Научная статья на тему 'Роль учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном образовании'

Роль учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1138
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FURTHER EDUCATION / ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / CAPACITY OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакуленко Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы актуальности инклюзивного образования. Определяется потенциал и задачи учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of institutions of additional education of children in inclusive education

The article discusses the relevance of inclusive education. Determines the opportunities and challenges of institutions of additional education of children in an inclusive society.

Текст научной работы на тему «Роль учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном образовании»

представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения.

Таким образом, использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно - схематическое мышление. Моделирование можно использовать и при заучивании стихов, при автоматизации звуков в связных текстах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багинская, Н.Л. Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.Л. Багинская // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.). -Чебоксары : Интерактив плюс, 2014. - 294 с.

2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.

3. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. - 320 с.

4. Зюзина, А.И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А.И. Зюзина, И.И. Сидорова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб., 2014.

5. Коротовских, Т.В. Особенности диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Коротовских // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 48. -С. 70-75.

УДК 373.5

О.В. Вакуленко, г. Шадринск

Роль учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном образовании

В статье рассматриваются вопросы актуальности инклюзивного образования. Определяется потенциал и задачи учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном обществе.

Инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование, потенциал учреждений дополнительного образования детей.

O.V. Vakulenko, Shadrinsk

The role of institutions of additional education of children in inclusive

education

The article discusses the relevance of inclusive education. Determines the opportunities and challenges of institutions of additional education of children in an inclusive society.

Keywords: Inclusive education, children with disabilities, further education, capacity of institutions of additional education of children.

Главная цель государственной образовательной политики - это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям

инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

На современном этапе развития системы образования Российской Федерации стратегическое значение имеет апробация и внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов, которые определяют цель и основные задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [1, с. 5]. Данные нормативно-правовые документы указывают на необходимость создания специальных условий обучения, воспитания и развития для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это относится не только к общему, но и дополнительному образованию: принятая в сентябре 2014 года Концепция развития дополнительного образования детей предполагает разработку и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей [3].

Только в инклюзивном обществе каждый человек сможет иметь возможность личностной самореализации, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, организации обучения таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Е.А. Екжанова [2] указывает, что инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей, и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. А.М. Жиртикова отмечает, что инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности [3]. Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

Инклюзивное образование базируется на принципах, которые исключают формирование стереотипов в отношении людей с инвалидностью:

• ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

• все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

• полноценное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

• для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

• разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для теории инклюзивности современного дополнительного образования детей одним из оснований является теория свободной школы и свободного воспитания К.Н.

Вентцеля, одного из исследователей внешкольного образования. Созданная К.Н. Венцелем «Декларация прав ребенка» является прообразом современной парадигмы дополнительного образования детей: каждый ребенок имеет право на существование, на гарантированную совокупность жизненных условий, на бесплатное воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью, на выбор воспитателей, на свободу и уважение.

В отечественной педагогике обучение и воспитание «особых» детей как проблема острого социально-педагогического характера была поставлена в начале XX века в работах В.П. Кащенко и других ученых. Ученые обозначили проблему «особенных» детей и предприняли первые шаги по обоснованию способов ее решения. Развернувшиеся в этом направлении исследования были насильственно прерваны в 30-х годах XX века. Изучение психофизических предпосылок, трудностей детей-инвалидов, детей с ограничением возможностей здоровья в обучении на многие годы оказалось за бортом научных исследований [1].

Голованов В.П. [1] отмечает, что инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем, что:

- приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;

- поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь;

- показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;

- предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;

- расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.

Дополнительное образование даёт ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребёнка, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Знания и умения, полученные в системе дополнительного образования, могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и способствовать профессиональному самоопределению. В современном обществе учреждения дополнительного образования становятся всё более открытой социально-педагогической системой, стремящейся к диалогу, общению, широкому социальному и педагогическому взаимодействию с семьей.

Дополнительное образование дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми разными видами деятельности: художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и др.

Дополнительное образование не ограничено рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами. Оно располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Кроме того, дополнительное образование позволяет не только «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Учреждениям дополнительного образования детей, которые реализуют инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности,

возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления.

Необходимо проводить для педагогов обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Также необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Социальные педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.

Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые существуют, необходимо проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья.

Уварова Н.А. [4] выделяет основные задачи, которые ставит перед собой учреждение дополнительного образования в работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

- обогащение воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ОВЗ, активизацию их воспитательных умений, поддержку уверенности в собственные педагогические возможности;

- создание развивающих условий для детей и их социально-педагогическое сопровождение;

- объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей;

- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы.

Данные задачи связаны с процессами самопознания родителями своей воспитательной роли в семье, обогащением их собственного опыта взаимоотношений с ребёнком.

Для организации работы с такими семьями, необходимо иметь следующие условия:

1. Нормативно-правовые условия, которые опираются на документы федерального, регионального, муниципального уровней и разработанные на их основе локальные акты учреждения (например: «Положение о работе с детьми ограниченными возможностями здоровья по структурному подразделению», положение о «Попечительском совете»).

2. Кадровые условия, которые определяют уровень квалификации педагогов, систему ее повышения на специализированных курсах. Особое значение придается повышению мотивации специалистов УДО.

3. Учебно-методические условия необходимы для проведения качественного процесса обучения (методические пособия, специализированная литература и другие материалы).

4. Материально-технические и финансовые условия, определяющие возможность приобретения необходимого оборудования и учебно-комплектующих материалов.

5. Информационные условия, позволяющие осуществлять аналитическую деятельность, это - мониторинг уровня освоения программ, участия детей с ОВЗ и их родителей в массовых мероприятиях, конкурсах, выставках, достижений.

Таким образом, в основе инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно удовлетворять особые потребности каждого ребенка, а система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом, обеспечивающим развитие разнообразных способностей детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голованов, В.П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей / В.П. Голованов // Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - №1. - С. 3-7.

2. Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения : пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. - М. : Дрофа, 2008.

3. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов / С.Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1995. - 113 с.

4. Уварова, Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей : метод. рекомендации / Н.А.Уварова. - Екатеринбург : Дворец молодежи, 2005.

УДК 159.9

Ю. С. Пяшкур, г. Шадринск

Активное психологическое сопровождение нравственного развития подрастающего поколения

В настоящее время все популярнее становится проблема психологического сопровождения нравственного развития подрастающего поколения. Анализ теоретического наследия и экспериментальное исследование расширяет познание данной проблемы для психологии развития, социальной и педагогической психологии.

Активность, психологическое сопровождение, нравственность, молодежь.

Y.S. Pyashkur, Shadrinsk

Active psychological support moral development of rising generation

Now increasingly popular becomes the problem of psychological support of the moral development of the younger generation. The analysis of the theoretical heritage and experimental study extends the knowledge of this problem for developmental psychology, social and educational psychology. Keywords: Activity, psychological support, ethics, youth.

Изучение жизнедеятельности личности молодого человека показывает недостаток знаний о категории нравственно-этических понятий.

В то время, как современные требования включают в себя: умение взаимодействовать с людьми, ответственное отношение к обязанностям, общий уровень культуры и профессиональное саморазвитие. В них нет целеполагания на изучение и активное внедрение содержания ценностных психологических категорий, которые помогают активному усвоению динамики психологического сопровождения нравственной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.