Научная статья на тему 'Роль учебной дисциплины «Физическая культура» в формировании социально-профессиональной компетентности будущих программистов'

Роль учебной дисциплины «Физическая культура» в формировании социально-профессиональной компетентности будущих программистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОГРАММИСТ / СТУДЕНТ / PHYSICAL TRAINING / SOCIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / PROGRAMMER / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сутокский Виталий Геннадьевич, Ворошилова Ирина Сергеевна, Тихомирова Татьяна Владимировна, Романов Дмитрий Александрович

Цель исследования реализация образовательного потенциала учебной дисциплины «Физическая культура». Авторами обосновано, что знания студентов-программистов в области физической культуры предпосылка освоения ими фундаментальных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сутокский Виталий Геннадьевич, Ворошилова Ирина Сергеевна, Тихомирова Татьяна Владимировна, Романов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of subject "Physical training" in formation of socially-professional competence of future programmers

The purpose of this paper is in realisation of educational potential of physical training. We proved that knowledge among programmers in physical culture is factor of special, fundamental, professional subjects mastering.

Текст научной работы на тему «Роль учебной дисциплины «Физическая культура» в формировании социально-профессиональной компетентности будущих программистов»

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ

Виталий Геннадьевич Сутокский, кандидат технических наук, доцент,

Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель,

Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, профессор, Краснодарский колледж управления, техники и технологий

Аннотация

Цель исследования - реализация образовательного потенциала учебной дисциплины «Физическая культура». Авторами обосновано, что знания студентов-программистов в области физической культуры - предпосылка освоения ими фундаментальных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Ключевые слова: физическая культура, социально-профессиональная компетентность, программист, студент.

THE ROLE OF SUBJECT "PHYSICAL TRAINING” IN FORMATION OF SOCIALLY-PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE PROGRAMMERS

Vitaly Gennadevich Sutoksky, the candidate of technical science, senior lecturer,

Irina Sergeevna Voroshilova, the senior teacher,

Tatyana Vladimirovna Tikhomirova, the senior teacher,

Dmitry Aleksandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Krasnodar College of Management, Techniques and Technologies

Annotation

The purpose of this paper is in realization of educational potential of physical training. We proved that knowledge among programmers in physical culture is factor of special, fundamental, professional subjects mastering.

Key words: Physical training, social and professional competence, programmer, student.

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация российского образования предполагает использование компе-тентностного подхода. Известно, что компетентность выпускника учреждения профессионального образования характеризуются множеством параметров: социальностью, межпредметностью, надпредметностью, практикоориентированностью, системностью. Компетентностный подход отражает происходящий сдвиг образования от содержательно-предметной ориентации к эффективной профессиональной и личностноориентированной жизнедеятельности человека [4].

Дисциплина «Физическая культура» является одной из наиболее трудоемких в учебном плане подготовки программистов со средним техническим образованием (не менее 408 часов). Однако недостаточно определено ее место в формировании социально-профессиональной компетентности студентов. Согласно современным воззрениям, цель физического воспитания студентов - формирование их физической культуры личности [3, 5]. С точки зрения авторов, это - далеко не полная реализация огромного образовательного потенциала учебной дисциплины «Физическая культура». В настоящее время слабо изучены межпредметные связи данной дисциплины с другими компонентами учебного плана подготовки специалистов (в том числе, будущих программистов), а разрыв между физическим воспитанием и остальными видами учебнопрофессиональной деятельности студентов по-прежнему не преодолен. Проблема исследования заключается в вопросе: каким образом должны быть организованы межпредметные связи между дисциплиной «Физическая культура» и другими компонентами учебного плана, чтобы знания студентов-программистов в области физической культуры стали фактором их успешной учебной деятельности?

Цель исследования: повышение эффективности подготовки техников-

программистов на основе организации межпредметных связей между дисциплиной «Физическая культура» и другими компонентами учебного плана специальности 230105 - «Программное обеспечение ВТ и АС».

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретические и экспериментальные исследования проводились на базе Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ, кафедра физического воспитания) и Краснодарского колледжа управления, техники и технологий (ККУТТ), входящего в Университетский комплекс КубГТУ. Результаты обученности студентов оценивались в соответствии с методикой, описанной в работе [1]. Педагогический эксперимент проводился с 2006 по 2009 гг. по классической схеме. Его целью была оценка роли накопленных знаний по физической культуре как фактора формирования профессиональной компетентности будущего программиста (годы набора - 2004 и 2005). Учебная деятельность студентов контрольной группы (щ=74) проходила с 2006 по 2008 гг., экспериментальной (п2=71) - с 2007 по 2009 г. На первом этапе эксперимента группы не отличались (р>0,05) по уровню знаний в области физической культуры и фундаментальных дисциплин. На втором этапе осуществлялось физическое воспитание и формирование профессиональной компетентности студентов. Основные различия между образовательным процессом в экспериментальной и контрольной группах: использование информации из области физической культуры в учебном материале по дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация», «Основы построения автоматизированных информационных систем», «Разработка и эксплуатация удаленных баз данных», «Математическая логика». На третьем этапе были выявлены отличия по всем показателям (р<0,05) между студентами контрольной и экспериментальной групп. Обработка результатов эксперимента производилась на основе применения методов математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Одной из причин недостаточной результативности учебной деятельности сту-дентов-программистов является их слабая образовательная база и недостаточный жизненный опыт (в том числе, учебно-профессиональной деятельности). Значительная часть дисциплин, изучаемых будущими программистами, требует определенного объема базовых знаний, на примере которых студенты осваивают обязательные дидактические единицы и разделы. Многоаспектность физического воспитания обусловливает возможность освоения на его примере ряда учебных дисциплин, входящих в план подготовки программистов (табл. 1).

Как видно из таблицы 1, реализация образовательного потенциала учебной дисциплины «Физическая культура» возможна на основе организации междпредметных связей с фундаментальными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами, входящими в учебный план подготовки программистов. Ведь изучение нового учебного материала всегда происходит при опоре на ранее изученный. Основные направления использования научной информации из сферы физической культуры и спорта в учебном материале и педагогических заданиях по общепрофессиональным и специальным дисциплинам: приведение учебных примеров из сферы физической культуры и спорта в рамках лекционных и практических занятий; использование в тематических заданиях информации о дидактическом процессе и средствах физического воспитания; введение в учебные пособия (конспекты лекций) информации из сферы физической культуры и спорта (на ее примере можно осваивать соответствующие дидактические единицы). Например, в рамках общепрофессиональных дисциплин «Базы данных» и «Разработка и эксплуатация удаленных баз данных» возможно дать задание: составить базу данных о легкоатлетических упражнениях.

Таблица 1

Компоненты учебного плана подготовки программистов, которые возможно _________________изучать на примере физической культуры______________________

№ уд Учебная информация (на примере ФКС)

1. Физика Кинематика и динамика движения материальной точки и многозвенника; движение тела под углом к горизонту; центр масс тела и его движение; законы статики

2. ДМ Арсенал средств ФКС как множество; отношения на множестве упражнений; граф связей между упражнениями

3. ИТ Информационные процессы в ФКС; ИТ в ФКС; мультимедийные презентации выполнения спортивных упражнений; автоматизация деятельности тренера или педагога; поиск информации по ФКС в сети Интернет

4. БД ИО ФКС; формирование БД об учебно-тренировочной деятельности; датало-гические и инфологические модели ФКС; создание, ведение и модификация БД в ФКС

5. РЭУБД Мониторинг физической подготовленности населения на основе запросов к распределенным БД; создание единого информационного пространства в сфере ФКС

6. ОПАИС ИС в ФКС; взаимодействие между разработчиком и тренером при проектировании ИС; внедрение ИС в учебно-тренировочный процесс

7. МСС МО ФКС; виды измерений в ФКС; тестирование и измерение латентных переменных в ФКС; компьютерный видеоанализ; измерительные системы и комплексы в ФКС

8. МЛ Объем и содержание понятий в ФКС; подклассы и метаклассы в ФКС; умозаключения в ФКС; спортивный результат как функция многих переменных

9. ТВМС Результат УТД как случайная величина; вероятностные модели УТД; статистическая обработка результатов УТД

Обозначения: УД - учебная дисциплина, ФКС - физическая культура и спорт, БД - база данных, ИС - информационная система, ИТ - информационные технологии, МЛ - математическая логика, ДМ - дискретная математика, РЭУБД - разработка и эксплуатация удаленных баз данных, МСС - метрология, стандартизация и сертификация, ТВМС - теория вероятностей и математическая статистика, ОПАИС - основы построения автоматизированных информационных систем, ИО - информационное обеспечение, МО - метрологическое обеспечение, УТД -учебно-тренировочная деятельность

Изучение нового материала в опоре на знания студентов из области физической культуры и спорта повышает надежность дидактического процесса. Пусть Р - вероятность усвоения обучающимся дидактической единицы (раздела, темы) из общепрофессиональной или специальной дисциплины, р; - вероятность усвоения учебной ин-

формации на 1-м примере, N - число учебных примеров, тогда р _ 1 _

(дан-

ную формулу легко доказать на основе законов теории вероятностей). В свою очередь, р; _ р;(б)- р;(Л | Б) (здесь: р;(В) - вероятность того, что обучающийся владеет информацией, связанной с 1-м примером; р;(Л|Б) - вероятность того, что обучающемуся будет понятен учебный материал на основе 1-го примера при условии, что он владеет информацией, связанной с 1-м примером). Долю учебных примеров, связанных с областью физической культуры и спорта, можно оценить по формуле: а _ М (здесь: М -

N

число учебных примеров из сферы физической культуры и спорта). Для авторов статьи несомненно: чем больше а, тем больше вероятность усвоения обучающимися новой учебной информации (знаниями в области физической культуры и спорта обладают многие студенты).

Опираясь на предложенные концептуальную и математическую модели, авторы разработали технологию организации межпредметных связей дисциплины «Физическая культура» с другими компонентами плана подготовки программистов (рис. 1).

=1

Рис. 1. Технология организация межпредметных связей между дисциплиной «Физическая культура» и другими компонентами плана подготовки программистов (ответственность лежит на преподавателе, ведущем общепрофессиональную или специальную

дисциплину)

Ее главной составляющей является выделение дидактических единиц учебной дисциплины, которые можно изучать на примере физической культуры и спорта. Проведенный на базе ККУТТ педагогический эксперимент подтвердили возможность реализации образовательного потенциала дисциплины «Физическая культура» на основе организации межпредметных связей (табл. 2).

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что в экспериментальной группе - более высокий (р<0,05) уровень остаточных знаний по ряду общепрофессиональных дисциплин (контроль остаточных знаний проводился через полгода после их изучения). Это возможно объяснить тем, что глубокие знания в области физической культуры и спорта - достаточная образовательная база, на примере целесообразно осваивать разделы общепрофессиональных и специальных дисциплин. Более глубокие знания (по физической культуре и спорту) студентов экспериментальной группы, в свою очередь, можно объяснить более совершенной организацией их физического воспитания за счет его вариативности, адаптивности, усиления взаимосвязи между теоретическим и практическим разделом, а также многофункциональности и параметричности контроля учебно-тренировочной деятельности студентов.

Таблица 2

Результаты педагогического эксперимента________________________

№ Показатель Группа

ЭГ КГ

1. УЗД “Метрология, стандартизация и сертификация”, логит 0,69±0,1 0,46±0,06

0,93±0,12 0,71±0,09

2. УЗД “Основы построения автоматизированных ИС”, логит 0,72±0, 09 0,43±0,07

0,98±0,11 0,76±0,09

3. УЗД “Математическая логика”, логит 0,61±0,07 0,42±0,11

0,7±0,06 0,56±0,06

4. УЗД “Разработка и эксплуатация удаленных БД”, логит 0,86±0,11 0,52±0,09

1,07±0,15 0,84±0,08

5. УЗД “Физическая культура” (3-й семестр) -1,18±0,51 -1,11±0,48

6. УЗД “Физическая культура” (5-й семестр) -0,16±0,02 -0,43±0,08

7. УЗД “Физическая культура” (7-й семестр) 0,46±0,1 0,21 ±0,06

8. Уровень знаний по фундаментальным дисциплинам (3-й семестр) -0,74±0,18 -0,79±0,14

Обозначения: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа, УЗД - уровень знаний по дисциплине, ИС - информационные системы, БД - базы данных; над чертой - результаты отсроченного контроля, под чертой - итогового.

Педагогическая практика показала, что примеры из области физической культуры и спорта, положенные в основу усвоения нового учебного материала, более доступны и понятны студентам, нежели из других областей (экономика, промышленность и т.д.). Проведенное исследование подтвердило, что межпредметные связи дисциплины «Физическая культура» с другими компонентами учебного плана подготовки программистов - фактор повышения системности образовательного процесса в техническом колледже и становления профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере информационных технологий.

ВЫВОДЫ

1. Образовательный потенциал учебной дисциплины «Физическая культура» заключается не только в формировании физической культуры личности студентов-программистов, но и накоплении базовых знаний, способствующих усвоению учебного материала по фундаментальным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

2. Математические модели межпредметных связей дисциплины «Физическая культура» с другими компонентами учебного плана подготовки программистов основаны на законах теории вероятностей. Технология организации таких связей включает в себя: выделение дидактических единиц учебной дисциплины, которые можно изучать на примере физической культуры и спорта; насыщение учебного материала примерами из области физической культуры и спорта; использование учебных заданий, выполнение которых предполагает наличие у обучающихся знаний в области физической культуры и спорта; анализ результатов учебной деятельности студентов по общепрофессиональной или специальной дисциплине и совершенствование межпредметных связей с дисциплиной «Физическая культура».

3. Проведенный на базе технического колледжа педагогический эксперимент показали эффективность межпредметных связей учебной дисциплины «Физическая культура» с другими компонентами учебного плана подготовки программистов со среднеспециальным образованием. Студенты экспериментальной группы продемонстрировали более высокие результаты освоения учебных дисциплин «Метрология, стандартизация и сертификация», «Основы построения автоматизированных информационных систем», «Математическая логика» и «Разработка и эксплуатация удаленных баз данных», чем обучающиеся контрольных групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современные методы и средства оценки результатов обученности : учеб. пособие / С.Б. Полянская, М.Л. Романова, Е.Ю. Лукьяненко, Т.П. Хлопова ; Славян-ский-на-Кубани гос. пед. ин-т. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2008. - 64 с.

2. Романов, Д.А. Научно-методологические основы математизации педагогической науки и практики / Д.А. Романов // Гуманизация образования. - 2009. - № 6. -С.33-34.

3. Сутокский, В.Г. Формирование физической культуры личности студентов технического колледжа / В.Г. Сутокский, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3. - С. 83-89.

4. Профессиональная самоорганизация студентов высших и среднеспециальных учебных заведений / Т.П. Хлопова, Т.В. Тихомирова, В.В. Вязанкова, Д.А. Романов. - Краснодар : ООО “Издательский Дом - Юг”, 2009. - 100 с.

5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 476 с. - (Высшее образование).

Контактная информация: [email protected]

РЕАДАПТАЦИЯ УВОЛЬНЯЕМЫХ В ЗАПАС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК

ГО МЧС РФ

Николай Алексеевич Сюрис, кандидат медицинских наук, декан,

Самарский институт медико-социальнойреабилитологии (ННОУ ВПО «СИМСР»), Ольга Юрьевна Дукальская, психолог войсковой части ГО МЧС РФ,

г. Самара

Аннотация

В данной статье описаны особенности нервно-психической устойчивости военнослужащих ГО МЧС РФ в ходе адаптации к условиям военного труда и условия психологического сопровождения для эффективной реадаптации после увольнения. Подтверждены приоритетность психологического обеспечения социальной адаптации после увольнения к новой жизненной среде, важность приобретения в период военной службы специальности с двойным предназначением.

Ключевые слова: реадаптация, нервно-психическая устойчивость, шкала MMPI, тест МЛО - «Адаптивность», военнослужащие по призыву войск ГО МЧС РФ.

READAPTATION OF THOSE TRANSFERRED TO THE TROOPS RESERVE OF THE EMERGENCY SITUATIONS AND DISASTER RELIEF MINISTRY OF THE

RF

Nikolai Alekseyevich Syuris, the candidate of medical sciences, dean,

Samara Institute of Medical and Social Rehabilitation Olga Jurevna Dukalskaya, the psychologist of a unit of Civil defense of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation,

Annotation

The article depicts the features of neuropsychic stability of the soldiers of the Ministry of Emergency Situations of the RF in the course of adaptation to the conditions of military labor and conditions of psychological support for the effective readaptation after transfer to the reserve. The priority of the psychological guarantee of social adaptation after transfer to the new life environment, the importance of acquisition in the period of the military service of specialty with dual assignment have been proved.

Keywords: readaptation, neuropsychic stability, scale of MMPI, test OF MLO - “Adaptability”, soldiers under the call to the troops of the Ministry of Emergency Situations and Disaster Relief of the RF.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.