Научная статья на тему 'Роль уголовного законодательства в повышение эффективности предупредительного воздействия в отношении преступлений, совершаемых женщинами'

Роль уголовного законодательства в повышение эффективности предупредительного воздействия в отношении преступлений, совершаемых женщинами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
415
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джалолов Холик Гайбуллоевич

Статья посвящена исследованию роли уголовного законодательства в повышении эффективности предупредительного воздействия в отношении преступлений, совершаемых женщинами. В целях профилактики преступлений со стороны женщин, предлагается существенные коррективы в пенитенциарной политике, как законодательного, так и правоприменительного порядка, в частности, в отношении осужденных женщин, отбывающих уголовные наказания, в особенности лишение свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Джалолов Холик Гайбуллоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE CRIMINAL LEGISLATION MADE BY WOMEN IN INCREASE OF EFFICIENCY OF PRECAUTIONARY INFLUENCE CONCERNING THE CRIMES

The article is devoted research of a role of the criminal legislation made by women in increase of efficiency of precautionary influence concerning the crimes. With a view of preventive maintenance of crimes from women, it is offered essential corrective amendments in the penitentiary policy, as legislative, and legal an order, in particular, concerning the condemned women, leaving criminal punishments, in particular imprisonment.

Текст научной работы на тему «Роль уголовного законодательства в повышение эффективности предупредительного воздействия в отношении преступлений, совершаемых женщинами»

6.4. РОЛЬ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЖЕНЩИНАМИ

Джалолов Холик Гайбуллоевич. Должность: ассистент. Место работы: Таджикский национальный университет. Подразделение: кафедра правосудия и прокурорского надзора. E-mail: 1986_parviz.a@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию роли уголовного законодательства в повышении эффективности предупредительного воздействия в отношении преступлений, совершаемых женщинами. В целях профилактики преступлений со стороны женщин, предлагается существенные коррективы в пенитенциарной политике, как законодательного, так и правоприменительного порядка, в частности, в отношении осужденных женщин, отбывающих уголовные наказания, в особенности - лишение свободы.

Ключевые слова: уголовное законодательство; предупредительное воздействие; преступления, женщины.

ROLE OF THE CRIMINAL LEGISLATION MADE BY WOMEN IN INCREASE OF EFFICIENCY OF PRECAUTIONARY INFLUENCE CONCERNING THE CRIMES

Jalolov Kholik Gaybulloevich. Position: assistant. Place of employment: Tajik national university. Department: judicial law and prosecutor's supervision chair. E-mail: 1986_parviz.a@mail.ru

Annotation: The article is devoted research of a role of the criminal legislation made by women in increase of efficiency of precautionary influence concerning the crimes. With a view of preventive maintenance of crimes from women, it is offered essential corrective amendments in the penitentiary policy, as legislative, and legal an order, in particular, concerning the condemned women, leaving criminal punishments, in particular - imprisonment. Keywords: criminal legislation; efficiency of precautionary; influence concerning; the crimes; women.

Преступления, совершаемые женщинами, в последние годы привлекают все большее внимание ученых, практических работников и широкой общественности. Криминальная агрессия женщин - отражение социальных и личностных проблем современной женщины в целом, своеобразная форма ее реагирования на происходящие негативные изменения в стране, семье, коллективе. Невозможность реализоваться, безработица, падение уровня жизни, а также падение интереса к семейным ценностям приводят к тому, что женщины нередко встают на криминальный путь, пытаясь добыть средства к существованию или средства для поддержания того уровня жизни, который они считают достойным для себя, совершая корыстные и насильственные преступления. Несмотря на то что женщины-преступницы чаще избирают такие виды преступлений, как убийство, мошенничество, кража, реже - разбои и грабежи, с каждым годом ситуация меняется и женщины «догоняют» мужчин, совершая все более тяжкие деяния .

В юридической литературе даны следующие понятия предупреждения преступности. Это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений. Некоторые авторы предлагают для обозначения такой деятельности термин «предупреждение преступлений» (указывая, что не может быть предупреждено уже существующее явление), однако устоявшимся в теории и употребляющимся в большинстве работ является термин «предупреждение преступности».

В литературе и нормативных актах также часто употребляются термины «профилактика преступности», «предотвращение преступлений» и «пресечение преступлений». Некоторые авторы не считают нужным выделять какие-то смысловые оттенки данных понятий и рассматривают их как синонимы общего понятия «предупреждение преступности» , однако определённые семантические отличия между ними всё же имеются .

Классификация мер предупреждения преступности в криминологии немало. Одной из них является деление мер предупреждения преступности на общесоциальные и специально-криминологические. Важное антикриминогенное значение для предупреждения совершения преступлений с «женским лицом» имеют общесоциальные меры снижения преступности, хотя в последнее время известные ученые склоняются к прикладному аспекту, т.е. к специально-криминологическим мерам. Несмотря на это, не следует забывать известную аксиому: «Невозможно понять общество, не понимая преступности. Невозможно понять преступность, не понимая общества», - и с этим постулатом согласно большинство криминологов, в том числе и зарубежных. Общесоциальные меры предупреждения преступности не имеют непосредственной направленности на предупреждение антисоциального поведения, но они предопределяют основное содержание профилактики.

В предупреждении женской преступности особое значение имеют общесоциальные меры, направленные на правовое воспитание граждан. Работа с осужденными женщинами показала, что подчас преступницы ссылаются на незнание того, что их действия представляли общественную опасность и могли повлечь уголовную ответственность. Однако в Конституции Республики Таджикистан и других отраслевых законодательствах установлено, что незнание закона, не освобождает лицо от ответственности. Тем не менее, своевременная правовая пропаганда во многих случаях могла бы содействовать воздержанию морально неустойчивых лиц от подобного поведения и способствовала бы снижению числа правонарушений.

Пропаганда уголовного законодательства, как мера правового воздействия на преступность в целом и женскую преступность, в частности, может применяться в ходе осуществления общей и индивидуальной профилактики. Содержание данной меры заключается в информировании граждан о существующем уголовном законодательстве, его содержании, изменениях и т.д. Профилактическая цель пропаганды уголовно-правовых норм - удержать неустойчивых лиц от совершения преступлений путем устрашения

возможным наказанием. Достижение такой цели предполагает доведение до сведения граждан существования угрозы наказания, содержащегося в уголовном законе, устанавливающем ответственность за совершенное преступление. Кроме того, очень важно, чтобы законы вошли в психологию человека, мотивацию действий каждого гражданина.

Заметим, что на эффективность пропаганды уголовного законодательства существенно влияет и его форма. Правовая норма, соответствующая представлениям граждан, позитивно воспринимаемая ими через призму свойственных им взглядов, действует значительно более эффективно, чем при расхождении с этими взглядами и представлениями.

Между тем уголовно-правовая пропаганда традиционно занимала скромное место среди иных средств общего предупреждения, и по сей день представляет собой стихийную практику.

Основная доля такой пропаганды в настоящее время ложится на средства массовой информации. Согласно исследованиям многих ученых, средства массовой информации занимают основное место по популярности среди населения по сравнению со всеми другими источниками правовой информации. Главная сила печати, телевидения, радиовещания состоит в широких возможностях распространения идей с использованием документальных и художественных средств. Так, 80% респондентов из числа сотрудников правоохранительных органов, опрошенных автором, считают обращение к населению через средства массовой информации одним из наиболее эффективных средств правовой пропаганды в сфере борьбы с преступностью.

Представляется, что необходимо использовать такие формы пропаганды, которые бы оставляли глубокий эмоциональный след в сознании человека (например, публикация в печати данных о фактах реализации уголовной ответственности, проведение выездных судебных заседаний).

Правовая пропаганда должна утверждать мнение о том, что правонарушения должны и могут быть изжиты при создании благоприятных социально-экономических условий, сплоченности и единстве граждан в нетерпимом отношении к антисоциальному поведению.

Формирование правосознания - результат длительного правового воспитания. Цель такого воспитания -превратить знание требований права в личное убеждение каждого гражданина, выработать у него навыки правомерного и социально активного поведения. Отсюда главные направления совершенствования правового воспитания: увеличение информативности о праве, ускорение формирования навыков законопослушного поведения, привитие нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям.

Заметим, что каждое мероприятие, направленное на соответствующую проблему, должно характеризоваться необходимыми материальными ресурсами, связываться с соответствующим законодательным актом, включать организационные структуры, соответствующие экономическим и социальным механизмам его реализации. При организации профилактической работы важно учитывать тот факт, что влияние социально-экономических факторов, порождающих преступное поведение, всегда опосредуется обстоятельствами субъективного характера. Данные обстоятельства обязательно следует прини-

мать во внимание при разработке системы предупредительных мер.

Одним из необходимых и важных условий эффективности предупредительного воздействия на женщин является рациональный дифференцированный подход к назначению видов наказания данным лицам.

Начиная с 1998 года, более чем вдовое выросло число лиц, освобождаемых судами по нереабилити-рующим основаниям; кому-то наказание назначалось ниже низшего предела, кому-то (в большинстве случаев) - условно, кому-то - с отсрочкой.

Естественно, такая ситуация явно не соответствует повышению степени тяжести и опасности женской преступности. Кроме того, в ст. 6 УК РТ закреплен принцип неотвратимости ответственности, который гласит: «Каждое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам уголовно-правового характера, предусмотрено настоящим Кодексом». Это касается тех женщин, которые за совершенное преступление каким-то непонятным образом не несут наказания. Разве такое поведение судов республики негативно не влияет на безопасность общества? Или же иная ситуация, касающаяся позиции уголовного закона в отношении сроков лишения свободы. Большие сроки лишения свободы - это само по себе уже вызывает тревогу. Некоторые судьи, назначая большие сроки лишения свободы, отправляют осужденных женщин в места лишения свободы для дальнейшего отбывания сроков назначенного наказания. Но они даже не думают о негативных последствиях данного вида наказания.

Места лишения свободы не только не устрашают осужденных, и не исправляют их (тем более - женщин, совершивших преступление впервые, или из-за трудных жизненных обстоятельств). Ведь обстановка которая существуют в местах лишения свободы противоречит целям наказания (восстановлению социальной справедливости, а также исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступления), закрепленным в части 2 ст. 46 УК РТ.

Наказание, особенно в его наиболее репрессивных формах, есть уже само по себе зло, и пользоваться им следует с особой осторожностью и в минимальных размерах, поэтому при определении уголовно-правовых мер предупреждения преступлений, совершаемых женщинами, мы не должны забывать об этом.

С другой стороны, для женщин-рецидивисток, женщин, совершающих особо опасные преступления против общественный безопасности, против мира и национальной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства и т.п., можно назначить суровое наказание, и в максимальных сроках, только лишь узнав мотив, цель и повтор-ность совершенных преступлений.

Поэтому в целях предотвращения таких явлений как приобретение криминальной устойчивости личности при отбывания наказания, психологическая и социальная дезадаптация, целесообразно для создания более гуманной системы наказаний в статье 58 УК РТ произвести изменения, выражающиеся в минимизации сроков лишения свободы, в том числе и для несовершеннолетних - в ст. 88 УК РТ.

Ещё одна проблема - это выбор судами других видов наказаний, назначаемых женщинам. Как отмечает А.Ф. Лакеев, «лишение свободы остается одним из основных средств воздействия на преступников, ука-

зывалось в выступлениях ряда участников восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившего в 1990 году в Гаване».

Но кроме лишения свободы, имеются и другие виды наказания, такие как обязательные работы, ограничение свободы, штраф, исправительные работы, лишение право заниматься определенными видами деятельности или заниматься определенной деятельностью (эти наказания не связаны с изоляцией от общества лица), которые могут эффективно воздействовать на женщин-преступниц и выступать эффективным видом предупреждения преступности женщин. Конечно же, назначение таких видов наказания зависит от общественной опасности деяния и категории преступления, но вместо того, чтобы освобождать женщин от наказания и идти против принципа «неотвратимости ответственности», целесообразно было бы судам назначать указанные виды наказаний.

Вот уже девять лет в Республике Таджикистан существуют обязательные работы как вид наказания. Однако их применение, к сожалению, пока не получило должного развития на практике, хотя именно они способны значительны сократить применение лишения свободы в отношении лиц. Суд устанавливает общее время работ от 60 до 240 часов, отбывающееся не свыше четырех часов в день.

Почти все осужденные стараются работать по максимуму - по четыре часа в день, чтобы быстрее отбыть наказание.

Используют осужденных на неквалифицированных работах: при озеленении улиц, выносе мусора, подметании общественных мест или улиц и т.п. Первый опыт данного вида наказания показывает, что на повторное преступление после обязательных работ осужденные женщины почти не идут. Обычно, проработав несколько десятков часов на благо общества, они не горят желанием вновь стать бесплатными трудовыми резервами.

Это касается и тех женщин, которые трудятся на месте работы больше, чем другие, и плюс к этому отдают указанный судом процент зарплаты государству. Это тоже кара, и она (исправительная работа, или обязательная работа) также конкретно влияет на их дальнейшее поведение. Назначение обязательных работ или исправительных работ как вида уголовного наказания для лиц женского пола позволяет уменьшить влияние криминальной среды исправительных колоний на социально не опасных, совершивших незначительные преступления женщин. С другой стороны, преступница не останется безнаказанной даже за малозначительное преступление, что не противоречит принципу неотвратимости уголовной ответственности, и не почувствует свою безнаказанность (как это бывает зачастую при назначении исполнения наказания в виде лишения свободы условно).

Ещё одним альтернативным видом наказания в отношении женщин может стать ограничение свободы -своеобразный аналог «домашнего ареста», широко применяемого за рубежом. Особенностью данного вида наказания является оставление осужденной женщины по месту её жительства, однако при этом она будет находиться под постоянным надзором, и ограничена в ряде прав - в выборе места жительства, пребывании в определенное время суток в определенных местах.

Поскольку назначенное женщине условное наказание часто ею воспринимается как безнаказанность,

то данный альтернативный вид наказания может оказаться более действенным в свете предупредительной деятельности с целью перевоспитания осужденной и недопущения совершения ею повторных противоправных деяний. Особенно эффективной данная мера наказания, на наш взгляд, будет при назначении наказания в отношении несовершеннолетних преступниц.

Таким образом, в категорию осужденных, к которым мог бы применяться данный перечень смягчающих вину обстоятельств, включены в первую очередь беременные женщины и женщины, имеющие не только малолетних (как это установлено действующим уголовным законодательством п.п. «в» и «г» ст. 61 УК РТ), но и несовершеннолетних детей до 16 лет. Данное положение представляется целесообразным и гуманным нововведением не только в отношении женщин-преступниц, но и подростков, участь которых при лишении их матери свободы зачастую представляет собой беспризорное существование. Кроме того, данные изменения позволили бы учитывать добросовестное исполнение материнских обязанностей женщиной, совершившей преступление: общеизвестно, что преступница может быть хорошей матерью. Очевидно, что при отсутствии связи между деянием, совершенным ею, не обладающим высокой общественной опасностью, и материнством, вполне справедливо было бы минимизировать уголовное наказание в целях сохранения семьи.

Представляется целесообразным и снижение сроков уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних преступников до 16 лет и пожилых женщин, за исключением тех, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. Несмотря на то, что «несовершеннолетие виновного» указывается в качестве смягчающего уголовную ответственность обстоятельства (ст. 61 УК РТ), по мнению автора, исходя из обширной судебной и пенитенциарной практики, необходимо дифференцировать из контингента несовершеннолетних группу лиц в возрасте 14-16 лет.

Предполагается, что реализация данных положений способствовала бы тому, что назначение уголовных наказаний в отношении женщин имело бы более стабильный, единообразный характер; соответствовало бы укреплению в данной сфере принципов гуманизма, справедливости; учету интересов семьи и детей; дифференцированному, индивидуальному подходу к определению объема уголовно-правового воздействия в отношении женщин.

Поскольку судебная практика на сегодняшний день крайне противоречива при выборе и назначении наказания женщинам, имеющим несовершеннолетних детей до 16 лет, представляется целесообразным данное обстоятельство принять за аргумент неприменения лишения свободы к данной категории преступниц, добросовестно исполняющих свои материнские обязанности, за исключением совершивших умышленные преступления против личности, тяжкие и особо тяжкие деяния. В таких случаях широкий спектр других видов наказания, которые будут шире применяться в пенитенциарной практике (ограничение свободы, исправительные работы, обязательные работы и др.), должен служить альтернативой лишению свободы. Данное изменение преследовало бы цели сохранения родительских и семейных связей, способствовало бы успеху ресоциализации осужденной женщины.

Вместе с тем нельзя игнорировать тот факт, что часть женщин, совершающих преступления, являются злостными преступницами, в силу чего общественная опасность их личности и тяжесть совершенных ими деяний заслуживают сурового осуждения и применения жесткого уголовно-правового воздействия. Агрессия и насилие преступниц, направленные против близких людей, и в первую очередь, детей, обязывают реализовать уголовную ответственность в полной мере в отношении женщин, совершивших подобные посягательства.

Представляется, что необходимы специальные меры, ориентированные на защиту детей, страдающих от насилия собственных родителей, в первую очередь - матерей, а также на усиление карательного воздействия со стороны государства в отношении тех женщин-преступниц, которые избегают уголовной ответственности за деяния, нарушающие права самого незащищенного контингента населения - собственных детей. Данная проблема приобрела острую актуальность в международном масштабе.

В целях профилактики преступлений со стороны женщин, необходимы существенные коррективы в пенитенциарной политике, как законодательного, так и правоприменительного порядка, в частности, в отношении осужденных женщин, отбывающих уголовные наказания, в особенности - лишение свободы.

Исходя из вышеуказанных мнений, целесообразно было бы внести в действующий Уголовный кодекс Республики Таджикистан дополнения в следующие статьи:

1. В пункт «г» статьи 61 Уголовного кодекса внести дополнение следующего содержания: «... также наличие у женщины, свершившей преступление, несовершеннолетнего ребенка (детей) до 16 лет, если согласно не имеет отношения к добросовестному исполнению ею материнских обязанностей (за исключением совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления)». Данное дополнение следует также ввести в ст. 78 УК РТ об отсрочке отбывания наказания.

2. Минимизировать вдвое общие сроки уголовных наказаний для несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, и лиц пожилого (старше 60 лет) возраста.

Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 г. содержит две статьи - ст. 238 Вовлечение в занятие проституцией и ст. 239 Организация или содержание притонов, сводничество либо сутенерство, которые обладают высокой степенью потентности. Это объясняется боязнью потерпевшей предать огласке сам факт преступления, страхом быть из-за этого отвергнутой обществом.

Действия законодателей, поместивших ст. 239 в Уголовный кодекс Таджикистана, были обусловлены стремлением предотвратить распространение венерических болезней, ВИЧ-инфекции, распространение и потребление наркотических средств, запрещая организацию или содержание притонов для занятия проституцией.

Особое внимание должно быть государством уделено возможности улучшения материального состояния населения, разработке и проведению комплекса мероприятий, направленных на укреплении семьи, обеспечение рождения потомства через создание в стране широкой сети предупреждения именно таких форм отклонения в поведении граждан, прежде всего подростков, лиц, материально не обеспеченных, вос-

питывающих детей без отцов. Необходимо провести криминологический прогноз, исходя из областного, районного анализа территории республики, по характеру, типу, виду отклонений, внедрить в жизнь вышеуказанные мероприятия. Только после этого можно будет вести речь об эффективном индивидуальном воздействии на лиц, ведущих преступный образ жизни.

Список литературы:

1. Крити, Нильс. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед к Гулагу западного образца / Пер. с анг. А.Петрова, В. Пророковой; Предисл. Я. Гимнско-го. 2-е изд. М., 2001. С.194.

2. Кудрявцев В.Н. Эффективность правовых норм. М., 1980. С. 79.

3. Лакеев А.Ф. Виды уголовных санкций по законодательству зарубежных стран и их применение. Рязань : Высшая школа МВД РФ, 1994. С. 5.

4. Максимов С.В. Эффективность общего предупреждения преступлений. М., 1992. С.46.

5. Мицкевич В.Н. и др. Правовая пропаганда: В помощь идеологическому работнику. М., 1981. С. 88.

6. Уголовно - исполнительный кодекс Республики Таджикистан - Душанбе, 2009. - 234 с.

7. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. -Душанбе, 2011. - 478 с.

Рецензия

на статью Х.Г. Джалолова по теме «Роль уголовного законодательства в повышение эффективности предупредительного воздействия в отношении преступлений, совершаемых женщинами».

Статья Х.Г. Джалолова посвящена вопросам повышения эффективности предупредительного воздействия в отношении преступлений, совершаемых женщинами исходящего из уголовного законодательства. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку как показывает практика динамика совершения преступлений со стороны женщин год за годом растет. Социологический опрос среди осужденных женщин показала, что в большинстве случаев они ссылаются на незнание того, что их действия представляли общественную опасность и могли повлечь уголовную ответственность.

Один из основных способов как мера правового воздействия на преступность в целом и женскую преступность является пропаганда уголовного законодательства, в частности, может применяться в ходе осуществления общей и индивидуальной профилактики. В статье в полной мере дана характеристика правовых воздействий на женскую преступность. Особенно автор обращал внимание на такие формы пропаганды, которые широко используются на практике, целью которых является оставление эмоционального следа в сознании человека.

Автором проведена серьезная работа по установлению места и роли уголовного законодательства в повышении эффективности предупредительного воздействия в отношении преступлений, совершаемых женщинами, способы правового воздействия на женскую преступность, особенности применения различных видов наказания, снижение сроков уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних преступников до 16 лет и пожилых женщин, профилактики преступлений со стороны женщин и т.д.

В ходе исследования, автор обращал особое внимание на анализе УК РТ и практике. Также, при анализе роль уголовного законодательства в повышении эффективности предупредительного воздействия в отношении преступлений совершаемых женщинами, автором был проведен глубокий анализ юридической литературы отечественных и зарубежных стран.

В заключительной части статьи, для совершенствования нормы уголовного законодательства, автор предлагает дополнения в статьи 61 и 78 УК РТ, которые являются своевременными: «В пункт «г» статьи 61 Уголовного кодекса внести дополнение следующего содержания: «... также наличие у женщины, свершившей преступление, несовершеннолетнего ребенка (детей) до 16 лет, если согласно не имеет отношения к добросовестному исполнению ею материнских обязанностей (за исключением совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления)». Данное дополнение следует также ввести в ст. 78 УК РТ об отсрочке отбывания наказания».

Таким образом, научно-практическая статья Х.Г. Джалолова на тему «Роль уголовного законодательства в повышение эффективности предупредительного воздействия в отношении преступлений, совершаемых женщинами» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Заведующий кафедрой коммерческого права Таджикского государственного университета коммерции, кандидат юридических наук, доцент Кудратов Н.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.