Научная статья на тему 'Роль унификации и гармонизации законодательства в осуществлении экономических интеграционных процессов'

Роль унификации и гармонизации законодательства в осуществлении экономических интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
418
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESS / УНИФИКАЦИЯ / UNIFICATION / ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ / HARMONIZATION OF LEGAL NORMS / АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДОКУМЕНТОВ СНГ / ANALYZE AND ESTIMATION OF CIS DOCUMENTS / ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР СПОСОБОВ УНИФИКАЦИИ / THE RIGHT CHOICE OF UNIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амонов Аминджон Джамолович

Экономическая интеграция политически независимых государств всегда влечет за собой необходимость разработки единых правил взаимоотношений, что само по себе означает унификацию и гармонизацию законодательства. В этой связи автор в данной статье рассматривает вопросы соотношения интеграционных процессов в экономике с процессом унификации и гармонизации правовых норм в законодательстве государств Европейского союза, а также исследует правовые документы, отражающие интеграционные процессы стран СНГ на примере взаимоотношений стран Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of legislative unification and harmonization in economical integration process implementation

The economical integration of politically independent states always entail the necessity of reworking of interaction rules, that itself means legislative unification and harmonization. In this connection the author of the article considers the process of correlation integration matters in economy with unification and harmonization of legal norms in legislation of European alliance, as well researches the legal documents, reflecting integration processes of CIS countries on the example of the relations of the European alliance countries.

Текст научной работы на тему «Роль унификации и гармонизации законодательства в осуществлении экономических интеграционных процессов»

20. Арбитражный процесс //В.В. Ярков. М.: Юристь, 1998г. (автор главы «Система арбитражных судов в РФ» В.В. Ярков).

21. Ходжиматов.С. Таджикистан на пороге новых административных реформ //Вестник Высшего экономического суда РТ.Спец.вып. -Душанбе, 2005.-С.176-177.

Рахматулоев А. Э., Дадожонов С.

Административные споры: проблемы правового регулирования и порядок их разрешения (сравнительно-правовой анализ)

В юридической литературе не дано общепризнанного определения административно-правового спора. В статье рассматриваются актуальные теоретические и практические проблемы развития института

административной юстиции и проблемы разрешения административных споров, возникающих между предпринимателями, гражданами и публичной властью в Таджикистане. Проведен анализ процессуальных нормативно - правовых актов и выявлены их недостатки в сфере защиты публичных прав физических лиц, а также вносится предложение о разработке и принятии в Таджикистане административно - процессуального кодекса.

Rahmatuloev A.E., Dadojonov S. R.

Administrative arguments: regulation problems and order of its solution (Comparison-legal analyses)

As the author of the article emphasizes there is no universal definition to a notion of administrative-legal dispute in juridical literature. In the article is considered actual theoretical and practical problems of administrative justice institute development and problems of administrative dispute solution, arisen between businessman, citizens and public authorities in Tajikistan. The author also analyzing processing normative-legal acts revealed their defect in the sphere of physical persons public rights protection, as well as they offer about working out and acceptance of administrative and trial code in Tajikistan.

Амонов Аминджон Джамолович,-

старший преподаватель кафедры гражданского, предпринимательского

и международного права

РОЛЬ УНИФИКАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ

ПРОЦЕССОВ

Современный мир характеризуется развитием интеграционных процессов, находящих свое проявление в различных сферах социальной

действительности.1 Экономическая интеграция политически независимых государств всегда влечет за собой необходимость разработки единых правил взаимоотношений, что само по себе означает унификацию и гармонизацию законодательства. Наглядным примером того может быть история возникновения Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданного на основе Римского договора 1957г. Именно эффективная деятельность законодательных органов ЕЭС, которая в течение нескольких десяток лет смогла унифицировать и гармонизировать правовые нормы, регулирующие взаимоотношения внутри сообщества, смогла привести к более высокой ступени интеграции - Европейскому союзу2.

В этой связи мы намерены в данной статье рассмотреть вопросы соотношения интеграционных процессов в экономике с процессом унификации и гармонизации правовых норм в законодательстве этих государств. В качестве классического примера мы решили рассмотреть взаимоотношения стран Европейского союза, которые в течение полувековой истории его существования прошли различные этапы своего совершенствования. Затем плавно перейдем к исследованию опыта стран -членов относительно молодого содружества - Содружества Независимых Государств (СНГ) в процессе унификации и гармонизации его законодательства.

После второй мировой войны в Западной Европе компании США чувствовали себя довольно уверенно при завоевании рынка сбыта своих товаров, и западноевропейские компании, еще не оправившиеся от последствий военных действий, не могли с ними конкурировать. Именно по этой причине, видимо, и возникла идея создания Европейского экономического сообщества, которое могло обеспечить интеграцию экономики западноевропейских государств путем координации их внешнеэкономической политики. На всех этапах этой интеграции её основополагающим принципом была гармонизация законодательства государств, участвующих в "Общем рынке"3.

Не только государства-учредители СНГ - Россия, Украина и Белоруссия, но и другие, несколько позже присоединившиеся к содружеству, государства, понимали фатальную необходимость экономической интеграции во имя выживания в жесткой конкурентной борьбе и получения возможности

1 Усенко Е. Т. Интеграция как всемирно-исторический процесс // Курс международного права. Т. 7. - М., 1993. - С. 5—27.

2 Об отличительных чертах экономической интеграции в рамках ЕЭС см.: Бардина М.П. Новый этап в правовом регулировании торгово - экономических отношений ЕЭС со странами Восточной Европы и СССР // Советский журнал международного права. 1991, № 2. - С. 93.

3 См.: Сафиуллин Д.Н., Пронина М.Г. Правовые вопросы инвестиционного сотрудничества стран Содружества Независимых Государств // Вестник Арбитражного Суда. - 1997. - № 6. -С.10.; Салагин О.Н. О защите прав инвестора // Право и экономика. - 1997. - № 11 - 12. -С.31.

занять свои позиции в мировом экономическом сообществе1. Этим объясняется повышенный интерес юристов к проблемам унификации и гармонизации законодательства (права)2.

Для достижения конечных результатов экономической интеграции, наряду с выражением политического взаимопонимания между партнерами, является ключевым решение проблемы целенаправленного и эффективного правового регулирования взаимоотношений стран-партнеров по иностранным инвестициям. Именно по этой причине мы приступили к исследованию правовых документов, отражающих интеграционные процессы стран СНГ, с учетом анализа успехов и недочётов мировой практики по этому вопросу, на примере взаимоотношения стран Европейского союза. Поскольку особый интерес для нас представляют анализ и оценка документов СНГ, направленных на унификацию и гармонизацию правового регулирования иностранных инвестиций, хотелось бы вначале рассмотреть несколько основных понятий.

Унификация (в переводе с латинского языка — делать единым) права - это создание одинаковых, единообразных, то есть унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. В этой связи следует вспомнить о понятии другого правового института - имплементации права, который по своему содержанию довольно близок с унификацией. Иначе говоря, имплементация права представляет собой процесс введения в отечественное законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты содержания международно-правовых норм, а также их практическую реализацию в правовой системе конкретного государства. В самом широком понимании имплементацию можно понять как исполнение международно-правовых обязательств на уровне внутригосударственных отношений, тогда как в случаях унификации речь идет о добровольном принятии государством предложений рекомендательного характера какого - либо международного сообщества. Например, предложенные модели законодательства Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ. В некоторых цивилизованных государствах ратифицированные договора международной имплементации сразу же становятся составной частью национального законодательства. Ссылаясь на содержание правовой нормы, содержащейся в ч. 3 ст.10 Конституции Республики Таджикистан, можно и нашу страну отнести к числу этих стран.

Болтуев С.Ш. Предпосылки и условия осуществления экономической интеграции/Материалы международной конференции «Таджикистан в системе международных экономических отношений». - Худжанд., 2002. - С.29 -39.

2 Сафиуллин Д.Н., Пронина М.Г. Правовые вопросы инвестиционного сотрудничества стран Содружества Независимых Государств. - С.12.

Также считаем необходимым рассмотреть понятие еще одного правового института, близкого по своему содержанию с унификацией.

Гармонизация права - процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий. Понятно, что гармонизация и унификация - взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация -более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле этого слова, когда она включает также унификацию, и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации.

Гармонизация правового регулирования иностранных инвестиций отличается от других, исследованных в нашей литературе, способов унификации права тем, что обеспечивает гармоничное взаимодействие норм административного регулирования органов государственного управления различных государств в области внешнеэкономической деятельности. Подчеркивая эту, имеющую принципиальное значение, отличительную черту гармонизации права, Комаров В.В. предлагает исходить из широкого и узкого толкования понятия унификации права: как унификации, включающей в себя метод гармонизации права, и как унификации, осуществляемой путем создания единообразных норм гражданского права, в том числе и типовых (модельных) актов.1

Типовой или модельный нормативно-правовой акт является разновидностью унификации права в его узком понимании, как метод регулирования гражданско - правовых отношений, одобренного государствами - членами содружества для его применения в рамках внутриотечественного законодательства. Для координации внешнеэкономической политики в области иностранных инвестиций и создания необходимого режима в этой сфере типовой закон служит в меньшей степени, поскольку он выражает унификацию гражданско - правового регулирования, не допускающую принятия мер административного воздействия. Правовые последствия недостижения целей унификации в зависимости от способа её применения могут быть различными. Принятие или отказ от принятия типового (модельного) нормативно-правового акта могут быть связаны со свободой волеизъявления государства в лице его законодательного органа. Точное и безусловное соблюдение принятых обязательств по воспроизведению содержания типового (модельного) нормативно-правового акта может означать ограничение полномочий законодательного органа и даже ущемление государственного суверенитета. Процесс разработки, согласования и принятия типового (модельного) нормативно-правового акта

6 См.: Комаров В.В. Прямые иностранные инвестиции. Проблемы и пути привлечения // Право и экономика в Европе и Азии.-1997. № 9 - 12. С. 3.

является довольно длительным, а принятие его в каждом из государств -членов СНГ может продолжаться довольно длительное время. Поэтому такой способ унификации не может служить целям гибкого и оперативного регулирования интеграционных процессов в рамках осуществления внешнеэкономической политики каждого из государств в отдельности и содружества в целом, поскольку в условиях рыночной экономики и рыночных отношений необходимо иметь в виду именно мобильность позиции каждого из партнёров.

На наш взгляд, именно гармонизация как метод унификации больше подходит к особенностям реализации внешнеэкономической государственной политики и обеспечения интеграционных процессов, поскольку мы должны исходить из того, что позиция каждого из государств - членов содружества может быть своеобразной. Именно из-за этого при анализе правовых документов, отражающих интеграционные процессы государств - членов СНГ, можно обнаружить: нет такого случая, чтобы все государства до единого без всяких оговорок одобрили этот документ. Координация внешнеэкономической политики участвующих в экономической интеграции государств как выражение гибкости и мобильности позиций невозможна или затруднительна после принятия типового (модельного) нормативно-правового акта. Тогда как в случае использования способа гармонизации для унификации законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности всегда есть возможность координации действий государства по принятию не только политических решений, но и реализации законодательной политики в части оперативного принятия необходимых нормативно-правовых актов. В этой связи, для повышения эффективности интеграционных процессов государств - членов СНГ, важное значение имеет правильный выбор одного из способов унификации правового регулирования.

Подводя итоги краткого исследования вопроса о влиянии правильного применения унификации законодательства на эффективность интеграционного процесса, хотелось бы отметить, что не только рассмотренные нами два способа или метода унификации, но и другие в конкретной ситуации могут оказаться наиболее приемлемыми. Ни один из способов или методов унификации не может быть идеальным и подходящим ко всем случаям жизни. Самое главное: надо знать и уметь определить наиболее оптимальный из них.

Ключевые слова: интеграционные процессы, унификация, гармонизация правовых норм, анализ и оценка документов СНГ, правильный выбор способов унификации. Key words: integration process, unification, harmonization of legal norms, analyze and estimation of CIS documents, the right choice of unification.

Амонов А.Дж.

Роль унификации и гармонизации законодательства в осуществлении экономических интеграционных процессов

Экономическая интеграция политически независимых государств всегда влечет за собой необходимость разработки единых правил взаимоотношений, что

само по себе означает унификацию и гармонизацию законодательства. В этой связи автор в данной статье рассматривает вопросы соотношения интеграционных процессов в экономике с процессом унификации и гармонизации правовых норм в законодательстве государств Европейского союза, а также исследует правовые документы, отражающие интеграционные процессы стран СНГ на примере взаимоотношений стран Европейского союза.

Amonov A.J.

The role of legislative unification and harmonization in economical integration process

implementation

The economical integration of politically independent states always entail the necessity of reworking of interaction rules, that itself means legislative unification and harmonization.

In this connection the author of the article considers the process of correlation integration matters in economy with unification and harmonization of legal norms in legislation of European alliance, as well researches the legal documents, reflecting integration processes of CIS countries on the example of the relations of the European alliance countries.

Пулатова Аида,-

аспирант Института философии и права им. И.Муминова Академии наук Республики Узбекистан

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА

Исследование состояния преступности по Узбекистану, областям и Республике Каракалпакстан свидетельствует о том, что в последние годы значительно растёт число регистрируемых преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола, а также количество девушек-подростков, участвующих в их совершении. Особую тревогу вызывает количественное увеличение в структуре преступности несовершеннолетних женского пола убийств, умышленных причинений телесных повреждений, разбойных нападений, грабежей, хулиганств и других тяжких и особо тяжких преступлений. Растёт и групповая преступность девушек.

Изучение показывает, что ежегодно девушками совершается в несколько раз больше административных правонарушений, чем преступлений. За последние три года ежегодно на профилактический учет в ОВД ставится 12,8% девушек от общего числа несовершеннолетних. Каждое третье преступление, совершенное девушками, характеризуется как общественно опасное деяние, и только в связи с недостижением их участниками 14-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.