Из вышесказанного можно сделать вывод, что серьезные причины недостатков в обеспечении безопасности дорожного движения связаны и с главными участниками его - водителями, и с пешеходами, и с сотрудниками ГИБДД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безопасность дорожного движения : учебное пособие для подготовки и повышения квалификации кадров автомобильного транспорта / В.В. Амбарцумян, В.Н. Бабанин, О.П. Гуджоян, А.В. Петридис ; под ред. чл. корр. Рос. акад. наук, проф. В.Н. Луканина. - М. : Машиностроение, 2008. - 304 с.
2. Гуревич, П.С. Психологический словарь / П.С. Гуревич. - М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.
3. Дорожно-транспортные происшествия : нормативные акты, материалы судебной практики, образцы документов / под ред. М.Ю. Тихомирова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М. : Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. - 284 с.
4. Коноплянко, В.И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения : учеб. пособие / В.И. Коноплянко, В.В. Зырянов, Ю.В. Воробьев. - М. : Высш. шк. 2005. - 271 с.
Контактная информация: ilonaberlova@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОЦЕССОМ
Виктория Валерьевна Вязанкова, старший преподаватель,
Зарема Аскарбиевна Маушева, преподаватель,
Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский колледж управления, техники и технологий
Аннотация
Цель исследования - формирование информационной компетентности студентов колледжа и вуза. Авторами предложена методика оценки информационной культуры личности будущих специалистов.
Ключевые слова: информационная культура, личность, оценка, образовательный процесс.
FORMATION OF STUDENTS' INFORMATIONAL COMPETENCE INSIDE STRUCTURE OF EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT Victoria Valerevna Vjazankova, the senior teacher,
Zarema Askarbievna Mausheva, the teacher,
Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Krasnodar College of Management, Techniques and Technologies
Annotation
The purpose of studying - formation of students' informational competence. The authors proposed the evaluation methodologies of students' informational competence.
Key words: informational competence, personality, valuation, educational process.
ВВЕДЕНИЕ
Информационное общество ставит перед профессиональным образованием задачу подготовки специалистов, способных к самообразованию и саморазвитию, свободному определения себя в профессии, владению различными средствами обработки информации [2, 6]. Неотъемлемым компонентом многих видов профессиональной деятельности является информационная деятельность, поэтому формирование информационной компетентности студентов является важной задачей образовательного процесса. Информационная культура личности - один из главных компонентов профес-
3б
сиональной компетентности специалиста, характеризующийся знаниевым (операционным), поведенческим (практико-деятельностным) и ценностно-ориентационным аспектами [1].
Несмотря на то, что многие исследования в области профессионального образования проводятся с позиций компетентностного подхода, по-прежнему информационная компетентность студентов изучена недостаточно [6]. В педагогической практике не всегда наблюдается комплексное развитие компонентов профессиональной компетентности будущих специалистов. Проблема исследования заключается в вопросе, каким образом организовать преподавание общепрофессиональных и общеобразовательных дисциплин в колледже и вузе, чтобы оно было значимым фактором формирования информационной компетентности студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводились на базе кафедр физики и начертательной геометрии Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ) и Краснодарского колледжа управления, техники и технологий (ККУТТ). Аспекты информационной культуры личности студентов и их обученность оценивались как латентные переменные (т.е. по шкале логитов). Педагогические эксперименты со студентами ККУТТ и КубГТУ (специальность - 230105 «Программное обеспечение ВТ и АС») проводились в период с 2006 по 2009 год по классической схеме. Во всех экспериментах были обследованы студенты вторых курсов (к этому времени у них сформирован определенный уровень информационной компетентности). На первом (начальном) этапе каждого эксперимента студенты контрольной и экспериментальной групп не отличались по уровню информационной компетентности (р>0,05). На втором этапе проводилось обучение студентов конкретным дисциплинам в соответствии с утвержденной рабочей программой и технологической картой. На третьем этапе студенты экспериментальных групп превосходили студентов контрольных групп по уровню, как знаний учебной дисциплины, так и информационной компетентности (р<0,05).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, при моделировании образовательного процесса в вузе или колледже следует формировать матрицу, строками которой являются учебные дисциплины, столбцами - компоненты профессиональной компетентности будущего специалиста. Их пересечение позволит сформировать задачи преподавания учебной дисциплины, направленные на формирование соответствующего компонента профессиональной компетентности. При формировании модели учитывают вклад учебной дисциплины в формирование компетентности студента:
М N N
Ё *>!=1; ^оф =Ё{(ху • Kj) Ё aj=1.
1=1 j=l j=l
Здесь: М - число преподаваемых учебных дисциплин, N - число компонентов профессиональной компетентности, Кпроф - интегральное значение профессиональной компетентности конкретного студента, а - значимость (нормированный вес) j-го компонента профессиональной компетентности, К - значение по линейной шкале у'-го компонента профессиональной компетентности студента, м'у - значимость 1-й дисциплины для формирования _/-го компонента профессиональной компетентности.
Несомненно, что педагог должен организовывать преподавание учебной дисциплины таким образом, чтобы она вносила максимально возможный вклад в формирование профессиональной компетентности студента и ее компонентов. Не является исключением и информационная компетентность, которая формируется не только в рамках преподавания информатики и математических дисциплин (математика вооружает методами обработки информации, информатика - техническими средствами). Чтобы учебная дисциплина стала фактором формирования информационной культуры личности будущего специалиста, педагогу необходимо стимулировать студента к участию
в пополнении информационного обеспечения преподавания дисциплины (в современных условиях им являются УИК - учебно-информационные комплексы).
С точки зрения метасистемного подхода, УИК представляет собой метасистему, элементы которой самодостаточны и независимы друг от друга (метасистему формируют на основе правила замены). УИК представляет собой открытую модифицируемую систему. Это значит, что сформированные у студента знания (в результате изучения дидактических единиц дисциплины) должны стать основой для формирования элементов УИК, востребованных в дидактическом процессе (это позволит сделать образовательный процесс синергичной системой). В состав УИК могут входить (помимо нормативной составляющей): электронные учебные пособия и материалы, обучающе-контролирующие системы, системы тестирования, генераторы тестовых задач, учебные курсы дистанционного обучения, виртуальные лаборатории, мультимедиапрезентации, видеоролики и анимации, тесты различного типа, компьютерные дидактические игры, демонстрационные компьютерные программы, программы-тренажеры и т.д. Широкий арсенал компонентов УИК позволит педагогу сделать оптимальный выбор при решении конкретных дидактических задач.
Для создания методико-педагогической системы преподавания учебной дисциплины разработаем методы количественной оценки обученности студента, а также аспектов информационной культуры личности. Модель учебной дисциплины (с точки зрения дидактических единиц) и методы оценки обученности представлены в работе [4]. Информационная компетентность (культура личности) студента:
Здесь: ЗА, ПА и ЦОА - соответственно, знаниевый, поведенческий и ценностно-ориентационный аспекты информационной культуры личности.
Для оценки знаниевого аспекта информационной компетентности преподавателем информатики разработана серия заданий из 10 разделов. За выполнение каждого раздела максимально возможный условный балл равен 100, поэтому
Здесь: Ві - балл, заработанный студентом за выполнение 1-го раздела.
Для оценки ценностно-ориентационного аспекта определяли индивидуальный тезаурус студента, точнее - его часть, связанную с информацией, информационными технологиями, аппаратными и программными средствами информатизации (т.е. тезаурус - множество личностно значимых для студента слов и словосочетаний, а слова, связанные с информацией - подмножество). Если V - мощность подмножества (т.е. число слов), то
Наиболее сложно оценить поведенческий аспект информационной компетентности, ведь педагогу трудно определить, в какой мере обучающийся использует методы, средства и технологии работы с информацией. В рамках преподавания учебной дисциплины это возможно сделать следующим образом. Пусть Я - балл рейтинга, который студент может заработать за участие в насыщение УИК дисциплины, Я - фактически заработанный балл; Р - балл рейтинга, который можно заработать за выполнение лабораторных и практических работ, связанных с применением технических средств информатизации, Р/ - заработанный балл. Тогда
Она включает в себя нормативно-методическую базу, цели и задачи преподавания дисциплины, методы, принципы и средства обучения, научные основы и методологические подходы к организации дидактического процесса (табл. 1), систему контроля учебной деятельности (описана в работе [5]) и диагностики компонентов про-
_ ЗА + ПА + ЦОА .
3
фессиональной компетентности, а также информационное обеспечение дидактического процесса.
Таблица 1
_____________Методические подходы к организации процесса обучения_________________
№ Подход Сущность Применение
1 Кибернетиче- ский Дидактический процесс - управляемая система (управляющую роль играет педагог). В основе управления дидактическим процессом - многопараметрический педагогический контроль.
2 Системно-структурный Дидактический процесс - сложная система, характеризующаяся целями (задачами), организацией, составом и структурой. Методы, средства и организационные формы обучения детерминированы задачами преподавания дисциплины и дидактическими принципами.
3 Деятельност- ный Развитие личности обучающегося происходит в результате систематической целенаправленной деятельности. Вовлечение студентов в насыщение УИК способствует становлению их знаний и формированию информационной компетентности.
4 Компетентно -стный Цель образовательного процесса -формирование профессиональной компетентности будущего специалиста. Преподавание учебной дисциплины направлено на формирование информационной компетентности студента.
5 Личностно- ориентиро- ванный В центре дидактического процесса -обучающийся и развитие его личности. Реализация активных методов обучения, стимулирование творческой деятельности студентов.
6 Процессный Пересечение подсистем и процессов формирует определенные задачи. Создание матричной модели образовательного процесса; разработка технологии формирования информационной компетентности студентов.
7 Квалиметри- ческий Параметры обученности и образованности являются квалитативными показателями. Уровень знаний студента и аспекты его информационной компетентности оценивают как латентные переменные.
8 Метасистем- ный Сложные системы, организованные по принципу замены, включают в себя независимые самодостаточные компоненты. Совершенствование УИК дисциплины путем добавления в него новых элементов.
9 Вероятност- но- статистиче- ский Дидактический процесс является стохастической системой, подчиняющейся вероятностным и статистическим законам. Статистическая обработка результатов педагогических экспериментов; вероятностный прогноз учебных достижений обучающихся.
Создание методов количественной оценки информационной культуры личности позволило авторам разработать методико-педагогическую систему преподавания учебной дисциплины (рис. 1).
Опираясь на разработанную модель методико-педагогической системы, авторы спроектировали технологию формирования информационной компетентности студента (рис. 2). Ее главной составляющей является комплексное развитие компетенций будущих специалистов (оно заключается в том, что дидактический процесс одновременно направлен на формирование знаний по преподаваемой дисциплине и информационной культуры личности) за счет насыщения информационного обеспечения учебной дисциплины.
Проведенные на базе ККУТТ и КубГТУ педагогические эксперименты подтвердили эффективность технологии формирования информационной культуры личности будущих специалистов. Основные различия между образовательным процессом в контрольных и экспериментальных группах следующие.
Во-первых, в экспериментальных группах происходило комплексное формирование всех возможных (для данной учебной дисциплины) компетенций студентов за
счет их вовлечения в процесс насыщения УИК преподаваемой дисциплины. Во-вторых, в экспериментальных группах в начале и конце семестра проводилась комплексная диагностика обученности и информационной культуры личности студентов (в контрольных группах диагностировали только параметры обученности). В-третьих, в экспериментальных группах степень информатизации дидактического процесса выше, чем в контрольных (методика оценки степени информатизации дидактического процесса представлена в работе [6]).
Нормативно-методическая база (ГОСТ и модель специалиста, рабочая программа и технологическая карта)
Научные и методологические основы педагогической деятельности
Методы и средства диагностики обученности
Методы и средства диагностики информационной компетентности
Система многопараметрического контроля учебной деятельности
Учебно-информационный комплекс Т ехнологии сбора и анализа информации об учебно-познавательной деятельности студентов
| Информационное обеспечение дидактического процесса
Рис. 1. Методико-педагогическая система преподавания учебной дисциплины
Рис. 2. Технология формирования информационной культуры личности студентов
В-четвертых, в экспериментальных группах оценка учебных достижений студентов производилась по рейтинговой системе, стимулировавшей их к систематическому учебному труду (результаты экспериментов отражены в табл. 2).
Проведенные исследования показали, что вовлечение студентов в процесс насыщения УИК преподаваемой дисциплины является значимым фактором как формирования знаний по данной дисциплине, так и развития информационной компетентности за счет интеграции дидактических и информационных технологий, интенсифика-
ции образовательного процесса и стимулирования обучающихся к продуктивной творческой деятельности.
Таблица 2
____________________Результаты педагогических экспериментов_________________________
№ Группа
п/ э Учебные дисциплины Этап КГ, Х±с ЭГ, Х±с
КубГТУ, “Инженерная графика”, п1=39, п2=30, 2-й курс I ИКЛ, логит +0,54±0,37 +0,51±0,39
1. III ИКЛ, логит (УЗ, логит) +0,92±0,28 (+0,24±0,21) +1,37±0,21 (+0,76±0,29)
І-ІІІ СИ, логит +1,23 +2,88
ККУТТ, “Операционные системы”, п1=67, п2=56, 2-й курс I ИКЛ, логит +0,12±0,30 +0,10±0,32
2. III ИКЛ, логит (УЗ, логит) +0,38±0,17 (+0,37±0,19) +0,65±0,11 (+0,79±0,13)
ЫП СИ, логит +1,76 +3,48
ККУТТ, “Метрология, I ИКЛ, логит +0,42±0,17 +0,46±0,12
3. стандартизация и сертификация”, п1=84, п2=67, III ИКЛ, логит (УЗ, логит) +0,57±0,11 (+0,31±0,25) +0,71±0,07 (+0,82±0,17)
3-й курс ЫП СИ, логит +0,89 +2,62
КубГТУ, “Физика”, п1=55, п2=28, 1-й курс I ИКЛ, логит +0,19±0,35 +0,22±0,38
4. III ИКЛ, логит (УЗ, логит) +0,41±0,26 (+0,35±0,15) +0,77±0,12 (+0,89±0,18)
!-Ш СИ, логит +0,77 +2,17
Примечание: обозначения: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа, п/э - педагогический эксперимент, ИКЛ - информационная культура личности, УЗ - уровень знаний по учебной дисциплине, СИ - степень информатизации, п1 и п2 - соответственно, численность КГ и ЭГ.
ВЫВОДЫ
1. Степень сформированности информационной культуры личности студентов является латентной переменной, которую следует измерять по шкале логитов. Авторами предложена методика количественной оценки данного показателя.
2. Методико-педагогическая система преподавания общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин включает в себя нормативно-методическую базу, цели и задачи преподавания дисциплины, методы, принципы и средства обучения, научные основы и методологические подходы к организации дидактического процесса, систему контроля учебной деятельности и диагностики компонентов профессиональной компетентности, а также информационное обеспечение дидактического процесса. Главной составляющей технологии формирования информационной культуры личности будущих специалистов является комплексное развитие их компетенций за счет насыщения информационного обеспечения учебной дисциплины.
3. Проведенные на базе технического колледжа и инженерного вуза педагогические эксперименты показали высокую эффективность предложенной системы обучения, выразившуюся в достоверном повышении (р<0,05) уровня информационной компетентности студентов экспериментальных групп. Перспективы развития работы -создание моделей преемственности формирования социально-профессиональной компетентности студентов на различных уровнях профессионального образования. Предполагается также совершенствование методики оценки поведенческого и ценностноориентационного аспектов информационной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогические информационные инновации : учеб. пособие / сост. Ю.С. Брановский, А.С. Молчанов ; Ставропольский гос. ун-т. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001. - 88 с.
2. Компетентностный подход в образовании (проблемы, понятия, инструмен-
тарий) : учеб. пособие / сост. Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М. :
АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
3. Маслак, А. А. Измерение латентных переменных в социальноэкономических системах / А.А. Маслак ; Славянский-на-Кубани пед. ин-т. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2006. - 333 с.
4. Современные методы и средства оценки обученности : учеб. пособие / сост. С.Б. Полянская, М.Л. Романова, Е.Ю. Лукьяненко, Т.П. Хлопова ; Славянский-на-Кубани пед. ин-т. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2008. - 64 с.
5. Романова, М. Л. Новые методы и средства педагогического контроля учебно-познавательной деятельности студентов / М.Л. Романова // Фундаментальные исследования. - 2008.- № 3. - С. 46-52.
6. Профессиональная самоорганизация студентов высших и среднеспециальных учебных заведений / Т.П. Хлопова, В.В. Вязанкова, Т.В. Тихомирова, Д.А. Романов. - Краснодар : ООО “Издательский Дом-Юг”, 2009. - 100 с.
Контактная информация: romanovda1@rambler.ru
КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОК СМГ С ПОМОЩЬЮ ДОЗИРОВАННОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ
Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Ольга Геннадьевна Румба, кандидат педагогических наук, доцент,
Наталья Владимировна Балышева, аспирант,
Белгородский государственный университет
Аннотация
Статья посвящена проблеме совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию студенток с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы. В ней обосновывается и экспериментальным путём проверяется влияние методики дозированной оздоровительной ходьбы на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студенток СМГ.
Ключевые слова: специальная медицинская группа, учебно-тренировочные занятия по физической культуре, нарушения в состоянии сердечно-сосудистой системы, дозированная оздоровительная ходьба.
CORRECTION OF FUNCTIONAL CONDITION OF CARDIOVASCULAR SYSTEM OF SMG FEMALE STUDENTS WITH HELP OF DOSED HEALTHY
WALKING
Aleksandr Aleksandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, professor
Olga Gennadiyevna Rumba, the candidate of pedagogical science, senior lecturer Nataliya Vladimirovna Balisheva, the post-graduate student Belgorod State University
Annotation
The article is devoted to the problem of development of physical education process for female students with disturbance of functional condition of cardiovascular system. It justified and proved experimentally the influence of dosed healthy walking method on function condition of cardiovascular system among female SMG student (special medical group).
Key words: special medical group, physical training lesson, disturbance of cardiovascular system, dosed healthy walking.
Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1.2.1 «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук», конкурс № НК-416П, проект «Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервноэмоционального напряжения у студентов в процессе образовательной деятельности».