РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИННОВАЦИЯМИ
Аннотация. В статье исследуется управленческая роль цифровых платформ в создании и поддержке организационных инноваций. С учетом возрастающей роли цифровых платформ в современном бизнесе, сегодня крайне важно понимать характер их влияния на инновационные процессы. На базе анализа современной литературы и практического опыта международных компаний авторами приводится классификация цифровых платформ и рассматривается их целевое назначение и специфика работы. Основное внимание уделяется управленческим действиям менеджмента, направленным на результативное использование цифровых платформ для продвижения организационных инноваций. Результаты исследования демонстрируют, что работа с привлечением цифровых платформ способствует развитию культуры инноваций, организации сотрудничества и обмена знаниями. Выводы, сделанные по итогам исследования, могут быть адресованы менеджменту современных компаний, заинтересованных в наиболее полном использовании потенциал цифровых платформ для стимулирования инноваций и приобретения конкурентных преимуществ в современной, быстро меняющейся цифровой среде.
Ключевые слова. Управление, организация, цифровые платформы, организационные инновации, инновации, инновационное развитие.
Yuan Yu., Gerdi F., Kharlamova T.L.
THE ROLE OF DIGITAL PLATFORMS IN THE MANEGEMENT OF ORGANIZATIONAL INNOVATIONS
Abstract. The article examines the managerial role of digital platforms in creating and supporting organizational innovation. Given the growing role of digital platforms in modern business, today it is extremely important to understand the nature of their influence on innovation processes. Based on an analysis of modern literature and the practical experience of international companies, the authors provide a classification of digital platforms and discuss their intended purpose and specifics of work. The main attention is paid to management actions aimed at the effective use of digital platforms to promote organizational innovation. The results of the study demonstrate that working with digital platforms contributes to the development of a culture of innovation, collaboration and knowledge sharing. The conclusions drawn from the study can be addressed to the management of modern companies interested in making the most of the potential of digital platforms to stimulate innovations and gain competitive advantages in a modern, rapidly changing digital environment.
Keywords. Management, organization, digital platforms, organizational innovations, innovations, innovative development.
ГРНТИ 06.39.41 EDN QKYWAO
© Юань Ю., Джерди Ф., Харламова Т.Л., 2023
Юань Юйсянь - аспирант Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Джерди Фирас - аспирант Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Татьяна Львовна Харламова - доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Контактные данные для связи с авторами (Харламова Т.Л.): 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 (195251, St. Petersburg, Polytechnicheskaya str., 29). Тел.: +7 911 252-07-84. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 07.11.2023.
Введение
Различные управленческие аспекты цифровой трансформации все чаще оказываются в поле зрения современных исследователей, которые осуществляют поиск оригинальных подходов к организации инновационного развития, которые дополняли бы традиционные положения теории менеджмента и обогащали их учетом специфики современной цифровой среды. Этому посвящено и данное исследование, обосновывающее целесообразность использования современных цифровых платформ для ускорения процессов разработки и внедрения организационных инноваций.
Благодаря широким коммуникативным и технологическим возможностям таких платформ, они обеспечивают доступ организаций к огромным массивам данных и становятся площадкой для обмена идеями, опытом, управленческими навыками, а также продвигают и популяризируют инновации в обществе. Это формирует новые представления о бизнес-процессах, коммуникациях, организационном поведении и организационной культуре, что ложится в основу новых позитивных изменений, соответствующих приоритетам устойчивого инновационного развития. Материалы и методы
Методология исследования включает логический и эмпирический анализ, индуктивный и сравнительный методы, а также метод структуризации и обобщения. В исследовании использовались отчеты, опубликованные международными консалтинговыми компаниями МсЮ^еу и Accenture, и данные о результатах использования открытых цифровых платформ рядом современных организаций, осуществляющих цифровую трансформацию. Результаты и их обсуждение
Цифровые инновации, характеризующиеся большим удельным весом интеллектуальной составляющей и сетевыми принципами распространения, являются ключевым технологическим и управленческим фактором, оказывающим влияние на глобальное экономическое и социальное развитие, как в настоящее время, так и в перспективе. В современных условиях, когда основой успешного роста и конкурентоспособности любого хозяйствующего субъекта, а также страны в целом, становится распространение и активное внедрение инноваций [1, с. 397], новая конкурентная среда определяется двумя фундаментальными цифровыми структурами, в качестве которых выступают экосистемы и цифровые платформы (см.: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/the-right-digital-platform-strategy).
Цифровые платформы сегодня играют важнейшую роль в генерировании, разработке и продвижении организационных инноваций, создавая особую среду, которая способствует сотрудничеству, новаторству и обмену опытом и идеями. Такие платформы, как правило, оснащены прогрессивными инструментами и технологиями, которые облегчают действия менеджеров и разработчиков на этапах начального проектирования, тестирования и итерации инноваций, что позволяет организациям коммерциализировать и внедрять инновации быстрее и с меньшими затратами. Благодаря этому инновации выступают в роли ключевой компетенции компании, обеспечивающей ее выживание в динамичной, конкурентной среде, а также сохранение конкурентных преимуществ и повышение производительности всех бизнес-процессов [2].
В практике современных компаний цифровые платформы могут способствовать внедрению и распространению организационных инноваций в различных аспектах бизнес-деятельности, включая поиск источников инноваций, финансовую поддержку, организационное сотрудничество и реализацию управленческих подходов, основанных на данных. Опираясь на обзор источников литературы и имеющегося опыта компаний, осуществляющих цифровую трансформацию, можно выделить четыре основных типа цифровых платформ для управления организационными инновациями:
1. Краудсорсинг и открытые инновационные платформы.
Краудсорсинговая платформа - это термин, введенный в 2006 году для описания новой бизнес-модели, в которой компании используют глобальную сеть Интернет для распределения задач между независимыми исполнителями, генерирования инновационных идей, а также решения возникающих при этом технических проблем. Такие платформы объединяют многочисленных пользователей, желающих поделиться своими инновационными идеями, образуя некое сплоченное сообщество. При этом участники обмениваются идеями, сначала, естественным образом, делясь ими с со своим ближайшим окружением, а затем распространяя их на более широкую общественность.
В качестве примера здесь можно рассматривать работу краудсорсинговой компании Innocentive, предоставляющую открытую площадку для решения сложных инновационных проблем в рамках глобального сообщества. Работа платформы предусматривает денежное вознаграждение участников за найденные эффективные решения на условиях конфиденциальности и защиты прав интеллектуальной собственности [3].
В частности, в практике транснациональной компании Procter & Gamble (P&G) можно увидеть обращение к платформе Innocentive для разработки инновационных упаковочных решений. Задачей был поиск нового дизайна, который позволил бы минимизировать отходы, увеличить срок хранения продуктов и повысить удобство их использования для покупателей. Благодаря интегрирующему участию платформы были получены инновационные предложения из многих секторов бизнеса и научных исследований, включая инженерию, материаловедение и дизайн-разработки. В конечном итоге была выбрана инициатива, предложенная инженером, занятым в аэрокосмической отрасли, что привело к существенному снижению затрат и значимым экологическим преимуществам для компании P&G.
В отличие от Innocentive, еще одна краудсорсинговая платформа, AliCloud, служит универсальной площадкой, обеспечивающей коммуникацию предприятий с внешними специалистами по инновациям, круг которых охватывает исследователей, ученых и изобретателей. После того, как клиент отправляет запрос на платформу, облачное хранилище данных Aliyun рекомендует поставщика услуг из числа сертифицированных партнеров, осуществляя отбор на основе персонификации услуг для максимального удовлетворения потребностей клиента. Тем самым, гарантируется качество обслуживания, а также создаются основы для эффективного решения проблем нехватки талантов и недостатка инновационных идей внутри компаний.
2. Краудфандинговые платформы.
Платформы краудфандинга играют важную, нередко - решающую, роль в поддержке инновационных продуктов и стартапов, особенно на начальных этапах их становления. Достаточно известными сегодня являются такие платформы, как Kickstarter и Indiegogo, представляющие собой онлайн-про-странства, позволяющие отдельным лицам, предпринимателям и организациям осуществлять сбор средств для своих проектов, получая поддержку бизнеса и широкой общественности. Как правило, такие платформы используют модель пожертвования, при которой доноры вносят средства в качестве поддержки, не ожидая прямой финансовой отдачи.
Проведенный нами анализ позволяет дифференцировать влияние краудфандинговых платформ на организационные инновации по следующим направлениям:
• расширение возможностей финансирования благодаря организации доступа участников краудфан-динга к широкому кругу потенциальных спонсоров, заинтересованных в поддержке инновационных проектов. Это позволяет организациям обеспечивать финансирование предприятий, не полагаясь исключительно на традиционные каналы, в качестве которых выступают банки или венчурные инвесторы [4];
• тестирование рынка за счет появления у компаний уникальных возможностей для демонстрации инновационных предложений потенциальной аудитории и наблюдения за проявлениями заинтересованности к разрабатываемым продуктам и технологиям. При этом оценивается будущий рыночный спрос, который соотносится с объемами производства инновационной продукции и необходимым финансовым обеспечением. Получение подобной информации позволяет совершенствовать рыночное предложение, делая его более адресным, и принимать обоснованные решения относительно тактики продвижения и коммуникации на рынке высокотехнологичной продукции;
• создание сообщества единомышленников на основе обеспечиваемого краудфандинговой платформой прямого диалога между новаторами, инвесторами, спонсорами и представителями медийной среды, что формирует особую атмосферу, ориентированную на инновационные преобразования. Такие сообщества обеспечивают регулярную обратную связь и распространение инновационных идей среди промоутеров брендов, участников различных форумов и конференций, а также лидеров мнений, что интегрируется в технологии органического маркетинга и способствует популяризации и продвижению инноваций;
• культивирование лояльности к инновационным брендам посредством расширения круга последователей новых идей. Привлекая к сотрудничеству приверженцев идеологии того или иного бренда,
организации могут создать с помощью краудфандинговой платформы преданную и лояльную клиентскую базу, стимулируя, тем самым, дальнейшее продвижение бренда.
3. Платформы для совместной работы.
Такие платформы сегодня оказываются достаточно востребованными, как на уровне организации, так и за ее пределами. Если говорить об отдельно взятой организации, то сотрудничество можно рассматривать как меру ее зрелости и развитости организационной культуры. Это объясняется тем, что правильно сформированная среда сотрудничества способствует эффективному обмену знаниями и инновационными идеями, а также открытости коммуникаций в инновационном пространстве. По мере накопления знаний при перемещении информационных потоков между отдельными людьми, командами и подразделениями, работа всей организации приобретает структурированность и прозрачность, что, в свою очередь, способствует повышению ее инновационной восприимчивости.
Использование цифровых платформ для коллективной работы и коммуникации, таких, как, например, Microsoft Teams, Slack и Trello, обеспечивает беспрепятственное сотрудничество коллег, устраняя их пространственную и организационную разобщенность. Расширяя границы сотрудничества на все международное инновационное сообщество с помощью публичных цифровых и проектных платформ, менеджмент организации обеспечивает новое стратегическое видение ее развития благодаря разрушению привычных рамок и стереотипов и постоянному притоку новых инновационных идей.
Платформы промышленного сотрудничества в рамках экосистем привносят большую определенность в организацию внутреннего и внешнего взаимодействия участников, поддерживая открытость модели инновационного развития. При этом можно говорить об интеграции цифровых платформ в промышленные системы, благодаря чему аккумулируется новая инновационная энергия, которая в дальнейшем будет обеспечивать мощные технологические прорывы в рамках отраслевых решений на основе перспективных сценариев сотрудничества [5, p. 36]. Такие платформы объединяют в рамках цепочки создания стоимости клиентов, поставщиков, работников организации и ее бизнес-партнеров, что способствует дальнейшему продвижению инноваций в управлении и бизнесе.
4. Платформы управления данными.
Здесь речь идет об использовании цифровой технологической инфраструктуры, позволяющей организациям собирать, обрабатывать и интерпретировать огромные объемы данных. Это обеспечивает обоснованное принятие менеджментом управленческих решений на базе сложного сочетания технического обеспечения, программных продуктов и алгоритмов искусственного интеллекта, упрощающего задачи получения и анализа данных. Внутренний потенциал таких платформ обусловлен их способностью преобразовывать исходные данные в перспективные инновационные идеи на базе выявления скрытых закономерностей и тенденций и определения критических областей в рамках того или иного процесса или явления, требующих особого внимания со стороны менеджмента организаций, органов государственного управления и общественных институтов.
Так, известен кейс международной консалтинговой компании Accenture, глобальное IT-подразделение которой столкнулось с ограничениями существующих аналитических платформ при их использовании для принятия быстрых стратегических решений. В ответ на этот вызов, менеджмент компании осуществил переход на использование цифровой платформы для облачных вычислений Google Cloud «Платформа как услуга» (PaaS). Это позволило заложить основу для формирования развитой IT- стратегии компании, которая сегодня характеризуется как платформенно-ориентированная, привязанная к облачным сервисам и интеллектуально-управляемая (см.: https://www.accenture.com/us-en/case-studies/about/modernizing-data-platform).
В целом можно говорить о том, что сегодня международные IT-организации все чаще пересматривают свои аналитические подходы в пользу использования платформ, управляемых данными, что сокращает их накладные расходы, снижает затраты на хранение информации на корпоративных серверах и обеспечивает передовые возможности расширенной аналитики.
Компания Amazon использует свою платформу управления данными для осуществляемой в регулярном режиме оптимизации цепочки поставок и логистических операций. Анализируя структуру заказов клиентов, а также уровень запасов и сроки доставки, менеджмент компании может осуществлять корректирующее управленческое воздействие на реализуемые процессы, с тем, чтобы обеспечивать своевременное выполнение заказов и стимулировать разработку и внедрение инноваций в сфере обслуживания клиентов.
Если говорить о рынке B2C, то сегодня все более важным становится понимание основ поведения и мотивов покупателей, взаимодействующих с конкретными магазинами. Изучение паттернов поведения клиентов также способствует вовлеченности клиентов, что, в свою очередь, улучшает показатели конверсии [6, с. 105]. Платформы управления данными позволяют компаниям использовать обширные информационные базы для принятия решений, оптимизации процессов, персонализации обслуживания клиентов, а также поддержки инноваций.
Исходя из роли цифровых платформ в продвижении организационных инноваций, необходима достоверная оценка состояния внутренней и внешней инновационной среды и выбор из широкого перечня платформ тех, которые в наибольшей степени соответствуют ориентирам устойчивого инновационного развития. Следующим шагом должно стать их встраивание в структуру управления инновационными процессами. В целом процесс использования цифровых платформ для активизации инновационного развития организации в условиях цифровизации можно представить следующим образом:
• выделение проблемных областей в реализуемых организацией бизнес-процессах и определение потребности в инновациях;
• оценка имеющихся и потенциальных возможностей и препятствий для внедрения инноваций;
• определение типа цифровой платформы, в наибольшей степени соответствующего потребностям организации с учетом имеющихся ограничений;
• выбор цифровой платформы, формирование инновационной команды и планирование рабочего процесса;
• креативный поиск идей и разработка инновационной концепции. Это предполагает аккумулирование с помощью цифровой платформы большого количества идей, реализуемость, актуальность и потенциальное влияние которых на инновационное развитие должно оцениваться экспертами;
• технико-экономическое обоснование. На этом этапе проводится тщательный анализ, включающий финансовые, операционные и рыночные аспекты;
• идеи, включенные в лонг-, а затем и в шорт-лист, превращаются в жизнеспособные концепции, предполагающие создание прототипов инноваций и подробных планов их разработки;
• пилотное тестирование инновационной разработки и ее внедрение. По итогам успешного тестирования инновации осуществляются действия для ее распространения внутри организации. Для этого проводится широкое информирование работников и их обучение, а также разрабатываются планы коммуникации и управления изменениями. Таким образом, организационная готовность становится основным фактором повышения уровня инновационного развития [7];
• мониторинг, обратная связь и итерация процессов для отслеживания реакции на инновацию и совершенствования на базе этого ее характеристик;
• масштабирование и постоянное улучшение. С этой целью осуществляется документирование инновационного процесса и распространение информации в масштабах организации. Успешно внедренные инновационные подходы должны интегрироваться в регулярные операции и фиксироваться в бизнес-процессах.
Выполнение указанной последовательности действий предполагает непрерывные улучшения и адаптацию инноваций по мере трансформации внутренней и внешней среды организации. Необходимо также формирование организационной культуры, которая поощряет инновации и демонстрирует работникам, как важно не бояться перемен, быть готовым к риску и учиться на собственных ошибках. Организационное поведение, в наибольшей степени способствующее инновациям, тесно связано с культурой, ориентированной на результат, поощряющей непрерывное совершенствование и высокий уровень доверия. Такую культуру нередко называют «культурой совершенства» или «культурой высоких стандартов [8].
Безусловно, здесь прослеживается и тесная связь с развитием человеческого капитала организации, который обогащается благодаря расширению профессиональных, коммуникативных и социальных компетенций работников [9, 10]. Осуществляемые при этом информационные обмены обеспечивают бесперебойное функционирование всех подсистем управленческой системы предприятия, эффективную коммуникацию, как внутри организации, так и за ее пределами, а также формируют основы для будущих инновационных цифровых решений [11].
В целом цифровые платформы обеспечивают поддержание организационной гибкости и точную настройку всех производственных и управленческих процессов на запросы целевой аудитории. Это соответствует современным требованиям клиенториентированности бизнеса, особенно - инновационного.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что современные цифровые платформы, формирующие гибкую и открытую инфраструктуру для сотрудничества и внедрения инноваций, позволяют организациям адаптироваться и развиваться. В ходе такой деятельности разрабатываются новые продукты и услуги и возникают новые схемы интеграции, что ведет к оптимизации и реинжинирингу реализуемых бизнес-моделей. Тем самым, обеспечивается долгосрочная конкурентоспособность организаций и определяются новые горизонты их развития в быстро меняющейся цифровой среде.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Kharlamova T.L., Kharlamov A.V., Antohina Y.A. Influence of information technologies on the innovative development of the economic system // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. Vol. 90. P. 391-401.
2. Ferreira J., Coelho A., Moutinho L. Dynamic capabilities, creativity and innovation capability and their impact on competitive advantage and firm performance: The moderating role of entrepreneurial orientation // Technovation. 2018. Vol. 92-93 (4).
3. Alexa L., Avasilcai S., Bujor A. An open innovation marketplace: the case of innocentive // Annals of the university of Oradea. 2017. № 3. Р. 22-25.
4. Abdelaziz S. Crowdfunding as an innovative mechanism to increase funding opportunities for startup. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/358415572_Crowdfunding_as_an _innova-tive_mechanism_to_increase_funding_opportunities_for_startups/citations (дата обращения 25.09.2023).
5. Enterprise Digital Transformation White Paper (2021 Edition). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cesi.cn/images/editor/20211104/20211104152310850.pdf (дата обращения 25.09.2023).
6. Харламова Т.Л., Герасимов А.О. Инновационные подходы к управлению развитием предприятий в период цифровой трансформации // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. В 4 ч., Санкт-Петербург, 01-04 июня 2021 года. Часть 1. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. С. 103-107.
7. Jun W., Nasir M.H., Yousaf Z., Khattak A., Yasir M., JavedA., Shirazi S.H. Innovation performance in digital economy: does digital platform capability, improvisation capability and organizational readiness really matter? // Eur. J. Innov. Manag. 2021. Vol. 25. Р. 1309-1327.
8. Singh A., Shukla T. Fostering Innovation: Factors Stimulating Innovation in Organization. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/305723068_Fostering_Innovation_Factors_Stimulating _Innovation_in_Organization (дата обращения 25.09.2023).
9. Инновационное развитие национальной экономики и человеческий капитал / Е.А. Зотова, С.Е. Барыкин, О.В. Калинина [и др.]; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. СПб., 2022. 91 с.
10. Pirogova O., Plotnikov V., Makarov I., Grafov A. The impact of digitalization on the Intellectual capital formation and use (case of service enterprises) // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 217. P. 06009.
11. Юань Ю., Джерди Ф., Харламова Т.Л. Построение открытой инновационной экосистемы в процессе цифровой трансформации и взаимодействия предприятий // Управление развитием экономически систем: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14-15 декабря 2022 года. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022. С. 121-127.