К 110-летию РЭУ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА
РОЛЬ УЧЕНЫХ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В СТАНОВЛЕНИИ МОСКОВСКОГО КОММЕРЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Скрипникова Марина Игоревна
старший преподаватель кафедры истории экономической науки РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Смирнов Юрий Игоревич
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Статья посвящена ученым Московского университета, сыгравшим значительную роль в становлении Московского коммерческого института (ныне Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова). После ликвидации «университетских свобод» в 1910-1911 гг. большая группа выдающихся ученых Московского университета в знак протеста покинула свои посты и перешла на преподавательскую и научную работу в первый экономический вуз России. Прослеживается непрерывная связь между двумя вузами. Ученые и выпускники Московского университета, работая в стенах Плехановки, внесли и вносят на протяжении десятилетий неоценимый вклад в воспитание профессионалов для экономики страны, в развитие российской науки.
Ключевые слова: Московский университет, Московский коммерческий институт, А. А. Мануйлов, С. А. Булгаков, П. И. Новгородцев, А. А. Кизеветтер, С. А. Чаплыгин, Р. И. Хасбулатов, Н. Я. Петраков.
THE ROLE OF MOSCOW UNIVERSITY ACADEMICS IN ESTABLISHING THE MOSCOW COMMERCIAL INSTITUTE
Skripnikova, Marina I.
Senior Lecture of the Department for History of Economic Thought of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,
Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Smirnov, Yury I.
PhD, Assistant Professor of the Department for History of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,
Russian Federation.
E-mail: [email protected]
The article deals with Moscow University academics who played an important role in establishing the Moscow Commercial Institute (at present the Plekhanov Russian University of Economics). When 'University Liberties' were eliminated in 1910-1911 a group of prominent scientists of Moscow University abandoned their offices and continued lecturing and researching in the first economics institution in Russia. In this way we can observe a persistent link between the two educational institutions. Academics and graduates of Moscow University working in the Plekhanov Russian University of Economics have made a great contribution to training professionals for economy of the country, to the development of Russian science. Keywords: Moscow University, the Moscow Commercial Institute, A. A. Manuylov, S. A. Bulgakov, P. I. Novgorodtsev, A. A. Kizewetter, S. A. Chaplygin, R. I. Khasbulatov, N. Ya. Petrakov.
В 1905 г. в России был издан императорский указ об автономии университетов, в том числе Московского университета. Этим указом университетам было дано право выбирать ректоров. В дальнейшем Правительство России утвердило Временные правила по управлению университетами, которыми разрешалось выбирать не только ректоров, но и деканов. Университетские советы также наделялись самостоятельностью.
В Московском университете был принят общеуниверситетский устав, в котором были прописаны некоторые «новые» права. Например, женщины получали право не только на обучение, но и на преподавание. Решающее слово во всех вопросах принадлежало профессорам. Было принято очень важное положение о запрете права доступа полиции на территорию высших учебных заведений. В 1910 г. вновь назначенный министр народного просвещения фон Кауфман запретил обучение женщин-вольнослушательниц, собрания, митинги в университете, ликвидировал студенческую автономию. В ответ на действия царских властей студенчество начало забастовку.
В начале 1911 г. министром народного просвещения был назначен Л. А. Кассо. Он предпринял решительные действия против студенческих волнений: на террито-
рию Московского университета была введена полиция.
28 января 1911 г. было проведено экстренное заседание совета университета, после которого из-за невозможности в создавшейся ситуации осуществлять руководство подали в отставку руководители университета - ректор А. А. Мануйлов, проректор П. А. Минаков и помощник ректора П. А. Мензбир. 2 февраля отставка была принята и Высочайшим указом они были уволены со своих постов, а также освобождены от должности профессоров университета.
В знак солидарности с руководством подали в отставку десятки профессоров и приват-доцентов, служивших на различных факультетах. В. Вернадский, Г. Шер-шеневич, Н. Умнов, А. Эйхенвальд, С. Чаплыгин, А. Боровой, Ф. Кокошкин, Н. Шилов, А. Кизеветтер, Б. Кистяковский, Г. Россолимо, Н. Кольцов, А. Цингер, П. Новгородцев, С. Булгаков, П. Лебедев и другие выдающиеся ученые покинули стены Московского университета.
Кадетская газета «Речь» от 9 (22) февраля 1911 г. опубликовала статью об этих событиях, в которой говорилось о том, что «жизнь в Московском университете замерла. В старом здании не было ни души. Занятий в лаборатории не происходит уже около недели. В новом здании университе-
та сегодня были три лекции. У профессора Филиппова сегодня был 1 слушатель... В клиниках нервных болезней и психиатрической собрались студенты. Проф. Сербский (также подавший в отставку) не мог от волнения кончить речь и удалился под продолжительные аплодисменты студентов» [4].
С тех пор преподавательская деятельность некоторых этих ученых-педагогов до Октябрьской революции 1917 г., а многих и дольше проходила в стенах Московского коммерческого института (ныне Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова).
Московский коммерческий институт (МКИ) был создан в 1907 г. для профессиональной подготовки лидеров российского бизнеса в неразрывной связи с гуманитарным образованием. Как пишет В. И. Жуков о создании в начале XX в. высших учебных заведений, «"неправительственная" высшая школа России, получившая бурное развитие в 1900-1917 гг., создавалась в ответ на неспособность государственных образовательных учреждений удовлетворять формирующиеся потребности в знаниях, необходимых обществу. Инициаторами создания "вольной" высшей школы стали в начале XX в. представители буржуазной интеллигенции, либеральная профессура, активисты в области защиты прав женщин. Так появились общественные и частные высшие учебные заведения. Первые стремились к просветительской деятельности, вторые были рассчитаны на получение прибыли за счет оказания платных образовательных услуг» [6. - С. 183].
Более 25 замечательных российских ученых с удовольствием приняли приглашение преподавать в недавно организованном вузе. Среди них А. А. Мануйлов, Д. М. Генкин, Д. М. Петрушевский, Н. А. Шилов, А. В. Цингер. Одной из причин, которая притягивала в МКИ лучшие творческие силы, была возможность создавать новые программы и читать новые дисциплины.
Обращаем внимание на плеяду выдающихся ученых, которые читали лекции студентам первого курса: П. И. Новгородцев - философия и история права; А. А. Мануйлов (бывший ректор Московского университета (1905-1911) - политическая экономия; Д. И. Егоров - всеобщая история; А. А. Кизеветтер - русская история; С. Н. Булгаков - история экономических учений; С. А. Котляревский - государственное право; С. А. Чаплыгин - курс теоретической механики. А. В. Цингер заведовал кафедрой физики, был одним из основателей Московского математического общества.
В МКИ была создана кафедра физической химии, которую возглавил Н. А. Шилов. Ранее Николай Александрович читал лекции в Московском университете. Профессор Шилов работал над созданием средств противохимической защиты, разработал первую теорию действия противогаза [3].
Первым ректором Московского коммерческого института в 1907 г. стал профессор Павел Иванович Новгородцев, который очень благосклонно отнесся к профессорам, пришедшим в МКИ из Московского университета. Это обстоятельство позволяло многим из них успешно сочетать преподавательскую деятельность и научно-исследовательскую работу. Профессор Новгородцев возглавлял институт до 1917 г.
В МКИ создавалась материальная база для проведения занятий и научных исследований. Были созданы новые лаборатории. Силами профессоров, доцентов, преподавателей института проводились исследования по технологии и товароведению, химии, физике, финансам, вычислительной математике и другим наукам.
Некоторые из перечисленных выше ученых-профессоров заняли административные посты в Московском коммерческом институте, а в дальнейшем - и в Московском институте народного хозяйства (МИНХе). Профессор Д. М. Генкин с 1902 г. обучался в Московском университе-
те сначала на медицинском факультете, а затем на юридическом, после окончания которого остался для подготовки к профессорскому званию. Параллельно он работал в Московском коммерческом институте. В 1918 г. Д. М. Генкин становится профессором и заведующим кафедрой гражданского права Московского института народного хозяйства. В 1919 г. после открытия первого в стране рабочего факультета профессор Д. М. Генкин становится его первым руководителем, а в 19201923 гг. - ректором МИНХа. В дальнейшем за свои заслуги он получил звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР [10].
А. А. Кизеветтер писал о своей работе в МКИ: «Я читал лекции в университете и на Высших женских курсах, и там и здесь мне приходилось иметь дело с большим количеством превосходной талантливой молодежи, выделявшей из себя немало лиц, обещавших стать впоследствии даровитыми историками. А затем мой друг П. И. Новгородцев, ставший во главе Коммерческого института и в короткое время сумевший сделать из этого института популярнейшее высшее учебное заведение Москвы, пригласил меня читать там курс русской истории. Приятно было работать там в компании с такими людьми, как Шершеневич, Покровский, Кокошкин, Анисимов, Цингер и мн. др. Была украшена наша компания и импозантной фигурой председателя первой Думы Муромцева» [7].
Профессор Сергей Алексеевич Чаплыгин, один из основоположников гидроаэродинамики, ученик Николая Егоровича Жуковского, читал для студентов и слушателей лекции по курсу «Теоретическая механика». Позднее он был назначен руководителем ЦАГИ. В 1929 г. С. А. Чаплыгин был избран академиком АН СССР, в 1941 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Еще одним из ученых, пришедших волею судьбы в Московский коммерческий институт, был Сергей Николаевич Булга-
ков. В лекциях, читаемых профессором Булгаковым, затрагивались вопросы истории экономических учений, истории социальных учений. Он говорил, что «в центре всех вопросов науки стоит все-таки вопрос о самом человеке, и наука не только не может забыть о нем, но каждая по-своему и на своем языке пытается решать этот вопрос или давать материал для его разрешения. И эта центральная проблема собирает разрозненные лучи знания как бы в один фокус, сливает пеструю окраску спектра в белый свет» [2].
Политическая экономия, как и вся вообще общественная наука, имеет прямым своим предметом проблему о человеке и о его общественном бытии, хотя и в специальной ее постановке, следовательно, находится в самой ближайшей связи с философией и ее проблемами» [2]. С. Н. Булгаков рассуждает о двух сторонах политической экономии: прикладной и философской. «Многие из видных экономистов теперь просто не занимаются теоретическими проблемами, отказываясь от философской разработки политической экономии и все силы устремляя в практическую область» [9].
Профессор Булгаков говорил о том, что различные практические хозяйственные вопросы, поставленные жизнью перед всем обществом и перед каждым человеком в отдельности, политическая экономия как наука решает, систематизируя научный опыт и наблюдения. Он определяет философию хозяйства как «известную систему оценки, норм и идеалов в применении к хозяйственной жизни». Далее Сергей Николаевич делал акцент на том, что нормы, идеалы, обычаи, нравы различны для других эпох, для других территорий (стран, народов). Рассматривая хозяйственную деятельность европейского Запада и буддийского Востока, он сопоставляет оценки богатства и бедности, оценки труда и его производительности, которые определяются этими различными мировоззрениями. Подводя итог своему небольшому сравнению, С. Н. Булгаков предполагает,
что «практический вывод буддизма клонится к осуждению хозяйственного труда», и именно «поэтому в числе других причин, которых, конечно, много, и буддизм является не последней в экономическом застое Востока и в порабощении его белою расой Западной Европы» [1. - С. 36-37].
Иван Христофорович Озеров, выпускник Московского университета, один из основоположников финансовой науки, внес весомый вклад в экономическое просвещение молодого поколения. Он говорил о том, что «интересы народного образования также предъявляют все более и более усиленный спрос на средства. В настоящее время уже доказано громадное значение народного образования на производительность труда, и эти расходы как нельзя лучше окупаются, по этому поводу имеется уже целая литература» [5]. Учебник профессора Озерова «Основы финансовой науки» переиздавался пять раз до 1917 г. и впервые позиционировал финансы как самостоятельную науку.
Одним из основополагающих вопросов, рассматриваемых в научных исследованиях профессора И. Х. Озерова, было развитие экономики и оздоровление финансовой системы страны.
Второе издание книги «Как расходуются в России народные деньги», вышедшей в 1907 г., было спонсировано Обществом купцов и промышленников России. (Купцами и промышленниками России в конце XIX - начале XX вв. было создано Московское общество распространения коммерческого образования, которое в 1907 г. создало первую в России высшую экономическую школу - Московский коммерческий институт.) В этой книге профессор И. Х. Озеров говорил о том, что «государственные средства нередко расходовались у нас, по существу, неправильно, не в интересах народного хозяйства как целого, так как расходы производительного характера занимали в нашем бюджете совершенно ничтожное место... Ведение нашего государственного хозяйства должно быть абсолютно публичным, и с канцелярской
тайной здесь давно пора бы покончить... Наш центральный банк находится в ненормальном положении, он, как известно, подчинен единоличной власти...» [5].
Е. Ефимов в своей работе «Счастливая горькая жизнь Ивана Озерова», комментируя эту публикацию И. Х. Озерова, писал: «В этой книжке что ни абзац, что ни мысль - все живая современность: легкое отношение к казенным деньгам, закрытость деятельности Государственного банка, не стимулирующие национальное производство бюджеты, существование особых, «негласных» бюджетов, влияние крупного сырьевого капитала (особенно нефтяного) на власть, отсутствие эффективного контроля за расходованием средств, коррупция, связанная с госпоставками и заказами, уродливая налоговая система, хищническое отношение нуворишей к национальным богатствам, нерациональность хранения государственных денег за границей и т. д. 100 лет назад Россия страдала теми же, что и сейчас, болезнями, мы никак от них не излечимся» [8].
Любопытный факт из жизни профессора И. Х. Озерова: в 1911 г. он «завещал все свои капиталы на экономическое образование населения, бесплатное распространение миллионными тиражами своих книг и статей, "призывающих к творчеству", по всем деревням, селам, волостным правлениям, фабрикам...» [5].
Московский университет «снабдил» Московский коммерческий институт кадрами высшей квалификации не только в начале прошлого века. Связь между этими двумя вузами неразрывна. В Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова преподавали и преподают доценты и профессора - выпускники Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова:
- Борис Михайлович Мочалов - доктор экономических наук, профессор, возглавлял Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова с 1969 по 1986 г., основал кафедру потребностей и потребностеведения;
- Шамиль Магомедович Мунчаев -
доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, много лет возглавлял кафедру истории;
- Галина Григорьевна Жарикова - доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, специалист по пищевой микробиологии и микологии, работала на кафедре товароведения;
- Дмитрий Семенович Лычников -доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, преподавал и проводил научные исследования по физическим методам контроля качества товаров на кафедре физики;
- Ирина Валерьевна Яблочкина - доктор исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, осуществляет свою преподавательскую и научную деятельность на кафедре истории;
- Алексей Иванович Самсин - доктор философских наук, заслуженный работ-
ник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры философии, в настоящее время проводит занятия с аспирантами и соискателями;
- Руслан Имранович Хасбулатов -член-корреспондент Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой мировой экономики;
- Валентина Викторовна Громыко -доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры экономической теории;
- Николай Яковлевич Петраков - всемирно известный ученый-экономист, академик, осуществлял преподавательскую деятельность на кафедре экономической теории.
Все эти факты убедительно свидетельствуют о значительной роли ученых Московского университета в становлении и развитии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова - первого экономического вуза страны.
Список литературы
1. Булгаков С. Н. История экономических и социальных учений. - М. : ООО «Издательство Астрель», 2007.
2. Булгаков С. Н. Под знаменем Университета // История экономических и социальных учений. Вместо предисловия. - М. : ООО «Издательство Астрель», 2007.
3. Гришин А. И. Николай Шилов. В отравленном дыму // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2014. - № 3 (11). - C. 59-73.
4. «Дело Кассо» или бунт профессуры. 1911 год, исторические зарисовки, 19 апреля 2013 г. - URL: http://www.newspeak.by/content.php?id=2245
5. Ефимов Е. Счастливая горькая жизнь Ивана Озерова // Босс. - 2008. - № 3. - URL: http://www.bossmag.ru/ view.php?id=3364
6. Жуков В. И. Российское образование. Истоки, традиции, проблемы. - М., 2001.
7. Кизеветтер А. А. На рубеже двух столетий (воспоминания 1881-1914). - Прага : Ор-бис, 1929. - URL: http://dugward.ru/library/kizevetter/kizevetter_na_rubeje.html#a504
8. Корнилова И. М. Проблемы и противоречия в развитии высшего образования в России в конце XIX - начале XX в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. -2015. - № 1 (42). - С. 19-24.
9. Корнилова И. М, Рузанов С. А. Ученые Плехановки и их роль в истории российской государственности / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 10 (76). - С. 121-132.
10. Плехановская школа права : монография / под ред. И. В. Яблочкиной, Т. Э. Зуль-фугарзаде. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014. - URL: http://www. docme.ru/doc/311357/ plehanovskaya-shkola-prava—rossijskij-e-konomicheskij
11. Скрипникова М. И. Оплата труда и налогообложение: к истории вопроса // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2014. - № 2. - С. 62-66.
References
1. Bulgakov S. N. Istoriya ekonomicheskikh i sotsial'nykh ucheniy [The History of Economic and Social Teachings]. Moscow, Publishing Astrel, 2007. (In Russ.).
2. Bulgakov S. N. Pod znamenem Universiteta [Under the Banner of the University]. Istoriya ekonomicheskikh i sotsial'nykh ucheniy [The History of Economic and Social Teachings]. Instead of the Preface in the Book. Moscow, Publishing Astrel, 2007. (In Russ.).
3. Grishin A. I. Nikolay Shilov. V otravlennom dymu [Nikolay Shilov. In Poisoned Smoke]. Chelovecheskiy kapital i professionaVnoe obrazovanie [Human Capital and Professional Education], 2014, No. 3 (11), pp. 59-73. (In Russ.).
4. «Delo Kasso» ili bunt professury. 1911 god, istoricheskie zarisovki, 19 aprelya 2013 g. ['Case of Cash' or the Revolt of the Professors. 1911 Historical Sketches, April 19, 2013]. (In Russ.). Available at: http://www.newspeak.by/content.php?id=2245
5. Efimov E. Schastlivaya gor'kaya zhizn' Ivana Ozerova [Happy Bitter Life of Ivan Ozerov]. Boss, 2008, No. 3. (In Russ.). Available at: http://www.bossmag.ru/view.php?id=3364
6. Zhukov V. I. Rossiyskoe obrazovanie. Istoki, traditsii, problem [Russian Education. Sources, Traditions, Problems]. Moscow, 2001. (In Russ.).
7. Kizevetter A. A. Na rubezhe dvukh stoletiy (vospominaniya 1881-1914) [At the Turn of the Century (Memories 1881-1914)]. Praga, Publishing House Orbis, 1929. (In Russ.). Available at: http://dugward.ru/library/kizevetter/kizevetter_na_rubeje.html#a504
8. Kornilova I. M. Problemy i protivorechiya v razvitii vysshego obrazovaniya v Rossii v kontse XIX - nachale XX v. [Problems and Contradictions in the Development of Higher Education in Russia in the Late XIX - Beginning of XX Century]. Kaspiyskiy region: politika, eko-nomika, kuVtura [Caspian Region: Politics, Economy, Culture], 2015, No. 1 (42), pp. 19-24. (In Russ.).
9. Kornilova I. M., Ruzanov S. A. Uchenye Plekhanovki i ikh rol' v istorii rossiyskoy gosu-darstvennosti [Scientists Plekhanovka and Their Role in the History of the Russian Statehood]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 10 (76), pp. 121-132. (In Russ.).
10. Plekhanovskaya shkola prava : monografiya [Plekhanov School of Law, monograph], editor by I. V. Yablochkina, T. E. Zul'fugarzade. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, 2014. (In Russ.). Available at: http://www. docme.ru/doc/311357/plehanovskaya-shkola-prava—rossijskij-e-konomicheskij
11. Skripnikova M. I. Oplata truda i nalogooblozhenie: k istorii voprosa [Remuneration and Taxation: a Case History]. Normirovanie i oplata truda v promyshlennosti [Rationing and Wages in Industry], 2014, No. 2, pp. 62-66. (In Russ.).