ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
РОЛЬ УЧЕБНОГО «ГОРНОГО ПОЛИГОНА» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОРНОГО ПРОФИЛЯ
Р. С. Казаков, руководитель научно-методического отдела ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум»
Целенаправленной опережающей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов требуют развивающиеся региональные и национальные рынки труда. В то же время анализ результатов социальных опросов обучающихся техникумов и колледжей показывает, что они затрудняются в решении интеллектуально насыщенных задач, заданий, ситуаций, не обладают умениями использовать теоретические знания в конкретной учебной, учебно-практической и производственной деятельности.
Постиндустриальное, или новое информационное, общество XXI века оказалось перед проблемой отсутствия достаточного числа кадров, способных сразу после окончания учебного заведения успешно работать в новых условиях. Ситуация, когда специалист с дипломом имеет конечный объем знаний при отсутствии умений его использовать и пополнять, становится сдерживающим фактором развития производительных сил общества. Этим обусловлено обращение европейского (а вслед за ним и российского) образования к компетентностному подходу.
Сегодняшний специалист должен обладать такими качествами, как предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть проблемы и решать их самому и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на работе, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию,
работать в команде, использовать в работе творческий подход.
Таким образом, различные компетенции становятся своего рода обязательным минимумом требований работодателей к любому специалисту.
Компетентностный подход в образовании - это целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компе-тентностей.
Компетентностный подход в образовании предполагает внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, которые обеспечили бы качественные изменения в подготовке будущих специалистов, что особенно важно для работников горной отрасли.
Сегодня угольная отрасль Кузнецкого бассейна развивается динамично, вводятся в строй новые угледобывающие и углеперерабатывающие предприятия - высокомеханизированные и автоматизированные производства, внедряющие принципиально новые и передовые технологии. Наряду с этим в угольной отрасли остро стоит проблема охраны труда и техники безопасности. Часто производственный травматизм связан со слабой технической и профессиональной подготовкой кадров, грубейшими нарушениями техники безопасности. Решить важную проблему снижения производственного травматизма в моделировании профессиональной деятельности специалистов горного профиля позволяет разработка и внедрение новых форм и методов обучения.
В Кемеровском горнотехническом техникуме отрабатываются и формируются новые формы (модели) производственной практики студентов, которая проводится на учебном «Горном полигоне» техникума. При этом рабочее место каждого студента оснащено современным оборудованием, приобретенным техникумом в рамках нацио-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
нального проекта «Образование». Непрерывное совершенствование учебной материальной базы «Горного полигона» для обучения горных техников и горнорабочих направлено на повышение качества практической подготовки обучающихся, так как обеспечивает отработку профессионально значимых компетенций для будущей самостоятельной деятельности на предприятии.
Одна из задач прохождения практики на «Горном полигоне» - преодоление противоречия между теоретическим обучением и практическим межпредметным характером реальной профессиональной деятельности. Практическая подготовка горного техника или рабочего по одной или нескольким программам подготовки или переподготовки предполагает его готовность к выполнению всех основных профессиональных функций, а не отдельных операций, целостную оценку своей деятельности от начального этапа до ана-
лиза результатов при соблюдении мероприятий по охране труда и технике безопасности.
«Горный полигон» служит для демонстрации работы горного оборудования, отработки на нем приемов и получения практического опыта
управления, изучения технологий горных работ. Кроме того, «Горный полигон» решает важную проблему снижения производственного травматизма за счет моделирования профессиональной деятельности специалистов горного профиля, то есть позволяет безопасно освоить технологии ведения горных работ, формирует необходимые профессиональные компетенции горных техников, подземных горнорабочих и специалистов, проходящих переподготовку и повышение квалификации, включая охрану труда и технику безопасности на рабочем месте, увеличивает их конкурентоспособность в условиях изменчивости рынка.
СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
А. К. Сиволапова, методист ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»
Е. В. Иншакова, преподаватель
Высокое качество образования является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности выпускников средних профессиональных учебных заведений.
Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходи-Е. В. Иншакова мость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств.
Профессионально важные качества будущего специалиста -это его индивидуальные особенности, которые способствуют формированию положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми приходится работать, стремления к личностному росту, профессиональному совершен- А. К. Сиволапова ствованию.
Профессионально важные качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса