Научная статья на тему 'Роль университетов в реализации арктической стратегии России'

Роль университетов в реализации арктической стратегии России Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
138
32
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гецен М. В., Безгодов Д. Н.

Публикация основных итогов межрегиональной научно-практической конференции «Роль университетов в реализации арктической стратегии России: экологические, технологические и социокультурные аспекты» (Ухта, 10-12 октября 2013 г.) продиктована, прежде всего, интересом редколлегии журнала «(Известия Коми научного центра УрО РАН» к особо значимым конференциям и совещаниям по проблемам Севера и Арктики в надежде, что это «(существенно дополнит информационное поле комплексных (междисциплинарных) исследований в части регионального развития» [1, с.164; 2].

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Гецен М.В., Безгодов Д.Н.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Роль университетов в реализации арктической стратегии России»

ХРОНИКА

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ АРКТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ

Публикация основных итогов межрегиональной научно-практической конференции «Роль университетов в реализации арктической стратегии России: экологические, технологические и социокультурные аспекты» (Ухта, 10-12 октября 2013 г.) продиктована, прежде всего, интересом редколлегии журнала «(Известия Коми научного центра УрО РАН» к особо значимым конференциям и совещаниям по проблемам Севера и Арктики в надежде, что это «(существенно дополнит информационное поле комплексных (междисциплинарных) исследований в части регионального развития» [1, с.164; 2].

Предпосылки выбора тематики конференции. В ряде публикаций Ухтинского государственного технического университета (УГТУ) как инициатора конференции показана его сопричастность к формирующейся арктической стратегии России. При этом в контексте обсуждаемого проекта ФЗ «Об Арктической зоне РФ» особое внимание обращается на «арктическую мобилизацию» образовательного потенциала северных вузов, которая по времени совпала с процессами преобразования в самой системе образования. А «это уже само по себе - вызов времени» [3, с. 66], поскольку ведущая идея модернизации российского образования - создание университетских комплексов с учётом социальноэкономических и природно-ресурсных особенностей развития регионов их размещения. УГТУ в этом процессе занимает активную позицию.

Вокруг университета объединяются вузы, средние специальные учебные заведения и научные организации нефтегазовой специализации. В настоящее время перспективы формирования инновационного территориального кластера Республики Коми (РК) «Нефтегазовые технологии» определены так, что в итоге УГТУ стал «признанным центром нефтяной и газовой промышленности РК и плацдармом индустриального освоения Печорского Севера» [3, с. 65]. Не случайно в структуре университетского комплекса усилена арктическая составляющая за счет реорганизации Воркутинского филиала УГТУ: в его состав вошел старейший технический вуз РК - Воркутинский горный институт как филиал Национального минерально-сырьевого университета «Горный». Коми научный центр УрО РАН также определил своё место в научном сегменте данного кластера [4]. Воркутинский филиал УГТУ по сути стал арктическим форпостом университета. В нём упор будет сделан на сохранение традиционных горных специальностей, которые сегодня столь востребованы не только в угольной, но и горнорудной и нефтегазовой отраслях.

Развитие Усинского филиала УГТУ также связано с арктической тематикой, что «вполне соответствует логике развития университета в составе Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов» [3, с. 69]. Эти мотивы и объясняют выбор Ухты местом проведения первой конференции об арктической направленности высшего образования.

Основные цели, задачи и структура конференции. Основная роль университетов в Арктике, безусловно, видится прежде всего в подготовке кадров высокой квалификации, способных работать в специфичных природно-климатических условиях высоких широт. Студентов надо учить не только профессии, но и тому, как повышать их интеллектуальный уровень для понимания и осмысления широкого круга междисциплинарных проблем. Не случайно официальное открытие конференции предварял созданный телестудией УГТУ фильм под названием «Борьба за Арктику - борьба за интеллект» . Один из путей интеллектуализации - интегрирование северных вузов в единое образовательное пространство циркумполярного масштаба. На северные университеты, кроме традиционных, ложатся сложнейшие геополитические функции.

Такой концептуальный взгляд на задачи конференции определил выбор заказных пленарных докладов (далее по тексту помечены звездочкой) и тематику секционных заседаний: «Сбалансированное природопользование: экологический и технологический аспекты» (руководители - к.геогр.н. Г.Г. Осадчая (УГТУ) и к.т.н. О.А. Конык (СЛИ, Сыктывкар); «Социально-экономические и правовые основы развития северных территорий» (руководители - к.геогр.н. Т.М. Красовская (МГУ) и к.геогр.н. Т.Е. Дмитриева (Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар). Проблемам профессионального образования была посвящена дискуссия на Круглом столе «Региональные системы образования северных вузов» (руководители - д.пед.н. О.А. Сотникова (УГТУ), к.б.н. Л.В. Чалышева (КГПИ, Сыктывкар) и М.В. Кузьбожева (Гимназия искусств при Главе РК им. Ю.А.Спиридонова, Сыктывкар). В Год охраны окружающей среды в РФ не менее актуальна была тематика и двух других круглых столов: «Экология в семейном воспитании» (ведущие - Л.Л. Афанасьева, КРО Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, Сыктывкар и Д.Н. Безго-дов, член Президиума КРО НРА, УГТУ; «К созданию Ухтинского отделения Российского географиче-

ского общества» (ведущий — П.П. Юхтанов, Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар). В реализации программы приняли участие около 120 чел. из 9 городов (Москва, Архангельск, Ярославль, Нарьян-Мар, Сыктывкар, Ухта, Усинск, Воркута, Инта). На пленарных заседаниях обеспечено широкое участие студенчества. Заслушано 43 доклада.

Процедура открытия конференции. Пленарные заседания вел Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, Председатель попечительского совета УГТУ И.Л. Шпектор. Первое слово было предоставлено ректору УГТУ д.т.н., проф. Н.Д. Цхадая. Он осветил значимость выбранной проблематики конференции для дальнейшего развития университета. Ректор подчеркнул, что «развитие системы образования» выделено в арктической стратегии России (11^р://£ОУегтп ent.ru/docs/22846/) в качестве одного из основных мероприятий. Выпускники северных вузов подготовлены и лучше мотивированы на работу в северных широтах, нежели выпускники из других регионов. Об этом свидетельствует кадровый состав северных предприятий. Северные вузы выполняют важную геополитическую миссию, обеспечивая научно-инновационные позиции России в мировом циркумполярном поясе. Научно-образовательный потенциал УГТУ позволяет этому вузу позиционировать себя в качестве северного форпоста российского технического образования, существенно при этом укрепляя статус Ухты как индустриального центра Республики Коми с филиалами в Воркуте и Усинске (фото 1).

Фото 1. Открытие конференции. В Президиуме (слева направо): Л.В.Ивашов, И.Н.Михель,Н.Д.Цхадая, И.Л.Шпектор, Ю.В.Лисин, М.П.Рощевский, Д.А.Беляев.

На заднем плане - прямая связь с Воркутинским филиалом УГТУ.

(Фото представлены фотоклубом УГТУ).

И.Л. Шпектор в своей эмоциональной вступительной речи сделал упор на «кричащие» экологические проблемы в российском секторе Арктики. В открытии конференции также приняли участие министр природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Ю.В. Лисин, зам. министра образования РК Д.А. Беляев, советник РАН, акад. М.П. Рощевский, зам. главы администрации НАО по социальным вопросам О.В. Барташова, руководитель администрации г. Ухты И.Н. Михель, заместители глав администраций городов Инта (Л.В. Титовец), Воркута (Я.Н. Мельников), Усинск (И.Б. Смрнов).

Первое же на открытии конференции выступление д.и.н. Л.Г. Ивашова (МГИМО, Москва) о геополитической роли России в Арктике заставляет о многом задуматься. Очерчены слагаемые значимости Арктики, среди которых основные - обилие невозобновляемых и частично возобновляемых природных ресурсов суши и шельфа. Сосредоточение в арктической зоне (АЗ) 58% углеводородных запасов мировых шельфов. Но в то же время вклад нефти в энергию Земли - менее 1% (более 80% ее обеспечивают радиоактивные элементы). Российский сектор Арктики - один из самых значительных среди всех арктических государств с огромными (среди страновых секторов) неразведанными запасами нефти (41%) и газа (70%). Но на этот потенциал претендуют шесть приарктических государств. Возможны конфликты и поэтому необходима разработка путей по защите российских интересов. На первое место пока выдвигаются политико-дипломатические и внутриполитические.

Научная проблематика конференции (краткий обзор). Первая для УГТУ конференция арктической направленности была задумана еще и как своего рода демонстрация успехов студентов и место их встречи с представителями академической, вузовской и отраслевой науки. И студентами, и более

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

опытными исследователями был рассмотрен широкий круг специфичных для Севера и Арктики проблем. Символично, что конференция в Ухте проводилась одновременно с «Фестивалем науки» (Сыктывкар). К началу работы конференции все поступившие материалы, в том числе и с заочным участием, обобщены в электронном диске и размещены на сайте УГТУ (www.ugtu.met/comference/13962). Далее по тексту ссылка на него и цитирование авторов по: [Электр. ресурс]. Все сообщения сопровождаются библиографическими ссылками, подчас очень обширными. И в этом также большая ценность проведенного этапа обобщения. На заключительном этапе планируется публикация материалов конференции отдельным изданием.

Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности до 2020 г. предусматривает разработку госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Основная ее цель обозначена как «ускорение развития Российской Федерации за счет масштабного вовлечения в хозяйственный оборот природных возможностей Арктической зоны России». Среди основных задач программы указаны:

• развитие науки и технологий, научно-техническое обеспечение развития Арктической зоны РФ;

• покрытие российского сектора Арктики глобальными системами обеспечения экологической безопасности и мониторинга;

• обеспечение положительных демографических процессов и необходимых социальных условий хозяйственной деятельности.

Академическая наука исторически особенно тесно связана с Севером. Примером тому служит программа фундаментальных исследований «Арктика» Уральского отделения РАН. Результаты анализа 51 проекта данной программы показал чл.-корр. РАН В.Н. Лаженцев* (Коми НЦ УрО РАН). Он подчеркнул, что природно-ресурсный профиль экономики северных и арктических регионов в сочетании с их специфическими климатическими, экономико-географическими и этнокультурными характеристиками во многом предопределяет выбор тематики научно-исследовательских работ, нацеленных на решение проблем адаптации человека и технико-технологических систем к суровым условиям внешней среды. Формирование такой тематики происходит в рамках отдельных наук, исходя из логики их собственного развития, но вместе с тем сами науки могут «прирасти» новыми направлениями, когда Север (включая Арктику) специально рассматривается как особый объект материального и духовного мира. Здесь природное проникает в социальное наиболее глубоко, а потому проблемы надежности и устойчивости изначально целесообразно проецировать на природно-хозяйственные системы. Их воспроизводство становится генеральной задачей науки и региональной политики.

На конференции был представлен целый комплекс проблем междисциплинарного характера. При этом подчеркивается, что «специфика арктического субрегиона республики представляет яркий пример особенностей и противоречий, характерных для Арктики в целом» (к.геогр.н. Т.Е. Дмитриева*, Коми НЦ УрО РАН). Автор особо акцентирует внимание на следующих тревожных тенденциях. Печоро-Уральская Арктика как «ресурсная кладовая» отличается устойчивыми экологическими нарушениями природной среды. Вследствие этого серьезными угрозами для субарктических муниципалитетов РК являются: историческое разрушение условий традиционного природопользования в пользу развития добычи угля, транспорта и добычи углеводородов; значительная убыль населения (Воркута потеряла 59% своего населения) и возрастание доли пожилых людей; обслуживающий характер экономической основы большей части северных населенных пунктов, что говорит о слабом потенциале развития и серьезных рисках их стабильного существования; сохранение населения, вынужденного искать работу на выезде.

Острой для Севера проблемой вахтового метода был мотивирован научно-исследовательский материал Е.Н. Нуйкиной с обобщением итогов изучения этой проблемы в Воркуте. Особый интерес вызвал доклад «Труд и здоровье работников вахтовых форм труда при разведке и добыче углеводородов в арктической зоне Российской Федерации» (д.м.н. Г.Н. Дёгтева, НИИ Арктической медицины Северного государственного медицинского университета, Архангельск).

Для приарктических территорий России всё более актуальной становится экономическая оценка их экологического потенциала. Арктическая доктрина России (2008 г.) предусматривает дальнейшее экономическое освоение высокоширотных территорий, но при условии сохранения их природы. Важнейший механизм для осуществления этой сложной задачи - формирование регионального экологического каркаса (д.геогр.н. Т.М. Красовская*, МГУ). Он выполняет ресурсные, средообразующие и социальные функции, обеспечивая тем самым устойчивое развитие региона. (В Российской Арктике 23 «горячих точки» с деградирующими геосистемами, среди которых - Воркута). Важные базисные элементы экологического каркаса - особо охраняемые природные территории. В Республике Коми сеть ООПТ слабее всего представлена в Большеземельской тундре. А об единой экологической сети ООПТ, которая формирует «зеленые пояса» в Российской Арктике, пока вообще говорить не приходится.

Экономическая оценка потенциала экосистем получает свое развитие на примере субарктической территории Республики Коми (к.э.н. Т. В. Тихонова, Коми НЦ УрО РАН). Автором описаны рыночные и нерыночные экономические методы оценки экосистемных услуг, в том числе и ООПТ применительно к Республике Коми. Сделан главный вывод: «Методы оценки тех богатств (промышленных), которыми обладает территория, более практичны для краткосрочных выгод... На долго-

срочный период необходимо учитывать выгоды от удерживания метана мерзлотой, поглощения загрязнения лесами и болотами, ценность традиционных видов природопользования».

Для сохранения природного равновесия, «которое позволит не только обеспечить рациональное природопользование и охрану среды обитания, но и сохранение потенциала территории для традиционных видов природопользования», требуется разработка соответствующих критериев и показателей -индикаторов устойчивого развития (к.геогр.н. Г.Г. Осадчая, УГТУ и к.геогр.н. Т.Ю. Зенгина*, МГУ). Исключительно актуальна эта проблема для Северо-Востока европейской части России с обширными территориями Большеземельской тундры, которые пока еще не утратили биосферные функции. Но наращивание в перспективе на этой территории разработок богатейших месторождений углеводородного сырья грозит еще более серьезными экологическими проблемами. Поскольку практически вся территория Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции относится к зоне разной интенсивности распространения многолетнемерзлых пород (криолитозона) с низким потенциалом восстановления.

Оценка степени нарушенности земель криолитозоны Большеземельской тундры показала, что «через 20-30 лет после начала освоения при наличии развитой транспортной инфраструктуры фиксируется существенное превышение биосферной емкости территории месторождения, связанное с ростом площади нарушенных земель в его пределах». Поэтому «еще на прединвестиционном этапе при территориальном планировании необходимо четко определять ограничения к природопользованию, которые позволили бы учитывать не столько экономические, сколько экологические и социальные функции территории». Авторами предложено учитывать экологические (законодательные и геоэкологические), инженерно-геологические и природоресурсные ограничения при освоении северных территорий. А реализовать их можно только при изменении целого ряда законодательных и административных элементов управления природопользованием.

Особое внимание на конференции было уделено инженерно-экологическому аспекту освоения арктических и субарктического регионов России (д.г.-м.н. М.А. Минкин*, ОАО «Фундаментпроект», Москва) и изучению вечной мерзлоты морского шельфа (д.геогр.н. Н.А. Шполянская*, МГУ). Направленность развития шельфовой мерзлоты позволяет прогнозировать динамику арктических берегов и оценивать степень их устойчивости, а также определять геоэкологические условия на шельфе и тем самым - условия его освоения. В континентальных условиях вечномерзлые грунты - нестабильные и динамичные по времени образования. Изменения их теплового и водного режимов становятся основными причинами деформаций сооружений и экологических нарушений. Но этими ситуациями можно управлять. Наиболее эффективным методом сохранения мерзлотных грунтов является метод термостабилизации. Автором продемонстрированы способы и технологии. Ряд перспективных технологий бурения вскрытия многолетнемерзлых пород и газогидратных залежей разработаны в УГТУ (к.т.н. Г.В. Буслаев, УГТУ; О.Н. Буслаева, «ПечорНИПИнефть», Ухта).

Особенности природной среды заполярных территорий определяют необходимость ускорить восстановительный процесс на обширных нарушенных посттехногенных территориях (к.б.н. И.А. Лиха-нова, д.б.н. И.Б. Арчегова, Коми НЦ УрО РАН; к.э.н В.А. Андрианов, Коми республиканская ассоциация независимых экспертов, Сыктывкар). Авторы изложили первые результаты лесной рекультивации в Усинском районе РК, положив в основу концепцию природовосстановления, новую теоретическую базу процесса восстановления нарушенных земель. В рамках этой концепции разработана и в условиях Крайнего Севера «с положительным эффектом испытана оптимизированная технология восстановления лесных экосистем».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из современных и перспективных методов качественного проведения государственной экологической экспертизы при оценке воздействия хозяйственной деятельности на уязвимые природные комплексы Севера является метод биоиндикации, или оценка экологического состояния природных территорий по биологическим показателям. Но для этого нужны многолетние мониторинговые наблюдения за разными в систематическом плане организмами (к.б.н. Н.Л. Иванова, Ярославский госуниверситет). Автор на базе кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды УГТУ провела мастер-класс «Применение биологических показателей для оценки состояния водных объектов Севера».

Фундаментальные исследования по биоиндикации в Большеземельской тундре отличают самые длительные ряды наблюдений, которые среди арктических регионов России до сего времени сохраняют свое приоритетное значение (д.б.н. М.В. Гецен, ред. [Эл. ресурс]). Этот подход широко используется при оценке современного состояния водных и наземных тундровых экосистем Большеземель-ской тундры. Комплексные экологические исследования в этом регионе вдоль трассы газопровода -яркое тому подтверждение. Газопровод «Бованенково-Ухта» - пример масштабности промышленного объекта, который существенно изменил экологическую ситуацию в Большеземельской тундре. Сведения о его влиянии на природные комплексы тундры практически отсутствуют (к.б.н. Е.Н. Патова, к.б.н. В.В. Елсаков, А.С. Стенина, М.Д. Сивков, к.б.н. Е. М. Лаптева, к.б.н. А. Н. Панюков, Коми НЦ УрО РАН). Несмотря на молодость этого линейного сооружения, в природных комплексах происходят серьезные структурные изменения. Интенсивная эксплуатация автотрассы без бетонного покрытия создает угрозу сильного пылевого загрязнения фитоценозам. Тем самым наносится серьезный ущерб, прежде всего, кормовой базе оленеводства. В равнинных и горных участках территорий строительства газопровода необходимо выделить особо охраняемые участки с целью сохранения их природоохранной ценности.

На конференции освещены перспективы межрегионального сотрудничества Республики Коми и Ненецкого автономного округа по управлению водными ресурсами. Показано состояние водных ресурсов и ключевые проблемы водохозяйственного комплекса Печорского бассейна. В рамках схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов определены показатели для контролируемого поэтапного достижения качества вод (А.В. Осинина, Т.Н. Кукса, Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Архангельск). Межрегиональное сотрудничество НАО и РК - важнейшее условие и для сохранения мезенской семги. С инициативой разработки межрегиональной программы восстановления и сохранения ресурсов атлантического лосося выступил Коми региональный фонд «Серебряная тайга» (В.Т. Семяшкина, к.с.-х.н. Ю.А. Паутов).

Важнейший аспект программы конференции - социальная сфера в арктических регионах. К.э.н. М.М. Стыров* (Коми НЦ УрО РАН) показал остроту социальных проблем в северных регионах страны: однобокая сырьевая специализация, демографический кризис и сильное удорожание стоимости жизни, недооценка роли человеческого капитала. Первый важнейший вызов ближайшего десятилетия - демографическая нагрузка на социальные расходы со снижением доли трудоспособного населения. Представлены сценарии развития социальной сферы (инерционный и активно целевой), Наиболее правилен, по мнению автора, компромиссный путь, направленный на объединение усилий всех заинтересованных сторон (органы власти, граждане и заинтересованные предприятия). При этом один из главных источников дополнительных вложений - средства государства за счет пересмотра бюджетной политики.

Арктические и субарктические регионы играют важную роль в формировании экономики республики. Поэтому представленный на конференции анализ современной и потенциальной их трудо-обеспеченности имеет большое значение (д.э.н. Л.А. Попова, Коми НЦ УрО РАН). Автор указала на повышенные темпы демографического старения в республике, чем в целом по стране, в связи с миграцией. И вместе с тем, в Республике Коми уровень трудообеспеченности продолжает еще оставаться довольно высоким. Важным фактором видится вовлечение в социальную практику молодежи.

В тематике конференции была представлена и острая для субарктических муниципалитетов республики проблема социально-экономического положения аборигенного населения (к.э.н. А.А. Максимов, Коми НЦ УрО РАН). Анализ мирового опыта показывает, что изменения к лучшему среди коренных народов Севера начинают происходить только в связи с признанием и реализацией их исконных прав на земли, ресурсы, самоуправление и развитие. Все эти вопросы государству необходимо решать в комплексе.

В последние годы в республике наблюдается активизация с участием коренных жителей туристской деятельности. Этому способствует активная позиция местных и республиканских властей, а также развитие рекреации (при высоком потенциале в Печоро-Уральской Арктике рекреационных ресурсов) и транспортной инфраструктуры (к.э.н. В.А. Щенявский, Коми НЦ УрО РАН). Но в то же время для бизнеса туризм пока не привлекателен. Причины - слабая транспортная инфраструктура, низкий уровень туристской индустрии и культуры. Низок пока и удельный вес туристских услуг (3,5%) в объеме платных услуг населения.

В итоге при обсуждении проблем социальной сферы в субарктических муниципалитетах республики участники конференции акцентировали внимание на том, чтобы:

• перспективное развитие экономики республики увязать с учетом нарастающего дефицита трудовых ресурсов и их квалификационного уровня;

• в городах на Крайнем Севере республики развитие экономики и транспортной инфраструктуры планировать с учетом вахтового метода труда;

• при дальнейшем развитии и совершенствовании в республике инфраструктуры туризма необходимо ориентироваться на туристов разных возрастных, образовательных и экономических категорий.

Инновационная система профильной подготовки кадров для северных регионов. В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. указывается, что «для устойчивого развития Арктики безальтернативна необходимость подготовки собственных кадров». Одним из путей, обеспечивающих реализацию поставленной цели, является эффективная реализация Концепции модернизации российского образования, предусматривающая формирование «Системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, <...> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» (фото 2).

Следуя арктической стратегии России, систему образования в северных регионах страны необходимо базировать на идее «Подготовка кадров для Арктики». Обсуждению этой проблемы и был посвящен на конференции Круглый стол. Он проведен в форме «мозговой атаки» на двух уровнях, соотносимых с уровнями образования: довузовское образование и высшее образование. В дискуссии «Довузовская подготовка кадров» приняли участие директора школ с разным опытом функционирования заполярных «Роснефть-классов»: уникальный 10-летний опыт профильной подготовки в совме-

Фото 2. Заседание Круглого стола «Региональные системы образования северных вузов». Ведушие - О.А.Сотникова (стоит в центре), Л.В.Чалышева (сидит в центре) и М.В.Кузьбожева (слева).

стной работе с нефтяной компанией ОАО «Роснефть» имеет школа №3 г.Усинска. По мнению директора Ю.А. Орлова, работа этих классов инновационная, она направлена на подготовку будущих нефтяников. В чем эффект «компаний-классов» профильной школы для подготовки кадров для Арктики? И есть ли на самом деле этот эффект в решении проблемы, обозначенной круглым столом? Основная часть выпускников школы все же поступает в вузы за пределами Республики Коми. Аналогичный опыт, но только на уровне первых шагов, в своем выступлении продемонстрировала директор заполярной школы пос. Искатели г. Нарьян-Мара Д.С. Стрельцова. Удастся ли ей по итогам обсуждения проблемы на конференции выработать в своей образовательной деятельности конкретную стратегию в реализации арктической линии? Проблемность данного вопроса обусловлена тем, что заполярные города республики ранее не рассматривали свое участие в решении подготовки кадров для Арктики как первоочередную задачу. Об этом говорят, к примеру, выступления на круглом столе директоров школ г. Нарьян-Мара А.С. Шамова и А.А. Тотьмянина, а также М.Б. Герт, директора школы №40 г. Воркуты. С открытием при поддержке УГТУ первого профильного класса в городе М.Б. Герт связывает надежды в образовательной деятельности школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ухтинский государственный технический университет в своих образовательных технологиях широко использует вузовский потенциал. Директор Ухтинского технического лицея им. Г.В. Рассохина С.П. Румянцева во время экскурсии в лицей и дискуссии на Круглом столе подчеркнула, что не мыслит интеллектуального развития учащихся без вклада УГТУ. Программа экскурсии участников дискуссии в лицей включала также публичную лекцию Л.В. Чалышевой «Биосфера: перспективы развития». Сколько выпускников лицея связывают свою профессиональную деятельность с «арктическими профессиями»? По статистике таких выпускников примерно 30%. Но опять-таки, много это или мало? Оригинальной идеей подготовки кадров для регионов поделилась директор начальной школы «Росток-УГТУ» С.В. Виноградова. Суть идеи многопрофильного начального образования заключается в его адекватности структуре высшего образовании. Реализация этой идеи позволит не только воплотить личностно-ориентированную парадигму образования, но и взять курс на ее арктическую составляющую. Преподаватель Коми республиканского лицея при СыктГУ Г.В. Пчелкина продемонстрировала технологию решения образовательной задачи для Севера через использование интернет-ресурсов и проектную деятельность учащихся. И, наконец, трудно не согласиться с М.В. Кузьбожевой (директор Гимназии искусств при Главе РК им. Ю.А.Спиридонова) в том, что образование в северных регионах должно стать этнокультурным. Она связывает это с воспитательным эффектом, что не может не способствовать делу подготовки кадров силами образовательной системы северных регионов.

Вузовская подготовка кадров. В качестве примера специфики подготовки кадров по геологоразведке на Севере в докладе проф. УГТУ к.г.-м.н. А.М. Плякина избрана система обучения в этом техническом вузе. Но не только технические вузы реально способны решить задачи арктической позиции. Академические сообщества, выделяя в своем арсенале базовые кафедры, решают проблему укрепления минерально-сырьевого и кадрового потенциала Республики Коми. Это проиллюстрировала к.г.-м.н. Т.П. Майорова на 15-летнем опыте работы базовой кафедры геологии СыктГУ в Институте геологии Коми НЦ УрО РАН. Участники Круглого стола обратили внимание, что арктические профессии должны быть «экологизированы». Этот аспект подготовки кадров был акцентирован в докладе к.б.н. С.Н. Плюснина, д.б.н. А.А. Москалева и к.б.н. И.Н. Юраневой (доложен Ю.В. Шабалиной, УГТУ). Освещено влияние профессиональной деятельности кафедры экологии СГУ на развитие экологического образования, науки и охраны природы Европейского Севера России.

Итог работы Круглого стола по проблеме профильной подготовки кадров для северных регионов сводится к следующим основным позициям. Профильная подготовка специалистов для работы на Севере - это не только подготовка будущих специалистов в добывающих отраслях производства. Вопрос: а кто будет осуществлять эту самую профильную подготовку? К сожалению, сегодня очень остро стоит проблема обеспечения школ на Севере педагогическими кадрами. Оптимальные условия для формирования сети профильных классов в районах Севера, ориентированных на дальнейшее получение выпускниками профессий, востребованных на Севере, созданы пока лишь в единичных образовательных учреждениях. Софинансирование образовательных услуг в профильных классах имеет пока весьма низкую эффективность, так как значительная часть выпускников профильных классов (на поддержание эффективной работы которых затрачиваются немалые спонсорские средства), поступив в центральные вузы, не имеет намерения вернуться для работы на Север.

Повышение мотивации будущих специалистов - одна из сложнейших задач. Решению данной задачи, по мнению участников дискуссии, может способствовать формирование сетевого взаимодействия и тесного социального партнерства между образовательными учреждениями разных уровней (от школ до колледжей и вузов) и потенциальными работодателями, гарантирующими трудоустройство будущих специалистов. А это требует изучения потребностей рынка труда и ориентации выпускников школ на получение профессий не «модных», а «нужных». Выстраивание системы такого взаимодействия — процесс длительный, болезненный и сопряженный помимо всего прочего, с немалыми финансовыми затратами.

В качестве возможных путей решения проблемы профильной подготовки кадров для Севера и Арктики могут быть:

• проведение инвентаризации передового педагогического опыта работы профильных классов в школах северных регионов;

• изучение эффективности сотрудничества системы «школа-вуз»;

• организация смотров-конкурсов образовательных учреждений, внедряющих программы профильного обучения;

• формирование программы поддержки выпускников школ, решивших продолжить обучение в регионе.

В ходе заседания Круглого стола «Экология в семейном воспитании» с одноименным сообщением выступил Д.Н. Безгодов. Он рассказал об оригинальном теоретико-методологическом подходе к воспитательной работе, осуществляемом в УГТУ - модели «ценностно-компетентностного параллелепипеда» (ЦКП). ЦКП включает в себя, наряду с другими направлениями воспитательной работы, экологическое и семейно-бытовое воспитание. Д.Н. Безгодов определил точки концептуального пересечения данных направлений. Я.Ю. Васильев (УГТУ) в своем сообщении рассмотрел механизм социологического мониторинга эффективности экологического и семейно-бытового воспитания в соответствии с моделью ЦКП. И.В. Афанасьева (УГТУ) сделала сообщение на тему «Экологическая этика в семье» (фото 3).

Работа Круглого стола включала в себя учредительное заседание Ухтинского местного отделения общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» (НРА). О целях и задачах ассоциации сообщила председатель Коми республиканского отделения НРА, депутат Госсовета Республики Коми Л.Л. Афанасьева. Она особо отметила то, что проблемы семьи являются животрепещущими, в последнее время внимание государства к ним исключительно высоко. По инициативе депутатов Государственной Думы Российской Федерации была создана Национальная родительская ассоциация, ее возглавила заместитель Председателя Государственной Думы Л.И. Швецова. Присутствующие поддержали инициативу Л.Л. Афанасьевой и приняли решение о создании Ухтинского местного отделения Национальной родительской ассоциации. Председателем отделения был единогласно избран проректор УГТУ Д.Н. Безгодов.

Коллектив Ухтинского государственного технического университета занимается разработкой информационно-коммуникационного проекта «Ухта - родина первой российской нефти», который имеет колоссальный «брендовый потенциал» [4] в рамках программы возрождения Ухтинского отделения Русского географического общества. На заседании Круглого стола зам. председателя Коми отделения РГО П.П. Юхтанов обобщил основные итоги его деятельности за 65-летний период, показав

Фото 3. Заседание Круглого стола «Экология в семейном воспитании».

Ведущие (в центре) - Л.Л.Афанасьева и Д.Н.Безгодов.

прошлое, настоящее и планы на ближайший период. Обеспечивая преемственность поколений, важно было показать вклад Ухтинского отделения, которое активно работало в 1960-1980-е гг. (Оно насчитывало более 40 чел. Его возглавлял К.Ф. Седых, ученый-биолог, путешественник, педагог, основатель уникального музея «Природа Земли»). Первым прозвучал доклад проф. А.М. Плякина (УГТУ). Он раскрыл тему продуктивной интеграции в 50-80-е гг. ХХ столетия ученых разных ведомств (вузы, экспедиции Министерства геологии, Институт геологии Коми научного центра АН СССР (ныне -РАН)) в изучении геологии и открытии минеральных богатств Тимана, центром которого является Ухта. Очень важно было осветить роль ухтинских краеведов в истории Европейского Северо-Востока и формировании современного статуса Ухты (И.Д. Пашковская) и показать вклад Российской академии наук в изучении недр Европейского Северо-Востока России (к.г.-м.н. А.А. Иевлев, акад. А.М. Асхабов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участники заседания использовали работу Круглого стола и для обсуждения вопроса для возрождения Ухтинского отделения РГО. В работе приняли участие члены Ученого совета Коми отделения РГО Т.Е. Дмитриева, В.А. Щенявский, Г.Е. Марковский. Большую заинтересованность в возрождении Ухтинского отделения РГО проявил ректор УГТУ, член Попечительского совета Коми отделения РГО, проф. Н.Д. Цхадая. Участники заседания обратились к нему с просьбой возглавить отделение РГО в Ухте, на что было получено его согласие. Заместителем единодушно избран краевед и турист А. Лебедев.

Руководство университета, руководитель администрации г. Ухты И.Н. Михель и участники Круглого стола в торжественной церемонии установили мемориальную доску д.г.-м.н. Василию Михайловичу Сенюкову, стоявшему у истоков газовой индустрии страны (фото 4).

Заключение

Отличительная особенность проведенной конференции - широкое привлечение научных работников республики с многолетним опытом изучения Севера и Арктики. Акцент сделан на инновационные подходы для минимизации ущерба природной среде при ее освоении. Вектором будущего должен стать уход от колониальной экономики Севера к ее новой модели, в основу которой должно быть положено сбалансированное природопользование. Участники конференции подытожили:

• природно-адаптированные методы природовосстановления и инженерного использования территории - основной путь совершенствования эколого-экономической системы устойчивого развития Севера;

Фото 4. Открытие мемориальной доски В.М. Сенюкову.

(слева направо): А.М. Плякин, Н.Д. Цхадая, Д.Н. Безгодов, корреспондент газеты «Ухта» Е.И. Нестерова.

• при территориальном планировании в основу должен быть положен учет экологических функций геосистем;

• расширение сети особо охраняемых природных территорий в зонах Арктики и Субарктики должно максимально учитывать и законодательно закреплять интересы оленеводов.

Участники конференции были единодушны в понимании той ответственности, которая при подготовке кадров ложится на северные вузы. В масштабах Печоро-Уральского региона системообразующее положение в сфере подготовки кадров для Севера занимает УГТУ. Его ключевые позиции прочны в образовательной деятельности для нефтегазового сектора экономики республики с выходом на арктические проекты. Для дальнейшей деятельности УГТУ значение конференции видится прежде всего в том, что она раздвигает географические границы деятельности этого технического вуза, повышая тем самым его привлекательность и конкурентоспособность. Особого внимания заслуживает представленная на конференции инновационная система УГТУ по профильной довузовской подготовке будущих нефтяников. Надеемся, что конференция будет способствовать и объединению усилий северных университетов региона, выявит новые возможности их сотрудничества по разработке адаптированных к арктическим условиям учебных программ и внесет коррективы в структуру и содержание образовательного процесса УГТУ.

Руководители Программного комитета и координаторы конференции: д.б.н. М.В. Гецен и проректор УГТУ Д.Н. Безгодов.

Литература

1. Резолюция У1 Межд.науч.-практ. конференции «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития» (Апатиты, 12-14 апреля 2012 г.) // Известия Коми научного центра УрО РАН. Сык-тывкар,2012. Вып. 2(10). С.164-167.

2. Обсуждение проблем Севера и Арктики // Известия Коми научного центра УрО РАН. Сыктыв-кар.2012. Вып. 3(11). С.133-134.

3. Цхадая Н.Д.Укрепляя университетский комплекс: арктический поворот // Высшее образование в России.2013. №5. С.64-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Беляева О.Северный форпост: стиль остается прежним.Ухтинскому государственному техническому университету - 55 лет // Регион. 2013. №4. С.7-9.