Научная статья на тему 'Роль туристического и гостиничного бизнеса в обеспечении социально-экономического развития национального хозяйства'

Роль туристического и гостиничного бизнеса в обеспечении социально-экономического развития национального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО / ECONOMIC DEVELOPMENT / NATIONAL ECONOMY / TOURISM / HOSPITALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махлюф Агяд, Карпунина Евгения Константиновна

В статье обоснована значимость туристического и гостиничного бизнеса в развитии государства и увеличении национального дохода. Доказано, что на фоне мирового финансового кризиса действенным инструментом дальнейшей стабилизации и роста национальных экономик может стать диверсификация экономической сферы жизнедеятельности общества с выделением в качестве одной из приоритетных сфер туристического и гостиничного бизнеса. Обосновано, что рост доходов туристического и гостиничного бизнеса увеличивает величину платежного баланса, обеспечивает формирование новых рабочих мест для граждан, тем самым способствуя повышению уровня жизни населения и социальному развитию государства. В статье предложены рекомендации по развитию взаимоотношений «государство бизнес» с целью стимулирования предпринимательских структур туристической и гостиничной сфер, в том числе касающиеся совершенствования нормативно-правовой базы и формирования полноценной институциональной основы дальнейших преобразований, пересмотра государством инвестиционных приоритетов в сфере развития туризма и гостиничного хозяйства, ослабления бюрократических барьеров и оказания технической помощи частным инвесторам, оценки предложений по развитию сферы туризма в рамках общих планов оптимизации туристических зон. Разработаны эффективные инструменты электронного туризма, преимуществами которых являются длительный период действия маркетинговых продуктов в сети Интернет, их относительная дешевизна, отсутствие географических границ размещения рекламы через Интернет, вседоступность информации и удобство ее использования. Сделан акцент на развитие «эко-туризма» как вида деятельности, способствующего сохранению природных ресурсов и включению местных народов в туристические маршруты и обеспечивающего экономическую выгоду от их участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TRAVEL AND HOTEL BUSINESS IN ENSURING SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMY

In article authors proved the importance of travel and hotel business in development of the state and increase in a national income, proved that against the background of the global financial crisis diversification of the economic sphere of activity of society with allocation as one of priority spheres of travel and hotel business can become the effective instrument of further stabilization and growth of national economies, proved that growth of the income of travel and hotel business increases the size of the balance of payments, provides formation of new jobs for citizens, thereby promoting increase in a level of living of the population and social development of the state, offered recommendations about development of relationship «state business» for the purpose of stimulation of enterprise structures of tourist and hotel spheres, including concerning improvement of standard and legal base and formation of a full-fledged institutional basis of further transformations, revision of investment priorities by the state in the sphere of development of tourism and hotel economy, weakening of bureaucratic barriers and technical assistance to private investors, estimates of offers on development of the sphere of tourism within general plans of optimization of tourist zones, developed effective instruments of electronic tourism which advantages are the long period of action of marketing products on the Internet, their relative low cost, lack of geographical boundaries of advertizing on the Internet, accessibility of information and convenience of its use and placed the emphasis on development of «ecotourism» as the kind of activity promoting preservation of natural resources and inclusion of the local people in tourist routes and providing an economic benefit from their participation.

Текст научной работы на тему «Роль туристического и гостиничного бизнеса в обеспечении социально-экономического развития национального хозяйства»

УДК 338.46 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-2-64-67

РОЛЬ ТУРИСТИЧЕСКОГО И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

МАХЛЮФ АГЯД

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

КАРПУНИНА ЕВГЕНИЯ КОНСТАНТИНОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье обоснована значимость туристического и гостиничного бизнеса в развитии государства и увеличении национального дохода. Доказано, что на фоне мирового финансового кризиса действенным инструментом дальнейшей стабилизации и роста национальных экономик может стать диверсификация экономической сферы жизнедеятельности общества с выделением в качестве одной из приоритетных сфер туристического и гостиничного бизнеса. Обосновано, что рост доходов туристического и гостиничного бизнеса увеличивает величину платежного баланса, обеспечивает формирование новых рабочих мест для граждан, тем самым способствуя повышению уровня жизни населения и социальному развитию государства. В статье предложены рекомендации по развитию взаимоотношений «государство - бизнес» с целью стимулирования предпринимательских структур туристической и гостиничной сфер, в том числе касающиеся совершенствования нормативно-правовой базы и формирования полноценной институциональной основы дальнейших преобразований, пересмотра государством инвестиционных приоритетов в сфере развития туризма и гостиничного хозяйства, ослабления бюрократических барьеров и оказания технической помощи частным инвесторам, оценки предложений по развитию сферы туризма в рамках общих планов оптимизации туристических зон. Разработаны эффективные инструменты электронного туризма, преимуществами которых являются длительный период действия маркетинговых продуктов в сети Интернет, их относительная дешевизна, отсутствие географических границ размещения рекламы через Интернет, вседоступ-ность информации и удобство ее использования. Сделан акцент на развитие «эко-туризма» как вида деятельности, способствующего сохранению природных ресурсов и включению местных народов в туристические маршруты и обеспечивающего экономическую выгоду от их участия.

Ключевые слова: экономическое развитие, национальная экономика, туризм, гостеприимство

Глобальный финансовый кризис, оставшийся в недавнем прошлом, и последствия которого испытывает на себе подавляющее большинство стран мира, спровоцировал усиление исследовательского интереса к вопросам развития современных экономических систем.

В связи с этим научное сообщество волнуют механизмы принятия управленческих решений правительствами стран мира по преодолению кризисных проявлений в экономике, характер их влияния на перспективное социально-экономическое развитие и поиск альтернативных путей решения из сложившейся ситуации [1].

Для многих стран на фоне кризиса перспективным инструментом дальнейшего развития становится диверсификация экономической сферы жиз-

недеятельности общества, а также пересмотр направлений государственной политики от поддержки сырьевых секторов экономики к выделению в качестве приоритетных других, не менее значимых для страны с точки зрения достижения будущего эффекта.

Так, во многих странах мира именно развитие туристического и гостиничного секторов национального хозяйства, конкретных бизнес-структур, входящих в эти сектора, может стать залогом успешного социально-экономического развития.

Сфера туризма по сути своей многолика: она включает как предприятия (организации) обслуживания туристского сектора, в том числе гостиницы, рестораны, транспортную инфраструктуру, деятельность которых связана, прежде всего, с оказа-

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

нием услуг, предоставляемых конечным потребителям - туристам. Доход от туристического и гостиничного бизнеса складывается из денежных средств, потраченных туристами на обслуживание во время поездок, связанных с посещением археологических и исторических мест, святынь, с учетом соответствующих налоговых отчислений [2].

Результаты исследований показывают, что туристы готовы тратить большую часть своих бюджетов на покупки в странах, которые они посещают, при этом не только на приобретение сувениров, но и покупку различных видов промышленной продукции посещаемых стран. Такого рода экспорт признается свободным от трудностей конкуренции, характерной международной торговле, а при росте туристического потока доход от этого экспорта становится источником дополнительной прибыли внутри страны.

Учитывая тот факт, что туристический бизнес играет в развитых странах ключевую роль в экономическом развитии, необходимо затронуть вопрос инвестирования в данный сектор. Так, в Италии, Испании, Греции, Мексике и других странах, которые добились значительного прогресса в этой области, отмечена значительная величина реализованных инвестиций в сектор туризма и гостиничного бизнеса.

К странам, экономики которых напрямую зависят от уровня развития сферы туризма, могут быть отнесены Соединенные Штаты, Испания, Италия, Греция, Австрия, Швейцария, Франция, Англия, Турция и другие страны мира. Рост доходов туристического и гостиничного бизнеса увеличивает величину платежного баланса, стимулирует формирование новых рабочих мест для граждан, тем самым обеспечивая достойный уровень жизни населения и социального развития [3].

По данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), туристический сектор в настоящее время является третьим по величине экспорта с точки зрения глобальных доходов после добычи топлива и химических веществ. Он обеспечивает одно из 11 рабочих мест (всего 284 млн рабочих мест) и 10 % экономического производства в мире. Кроме того, в 2015 г. объем доходов от путешествий и туризма в целом составил 7,2 трлн. долл. мирового ВВП, что эквивалентно 9,8 % от мирового ВВП.

В 2015 г. рост туристического сектора составил 3,1 % - 6-й год подряд положительного роста для сектора. По итогам 2016 г. ожидается рост ВВП от вклада данного сектора на уровне 3,3 %.

Всемирная туристская организация прогнозирует, что пассажиропоток вырастет по всему миру, достигнув почти 1,6 млрд пассажиров к 2020 г., при

этом туристические поступления составят порядка двух триллионов долларов в год, что выведет туристическую индустрию на первое место в мире [4].

Кроме того, туризм является одним из основных видов экономической деятельности в странах, ориентированных на деятельность международных организаций, таких, как Всемирный банк и ЮНЕСКО, необходимых и важных для преодоления разрыва между культурами.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, следует говорить об инструментах развития туристического сектора в целом, а также туристического и гостиничного бизнеса в частности, как локомотивов роста национальных экономик.

В данном аспекте, наиболее важным и основополагающим инструментом является трансформация взаимоотношений в системе взаимодействия «государство - бизнес».

Указанная трансформация должна идти по пути:

- демократизации в системе отношений «государство - бизнес» с предоставлением большей свободы действий представителям туристического и гостиничного бизнеса;

- обеспечения современными средствами интеграции и координации усилий между государством и бизнесом;

- пересмотр государством инвестиционных приоритетов в сфере развития туризма и гостиничного хозяйства;

- ослабление бюрократических барьеров и оказание технической помощи частным инвесторам;

- рассмотрение и соответствующая оценка предложений по развитию сферы туризма в рамках общих планов оптимизации туристических зон.

Реализация указанных мер невозможна без развития и дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, т. е. формирования полноценной институциональной основы дальнейших преобразований [5].

На наш взгляд, следует внести определенные корректировки в действующее законодательство, регулирующее порядок функционирования и использования земельных участков, а также оптимизировать договорную основу разрешения и согласования инвестиционных вливаний в сфере туризма. Кроме того, существует объективная необходимость постоянного обновления законодательства о развитии туристических районов, в том числе, в административном, экономическом, техническом и экологическом аспектах.

Безусловно, одним из продуктивных инструментов развития сектора туристического и гости-

А. MAKHLYUF, Е. К. KARPUNINA

ничного бизнеса станут современные технологии электронного туризма, развитие которых обусловлено бумом в области информационных технологий World Wide Web, предоставляющих информацию для компаний, туризма и авиации, транспорта, отелей и других сайтов, облегчающих проектирование туристических маршрутов в соответствии с запросами конечного потребителя [6].

Кроме того, одним из эффективных элементов электронного туризма выступает электронный маркетинг, который активно применяется и развивается в настоящее время. К несомненным преимуществам электронного маркетинга для туристической сферы можно отнести длительный период действия маркетинговых продуктов в сети Интернет по сравнению с другими средствами, их относительную дешевизну, отсутствие географических границ размещения рекламы через Интернет, вседоступность информации и возможность ее использования в любое удобное время.

Гостиничные комплексы также стремятся использовать самые последние технологические новинки для оказания услуг для гостей, интеллектуальные системы, сочетающие в себе концепции развлечений и технологии, обеспечивающие в конечном итоге высокий уровень сервиса для гостей, а также экономящие деньги, энергию и время. Применяемые панели управления могут быть запрограммированы на интеллектуальную систему, выключающую свет и обеспечивающую закрытие штор, а также оказание всех других услуг при отсутствии гостя в помещении. На сегодняшний день такие интеллектуальные системы используются 40 % пятизвездочных отелей в ОАЭ, в то же время этот показатель на 10 % меньше в гостиницах категорий четыре и три звезды [7].

Немаловажным новшеством и современной технологией развития туристического и гостиничного бизнеса является технология сохранения и защиты окружающей среды от ущерба, способствующая снижению потребления энергии и поддержанию окружающей среды, свободной от загрязнений, так называемый «экотуризм». Данный термин возник с начала восьмидесятых годов двадцатого века, однако в современном понимании подразумевает новый тип туристической деятельности, связанный с организацией экологически чистого отдыха. Всемирный союз охраны природы (МСОП) раскрывает «экотуризм» следующим образом: «экологически ответственное путешествие в природные районы с целью наслаждения природой, природными ценностями и сопутствующими культурными достопримечательностями, которое способствует сохранению природных ресурсов и включению местных народов в туристические маршруты, обеспе-

чивая, таким образом, экономическую выгоду от их участия».

В частности, эко-туризм обладает следующими характеристиками: добросовестное поведение посетителей с низким уровнем воздействия на окружающую среду, чувствительность к местным культурам и биоразнообразию и их оценка, поддержка местных усилий по сохранению окружающей среды, устойчивая экономическая выгода для местных сообществ.

Таким образом, все приведенные в статье факты подтверждают значимость туристического и гостиничного бизнеса в обеспечении социально-экономического развития национального хозяйства, а предложенные инструменты развития предпринимательских структур туристической сферы, позволят вывести данный сегмент экономики на эффективный путь развития [8].

Литература

1. Веб-сайт Всемирной организации туризма ЮНВТО. URL: http://www2.unwto.org/

2. URL: http://publicati-ons.unwto.org/

3. Sharpley Richard, Telfer David J. Tourism and Development Concepts and Issues, 2015. URL: https://books.google.ru/books?id=qdpFBQAAQBAJ&hl=ru& source=gbs_similarbooks

4. Report from International organisation helping governments tackle the economic, social and governance challenges of a globalized economy, OECD Tourism Trends and Policies. 2016. URL: https://www.oecd.org-/industry/tourism/Tourism2016-Highlights_Web_Final.pdf

5. Report fromWorld Travel And Tourism Council, travel & tourismglobal economic impact& issues 2017. URL: https://www.wttc.org//media/files/reports/economic-impact-research/2017-documents/global-economic-impact-and-issues-2017.pdf

6. Frank Friedman, Director of the Europe Program, Global Competition Can Transatlantic Economies Compete, March 21, 2015. URL: http://brussels.gmfus.org/videos-/brussels-forum-2015 -global-competition-%E2%80%-93 -can-transatlantic-economies-compete

7. Tracy Stottler, The Importance of Sustainability in the Hospitality Industry, January 6, 2015. URL: http://www.danacommunications.com/importance-of-su-stainability-in-the-hospitality-industry/.

8. Tanja Mihalic (Faculty of Economics, University of Ljubljana, Ljubljana, Slovenia, EU) and William C. Gartner (University of Minnesota, Minnesota, USA), Tourism and Developments - Issues and Challenges, 2013. URL: https://experts.umn.edu/en/publications/introduction-to-tourism-development-issues-and-challenges

References

1. Veb-sajt Vsemirnoj organizatsii turizma YuNVTO [Website of World Organization of tourism of YNWTO.]. URL: http://www2.unwto.org/

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

2. URL: http://publicati-ons.unwto.org/

3. Sharpley Richard, Telfer David J. Tourism and Development Concepts and Issues, 2015. URL: https://books.google.ru/books?id=qdpFBQAAQBAJ&hl=ru& source=gbs_similarbooks

4. Report from International organisation helping governments tackle the economic, social and governance challenges of a globalized economy, OECD Tourism Trends and Policies. 2016. URL: https://www.oecd.org-/industry/tourism/Tourism2016-Highlights_Web_Final.pdf

5. Report fromWorld Travel And Tourism Council, travel & tourismglobal economic impact& issues 2017. URL: https://www.wttc.org//media/files/reports/economic-impact-research/2017-documents/global-economic-impact-and-issues-2017.pdf

6. Frank Friedman , Director of the Europe Program, Global Competition Can Transatlantic Economies Compete, March 21, 2015. URL: http://brussels.gmfus.org-/videos/brussels-forum-2015-global-competition-%E2%80%-93 -can-transatlantic-economies-compete

7. Tracy Stottler, The Importance of Sustainability in the Hospitality Industry, January 6, 2015. URL: http://www.danacommunications.com/importance-of-su-stainability-in-the-hospitality-industry/.

8. Tanja Mihalic (Faculty of Economics, University of Ljubljana, Ljubljana, Slovenia, EU) and William C. Gartner (University of Minnesota, Minnesota, USA), Tourism and Developments - Issues and Challenges, 2013. URL: https://experts.umn.edu/en/publications/introduction-to-tourism-development-issues-and-challenges

* * *

ROLE OF TRAVEL AND HOTEL BUSINESS IN ENSURING SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMY

MAKHLYUF AGYAD Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

KARPUNINA EVGENIA KONSTANTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article authors proved the importance of travel and hotel business in development of the state and increase in a national income, proved that against the background of the global financial crisis diversification of the economic sphere of activity of society with allocation as one of priority spheres of travel and hotel business can become the effective instrument of further stabilization and growth of national economies, proved that growth of the income of travel and hotel business increases the size of the balance of payments, provides formation of new jobs for citizens, thereby promoting increase in a level of living of the population and social development of the state, offered recommendations about development of relationship «state - business» for the purpose of stimulation of enterprise structures of tourist and hotel spheres, including concerning improvement of standard and legal base and formation of a full-fledged institutional basis of further transformations, revision of investment priorities by the state in the sphere of development of tourism and hotel economy, weakening of bureaucratic barriers and technical assistance to private investors, estimates of offers on development of the sphere of tourism within general plans of optimization of tourist zones, developed effective instruments of electronic tourism which advantages are the long period of action of marketing products on the Internet, their relative low cost, lack of geographical boundaries of advertizing on the Internet, accessibility of information and convenience of its use and placed the emphasis on development of «ecotourism» as the kind of activity promoting preservation of natural resources and inclusion of the local people in tourist routes and providing an economic benefit from their participation.

Key words: economic development, national economy, tourism, hospitality

Об авторах:

Махлюф Агяд, аспирант кафедры «Менеджмент, маркетинг и реклама» Института экономики управления и сервиса, Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, Тамбов, Российская Федерация

Карпунина Евгения Константиновна, доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация

About the authors:

Makhlyuf Agyad, Post-graduate Student of the Management, Marketing and Advertizing Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation

Karpunina Evgeniya Konstantinovna, Doctor of Economics, Professor of the Personnel Administration Department, Director of Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov. the Russian Federation

A. MAKHLYUF, E. K. KARPUNINA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.