Научная статья на тему 'Роль учебника как средства организации учебного процесса по русскому языку как иностранному в иранской аудитории'

Роль учебника как средства организации учебного процесса по русскому языку как иностранному в иранской аудитории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1245
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ РЕЧЬ / УЧЕБНИК / TEXTBOOK / РКИ / ИРАНСКИЕ СТУДЕНТЫ / IRANIAN STUDENTS / ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / ОБУЧЕНИЕ / ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ / LITERATURE REVIEW / SPEAKING LANGUAGE / RAF / SCHOOLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голами Х., Бейги М., Пулаки П.

Настоящая статья посвящена теме «Роль учебника как средства организации учебного процесса по русскому языку как иностранному в иранской аудитории». В ней даётся обзор современных учебников по русскому языку как иностранному (далее по тексту РКИ). В статье рассматриваются как электронные учебники и онлайн курсы для изучения РКИ, так и печатные учебники для курсового обучения. Цель исследования: ознакомить читателей с основными современными видами учебников и предложить им лучший способ их использования при обучении устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEXTBOOK AS A TOOL OF STUDYING PROCESS ORGANIZATION IN TEACHING RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE FOR IRANIAN STUDENTS

The current article is dedicated to the role of a Russian as foreign language textbook as a tool of studying process organization for Iranian students. Here we give a review of modern textbooks of Russian as foreign. We analyze electronic books and online-courses as well as printed textbooks for students. The aim of this article is to give the readers information about the types of modern textbooks on Russian as foreign and suggest the best way to use them in teaching the speaking language.

Текст научной работы на тему «Роль учебника как средства организации учебного процесса по русскому языку как иностранному в иранской аудитории»

УДК: 81

ББК: 81

Голами Х., Бейги М., Пулаки П.

РОЛЬ УЧЕБНИКА КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ИРАНСКОЙ АУДИТОРИИ

Gholamy H., Beigi М., Poulaki P.

THE ROLE OF TEXTBOOK AS A TOOL OF STUDYING PROCESS ORGANIZATION IN TEACHING RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE

FOR IRANIAN STUDENTS

Ключевые слова: устная речь, учебник, РКИ, иранские студенты, организации учебного процесса, обучение, обзор литературы.

Keywords: speaking language, textbook, RAF, Iranian students, organization of educational process, schooling, literature review.

Аннотация: настоящая статья посвящена теме «Роль учебника как средства организации учебного процесса по русскому языку как иностранному в иранской аудитории». В ней даётся обзор современных учебников по русскому языку как иностранному (далее по тексту РКИ). В статье рассматриваются как электронные учебники и онлайн курсы для изучения РКИ, так и печатные учебники для курсового обучения. Цель исследования: ознакомить читателей с основными современными видами учебников и предложить им лучший способ их использования при обучении устной речи.

Abstract: the current article is dedicated to the role of a Russian as foreign language tex t-book as a tool of studying process organization for Iranian students. Here we give a review of modern textbooks of Russian as foreign. We analyze electronic books and online-courses as well as printed textbooks for students. The aim of this article is to give the readers information about the types of modern textbooks on Russian as foreign and suggest the best way to use them in teaching the speaking language.

Язык является средством общения и мышления людей. С древних времен с развитием разных сообществ постоянно возникала необходимость контакта с соседями, знакомства с чужими культурами, чтобы осуществлять и развивать торгово-экономические, культурные, религиозные и политические связи. Для достижения всех вышеобозначенных целей необходимо была коммуникация с другими обществами на языке данных народов.

К таким языкам-посредникам относится и русской язык. Русский язык является одним из самых сложных языков в мире, поэтому при обучении русскому языку как иностранному (РКИ) возникают проблемы в связи с особыми характеристиками данного языка. Сложности в изучении языка возникают на всех языковых уровнях: фонетическом, грамматическом и лексическом, семантическом, прагматическом.

Существующая современная методика

преподавания русского языка как иностранного неразрывно связана с именем психолога Б.В. Беляева, говорившего о необходимости понимания методики обучения как целостной совокупности принципиальных положений, которые лежат в основе всех способов и приемов, применяющихся в ходе практического обучения1.

По мнению В.Г. Костомарова, «владение языком есть деятельность, требующая развития автоматизированных навыков, творческих речевых умений и «чувства языка». Разумеется, знания, особенно лексические, грамматические, фонетические, составляют основу, на которой развиваются навыки этой деятельности. Овладение этой основой происходит, во-первых, через интенсивную тренировку в применении при-

1 Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев. - М.: Просвещение, 1965. - С. 42.

обретаемых знаний на занятиях совместно с товарищами и под руководством преподавателя (учебная коммуникация), во-вторых, через последующее использование этих приобретенных умений в реальном речевом общении (истинная коммуникация)1.

Важнейшим средством организации учебного процесса по русскому языку как иностранному большинство методистов и преподавателей считают учебники. В настоящее время это печатные и электронные учебники.

По мнению Н.Л. Шибко: «Необходимое качество современного преподавателя РКИ -умение подобрать учебник в соответствии с коммуникативными особенностями иностранных обучающихся»2.

Именно в учебнике должны сочетаться различные «вербальные и невербальные способы и приемы, с помощью которых преподаватель направляет, регулирует и контролирует учебную деятельность учащихся по овладению иноязычными навыками и умениями»3. Учебник - это своеобразный способ взаимодействия педагога - учащихся, учащегося - учащегося. Учебник по РКИ, «являясь частью триады: деятельность преподавателя -учебник - деятельность учащихся, носит дея-тельностный характер и отвечает главному требованию, предъявляемому к учебнику XXI века - активизировать мыслительную дея-

4

тельность учащихся .

Компьютерные технологии (мульти-

1 Костомаров В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам / В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова - М.: Русский язык, 1978. - С. 84

2 Шибко Н.Л. Учебники РКИ: сравнительный анализ коммуникативной ценности и культуроведче-ского потенциала / Н.Л. Шибко // Русский язык и литература в XXI веке: теоретические проблемы и прикладные аспекты: материалы Междунар. конгресса, посвященного Году русского языка, Астана, 18-19 октября 2007 г. / Российский центр науки и культуры; ответ. ред. Н.Ж. Шаймерденова. - Астана. - 2007. - С. 287 - 295.

3 Панова Л.В., Харитонова О.В. Учебник для преподавания русского языка как иностранного как элемент лингводидактического дискурса преподавателя-русиста // Интернет-журнал «Мир науки». -2016. - № 6.- Том 4. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/82PDMN616.pdf (доступ свободный).

4 Шкатулка: Пособие по чтению для иностран-

цев, начинающих изучать русский язык / Под ред.

О.Э. Чубаровой. - М.: Русский язык, 2012. - С. 78.

медиа, базы данных и др.) позволяют в настоящее время ставить и решать задачи создания учебников нового типа - электронных учебников5, а также онлайн-курсов для обучения РКИ. Все это открывает новые направления использования компьютерных технологий, обеспечивающих вариативность обучения, приближающих технологию обучения к индивидуальным особенностям учащихся, создающих новые стимулы для успешного изучения иностранного языка. По мере совершенствования коммуникативной методики, технические средства обучения РКИ приобретают все большее значение для создания и обеспечения интерактивности обучения, моделирования специальной обучающей среды. «Это, с одной стороны, реализуется в новых требованиях к существующим средствам обучения (это относится, прежде всего, к традиционным учебникам), с другой стороны, в наибольшей степени реализуется с помощью такого интерактивного и моделирующего по своей природе средства обучения как компью-тер»6.

Выбор учебников на занятиях русского языка как иностранного имеет большое значение, но, к сожалению, не все преподаватели уделяют значительное внимание отбору учебников, которые подходят для определенного уровня обучающихся, для достижения конкретной цели обучения или текущих задач. Следует сказать, что не всегда данная проблема возникает из-за нежелания преподавателя заниматься подбором необходимой учебной литературы. Бывают случаи, когда преподаватели не осведомлены о существовании большого выбора учебников разного вида. Во всяком случае, неправильно подобранный учебно-методический комплекс для студентов влияет на качество обучения.

Так, с целью выявления причин, вы-

5 Азимов Э.Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному / М.: Русский язык, 2009. - С. 95.

6 Низовая И. Ю... Теория и практика создания электронного учебника по русскому языку как иностранному: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 2001 195 с. РГБ ОД, 61:02-13/588-4. URL: http ://www.dsHb.net/teoria-vospitama/teorija-i-praktika-sozdarnja-jelektronnogo-uchebnika-po-russkomu-jazyku-kak.html

зывающих сложности при изучении русского языка в Иране нами проводился опрос среди иранских студентов, изучающих русский язык. В данном опросе приняли уча-

Как наглядно показывает приведенная диаграмма, 64% иранских студентов, изучающих русский язык в разных вузах страны, отмечают, что принимаемые учебники на занятиях не соответствуют учебным целям и задачам обучения и не адаптированы для иранской аудитории. 36% иранских студентов ответили на поставленный вопрос положительно.

Однако наблюдение показывает, что большинство иранцев по окончании образования (после 4-х лет обучения по направлениям подготовки бакалавриата, а также отчасти и после 6-и или 10-и лет обучения в магистратуре и аспирантуре) не умеют говорить на изучаемом иностранном русском языке.

По-прежнему в иранских университетах основной учебник преподавания русского языка - это «Русский язык. Практический курс» Авторы: Журавлева Л.С., Шипицо Л.В., Нахабина М.М., Протасова Т.Н., Га-леева М.М. Данный учебник был издан в

стие 65 человек. Им был задан вопрос о целесообразности и правильности выбора используемых при изучении русского языка учебников (рис. 1).

1989-ом году и написан на базе современного русского языка, однако опирается на примеры устаревшей русской речи. Это касается прежде всего так называемых слов -историзмов, которые обозначают тему СССР со всеми ее лексическими и грамматическими аспектами. Используется и устаревшая методика преподавания русского языка как иностранного: на занятиях студенты читают тексты учебника по теме СССР и лишь переводят их на родной язык (персидский). Вследствии изучения русского языка по такому пособию студент объективно не может ознакомиться с реалиями сегодняшней России.

Был также проведен опрос иранских студентов о заинтересованности в используемом учебнике по развитию речи в курсе русского языка, который показал, что 73% опрошенных недовольны учебником, который используется при обучении русскому языку в их вузе (рис. 2).

Рисунок 1 - Оценка правильности подбора учебников по развитию речи глазами иранских студентов

Рисунок 2 - Заинтересованность в учебнике по развитию речи в курсе русского языка

Подобное положение вещей мы считаем недопустимым. Проблему выбора учебно-методического материала предлагаем вывести на научный уровень. С этой целью нам необходимо осуществить обзор существующих учебников по обучению русскому языку как иностранному специально для иранской аудитории. Следует отметить, что в Иране имеется большой выбор учебников по русскому языку. Мы не претендуем на исчерпывающий анализ всех существующих учебных пособий по русскому языку, используемыми иранскими педагогами, и рассмотрим лишь некоторые из них.

На сайтах издательств «Златоуст» и «Русский язык. Курсы» представлено достаточное количество учебников для уровня А 1. К ним можно отнести следующие издания:

- Антонова В.Е., Нахабина М.М., Саф-ронова М.В., Толстых А.А. Дорога в Россию. Учебник русского языка (элементарный уровень). - Изд-во Златоуст, ЦМО МГУ. - 2013 г.

Данный учебник носит практикоориен-тированный характер. В нем наблюдается переход от знания правила к умению применить его на практике, в речи (от простых до сложных речевых умений).

- Миллер Л.В., Политова Л.В. Жили-были... 28 уроков русского языка для начинающих. Учебник.

Данный учебник снабжен дополнитель-

но рабочей тетрадью и аудиоприложением. Каждый урок учебника включает в себя такие структурные элементы, как: речевой этикет, грамматика, текст, задания, упражнения, игры, иллюстрации.

- Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс. Учебник предназначен для начинающих. Он направлен на усвоение разных аспектов языка и видов речевой деятельности. В учебнике совмещены грамматический и разговорный курсы, аудиоприложение 2CD.

- Аникина М.Н. Лестница. Учебник по русскому языку для начинающих.

В данном учебнике все тексты построены по сюжетному принципу. В нем все задания носят коммуникативный характер. Задания в учебнике предназначены для обучения диалогической и монологической речи. Тексты на современном русском языке дают возможность осваивать живую русскую речь.

- Русский язык: 5 элементов. Уровень А 1 (элементарный). Книга + 1.

Методическая модель курса разработана на основе широко известного преподавателям РКИ сознательно-практического метода. Структура учебника представляет собой такие разделы каждого урока, как: грамматика, чтение, аудирование, говорение, письмо. Все перечисленные аспекты представлены в учебно-методическом комплексе в сбалансированном виде с учётом

постоянно растущего уровня владения языком, что позволяет активно формировать и развивать соответствующие знания, навыки и умения студента.

- Караванова Н.Б. Матрешка. Элементарный практический курс русского языка.

В учебнике особое внимание уделяется обучению устной речи и пониманию на слух. В нем целенаправленно представлены курсы по формированию навыка говорения на русском языке.

В настоящее время широко используются и электронные учебники по РКИ, дистанционные курсы и учебные порталы.

Открытый онлайн-курс является одной из форм дистанционного обучения, включающий видеолекции, тексты художественной литературы и домашние задания, которые дают возможность далее использовать интерактивные форумы пользователей1. Рассмотрим некоторые учебные курсы данного типа:

- Learnrussian.rt - включает большое количество уроков по русскому языку как иностранному, тесты, направленные на проверку знаний ученика и различные практические задания и темы2.

- Russianforeveryone - содержит курсы русского языка на начальном этапе. Он включает словарь, грамматические схемы с таблицами, игры и другие материалы для за-

- http: //masterrussian.com - дистанционный курс русского языка. Уроки по русской грамматике, новая лексика, диалоги и тексты на русском языке, материалы о русской культуре и людях.

- www.rus-on-line.ru - на данном сайте курсы русского языка для начинающих изучать русский (уровней A1 - A2). В работе данного сайта участвуют многие преподаватели русского языка в разных странах мира.

Итак, наш анализ показывает злободневность выявленной проблемы, связанной с изменением подхода к обучению русского языка как иностранного в Иране. Решение данной проблемы во многом связано с необходимостью грамотного подбора современных учебных материалов и обновлением всего учебно-методического комплекса данной дисциплины. Тщательно проведенный анализ такой литературы поможет, на наш взгляд, провести кардинальное изменение в подходах к преподаванию русского языка в иранских вузах и помочь преподавателям при выборе необходимого учебника, учитывающего условия и особенности языковой сферы России; цели, задачи и этапы обучения. Как у педагогов, так и у обучающихся есть большой выбор разного типа учебников, которые будут способствовать прочному и эффективному освоению знаний и умений в овладении коммуникативной компетенцией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азимов, Э.Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному / Э.Г. Азимов. - М.: Русский язык, 2009.

2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009.

3. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев. - М.: Просвещение, 1965.

4. Голами Хосейн, Бейги Мосхен, Пулаки Парване Категория [этнаб] в персидском языке // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2018. - № 1. Том 1. - С. 5-8.

5. Исакова, Т.Б. Педагогические технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - № 4 (17). - С. 112 - 120.

крепления изучаемого урока.

1 Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - С. 67.

2 https ://vse-kursy .com/read/ 191-s aity-i-kanaly -dlya-izucheniya-russkogo-kak-inostrannogo.html

6. Костомаров, В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам / В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова - М.: Русский язык, 1978.

7. Низовая И.Ю. Теория и практика создания электронного учебника по русскому языку как иностранному: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 2001. 195 с. РГБ ОД, 61:0213/588-4. - URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/teorija-i-praktika-sozdanija-jelektronnogo-ucheb nika-po-russkomu-j azyku-kak.html

8. Панова, Л.В., Харитонова О.В. Учебник для преподавания русского языка как иностранного как элемент лингводидактического дискурса преподавателя-русиста // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/82PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

9. Шибко, Н.Л. Учебники РКИ: сравнительный анализ коммуникативной ценности и культуроведческого потенциала / Н.Л. Шибко // Русский язык и литература в XXI веке: теоретические проблемы и прикладные аспекты: материалы Междунар. конгресса, посвященного Году русского языка, Астана, 18-19 октября 2007 г. / Российский центр науки и культуры; отв. ред. Н.Ж. Шаймерденова. - Астана, 2007.

10. Шкатулка: пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык / под ред. О.Э. Чубаровой. - М.: Русский язык, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.