Научная статья на тему 'РОЛЬ УЛЬТРАСОНОГРАФИИ В ТОПИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОЙ ЭХИНОКОККЭКТОМИИ'

РОЛЬ УЛЬТРАСОНОГРАФИИ В ТОПИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОЙ ЭХИНОКОККЭКТОМИИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭХИНОКОККОЗ ПЕЧЕНИ / УЛЬТРАСОНОГРАФИЯ / ПОКАЗАНИЯ / ЛАПАРОСКОПИЧЕСКАЯ ЭХИНОКОККЭКТОМИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Осумбеков Б.З., Чокотаев М.А., Осумбеков Р.Б.

В работе на основании анализа 41 клинического случая изучается роль ультрасонографии в топической диагностике и определении показаний для лапароскопической эхинококкэктомии (ЛЭ). Показаниями для лапароскопической операции авторы считают субкапсулярное расположение эхинококковых кист в передних сегментах печени (II, III, IV, V, VI), неосложненная и нагноившаяся эхинококковая киста печени, размеры эхинококковых кист в пределах 3-10 см

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЛЬТРАСОНОГРАФИИ В ТОПИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОЙ ЭХИНОКОККЭКТОМИИ»

роль ультрасонографиив топической диагностике и определении показаний для.

роль УЛЬТРАСОНОГРАФИИ в ТОПИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОКАЗАНИЙ для ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОЙ ЭХИНОКОККЭКТОМИИ

Осумбеков Б.З., Чокотаев М.А., Осумбеков Р.Б.

ошская межобластная объединенная клиническая больница. г. ош, Кыргызская республика.

Резюме. в работе на основании анализа 41 клинического случая изучается роль ультрасонографии в топической диагностике и определении показаний для лапароскопической эхинококкэктомии (ЛЭ). Показаниями для лапароскопической операции авторы считают субкапсулярное расположение эхинококковых кист в передних сегментах печени (II, III, IV, V, VI), неосложненная и нагноившаяся эхинококковая киста печени, размеры эхинококковых кист в пределах 3-10 см.

Ключевые слова: эхинококкоз печени, ультрасонография, показания, лапароскопическая эхинокок-кэктомия.

Топикалык диагностикадагы жана лапароскопиялык эхинококкэктомия керсеткучтерун анык-

тоо учун ультрасонографиянын ролу

Осумбеков Б.З., Чокотаев М.А., Осумбеков РБ.

Корутунду: илимий иште клиникалык 41 учурдун анализинин негизинде топикалык диагностикадагы жана лапароскопиялык эхинококкэктомиянын (ЛЭ) кeрсeткYчтeрYн аныктоо YЧYн ультрасонографиянын ролу изилденген. Авторлор лапароскопиялык операциянын кeрсeткYЧтeрY боордун алдьщкы сегментиндеги (II, III, IV, V, VI) эхинококктун субкапсулярдык жайгашуусун, боордун татаал эмес жана ирицдYY эхинококкун эсептейт, эхинококктун размери 3-10см чегинде.

Негизги сездер: боордун эхинококкозу, ультрасонография, кeрсeткYЧтeр, лапароскопиялык эхинокок-кэктомиясы.

THE ROLE OF ULTRASONOGRAPHY IN TOPICAL DIAGNOSIS AND DETERMINING INDICATIONS FOR LAPAROSCOPIC ECHINOCOCCECTOMY

Osumbekov B.Z., Chokotaev M.A. Osumbekov R.B.

Osh interregional unified clinical hospital, Osh, Kyrgyzstan

Rezume. in the work based on the analysis of 41 clinical cases is studied the role of ultrasonography in the topical diagnosis and determining the indications for laparoscopic echinococcectomy. The indications for laparoscopic surgery authors believe subcapsular location of hydatid cysts in the anterior segments of the liver (II, III, IV, V, VI), uncomplicated and suppurated hydatid cyst of liver, hydatid cyst dimensions of in the range 3-10 cm..

Keywords: hydatyd cyst of liver, ultrasonography, indications, laparoscopic echinococcectomy.

Актуальность работы

Эхинококкоз продолжает оставаться большой медицинской, социальной и сельскохозяйственной проблемой, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в мировой медицинской литературе [1,2,4,5]. В лечении эхинококкоза печени хирургический метод остается единственно эффективным и радикальным способом [1, 6, 7]. Эффективность лечения данной патологии связана своевременной и правильной диагностикой заболевания. Одним из наиболее перспективных методов диагностики эхинококкоза в настоящее время считается ультрасонография, позволяющее в большинстве случаев установить диагноз заболевания [2, 5].

Развитие эндовидеохирургической техники, широкое их внедрение в повседневную практику хирургических учреждений не могло обойти стороной и проблему эхинококкоза печени. Сегодня сведения о лапароскопической эхинококкэктомии (ЛЭ) продолжают довольно часто публиковаться, что свидетельствует о постоянном интересе к

лапароскопическому лечению эхинококкоза [1, 3, 7]. Выбор показаний и противопоказаний к ЛЭ во многом зависит от личного опыта эндохирурга, владения им техникой эхинококкэктомии и количества выполненных ЛЭ [1, 6]. При определении показаний к ЛЭ хирурги ориентируются на такие критерии, как локализация паразитарной кисты, ее количество и связь с печеночными сосудами. В решении этого вопроса важная роль придается ультрасонографии, как неинвазивному, общедоступному и высокочувствительному методу диагностики.

Цель работы: оценить роль ультрасонографии в топической диагностике кист печени и определении показаний для лапароскопической эхинококкэктомии.

Материал и методы

Настоящее исследование основано на анализе 41 клинического наблюдения с эхинококкозом печени, которым была выполнена ЛЭ в Ошской межобластной объединенной клинической больнице за период с 2010 года по настоящее время. Возраст больных колебался от 18 до 63 лет.

МЕДИЦИНА

ежемесячный научно-практическии медицинским журнал

Мужчин было 24 (58,5%), женщин - 17 (41,5%). Размеры эхинококковых кист колебались от 42 до 86 мм, в 29 (70,7%) случаях от 42 до 72 мм. Только в 2 наблюдениях размеры кист превышали 80 мм. В 6 случаях эхинококковые кисты располагались в левой доле печени (2-3 сегменты), в 8 случаях в проекции 4 сегмента, в 15 случаях в 5 сегменте и в 2 случаях в проекции 6 сегмента правой доли печени. У 24 (58,5%) больных эхинококковые кисты были однокамерные, без нагноения, в остальных случаях с эхопризнаками нагноения.

Нами применяются ультразвуковые сканеры «М^гау», «Chison» с линейными и конвексными датчиками с частотой излучения 3,5 и 5 МГц.

Основными этапами ЛЭ были: создание кар-боксиперитонеума в режиме 12 мм.рт.ст.; установка троакаров для оптики и эндоинструментов; панорамная ревизия брюшной полости; эхино-коккэктомия; ликвидация остаточной полости. Эхинококковую кисту пунктировали и электроотсосом эвакуировали содержимое кисты, после чего по пункционной игле интракистозно вводили 30% раствор NaCl в количестве 2/3 удаленной жидкости с экспозицией 5-10 минут. В последующем введенную жидкость эвакуировали, затем L-образным электродом вскрывали фиброзную капсулу, удаляли хитиновую оболочку в эндокон-тейнере. Затем полость кисты 3-х кратно обрабатывали 96° этиловым спиртом. В последующем проводилась видеоскопия остаточной полости на предмет выявления желчных свищей. Дополнительно полость обрабатывали аргонно-плаз-менным коагулятором. Производили частичную перицистэктомию. Во всех случаях остаточную полость абдоминизировали, в 17 (41,4%) случаях в полость подводили прядь сальника. Всегда остаточную полость дренировали полихлорвиниловыми трубками. У 4 больных с наличием ЖКБ одновременно производили лапароскопическую холецистэктомию с последующей ЛЭ.

Результаты и обсуждение

Всем больным на дооперационном этапе выполнялась ультрасонография печени, что позволяла судить о размерах эхинококковой кисты, ее количестве, локализации по сегментам печени и взаимоотношении с внутрипеченочными трубчатыми структурами. При погибшем паразите у 17 (41,4%) больных в просвете кисты четко определялась отслоившаяся на всем протяжении либо фрагментально хитиновая оболочка кисты в виде линейных гиперэхогенных полос. Специфическим признаком паразитарного характера кисты являлось выявление дочерних и внучатых пузырей в полости кисты.

При больших кистах контуры кист могли изменяться, но при этом сохраняется округлость очертаний без резких ее деформаций. Обычно к этому времени количество жидкости становится достаточным для дифференцирования эхоструктуры жидкого содержимого объемного

образования. Ориентиром также могут служить обнаруживаемые внутри кисты контуры дочерних кист.

Тканевая гармоника, цветовое или энергетическое допплеровское картирование повышали специфичность серошкальной ультрасонографии до 91,8%, а чувствительность до 89,5%. Режимы допплеровских исследований применяли для изучения характера васкуляризации очагов с дифференциально-диагностической целью, а также при вовлечении в процесс крупных сосудистых структур печени и нижней полой вены.

Исследования показали, что УЗИ дает возможность не только установить диагноз эхинококкоза печени, но и стадию развития паразита. Эхогра-фическая картина эхинококковых кист отличалась значительным полиморфизмом в зависимости от стадии жизнедеятельности кисты, степени кальци-ноза фиброзной капсулы, наличия дочерних кист.

Основываясь на большом научном и практическом опыте применения ультрасонографии, нам удалось повысить эффективность хирургического лечения эхинококкоза печени, внедрив лапароскопический метод, за счет дифференцированного отбора пациентов с данной патологией. Такая избирательная тактика позволила нам исключить специфические интра- и послеоперационные осложнения ЛЭ, начиная на этапе ее освоения и внедрения. С учетом ультразвуковых критериев мы придерживаемся следующих показаний для выполнения ЛЭ: 1) субкапсулярное расположение эхинококковых кист в передних сегментах печени (II, III, IV, V, VI); 2) неосложненная эхинококковая киста печени; 3).нагноившаяся эхинококковая киста печени; 4) размеры эхинококковых кист в пределах 3-10 см;

Во время оперативного вмешательства во всех случаях осложнений не было. Длительность операции колебалась от 30 минут до 90 минут, в среднем - 48,5 минут. Послеоперационный период у всех больных протекал гладко, они активизировались через 4-6 часов после эксту-бации. У 1 больной на 2 сутки после операции по дренажной трубке начала выделяться желчь в количестве 60-80 мл. Больной в тот же день было проведено УЗИ, где свободной жидкости в подпеченочной области и брюшной полости не выявлено, дренажная трубка находилась в остаточной полости. В динамике у больной наблюдалось уменьшение желчевыделения из остаточной полости, на 6 сутки выписана домой с дренажной трубкой, которая была удалена на 12 сутки после операции после полного прекращения отделяемого из остаточной полости. У остальных больных дренажи были удалены на 3-4 сутки после операции. Средняя длительность пребывания больных в стационаре составила 6,2 к/дня. Всем больным после выписки из стационара для профилактики рецидива назначали противорецидивное лечение: альбендазол в

фитотерапия в Кыргызстане: возможности и проблемы

дозе 10мг/кг веса больного в течение 28 дней.

Отдаленные результаты были изучены у 17 больных, сроки обследования от 3 месяцев до 4-х лет. Клинико-инструментальных данных за рецидив заболевания и наличие гнойных осложнений со стороны остаточной полости не обнаружено. У 2 больных при УЗИ обнаружены остаточные полости гомогенным содержимым размерами до 26 мм, а у остальных отмечена полная ликвидация кисты.

Вывод

Таким образом, УЗИ отводится важная роль в объективной интерпретации характеристик эхинококковой кисты (размер кист, ее количество и локализация в печени, взаимоотношение с сосудами и желчными протоками, стадия развития паразита), что имеет решающее значение при определении хирургического доступа и планировании вида операции (лапаротомия/лапароскопия), а также предположить возможные интраоперационные осложнения. Правильная трактовка этих критериев в пользу ЛЭ с учетом установленных показаний позволяет улучшить результаты оперативного лечения, снизив процент послеоперационных осложнений, сократив сроки лечения и улучшив качество жизни больных.

Литература

1. Алиханов Р.Б., Емельянов С.И., Хамидов М.А. Лапароскопическая эхинококкэктомия: анализ ближайших и отдаленных результатов //Анналы хирургической гепатологии.

- 2007. - Т. 12. - № 4. - С. 7-10.

2. Иванов С.А., Котив Б.Н. Ультразвуковое исследование в хирургии эхинококкоза печени //Вестник хирургии. - 2001.

- Т. 160. - № 3. - С. 73-76.

3. Ким В.Л. Малоинвазивная хирургия в лечении эхинококкоза печени /Анналы хирургической гепатологии. 2005; 2 (10): стр. 114.

4. Ордабеков С.О., ОрдабековЕ.С. Малоинвазивныеметоды эхинококкэктомии: за и против //Анналы хирургической гепатологии. 2005; 2 (10): стр. 125.

5. Осумбеков Б.З. Стратегия малоинвазивной видеоконтрольной хирургии полостных и внеполостных гнойно-очаговых образований: Автореф. дис. док-ра мед.наук: Бишкек, 2010; 49 с.

6. Dervenis C., Delis S., Avgerinos C. Changing concepts in the management of liver hydatid disease // J. Gastrointest. Surg. 2005; 9; 6: 869-877.

7. Yagci G., Ustunsoz B., Kaymakcioglu N. еt al. Results of surgical, laparoscopic and percutaneous treatmentfor hydatid disease of the liver: 10 years experience with 355 patients // World. J. Surg. 2005; 29; 12: 1670-1679.

ФИТОРАПИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

Рахимова Ч.К., Белов Г.В.,

мук, Бишкек, Кыргызстан научно-производственное объединение «профилактическая медицина»,

Кыргызстандагы фитотерапия: мYмкYнчYЛYктер жана проблемалар

Рахимова Ч.К., Белов Г.В..,

Phytotherapy in Kyrgyzstan: opportunities and challenges

Rakhimova Ch.K., Belov G.V.

Кыргызстан очень богат природными лечебными ресурсами. Их рациональному использованию в Советское время уделялось пристальное внимание. Два совхоза работали исключительно на выращивание лекарственных растений. Производство эфирных масел совхозом «Эфиронос» обеспечивало более половины потребности Союза. Бишкекский (Фрунзенский) фармзавод выпускал более 200 наименований продукции, в значительной степени, природного происхождения. Рецептурные отделы аптечной сети широко использовали отвары, настои, сиропы из лекарственных растений. Институт биофармакологии Академии Наук был одним из пионеров в продвижении биологически активных добавок, только в восьмидесятые годы были получены десятки авторских свидетельств на изобретения, которые использовались как для оздоровления населения, так и для

подготовки космонавтов и олимпийцев. Успешно разрабатывал и внедрял препараты на природной основе республиканский центр народной медицины «Бейиш». К сбору лекарственных трав через заготовительные контору «Лекарствпром» были привлечены тысячи людей. Наряду фитопрепаратами широко заготовлялись продукты пчеловодства, мумие, препараты животного происхождения. Были разведаны неисчерпаемые запасы полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (более сотни месторождений минеральных вод, десятки месторождений лечебных грязей, глин, солей, рассолов), которые успешно использовались в курортной практике.

Практические врачи и население поддерживали равновесие в использовании фармацевтических препаратов и природных лечебных средств.

Ситуация изменилась в середине 90-х годов. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.