УДК 37.015.3
йО! 10.23951/2307-6127-2018-2-125-130
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
А. А. Николаева, И. А. Савченко, О. С. Степанова
Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
Актуальность темы обусловлена растущей ролью Интернета в жизни современных детей и подростков. Рассматривается вопрос о влиянии интернет-контента, пользующегося популярностью у подростков, на степень их конфликтности и агрессии. Также уде -лено внимание роли педагога и проводимой работе по профилактике конфликтов в системах «ученик - ученик», «ученик - педагог» посредством информационной безопасности в образовательном учреждении.
Ключевые слова: конфликтность, агрессия, информационная безопасность, образовательное учреждение, учитель.
Мы живем в век постоянных изменений и открытий, бурного роста цивилизации и информатизации общества, за которыми часто и уследить невозможно. Никола Тесла писал о том, что развитие цивилизации сравнимо с огнем: вначале это слабая искра, позже -мерцающий огонек, а в конце концов могущественное пламя, наделенное силой и скоростью. Пожалуй, эти слова можно применить к бурному росту информационных технологий, захлестнувших мир [1]. Современные дети при помощи различных гаджетов имеют возможность получить доступ к интересующей их информации в глобальной сети Интернет. Интернет может быть полезным и прекрасным средством для отдыха, обучения или общения.
Однако, по аналогии с реальным миром, Интернет также может нести опасность: преступность, хулиганство, вредительство, нежелательный для просмотра детьми контент, такой, что может нести угрозу их психическому или физическому здоровью, служит источником детской конфликтности и жестокости [2]. В последнее время в сводках новостей часто можно услышать о произошедшей в школе резне, стрельбе, драках между подростками с причинением тяжкого вреда и т. д. Современные подростки придерживаются мнения, что конфликт можно решить только путем насилия, причинения телесных повреждений или даже убийства. Причин роста детской агрессии множество, однако весомое место среди них отведено именно негативному влиянию информации, полученной из Интернета. Дети, чаще подростки, стремятся подражать конфликтным и агрессивным зарубежным школьникам, например американским подросткам Эрику Харрису и Дилану Клибболду, которые устроили стрельбу в школе «Колумбайн» (штат Колорадо) 20 апреля 1999 г. [3]; играют в компьютерные игры, порождающие конфликтность и агрессию; смотрят ролики в УоиТиЬе, в которых демонстрируются сцены насилия, агрессии; вступают в группы смерти и т. д. Поэтому одной из важнейших задач педагогических работников является профилактика конфликтов посредством информационной безопасности в школе.
Разумеется, чтобы проводить такую работу, педагоги и сами должны быть информационно грамотными, понимать современный интернет-сленг подростков: троллить, хайп, трэш и т. д. Для повышения информационной грамотности учителям следует посещать курсы повышения квалификации по интернет-безопасности, ознакомиться с нормативными документами по информационной безопасности в образовательном учреждении, искать необходимую информацию в сети Интернет самостоятельно, перенимать опыт коллег, успешно работающих над данной проблемой.
Педагоги должны согласиться с существованием проблемы информационной безопасности личности в Интернете. Важно, как детям, так и родителям, иметь представление о нежелательном контенте, способах борьбы с ним, нормах и правилах сетевого этикета, формах и видах информационно-психологического воздействия, методах защиты от него, видах детского и подросткового девиантного поведения, методах работы по их устранению. Полезная информация опубликована на сайтах: «Безопасность» (http://sos-ru.info), «Школьный сектор. Права и дети в Интернете» (schoolsectorp.wordpress.com), «Безопасный Интернет» (http://www.saferinternet.ru) и т. д. [4]. Профилактика конфликтности подростков должна проводиться не только учителем информатики, являющимся специалистом по вопросам компьютерной безопасности, а всеми педагогами независимо от преподаваемого предмета. Для каждой возрастной категории детей следует использовать подходящие формы и методы работы, понятия. Однако начинать следует с выявления их предпочтений в сети Интернет, уровня компьютерной зависимости. С этой целью нужно провести анонимное анкетирование, беседу с родителями, тренинги и т. д. В зависимости от полученной информации необходимо выстраивать дальнейшую работу, которая должна проводиться как с самими школьниками, так и с родителями [5].
Перед проведением работы по профилактике конфликтности посредством информационной безопасности педагоги должны осознать всю серьезность проблемы и тщательно ее планировать. Ошибок в процессе проведения подобной работы быть не должно, иначе до подростков невозможно будет достучаться. Традиционные лекции и нравоучения здесь не помогут. Учитывая, что «огнем можно потушить огонь», для работы по профилактике конфликтов следует использовать ту же сеть Интернет, только в правильном направлении. Для начала можно выяснить у подростков их понимание понятия «информационная безопасность», познакомить с основными правилами информационной безопасности в сети Интернет, рассказать и продемонстрировать (можно подобрать соответствующие видеоролики), что случается при несоблюдении информационной безопасности (разумеется, эта информация не должна ранить психику подростков) с самими подростками, а также компьютерной техникой и гаджетами. Педагоги способны быть проводниками детей в мир знаний, но в то же время не допустить, чтобы неустойчивая подростковая психика подвергалась информационному насилию, готовить сознание ребят к противостоянию отрицательным воздействиям информации, формировать информационную безопасность, способность к самостоятельному блокированию нежелательной информации, учить отбирать только качественную информацию [6].
Для того чтобы отрицательная информация в сети Интернет не провоцировала школьника на конфликт и деструктивные действия, нужно уделять пристальное внимание профилактике зависимого поведения, наркомании подростков. Данную работу следует осуществлять в рамках факультативных занятий, предметов естественно-биологического цикла, внеурочных мероприятий, тренингов. Умелое проектирование воспитательного
школьного пространства, организация детской и подростковой занятости социально значимой деятельностью - действенный способ обеспечить информационную безопасность [7].
Повышению информационной компетентности школьников способствует их участие в различных конкурсах, выставках творческих работ, привлечение к изданию школьных газет, разработке сайтов. Проводимые события дадут больший результат, если образовательная организация будет привлекать родителей учащихся и повышать их компетенцию в вопросах информационной безопасности детей и подростков через родительские собрания или ежемесячные родительские встречи. Возможные формы работы с ребятами: ролевые игры; беседы по вопросам интернет-безопасности и угроз сети Интернет; оформление стендов в кабинетах; публикации на сайте школы и в школьной газете; выполнение и защита тематических проектов; участие в конкурсах, акциях в рамках безопасного Интернета и т. д. [8].
До сознания родителей необходимо донести, что нужно контролировать действия их ребенка в Интернете, какие сайты он посещает, какую музыку слушает, в какие игры играет. Поэтому компьютер должен стоять не в комнате ребенка, а на виду. Родители должны осознать, что время работы за компьютером и гаджетом должно быть строго регламентировано в зависимости от возраста школьника. Родителям не следует радоваться, что их ребенок сидит дома за компьютером и хотя бы не посещает сомнительных мест с нежелательными друзьями. Напротив, он может быть от них в этот момент виртуально очень далеко, и, возможно, его сознанием сейчас руководит какой-нибудь такой же сомнительный знакомый из Сети. Не говоря уже о том, что их ребенок мало двигается и бывает на свежем воздухе. Разумеется, многие родители не смогут отследить интернет-активность подростков по причине собственной компьютерной безграмотности. Однако следует попытаться это сделать, например обратившись к специалистам. Пока ребенка нет дома, завести страницу в социальной сети под вымышленным именем и напроситься в друзья к нему и т. д. [9].
Самое главное - донести до сознания как школьников, так и родителей, что в сети Интернет необходимо вести себя крайне осмотрительно и осторожно. Не следует встречаться с виртуальными друзьями из соцсетей, делиться личной информацией, выкладывать много личных фото и отчетов о собственной жизни, кликать по всплывающим окнам, переходить по сомнительным ссылкам и т. д., чтобы не стать жертвой мошенников, педофилов, не заразить свой гаджет компьютерным вирусом или дать доступ хакерам к своей личной информации, не быть завербованными террористами и т. п. Внимание подростков следует обратить на то, что Интернет дает уникальную возможность для обучения и развития. Например, можно освоить работу с графическими программами, веб-дизайн, научиться создавать сайты, веб-страницы, разрабатывать приложения для мобильных телефонов, обучаться компьютерной анимации и т. д. Педагогу следует отыскать какие-либо ссылки на бесплатное обучение по данным направлениям или просто какие-либо интересные и познавательные сайты с последующей демонстрацией ребятам [10].
Таким образом, чтобы работа по профилактике конфликтов посредством информационной безопасности была эффективной, необходимо проводить ее постоянно, интересоваться у подростков их успехами (что нового узнали, чему научились), наблюдать за их поведением, проводить доверительные беседы с самими подростками и родителями, привлекать к работе социального педагога, психолога, проводить интересные конкурсы и мероприятия,
привлекая к ним подростков, проводить недели информационной безопасности и т. д. Задача педагога - противодействовать подростковой конфликтности, агрессии, жестокости. С этой целью необходимо дать подростку максимум знаний об опасностях в сети Интернет, ее использовании для обучения и времяпровождения с пользой. Однако начать следует с повышения собственной информационной безопасности, принятия мер технической защиты детей и подростков от неправомерного контента в Интернете в образовательном учреждении, изучить существующую нормативно-правовую документацию [11]. Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны информационно-компьютерных технологий, способствовать профилактике конфликтов, агрессивности детей и подростков. Поэтому обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современной школы.
Список литературы
1. Ильина Н. Н. Как повысить информационную безопасность сети Интернет в школе и дома? // Педагогическое обозрение. 2015. № 3 (155). С. 9.
2. Интернет-газета Lenta.ru. URL: http://www.Lenta.ru (дата обращения: 21.02.2018).
3. Малых Т. А., Кирдянкина С. В., Стародубцева Г. А. Информационная безопасность несовершеннолетних (методические рекомендации для проведения занятий по информационной безопасности с детьми, их родителями и педагогами): метод. пособие. Иркутск, 2015. 60 с.
4. Какадий И. И., Беспалов О. Э., Белецкая О. О., Саратова А. А. Особенности управления безопасностью современной организации социальной сферы // Науковедение. 2016. Т. 8, № 2 (33). С. 40.
5. Табачук Н. П. Информационная компетенция и творческая активность как взаиморазвивающиеся структуры личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 12 (165). С. 93-99.
6. Россия на пути к smart-обществу / под ред. проф. Н. В. Тихомировой, проф. В. П. Тихомирова. М.: Центр развития современных образовательных технологий, 2012. 280 с.
7. Табачук Н. П. Информационная компетенция личности как субъекта деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 40-44. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-40-44.
8. Мошкин В. Н. Подготовка к безопасному поведению // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. № 1. С. 13-16.
9. Погодаева М. В., Молокова О. А. Социализация ребенка в процессе присвоения культуры безопасности // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. 2015. № 3. С. 22-26.
10. Жигинас Н. В. Формирование агрессивного поведения девиантных подростков в проблемном социуме // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 55-61.
11. Мищенко И. Е., Резанович И. В. Теоретический анализ структуры отклоняющегося поведения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 81-88.
Николаева Алла Алексеевна, кандидат социологических наук, Московский государственный психолого-педагогический университет (ул. Сретенка, 29, Москва, Россия, 107045). E-mail: allaalekseevna@bk.ru
Савченко Ирина Алексеевна, кандидат политических наук, Московский государственный психолого-педагогический университет (ул. Сретенка, 29, Москва, Россия, 107045). E-mail: arin76@mail.ru
Степанова Октябрина Сергеевна, магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет (ул. Сретенка, 29, Москва, Россия, 107045). E-mail: okti69@mail.ru
Материал поступил в редакцию 14.02.2018.
DOI 10.23951/2307-6127-2018-2-125-130
TEACHERS ROLE IN PROPHYLAXIS OF CONFLICTS BY INFORMATION SECURITY IN EDUCATIONAL INSTITUTION
A. A. Nikolaeva, I. A. Savchenko, O. S. Stepanova
Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russian Federation
The relevance of article is caused by the growing role of the Internet in life of the modern children and teenagers. The issue of the influence of Internet content, which is popular among teenagers, on the degree of their conflict and aggression is considered. The need for the professional development of teachers in the field of information security is proven, which should include the study of the regulatory framework, the exchange of experience with colleagues, and the development of methods of protection against negative information and psychological impact. As one of the proposed measures to improve information security, it is proposed to increase interaction with parents in monitoring the behavior of the child on the Internet. Also attention is paid to the need for the systemic work directed to the multifold analysis and assessment of the role of information security in conflict prevention in the educational organization. Among the activities on the prevention of conflicts by means of information security implementation of thematic projects, participation in contests and events, preparation of publications for the school newspaper are offered. Thus, systematic and versatile work, including the activity of teachers on increase in characteristic qualification in questions of information security, the regular and targeted interaction with parents and pupils will allow to increase the level of informational culture and will contribute to the prevention of conflicts in the "pupil-pupil" and "pupil-teacher" system.
Key words: conflictness, aggression, information security, educational institution, teacher.
References
1. Ilina N. N. Kak povysit' informatsionnuyu bezopasnost seti Internet v shkole i doma? [How to improve the information security of the Internet at school and at home?]. Pedagogicheskoye obozreniye, 2015, no. 3 (155), p. 9 (in Russian).
2. Internet-gazeta Lenta.ru (in Russian). URL: http://www.Lenta.ru (accessed 21 February 2018).
3. Malykh T. A., Kirdyankina S. V., Starodubtseva G. A. Informatsionnaya bezopasnost' nesovershennoletnikh (metodicheskiye rekomendatsii dlya provedeniya zanyatiy po informatsionnoy bezopasnosti s defmi, ikh roditelyami i pedagogami): metodicheskoye posobiye [Information security of minors (methodical recommendations for training on information security with children, their parents and teachers): teaching aid]. Irkutsk, 2015. 60 p. (in Russian).
4. Kakadiy I. I., Bespalov O. E., Beletskaya O. O., Saratova A. A. Osobennosti upravleniya bezopasnost'yu sovremennoy organizatsii sotsial'noy sfery [Features of the safety management of the modern organization in the social sphere]. Internet-zhurnal Naukovedeniye - Eurasian Scientific Journal, 2016, vol. 8, no. 2 (33), pp. 40 (in Russian).
5. Tabachuk N. P. Informatsionnaya kompetentsiya i tvorcheskaya aktivnost' kak vzaimorazvivayushchiyesya struktury lichnosti
[Information competence and creative activity as interdeveloping structures of personality]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 12 (165), pp. 93-99 (in Russian).
6. Rossiya na puti k smart-obshchestvu [Russia on the path to a Smart society]. Under the editorship of prof. N. V. Tikhomirova, prof. V. P. Tikhomirov. Moscow, Tsentr razvitiya sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologiy Publ., 2012. 280 p. (in Russian).
7. Tabachuk N. P. Informatsionnaya kompetentsiya lichnosti kak sub"ekta deyatel'nosti [Information competence of the person as the subject of activity]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol. 3 (17), pp. 40-44. DOI 10.23951/2307-6127-2017-3-40-44 (in Russian).
8. Moshkin V. N. Podgotovka k bezopasnomu povedeniyu [Preparation for safe behavior]. Osnovybezopasnostizhiznedeyatel'nosti, 2001, no. 1, pp. 13-16 (in Russian).
9. Pogodaeva M. V., Molokova O. A. Sotsializatsiya rebenka v protsesse prisvoyeniya kul'tury bezopasnosti [Socialization of the child in the acquisition of the culture of safety]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin KSU, 2015, no. 3, pp. 22-26 (in Russian).
10. Zhiginas N. V. Formirovaniye agressivnogo povedeniya deviantnykh podrostkov v problemnom sotsiume [Formation of the aggressive behavior of deviant teenagers in troubled society]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, vol. 4 (10), pp. 55-61 (in Russian).
11. Mishchenko I. E., Rezanovich I. V. Teoreticheskiy analiz struktury otklonyayushchegosya povedeniya [Theoretical analysis of the structure of deviant behavior]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, vol. 3 (5), pp. 81-88 (in Russian).
Nikolaeva A. A., Moscow State University of Psychology and Education (ul. Sretenka, 29, Moscow, Russian Federation, 107045). E-mail: allaalekseevna@bk.ru
Savchenko I. A., Moscow State University of Psychology and Education (ul. Sretenka, 29, Moscow, Russian Federation, 107045). E-mail: arin76@mail.ru
Stepanova O. S., Moscow State University of Psychology and Education (ul. Sretenka, 29, Moscow, Russian Federation, 107045). E-mail: okti69@mail.ru