УДК 37
Михеева Д.Е.
магистр, 3 курс Менеджмент профессионального образования Профессионально-педагогический институт
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия)
РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация: в данной статье рассматриваются современные образовательные технологии как ключевой элемент в процессе трансформации, способствующий автоматизации и оптимизации образовательных процессов, однако также поднимаются проблемы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс со стороны педагогов.
Ключевые слова: образование, трансформация, технологии, образовательный процесс, геймификация.
В последние годы в России наблюдается активная трансформация образовательной системы, которая обусловлена как внутренними, так и внешними факторами. Перед образовательными организациями поставлена задача не только получение студентами теоретических знаний, но и развитие навыков использования информационных технологий, а также умения самостоятельно собирать и анализировать информацию.
Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс позволяет улучшить качество образования и сделать его более доступным (Национальный проект «Образование», 2020) [7].
Цифровые инструменты все чаще используются педагогами, изучающими новые способы совершенствования образовательных результатов. Среди мировых тенденций развития сферы образования выделяются мобильное обучение (mLeammg), микрообучение (micшleammg), обучение в социальных сетях, интерактивное видеообучение и, конечно, геймификация (gamificatюn).
Самый простой способ перевода традиционного процесса обучения в цифровое - геймифицировать его, преобразовать дисциплину в интерактивный квест с сюжетом, персонажами и испытаниями. Однако использование геймификации в технологиях виртуальной реальности (VR) и дистанционного обучения (E-Leammg) в образовательном процессе имеет как преимущества, так и недостатки [5, с. 213].
Становясь механизмом внедрения цифровых технологий и игровых методов, геймификация использует игровые механики в веб-пространстве, различных приложениях, онлайн-сообществах, завоевывая лояльность и привлекая к участию учеников по всему миру.
Так же среди основных видов цифровых технологий можно выделить -видео-лекции. В настоящее время данный вид технологий становится все более популярным и пользуется большим спросом. Видео позволяет студентам ощутить реальность присутствия на лекции или участия в каким-либо мероприятии. Студенты могут более эффективно взаимодействовать с преподавателем благодаря фрагментарной подаче материала и возможности повторного просмотра лекции, что позволяет глубже понять и проанализировать информацию - в отличие от традиционного формата лекции [3, с. 296]. Явным преимуществом видео-лекций является их доступность в любое время суток. Именно поэтому цифровые технологии в виде видео-лекций с каждым годом будут возрастать.
Однако самой большой проблемой остается мотивирование педагогов к массовому использованию на своих занятиях чего-либо кроме слайдов. Это хорошо видно на примере внедрения московской электронной школы. Наполнение ее контентом происходило за счет материального стимулирования
учителей-разработчиков. Почему же учителя сопротивляются внедрению цифровых технологий? Перечислим несколько причин:
- недостаток времени. Большинству учителей не хватает времени, навыков и знаний, чтобы вникать в появляющиеся возможности в области цифровых технологий. Существующие компьютерные образовательные игры дороги и обновляются с такой регулярностью, что учителю сложно осмыслить их эффективность в учебном процессе,
- система подготовки (переподготовки) кадров. В программах подготовки (переподготовки) учителей отсутствует раздел, отвечающий за изучение тенденций развития цифровых технологий, платформ и сред. Более того, программы подготовки редко включают в себя даже список цифровых учебных приложений, подходящих для обучения конкретной дисциплине или предмету,
- сложность. Использование образовательных приложений в учебном процессе требует переосмысления отношений между учеником и учителем, выстраивания новой модели владения заданиями, сложных структур для поддержки обучающихся, новых способов оценки и поощрения,
- оборудование и опасность. Для использования цифровых образовательных технологий часто требуются высокопроизводительные компьютеры и оборудование. Не стоит забывать и о возможных проблемах сетевой безопасности, связанных с использованием цифровых сервисов и платформ,
- финансирование и техническая поддержка. Даже специально разработанные образовательные цифровые платформы и сервисы не всегда сопровождаются инструкциями по интеграции в учебный план, не раскрывают возможные результаты обучения и тем более не показывают их актуальность.
Для большинства педагогов преодоление перечисленных сложностей -непосильная задача, но ситуация будет меняться. Одни цифровые образовательные проекты преуспеют, другие потерпят неудачу.
Использование цифровых технологий в профессиональных образовательных организациях способствуют расширению кругозора
обучающихся и предоставляют новые возможности для получения знаний в наиболее структурированном и понятной форме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батанов А. Не революция образования, а трансформация // Аккредитация в образовании. - 2022. - № 140;
2. Большакова З. М., Тулькибаева Н. Н. Трансформация образования: основы, теории, технологии // Образовательные технологии. 2017. №4. С. 38-44;
3. Информационные технологии в образовании : учебник / Е. В. Баранова, М. И. Бочаров, С. С. Куликова, Т. Б. Павлова , под редакцией Т. Н. Носковой. — Санкт-Петербург: Лань, 2016. — 296 с;
4. Казова З.М., Ельмирзокова А.Р., Байсиева Д.Р. Роль информационных технологий в развитии экономики страны. Поколение будущего: взгляд молодых ученых - 2020. Сборник конференции: в 5-и томах. - Юго-Западный государственный университет. - Курск,2020. - С. 106-109;
5. Капкаев Ю. Ш., Лешинина В. В., Бенц Д. С. Геймификация образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 213-216;
6. Косова И. А. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления - Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2022/11/29/proektirovanie-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii;
7. Национальный проект «Образование» // https://edu.gov.ru/national-project;
8. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с
Mikheeva D.E.
South Ural State University of Humanities and Education (Chelyabinsk, Russia)
ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN ACTIVITIES OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Abstract: this article examines modern educational technologies as a key element in the transformation process, contributing to the automation and optimization of educational processes, but also raises the problems of introducing digital technologies into the educational process on the part of teachers.
Keywords: education, transformation, technology, educational process, gamification.