ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ЦВЕТОВЫХ ГАРМОНИЙ В АРХИТЕКТУРНОМ ДЕКОРЕ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Дмитриева И.В.
Дмитриева Ирина Валентиновна - кандидат архитектурных наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье речь идет об использовании мастерами Центральной Азии теории цвета. Раскрыто влияние климатических условий Узбекистана на цветовую гамму в архитектурных памятниках, декоре и одежде. Ключевые слова: цвет, стиль, орнамент, миниатюра, ткани, декор.
Цвет в архитектуре и декоре имеет огромное значение. Интуитивное использование мастерами Центральной Азии теории цвета является предметом данного исследования.
В течении многих веков от древнейших времен до наших дней в Центральной Азии формировались взгляды на применение цвета в архитектуре, декоре, одежде и др.
Цвет в архитектуре и орнаменте Центральной Азии, и в Узбекистане в частности, продиктован природно-климатическими условиями. Климат в Узбекистане характеризуется резкими перепадами температуры в течении суток, очень ярким солнечным светом и очень жаркой погодой в период «чилли». Поэтому цвета в архитектуре и дизайне используются яркие, интенсивные, сочетания контрастные. Это обусловлено, прежде всего, тем, что человеческий глаз привыкает воспринимать цвета, которые его окружают в природе. А природа Узбекистана богата яркими красками. Использование ярких, контрастных цветов наблюдается уже в древнейших памятниках культуры.
Архитектурный орнамент памятников Центральной Азии знает два основных стиля:
а) местного античного и позднеантичного искусства VI в.до н.э.-УШ в н.э.;
б) мусульманского средневековья IX- ХК вв..
Первый близок формам и цветовой гамме древнеиранской, древнеиндийской и греко-римской орнаментики. Второй близок во многом орнаментике средневекового Ирана, Закавказье и других стран Среднего и Ближнего Востока. Но при всем том архитектурный орнамент Узбекистана и в древности и в средние века был глубоко самобытен.
В древности и раннем средневековье проблема цвета в архитектуре носила подчиненный характер. В XIV—XVII веках она приобрела, как никогда раньше, жизненно важное значение, заняв место рядом с технологией строительных материалов, теорией построения узора и наукой о пропорциях. Если сопоставить цветовую палитру зодчих Центральной Азии с семью основными цветами спектра — красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим и фиолетовым, — то нетрудно заметить, что до XII—XIII веков в архитектурном декоре господствовала левая часть спектра, а затем, в последующие века — правая.
Но преобладание в памятниках архитектуры XIV—XVIII веков правой части спектра очень условно и относительно. Картина более сложна.
Яркие краски поливных кирпичей, мозаик и изразцов постоянно меняют свои тона, в зависимости от атмосферных условий, их освещения, времени года и т. д. Несмываемые краски искрятся, сверкают и блещут под лучами южного солнца.
Утреннее и предвечернее освещение значительно отличается от дневного освещения. Красные детали, освещенные красным светом заходящего солнца, кажутся более красными, чем обычно, зеленые цвета и темно-зеленые кажутся при этом почти черными. Таким образом, освещение цветногоо рнамента окрашенным светом прямым или отраженным создает, прежде всего, «игру» тональностей, которой так богаты наши памятники.
Помимо окраски света, большое значение еще имеет сила света, яркость. На севере красный цвет не столь ярок, как на юге, хотя синий цвет сохраняет там свою силу сравнительно лучше, чем красный. Благодаря так называемому «явлению Пуркинье», памятники, на которых преобладают синие и голубые цвета, сохраняют с наступлением сумерек свой эффект дольше, чем, скажем, кирпич и терракота, ибо красные тона при уменьшении яркости света первыми теряют цветность.
В полихромных декорациях местные мастера пользовались сознательно явлением контраста по светлоте. Контраст по светлоте играл очень большую роль в цветовых решениях местных зодчих. В постройках Улугбека в Бухаре и Самарканде можно проследить этот прием совершенно точно. Ниша дворового портала бухарского медресе Улугбека имеет рисунок, выложенный поливным кирпичом, фиолетовым в глубине ниши, синим ближе к свету и голубым на свету. Высветление на свету и затемнение цвета в тени преследовала цели цветового контраста по светлоте. Оно помогало зодчим усилить эффект планов, дать архитектурной массе глубину, выдвинуть устои и отодвинуть в тень щипцовые стены и проемы.
Совершенно сознательно пользовались мастера и контрастом по цвету. Если в медресе Улугбека эффект «выступающих» и «отступающих» частей здания решался контрастом по светлоте, то на плоских тимпанах тех же зданий, там, где сплетались побеги спиральных веток, применяли контраст по цвету. Красный, желтый, оранжевый цвета создают всегда эффект «выступающих» цветов; голубой, синий, фиолетовый — «отступающие» цвета. Зеленый цвет выступает перед голубым, но отступает перед красным. Темное более отступает, чем светлое. Пользуясь этим явлением, мастера, не выходя из рамок плоскостного рисунка, решали его «глубину» путем чисто цветового построения. Таким образом, в расцветке орнаментов мы отмечаем, прежде всего, соблюдение законов цветовых соотношений. Оконтуривание белым цветом применялось как для усиления контраста, так и для его смягчения. Заметим, что оконтуривание само по себе не усиливает цветового контраста. Наоборот, очерченные контуры мешают контрастному действию. И даже слишком большая разница между двумя контрастными цветами мешает возникновению контраста. Явление цветового контраста, то есть усиление насыщенности тона одного цвета при соседстве его с другим цветом, возникает лишь при сопоставлении двух дополнительных цветов.
Так, в тимпанах медресе Шир-Дор мы находим сопоставление оранжевого с фиолетово-синим и желтым. Оранжевый цвет является, как известно, дополнительным цветом к фиолетовому, а голубой — синий к желтому и так как цвета их изменяются в направлении к дополнительному цвету, то и получается усиление насыщенности обоих. Цвет коричневых стеблей на зеленом фоне малых тимпанов кажется по той же причине светлее и насыщеннее.
Но мастера, видимо, избегали как слишком близких между собой оттенков, так и слишком контрастных (слишком близкие оттенки дают ослабление цветового контраста, слишком большая разница между ними мешает его возникновению). Они охотно сопоставляли цвета, близкие между собой по светлоте, скажем, синий с голубым. При этом синий получал красноватый оттенок, а голубой — зеленоватый ибо дополнительным к синему является желтый.
Говоря об архитектурном декоре и цветовой палитре Центральной Азии, мы обязательно отмечаем яркие, сочные краски и теплых и холодных оттенков. Сразу
вспоминаются цвета неба - голубые, синие. Как вы уже убедились, в Центральной Азии используют огромное множество самых разнообразных цветов.
Стоит заглянуть глубже, и вам откроется удивительная картина сочетания старинных традиций и чужого влияния. Средняя Азия отличается прекрасно развитым вкусом в области дизайна и цвета. В этой стране на протяжении многих веков вырабатывались подходы к использованию цвета. Традиционная одежда является одной из национальных черт населения Узбекистана. Форма одежды, создававшаяся в течении многих веков, и ее отдельные элементы, декоративное оформление, колорит свидетельствуют о приспособлении народного костюма к природно-климатическим условиям края.
Достаточно полное представление об одежде прошлых веков, их формах, локальных особенностях и материале дают открытые археологами памятники настенной живописи Средней Азии Афрасиаб, Пенджикент, Балалыктепа, Халчаян и другие, а также скульптура, мелкая пластика, ткани. Ценным источником для изучения одежды является мусульманская миниатюра XV-X[X вв. Гератской и Бухарской школ. Судя по миниатюрам, в XV-X[X веков в Средней Азии носили одежду преимущественно из гладких тканей различных оттенков.
Основным материалом для изготовления одежды узбеков в XIX веке были хлопчатобумажные, шелковые, полушелковые и шерстяные ткани. В прошлом во всех регионах Средней Азии наибольшее распространение имели полосатые ткани. В Фергане их производили особенно много и разнообразных рисунков. Большое внимание обращалось на расцветку полосок, их сочетания и ширину. Излюбленными шелковыми и полушелковыми бекасабами считались те, в которых зеленые полоски сочетались с желтыми, розовыми и фиолетовыми, причем небольшой и одинаковой ширины и неконтрастных нежных оттенков. Жители ферганских городов, маргиланцы и особенно кокандцы, предпочитали желтый цвет в сочетании с фиолетовым и розовым. В наманганских халатах преобладало сочетание зеленого с синим и красным. Тем не менее, несмотря на разнообразие расцветок ферганских тканей, халаты из них славились спокойной строгостью. Последнее качество сконцентрировалось особенно в бекасабах с зеленоватым и синеватым оттенками, известных под названием мош ранг. Чапаны, сшитые из бекасаба, получили широкое распространение во всех регионах Узбекистана. В Ферганской долине в 1920-х годах были модными красные стеганые халаты. Их носили и в годы второй мировой войны. В XIX веке и в начале XX века бухарские эмиры носили парадные золотошвейные халаты зарчопон [5,с. 95].
Техника изготовления среднеазиатских тканей и особенно их орнаментации была сложной, применялись два приема, которые позволяли получать ткани полосатые и абровые с пестрым расплывчатым узором. К XIX веку разновидность полосатого орнамента получила наибольшее развитие. Им орнаментировались и бумажные, и шелковые, и полушелковые ткани. Другой прием орнаментации тканей использовался для дорогих шелков с расплывчатыми контурами узоров абр облако. Эта очень сложная и трудоемкая техника перевязки основы абрбанд применялась при изготовлении шелковых тканей ханатлас в основном в городах Ферганской долины, а также в Самарканде и Бухаре.
Все это свидетельствует о большом разнообразии и специфике художественного оформления среднеазиатских тканей, о тонком вкусе народных мастеров.
Список литературы
1. Бамбер Гасконье «Вуликие Моголы» Лондон, 2013 г.
2. Историческая энциклопедия, Брокгауз и Эфрон. 1957 г.
3. Авасти, Рама Шанкар, «Император Хумаюн», Аллахабад, 1967 г.
4. Велч, Стюарт С. «Искусство древней индии», Нью-Йорк, 1963 г.
5. Вильям Норрис «Посол короля Вильяма у Аурангзеба», Калькутта, 1953 г.