УДК 378.1
Е. Н. Богатова
РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ДИКТАНТА В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ИНОСТРАННОГО
Ключевые слова: качество образования, общекультурные, профессиональные компетенции, адаптационный
аспект, иностранные студенты.
В статье рассматриваются некоторые приемы и средства совершенствования содержания и качества преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения на примере творческих диктантов.
Key words: quality of education, cultural, professional competence, adaptive aspect offoreign students.
The article discusses some ways and means to improve the content and quality of teaching Russian as a foreign language at the beginning in the article discusses some ways and means to improve the content and quality of teaching Russian as a foreign language at an early stage of education as an example of creative dictation.
По мере расширения и углубления Болонского процесса многократно возрастает внимание к качеству высшего образования, обсуждается вопрос о структуре и содержании компетентностного подхода [1] к подготовке студентов. Поэтому, обучаясь на подготовительном факультете и готовясь к обучению в ВУЗе по популярным направлениям подготовки бакалавров («Химическая технология», «Менеджмент» и т.д.), иностранные студенты должны получать новые дополнительные возможности для овладения в дальнейшем избранной профессией, для приобретения опыта в профессиональной и социальной
адаптации, устойчивости на рынке труда [2].
Уроки по РКИ на любом этапе обучения могут этому способствовать. Прежде всего, необходимо сделать обучение «гибким», что соответствует «рамочным аспектам» Болонского процесса. С одной стороны, оно должно опираться на традиционные эффективные виды аудиторных работ, с другой - широко использовать задания, связанные с самостоятельной работой студентов. Такой подход к преподаванию РКИ позволяет оценивать качество образования через компетенции студента, в том числе и выпускника подготовительного факультета, изучающего русский язык как иностранный.
Традиционный вид работы - диктант - может стать для студентов творческим заданием, развивающим их лингвострановедческие знания. Ведь адаптационный аспект, который так важен для иностранных студентов, напрямую связан с факторами, зависящими от уровня владения русским языком. Опыт показывает, что именно творческие диктанты помогают языковой адаптации, вызывают живой интерес к изучаемому языку, активизируют мыслительную деятельность, развивают речь, закрепляют навыки правописания и, в итоге, повышают общекультурные и профессиональные компетенции [2] студентов подготовительного факультета международных образовательных программ.
Из многих видов творческих диктантов предлагаю остановить внимание на зрительном предупредительном и объяснительном диктанте, на творческом диктанте на вставку слов и словосочетаний и творческом диктанте с заменами. Из опыта видно, что эти виды работ очень эффективны на начальном этапе изучения РКИ.
При зрительном обучающем предупредительном диктанте текст воспринимается не только на слух, но и зрительно. С этой целью текст заранее пишется на доске. Один студент читает текст. Преподаватель выясняет, понятен ли текст студентам, обращает их внимание на новые слова, разбираются трудные в фонетическом и орфографическом плане слова,
объясняется постановка знаков препинания. В зависимости от уровня студентов работа может дополняться различными видами лексических заданий. Например:
Наступил ноябрь. Это последний месяц осени. В ноябре часто идёт холодный дождь, дует холодный ветер. На деревьях уже нет листьев, потому что погода холодная. Моя подруга говорит, что ноябрь - это самый холодный осенний месяц.
Следует обратить внимание на повторяющееся прилагательное холодный. Ставится задача - устранить это повторение, подобрав близкие по значению слова. После этого текст закрывается, и студенты пишут его под диктовку.
Творческий зрительный диктант может проводиться и как контрольный. Тогда текст воспринимается только зрительно, но не разбирается, а только прочитывается.
Возможен ещё один вариант проведения зрительного творческого диктанта. Вначале студенты пишут диктуемое на слух, а затем текст, записанный предварительно на доске, открывается, и студенты проверяют написанное у себя, исправляют ошибки и объясняют их.
Зрительные диктанты развивают внимание и зрительную память. Этот вид творческого диктанта активизирует студентов, оказывает значительное влияние на процесс формирования компетенций ОК-7, ОК-15 [2]. Задача преподавателя при проведении данных видов работ максимально активизировать работу студентов: преподаватель должен тщательно продумать вопросы, которые он будет в определённой последовательности задавать студентам, привлекая к работе всю группу. Особенно целесообразно пользоваться творческими зрительными диктантами, когда идёт процесс изучения и запоминания новой лексики, новых грамматических категорий. Например, при изучении темы «Город». Вот один из вариантов: на доске записан текст, в скобках написаны имена существительные в форме именительного падежа. Задание: заменить существительные в именительном падеже существительными в предложном падеже, используя предлоги в или на. Методика проведения такого диктанта остается прежней.
Сейчас я живу (Казань). Он расположен (берег) Волги и Казанки. (Город) много парков, скверов, театров, магазинов. На центральной (улица) города можно увидеть памятник Шаляпину. Жители города и туристы любят гулять (Кремль). Казань - город студентов. (Университеты) учатся российские и иностранные студенты. И т.д.
Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний преследует в основном две задачи. Первая - научить студентов пользоваться определенными группами слов или конструкций. Подыскивая нужное слово, студенты должны сначала понять смысл данной фразы. Подобные задания практикуются в различных учебных пособиях, но в процессе диктовки студент должен выполнить эту задачу в более быстром темпе, самостоятельно решая грамматические и лексические задачи. Так при работе над сложноподчиненными предложениями ставится задача закончить начатое предложение. Например:
Осенью я приехал в Россию. Сейчас я живу в Казани. Я приехал сюда, чтобы... Я хочу учиться в университете, потому что... Мой преподаватель говорит, что ... Я хочу быть ..., потому что ... Через год я буду студентом, если я...
В данном случае студенты ставятся в условия близкие к тем, которые существуют при оформлении ими в процессе письма или «говорения» своих мыслей. Но дело в том, что при данном виде работы не ставится задача точного и выразительного описания ситуации или предмета. Поэтому начатые предложения могут быть закончены разными по содержанию придаточными (хотя во всех случаях виды придаточных не изменятся).
На практике же студенты сталкиваются с необходимостью выразить определенную мысль, описать предмет точно и полно. Содержание, которое они должны выразить, не произвольно, оно должно соответствовать действительности. Вторая задача, которая может быть поставлена перед творческими диктантами, - научить точно, достоверно и по возможности ярко описывать предметы действительности, события жизни и т.д. Для такой работы целесообразно предложить тексты диктантов, которые по содержанию перекликаются с основными темами учебника, например, «Наш город», «Наш университет», «В магазине»,
«Зима в городе» и т.д. Перед тем как начать диктовать, текст надо прочитать. Он составляется таким образом, чтобы он был связным, несмотря на отсутствие в нем тех слов и словосочетаний, которые потом вставят студенты. Текст читается без этих слов, затем формулируется задача: вставить определенную группу слов (прилагательные, наречия и т.п.) в соответствии с действительностью. Работа может носить коллективный или самостоятельный характер, но во всех случаях при обсуждении или при анализе написанного, преподаватель должен отмечать, насколько точно описывается предмет, признак действия и т.д. Как и в других случаях, в зависимости от степени подготовленности группы, до или после записи разбирается правописание отдельных слов и постановка знаков препинания.
Сегодня вечером ко мне придут гости. Я буду готовить ужин для своих друзей. Я иду в ... магазин, чтобы купить ... продукты. Вот ... яблоки, вот ... помидоры, а вот ... картошка. Еще мне надо купить ... курицу, ... лук и, конечно, ... торт. Вот отдел, где есть ... соки. Мои друзья любят пить ... сок, поэтому я куплю две коробки. Может быть, я возьму еще ... воду. Марат и Миша очень любят ... хлеб, поэтому я куплю его тоже.
Диктанты на вставку целесообразно использовать при изучении таких грамматических категорий, широкое употребление которых позволяет студентам полнее и точнее выражать свои мысли, т.е. при изучении категорий, имеющих грамматико-стилистическое значение (прилагательные, наречия, причастия, деепричастия). Эти диктанты удобнее использовать в конце изучения грамматической темы - при повторении, когда студенты уже подготовлены орфографически и могут правильно образовывать слова определенной категории (например, сравнительную и превосходную степень прилагательных, причастия и деепричастия).
Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность в письменной и устной речи правильно оформлять результаты мышления - одна из важнейших компетенций, которую преподаватель и студент должны сформировать в процессе работы. Успешное овладение этой компетенцией поможет формированию и других как общекультурных, так и профессиональных. Это особенно важно для студентов -иностранцев, которые получают основное профессиональное образование на неродном языке. Поэтому очень ценны творческие диктанты с заменами, так как они дают возможность максимально разнообразить работу по развитию речи. Не подлежит сомнению, что грамотно оформленная речь способствует успешной адаптации в новой для иностранных студентов языковой среде. Например, при изучении темы «Мой день» возможен следующий вид диктанта.
Задание: Замените 2-е лицо единственного числа глаголов 1-ым лицом.
Встаешь (встаю) рано утром, в 6 часов. Иногда принимаешь (принимаю) душ, обязательно завтракаешь (завтракаю). В 7.30 выходишь (выхожу) из общежития и идешь (иду) в университет. И т. д.
После окончания работы целесообразно задать студентам вопрос: «Как изменилось значение глаголов после замены?» При таких диктантах студенты, заменяя одну грамматическую форму, категорию, конструкцию другой, должны определить то, что предлагается заменить, и образовать требуемую форму или конструкцию. Так перед студентами ставится задача заменить в диктуемом тексте глаголы прошедшего времени глаголами настоящего - будущего времени.
В свободное время мой друг часто гулял по городу, играл с друзьями в футбол, катался на велосипеде. Иногда он смотрел фильмы и слушал классическую музыку. И т.д.
Одновременно с задачей замены решается задача правописания.
Особую сложность представляют для студентов, изучающих РКИ, глаголы повелительного наклонения, поэтому задания на замену глаголов изъявительного наклонения глаголами повелительного наклонения очень важны. Здесь можно построить работу в два этапа, постепенно усложняя её.
№1. Задание: заменить 2-е лицо единственного числа глаголов повелительного наклонения 2-ым лицом множественного числа.
Как приготовить винегрет.
Свари картофель, морковь и свеклу. Очисти их от кожуры и порежь на мелкие кусочки. Положи овощи в небольшую тарелку или миску и посоли. Потом полей маслом и перемешай.
№2. Задание: замените глаголы в инфинитиве глаголами в повелительном наклонении (в императиве) в единственном или множественном числе.
Как надо учить новые слова.
І.Прочитать новые слова. 2.Выяснить значения новых слов по словарю. 3.Прочитать предложения с новыми словами. 4.Придумать и написать свои предложения с новыми словами. 5. Закрыть книгу и повторить новые слова еще раз. И т.д.
Очень часто, овладев базовой лексикой русского языка, студенты не в состоянии разнообразить свою речь. Тавтологические ошибки очень характерны как для устной, так и для письменной речи. Целый ряд творческих диктантов на замену позволяет предупредить эти ошибки, расширив словарный запас студентов за счет синонимов или близких по значению слов. Например:
Я живу в общежитии. Около моего окна стоит (растет) невысокое красивое дерево. Напротив стоит (находится) новый высокий дом. Справа стоит небольшой киоск, где можно купить сок, минеральную воду, шоколад и печенье.
Возможны варианты, когда требуется заменить в диктуемом тексте вводные слова синонимичными: Через пять месяцев я, вероятно, поеду домой. (Синонимы: может быть, кажется, видимо и др.)
Использование однообразных конструкций, заученных на начальном этапе обучения русскому языку, делает речь иностранных студентов однообразной, невыразительной. Например, рассказывая о своем друге или подруге, используется одна и та же фраза « она любит», « она не любит», « она хочет» и т.д. Задача преподавателя - научить иностранных студентов наряду с местоимениями использовать другие близкие по значению и оправданные в данном контексте слова (она, Марина, девушка, подруга, соседка).
Эффективность творческого диктанта с заменами объясняется еще и тем, что в процессе его написания решается сразу несколько задач, кроме тех, о которых уже говорилось. Производя замену форм числа, студенты, например, одновременно тренируются в умении правильно согласовывать связанные друг с другом слова. Они должны решить задачу по замене форм числа у связанных с существительными прилагательных и глаголов. Таким образом, диктант с заменами дает возможность овладеть разнообразными языковыми средствами для выражения мысли. В то же время, как и всякий диктант, он служит закреплению навыков правописания.
Учитывая ограниченность во времени при изучении русского языка как иностранного на подготовительном отделении, преподаватель должен использовать те виды и методы работы, которые в результате помогут сформировать определенные умения и навыки у студентов, успешно адаптироваться к новым условиям жизни и начать профессиональную подготовку.
Литература
1. Матушанский, Г.У. Структура и содержание компетентностного подхода к подготовке профессионала-специалиста/ Г.У. Матушанский [и др.] // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №6. - С.319-329.
2. Исаева, Л.Б.. Обучение иностранных студентов в технических российских вузах: актуальность, проблемы/ Л.Б. Исаева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №11. - С.427-431.
© Е. Н. Богатова - ст. преп. каф. русского языка как иностранного в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected].