

The topic of the article is important due to the current revival of the national sport traditions both in the whole of Russia and in the Chechen Republic in particular. The article reveals the ancient roots of the Chechen sports, men's and women's contests as well as holidays. The author describes in detail different types of sports events, ways of their organization and youth sport culture. Key words: Chechens, contests, wrestling, horse riding, games, fencing.

Zarema Ibragimova, Candidate of History, Chief Research Fellow, Central Asia and Caucasus Department. Е-mail: ZaremaHas@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.