М. Г. Шишкова
РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ УЧАЩЕГОСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
Рассматривается роль творческой самореализации в профессиональном становлении учащегося профессионального училища.
В работах психологов (Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, Э. Эриксон, Л.И. Бажович и др.) подчеркивается значение старшего подросткового и раннего юношеского возраста для развития самосознания как важнейшего новообразования этого возраста. Л.И. Бажович отмечает, что в юношеском возрасте возникает более устойчивое и более или менее верное представление о своем «Я» как о некотором индивидуальном целом, отличном от других людей. Возникает новая форма обобщенного самосознания. Актуализируется потребность познать себя, свою индивидуальность, формируются способность к самоосмыслению, самоанализу, более или менее адекватная самооценка, которая становится одним из компонентов саморегуляции личности. Формируется новый тип саморегуляции - самоконтроль. В связи с этим активизируется потребность в самореализации. Таким образом, в данном возрастном периоде наблюдаются такие самопроявления личности, которые способствуют более успешной самореализации. Остановимся на них подробнее.
Исследователи отмечают, что в начале подросткового периода происходит важнейший этап в развитии самопознания, человек как бы рождается второй раз, сам для себя, как нечто уникальное. Качественные изменения в самосознании и самопознании в начале этого периода связаны с развитием мышления. Изменения в мышлении, обращенность подростков на свое «Я» приводят к возникновению второго уровня самопознания, к развитию рефлексии, рефлексии как направленности мышления на самого себя. Рассматривая рефлексию как внутреннюю рефлексию одного из способов существования, отметим ее связанность в этом значении с самореализацией. Рефлексию можно рассматривать как механизм самореализации. Если самореализация -процесс претворения в жизнь своих внутренних возможностей и способностей, то рефлексия - механизм, его обеспечивающий и направляющий.
Для педагога профессионального училища важно понимание роли и специфики личностной рефлексии для развития способности индивида сделать самого себя предметом рассмотрения и практического преобразования, становления его субъектной позиции по отношению к собственной жизнедеятельности, самореализации. Научить этому - значит дать подростку инструмент для самовоспитания и саморазвития. Для этого, по нашему мнению, у педагога профессионального училища должен быть достаточно развит личностно-творческий компонент профессиональной деятельности, побуждающий его к проявлению инновационного стиля педагогического мышления.
Учащийся профессионального училища при решении новых жизненно важных задач и формировании новой системы ценностей - ценностей взросления, профессиональной деятельности - актуализирует потребность в самореализации. Представление учащегося
о самом себе выступает как результат деятельности самоанализа, самосознания. Оно включает в себя осознание своей тождественности; собственного «Я» как активного, деятельного начала в себе; своих психических свойств и качеств и определенной совокупности социально-нравственных позиций, что способствует успешной творческой самореализации учащегося в процессе освоения профессиональной деятельности. Можно выделить три направления самореализации.
Первое направление - самореализация через анализ своих действий, отношений и взаимоотношений с точки зрения личностных ценностей. Деятельность самоанализа проявляется в предварительном мысленном построении действий самореализации и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле своего поведения. Второе направление самореализации связано с деятельностью самоанализа в проблемных ситуациях на внутриличностном и внешнем уровнях. Это осознание своих внутренних конфликтов и анализ проблемных жизненных ситуаций (внешних).
Внутренний конфликт возникает внутри «Я» подростка. Н.Н. Михайлова и С.М. Юсфин отмечают, что он «...обусловлен столкновением личностных интересов, когда приходится самостоятельно определять их иерархию (т.е. совершать выбор), а хочется “все и сразу”, самореализоваться в различных видах деятельности, везде быть успешным» [1. С. 64]. Данные конфликты часто остаются неосознанными, повышая тревожность старшего подростка. Их осознание помогает освободиться от тревожности, повысить самоуважение и самопринятие, превратить их в стимул саморазвития, самоопределения и самореализации. Деятельность самоанализа по преодолению внутренних конфликтов осуществляется де-центрированно, как взгляд на себя: при построении своей Я-концепции, которая основана на самосознании, самоанализе и самореализации. Процессы «самости» подросткового возраста достигают такого уровня, что этот возраст можно определить как сензитивный для становления Я-концепции и творческого саморазвития, самоопределения, самореализации учащегося [2].
Внешние конфликты (проблемные жизненные ситуации) понимаются как взаимоотношения человека и мира, в которых он сталкивается с невозможностью использования своих ресурсов, прежних способов действия для достижения поставленных целей. Внешний конфликт обусловлен тем, что желания и притязания на личный выбор, самостоятельность, самореализацию «могут столкнуться с непониманием, а порой и с отрицательным отношением других людей» [1. С. 63]. При поиске выхода из проблемной жизненной ситуации на первый план выступает способность учащегося делать себя и свою жизнь объектом анализа, способность к самоанализу как способу управлять собой в сложной ситуации, как выход на проектирование и самореализацию.
Третье направление самореализации заключается в анализе своих жизненных интересов, сфер самореализации и определении своих жизненных планов. Самоанализ помогает учащемуся лучше понять себя, свои истинные стремления, желания и мотивы поведения, по-новому увидеть внутренние и внешние конфликты, прогнозировать будущее, осознанно осуществлять самоопределение, саморазвитие и самореализацию. Учащийся профессионального училища осваивает профессию и находится на пути своего профессионального становления. Для него ведущая деятельность имеет четкую профессиональную направленность. Учитывая данную особенность профессионального становления учащегося профессионального училища, необходимо подчеркнуть, что его самореализация в сфере избранной профессии имеет большое значение, что подтверждает правильность его профессионального выбора, определения для себя перспектив успешной самореализации в профессии. По мнению Н. В. Самоукиной, это связано с самопознанием (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооцениванием (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвитием (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности). При этом ученый подчеркивает, что активность является важнейшей характеристикой данной деятельности. Мы считаем необходимым уточнить, что такой характеристикой является творческая активность.
Творческая активность выступает в качестве одной из наиболее развитых форм человеческой деятельности. Творческая активность - целенаправленная деятельность конкретной личности или группы людей, участвующих в профессиональном взаимодействии. Творческая активность личности имеет четко выраженную социальную обусловленность, и ее следует рассматривать как социальную ценность, как показатель профессионального становления личности. Ее уровни и формы могут быть различными, а следовательно, может оказаться различной и объективная ценность творческой активности.
Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения в профессиональном училище происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности. Целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности. Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно выполняет ту или иную деятельность, используя имеющийся у него образец. Второй уровень самостоятельности - вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких вариантов решения ситуаций наиболее оптимальное. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умение производить такие мыслительные операции, как сравнение и анализ. Третий уровень - частично поисковая самостоятельность. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют
элементы творчества. Учащийся на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование. Высший, четвертый уровень самостоятельности - творческая самостоятельность, которая проявляется в самостоятельной постановке проблемы или задачи, в составлении плана ее решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке.
При этом творческая самостоятельность рассматривается как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений [3]. Творческая самостоятельность связывается со способностью личности ставить перед собой цели, находить способы и средства для их достижения путем самообразования, самовоспитания и самоактуализации. Таким образом, творческая самостоятельность выступает в качестве одного из обобщающих критериев развития творческой личности, ее творческой самореализации.
В качестве еще одного обобщающего критерия творческой самореализации мы рассматриваем творческую самоэффективность. По мнению А. Бандура, самоэффективность, или вера в эффективность, означает убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. То есть вера в эффективность означает оценку собственной очень конкретно обозначенной поведенческой компетентности [4]. Бандура предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убеждения и состояния физического (эмоционального) возбуждения. Люди, осознающие свою самоэффективность, прилагающие больше усилий для выполнения сложной деятельности, связанной с ожиданием успеха, приходят к положительному результату, что способствует самоуважению и творческой самореализации. Напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче, снижению самоуважения и «разрушению» потребности в творческой самореализации [5. С. 1].
Проявленность данных критериев позволяет выявить уровень актуализации творческой самореализации учащихся профессионального училища и описать ее критериальные характеристики. Поскольку нами рассматривается проблема актуализации творческой самореализации учащегося профессионального училища в контексте его возрастного и профессионального становления, то при разработке критериальных характеристик нами учитывается специфика профессиональной подготовки: учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Основы профессионализма закладываются в период учебно-профессиональной деятельности учащегося, которая имеет свои особенности, отражающиеся в системе управления ею.
Ресурсом деятельности преподавателя профессионального училища по ориентированию учащихся на
творческую самореализацию являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать условия для творческой самореализации учащихся. На этой основе в сознании формируется «Я-про-фессиональное» как совокупность целей, идей, установок, корректирующих индивидуальный опыт, связанные
с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения. Таким образом, творческая самореализация, критериальными характеристиками которой выступают творческая активность, творческая самостоятельность, творческая самоэффективность учащегося профессионального училища, выполняет регулятивную роль в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности при наличии благоприятных условий для ее проявления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учеб.-метод. пособие. М., 2001. С. 64.
2. Абульханова-СлавскаяК.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
3. Психология: Учебник для тех. вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. С. 119-122.
4. Бьюзен Т. 10 способов как стать гением / Пер. с англ. А. Прокопчук. М.: АСТ, 2002. 253 с.
5. Научно-техническое творчество молодежи как результат инновационных технологий в общем, среднем образовании: Тез. докл. Межрегион.
науч.-пед. симп. Красноярск, 2000. С. 93-99.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 8 ноября 2007 г.