102
Высшее образование в России • № 9, 2006
изведения развиваются певческие и общие музыкальные данные ребят (слух, чувство ритма, музыкальная память), что в конечном счете помогает им ощущать ритм отдельных мизансцен и всего спектакля в целом, усиливает способность слышать внутреннюю музыку прозы, стиха, сценической речи.
Хотелось бы напомнить еще об одном аспекте. Зачастую иностранный язык преподается как учебный предмет, а не в качестве собственно языка; таким образом иностранный язык отдаляется от других учебных предметов. Между тем на территории театра находится место всем учебным предметам, будь то музыка, история, педагогика, психология, математика и т.д. Именно на воспитательном пространстве театра и объединяются все учебные предметы, которые, наравне с иностранным языком, имеют одинаковые права и заслуживают равного внимания. Поэтому когда речь идет о драматизации как о педагогическом приеме, мы постоянно должны иметь в виду, что наши студенты не только обретают со-
циально-нравственную самостоятельность, что ведет в конечном счете к развитию личности молодого человека в целом, - но они также обогащаются и совокупным знанием человечества.
Не секрет, что изучение иностранного языка - процесс долгий и трудоемкий. Многое здесь зависит от профессионализма преподавателя, от мотивов, заставивших студента обратиться к данному языку. Мы понимаем, что помогать студенту изучать иностранный язык - это настоящий труд, но мы рассматриваем его как одно из самых благородных занятий и, думается, как огромное удовольствие для любого преподавателя и студентов. Хотелось бы, чтобы изучение иностранного языка было еще и настоящим творческим актом.
В свое время Томас Эдисон сказал: «Изобретение - это 99% изнурительного труда и 1% вдохновения». Мы стремимся не потерять этот 1% вдохновения и создать для наших студентов внутренние мотивы для 99% нелегкого труда.
Роль учителя в нравственном Э.МИНУЛЛИНА, доцент воспитании женщины: исторический контекст
Развитие нашего общества побуждает к интенсивным поискам новых форм общественно-политической жизни, предполагающих возрождение духовных основ общения в духе гражданственности. В связи с этим одной из актуальных проблем в современной системе образования оказывается влияние личности учителя на нравственное воспитание учеников.
Принцип морали выполняет здесь педагогические функции: направляет, упорядочивает и определяет содержание обучения. Одна из основных задач образования состоит в обучении школьников «критической оценке » нравственного измерения жиз-
ни, ибо «учитель в значительной мере формирует духовный мир и, следовательно, нравственный облик молодежи» [1, с. 5].
Ученики любого возраста ценят в учителе высокие нравственные качества (доброту, справедливость, милосердие, понимание) и профессионализм (любовь к профессии, знание своего предмета, умение доступно и в интересной форме преподнести даже самый сложный учебный материал), выбирают личность учителя в качестве нравственного идеала.
Остановимся на этой теме в историческом аспекте.
В 80-е годы XIX века в Казанской
Из жизни вуза
103
губернии появилось общественно-политическое движение джадидизм, в идеологии которого важное место занимали вопросы женского образования: без преодоления неграмотности, невежества и культурной отсталости татарских женщин невозможно было говорить о свободе и равноправии.
По мнению педагогов-джадидистов Г. Буби, М. Буби, Р. Фахрутдинова и З. Ка-дыри, просвещение и воспитание женщин - залог успешного развития татарской нации, ведь женщина - одна из главных воспитателей детей в семье. В воспитании и обучении татарских девочек основной упор должен быть сделан, полагали джадиди-сты, на воспитании нравственных качеств, необходимых будущих матерям.
В истории татарской педагогической мысли большую роль сыграли первые татарские женщины-просветительницы, посвятившие себя обучению высококвалифицированных педагогических кадров для татарских мектебе и воспитанию будущих «матерей татарского народа». В созданных ими женских учебных заведениях - женском медресе Иж-Буби, мектебе Лябибы Хусании и Фатыйхи Аитовой ученицы уважали своих педагогов, стремились перенять нравственные качества наставниц, выбирали личность учителя в качестве нравственного идеала.
Мухлиса Буби стала одной из первых женщин-просвети-тельниц, видевших свою цель в воспитании и образовании татарской женщины. В период конца XIX -начала XX веков Мух-лиса ханум преподавала в женском медресе Иж-Буби. По воспоминаниям Г. Буби,
«наша сестра Мухлиса Буби, жена брата На-сима и моя жена Хус-нифатима всю свою душу, свой талант от-
давали школе. Они всем жертвовали ради благополучия и процветания этого мекте-бе. По утрам они преподавали в школе, по вечерам мы обучали всех троих. На их долю пришлось немало трудностей и препятствий, которые они преодолели, что простому человеку даже и не представить. Ради просвещения и воспитания всех женщин России они выслушивали самые грубые обвинения и оскорбления, на своих плечах вынесли многие беды и тяготы, трудились без получения жалования, ради процветания нации вкладывали огромное старание и труды, присущие только лишь великим людям» [2, с. 42-43].
8 января 1912 г. женское медресе Иж-Буби было закрыто. Мухлиса Буби переезжает в город Троицк. Ее назначают заведующей мектебе для девочек, открытого приказчиком фабриканта Яушева Габдрахма-ном Ахмеровым. На открытии мектебе Мухлиса Буби выступила с приветственной речью. В частности, она сказала: «Ведь всем известно, что основной воспитатель детей в семье не отец, а мать. Дети учатся у своих матерей и манерам поведения, и основам морали, перенимают ее основные качества, в целом копируют ее поведение» [3, с. 210]. По ее убеждению, дети, которых вырастила воспитанная, верующая, культурная мать, без сомнения, вырастут воспитанны-
104
Высшее образование в России • № 9, 2006
ми, верующими в истинные ценности ислама, высоконравственными. Дети станут достойными людьми, с прекрасными душевными качествами, знающими «аллахвелик» с младенчества [3, с. 210].
В мае 1917 года Мухлиса Буби на Всероссийском мусульманском съезде была избрана духовной судьей (казыя) в Центральное духовное управление мусульман России, которое располагалось в Уфе. В ЦДУМе она ведала прежде всего вопросами семьи и женского образования, исполняла обязанности секретаря. Мухлиса Буби стала единственной женщиной в истории исламской цивилизации, носившей авторитетное звание казыя. Она была главной помощницей муфтия Ризы Фахрутдинова, под руководством которого вела просветительскую работу среди женщин, боролась за женское образование.
30 ноября 1937 года постановлением тройки НКВД Башкирской АССР Мухли-са Буби была арестована и расстреляна. Постановлением Президиума Верховного суда БАССР от 23 мая 1960 г. она была реабилитирована.
В истории педагогической мысли немаловажную роль сыграла Лябиба Хусания, посвятившая свою жизнь воспитанию и образованию татарских девушек. Одной из основных целей обучения в мектебе было нравственное становление «будущих матерей нации». В Казани в 1904 г. ею был открыт один из первых мектебе для татарских девочек.
Свою педагогическую деятельность Ля-биба ханум начала в ранней юности в качестве помощницы учительницы в школе Мах-руй Галеевой-Баруди, супруги известного татарского педагога-джадидиста Галим-джана Баруди. Ученицы Лябибы Хусании вспоминают своего педагога как требовательного, справедливого человека, обладающего большим обаянием. По воспоминаниям бывшей ее ученицы Х. Шараф (Саги-довой), Лябиба Хусания своим внимательным и чутким отношением, умелыми и доходчивыми словами умела привязывать к себе девушек. Она всегда находила время,
чтобы поближе познакомиться со своими воспитанницами, умела найти ключ к сердцу каждой. Лябиба Хусания была со всеми приветлива, с большим усердием старалась вырастить их людьми полезными народу: «В нужный момент она считала своим долгом помочь всем тем, кто в этом нуждался. Если у кого-то в жизни случались радость или горе, она от всей души принимала участие. Как мать, с сердцем, полным любви, она спешила с добрым советом к каждой из нас. Поэтому мы все ее очень любили» [4, с. 73-74]. Воспитанницы стремились перенять наилучшие качества своего преподавателя: гуманизм, милосердие, доброту, стремление к познанию, справедливость, трудолюбие.
27 августа 1909 г. в Казани был открыт второй мектебе для татарских девушек -Фатыйхи Аитовой. Получив наследство после смерти отца, Троицкого купца-мил-лионера Яушева, Фатыйха Аитова решает отдать его делу просвещения татарских девушек.
Фатыйха ханум считала, что одной из основных целей мектебе для девочек является подготовка воспитанниц к роли матери и хозяйки дома. Так, в своем прошении к директору народных училищ Казанской губернии от 8 декабря 1913 г. она пишет: «Инспектор народных училищ г. Казани предложением от 29 ноября сего года за № 1693 предъявил мне требование, чтобы в содержимом мною в г. Казани женском мектебе русский язык преподавался в каждом отделении ежедневно. Если я исполню такое требование, то в моем мектебе совершенно не будет времени для занятия рукоделием, а между тем, обучение рукоделию положительно необходимо, и главная цель моего мектебе заключается в том, чтобы научить их женскому рукоделию и домоводству» [5].
Профессор А.Н. Хузиахметов отмечает, что педагогический коллектив мектебе Аитовой состоял из молодых учительниц, работавших с душой и большим желанием. Очевидно, что у них не было опыта ведения домашних дел. Фатыйха апа сказала им сле-
Из жизни вуза
105
дующее: «Меня замуж выдали очень рано. Поэтому у меня не было возможности учиться и постичь необходимые навыки работы. Для того чтобы вы избежали этого, я пригласила в наш мектебе опытную портниху и вязальщицу. Будьте знакомы - Вера Сергеевна Моисеева. Я принесла вам целый сундук мануфактуры. Каждая из вас может взять для себя необходимые материалы для кройки, шитья и вышивания» [6, с. 129].
Мы считаем, что приведенные исторические факты свидетельствуют о стремлении Фатыйхи Аитовой заниматься не только нравственным развитием и обучением учениц, но и совершенствовать работу педагогического коллектива. Просветительница хотела, чтобы ее учительницы стали высококвалифицированными педагогами и разносторонне развитыми личностями. Русская женщина Вера Сергеевна была действительно профессионалом своего дела. Она с большим рвением учила молодых учительниц мастерству шитья и рукоделия. Вскоре секреты мастерства стали постигать все ученицы, перенимая их от своих педагогов. В Казани с большим успехом проходили выставки работ образцов шитья, вышивки и вязания ученици педагогического коллектива Фатыйхи ханум.
Мухлиса Буби, Лябиба Хусания и Фа-тыйха Аитова - одни из первых женщин-просветительниц периода конца XIX - начала XX веков, которые посвятили свои
жизни воспитанию и образованию квалифицированных педагогов для татарских женских мектебе. Их воспитанницы стали образованными, свободными и равноправными дочерьми своего народа. В процессе обучения ученицы стремились перенять нравственные качества своих педагогов, выбирали личность учителя в качестве нравственного идеала.
Литература
1. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя: Кн. для учителей.- Киев, 1988.
2. Бубый Г. Буби м^др^^ене тарихы //Бертуган Бубыйлар Иж-Бубый м^Лр^^е: Тарихи-документаль гыен-тык. - Казан, 1999.
3. Бубый М.Троицкида Яушевларны мdктdбе р^ме рdвештd кdшадында М»хлисd Бубый тарафыннан с»йлdгdн нотык // Эхо веков. - 2000. - №1/2. -С. 209-211.
4. 2391 т. Х>^ения Лdбибd Гади кызы Ка-
зандагы Л. Х»сdения ачкан кызлар мdктdбе(1904-1918)тарихы буенча ма-териаллар.
5. Ф.160, оп.1, д.1289. Дело канцелярии ди-
ректора народных училищ Казанской губернии о разрешении жене казанского купца Фатихе Аитовой открыть в Казани женский мектебе для обучения татарских девочек.
6. РАс Улова З, Хуrиdхмdтов и. Мdгърифdт
йолдызлыгында. - Казан, 1998.
От узкой профессионализации к фундаментализации
Э. ГИЛАЗОВА, методист
Всякий любознательный человек пытается понять, как устроен мир природы и как устроен мир человека. Для него важно определить также свое положение в обоих мирах. В результате размышлений над этими проблемами у человека вырабатывается то или иное мировоззрение. Если чело-
век использует для решения своих проблем средства и методы, выработанные и отложившиеся в культуре в результате интеллектуальной деятельности других людей, он вносит свой вклад в осмысление мира, причем этот вклад оказывается общезначимым. Накопившиеся в итоге совокупных интел-