OTwinterschool2006/szabo.best.vwh.net/smart_contracts_2.html (дата обращения: 18.09.2020).
23. Газета Коммерсантъ: сайт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4458824 (дата обращения: 20.08.2020) - Режим доступа: свободный.
24. Ведомости: сайт. URL: https: //www.vedomo sti. ru/finance/news/2020/08/19/837089-v-rossii-vidan-pervii-kredit-pod-zalog-kriptovalyuti (дата обращения: 20.08.2020) - Режим доступа: свободный.
25. Вагин С.Г. Криптовалюта: основные понятия, возможности использования, потенциальные риски и выгоды. Как отвечать на сложные вопросы детей по теме о криптовалютах. (презентация) URL: https://fmc.hse.ru/mLrror/pubs/share/348433114.pdf (дата обращения: 05.06.2020).
26. Аналитический обзор Банка России по теме "Смарт-контракты", октябрь, 2018 https://cbr.ru/Content/Document/File/47862/SmartKontrakt_18-10.pdf (дата обращения: 26.05.2020).
27. https://credissimo.com/ (дата обращения 20.08.2020).
28. https://onfido.com/ (дата обращения 20.08.2020).
29. https://www.bitgo.com/ (дата обращения 18.08.2020).
30. https://arb.ru/b2c/dictionary/ltv-loan-to-value-ratio-422836 (дата обращения 19.08.2020).
31. https://www.sec.gov/smallbusiness/exemptofferings/rule506c (дата обращения 15.08.2020).
32. https://platform.nexo.io/profile (дата обращения 20.07.2020). УДК 351
Мармонтова Таисия Викторовна Marmontova Taissiya Viktorovna
К.и.н, профессор Института Дипломатии Candidate of Historical Science, Professor the Institute of Diplomacy Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан Academy of Public Administration under the President the Republic of Kazakhstan
РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ЭКОСИСТЕМ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
THE ROLE OF DIGITAL ECOSYSTEM IN PUBLIC ADMINISTRATION AND BUSINESS PROCESS DURING A PANDEMIC
Аннотация: Целью данной статьи является оценка роли цифровых экосистем в процессе изменения управления в контексте пандемии. Автор делает предположение о том, что цифровизация процесса государственного управления и бизнес-процессов представляются важным аспектом антикризисного реагирования. В качестве метода анализа был использован сравнительный метод. Объектом сравнения служат Россия и Казахстан, как страны со сходными условиями протекания процессов цифровизации экономики и государственного управления.
Abstract: The purpose of this article is to assessment the role of digital eco-systems in changing of administration in the context of a pandemic. The author makes the assumption that digitalization of public administration and business processes is an important aspect of anti-crisis response to call of pandemic. For achievement the goal of analysis was used comparative method. The objects of comparison are Russia and Kazakhstan, as countries with similar conditions for the processes of digitalization the economy and public administration.
Ключевые слова: цифровизация, бизнес-процессы, доказательное управление, антикризисный менеджмент, пандемия.
Key words: digitalization, business processes, evidence-based administration, crisis management, pandemic.
Для управления возможность получения информации посредством современных технологий - это непременное условие высокой эффективности. Цифровизация государственного управления представляется одним из актуальных трендов современного развития. Как в России, так и в Казахстане на центральном государственном уровне есть понимание необходимости ускоренного развития цифрового управления. Шаг за шагом начинает формироваться понимание того, что цифровизация, не ограничивается внедрением интернета и обеспечением информационной безопасности.
Цифровизация подразумевает наличие открытых баз данных, в которых аккумулируются данные, необходимые для обеспечения доказательного управления. С этой целью были разработаны государственные программы по цифровизации, которые являются основой для формирования государственного управления в этой сфере.
В Российской Федерации вопросы цифровизации решаются в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. В Казахстане есть схожая программа «Цифровой Казахстан», принятая в 2018 году и рассчитаная до 2022 года [2]. Утверждены программы были приняты практически одновременно, и их действии рассчитано на практически идентичные сроки. Это доказывает факт понимания важности процесса цифровизации и признания выгод от управления на основе использования больших массивов данных.
В таблице 1 показана структура государственных программ по цифровизации в России и Казахстане.
Таблица 1. Программы по цифровизации в России и Казахстане
«Цифровая экономика Российской Федерации» «Цифровой Казахстан»
«Нормативное регулирование цифровой среды» «Кадры для цифровой экономики» «Информационная инфраструктура» «Информационная безопасность» «Цифровые технологии» «Цифровое государственное управление» «Цифровизация отраслей экономики» «Переход на цифровое государство» «Реализация цифрового Шелкового пути» «Развитие человеческого капитала» «Создание инновационной экосистемы»
Источник: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Цифровая экономика РФ, Государственная программа «Цифровой Казахстан»
Проанализировав содержание программ, можно сделать вывод о том, что направления цифровизации очень схожи. Обе страны на уровне первых руководителей пришли к пониманию того, что цифровизация экономики — это явление времени. Для формирования доказательного управления крайне важно наладить бесперебойный информационные потоки, так, как только так государство и бизнес смогут взаимодействовать на паритетной и
взаимовыгодной основе, обеспечивая функционирование экономики как саморегулируемой сложной системы.
Пандемия COVID-19 стала одним из ключевых вызовов современности. С одной стороны, попытки сдержать рост заболеваемости привели к тому, что властям пришлось вводить жесткие ограничительные меры, отрицательно сказавшиеся на экономике и социальном самочувствии населения. С другой, именно благодаря необходимости следовать мерам безопасности, соблюдать социальную дистанцию создались условия для развития ряда сфер деятельностей, связанных с предоставлением удаленных сервисов.
В условиях глобальной рецессии ускорение процессов цифровизации в экономике и управлении может стать драйвером экономического роста после спада текущего напряжения. Для государства необходимо всячески содействовать этому процессу посредством снятия регуляторных, инфраструктурных и институциональных барьеров. При этом важно принимать в расчет только те цифровые технологии, которые ээкономически целесообразны и имеют возможности мультипликации
2020 год стал беспрецедентным в плане роста цифровизации. Эксперты отмечают глобальную тенденцию, связанную с взрывным ростом рынка электронной коммерции на 52%. Специалисты Европейской комиссии указывают на рост цифровых медицинский сервисов на 14%. Растет рынок онлайн-образования: 160 стран перешли на онлайн-обучение, эта тенденция затронула 87% образовательных заведений мира.
Требования социального десантирования, ставшие насущной реальностью борьбы с COVID-19 сделали цифровые решения той единственной возможностью, которая оставляет для государственных органов, граждан и компаний пути работы в условиях социального дистанцирования [3].
С высокой степенью вероятности можно утверждать, что изменения бизнес-процессов, станут одним их самых значимых последствий пандемии. Это связано прежде всего с тем, что из-за риска распространения инфекции нового
типа приходится работать над переносом большинства видов работ в цифровую среду. Пандемия для многих компаний стала проверкой на прочность её стратегии, команды и лояльности клиентов. Она показала актуальность гибких подходов и умения проектов быстро адаптироваться под реалии жизни. Проанализируем, для каких отраслей экономики взрывная цифровизация открыла новые возможности для роста. В первую очередь, это стали те отрасли, которые и до пандемии имели высокий уровень цифрового регулирования. В частности, минимальными сокращениями на кризис отреагировала IT-сфера, произошло не больше 30% сокращений, и это минимальный уровень, по сравнению с другими отраслями, где сокращения более серьезны. Именно пандемия окончательно убедила бизнес в преимуществах, которые дают диджитализация и диверсификация.
Если сервисы покупки/продажи билетов после закрытия границ и прекращения регулярного сообщения подверглись жёсткому стресс-тесту, то для компаний, курирующих сервисы по доставке еды, организации удаленного обслуживания настали времена пикового спроса. Также на руку пандемия сыграла сервисам удалённого обслуживания, технологии обучения, видеостриминга. Одним из мегапопулярных сервисов по всему миру стал Zoom.
Те компании, которые заранее сделали ставку на развитие IT-продуктов проявили предусмотрительность, и с высокой степенью вероятности выйдут из глобального кризиса с минимальными потерями. В этом плане интересен опыт Сбербанка, который с 2018 года создает целую цифровую экосистему финансовых и нефинансовых сервисов. Сервисы экосистемы Сбера в настоящий момент охватывают практически все аспекты жизни. Цифровая экосистема состоит из 40 компаний, которые предоставляют услуги в электронной коммерции, телемедицине, недвижимости, логистике и доставке, телекоммуникациях, ресторанном бизнесе, облачных сервисах, поиске вакансий и сотрудников и многих других областях. Месяцы самоизоляции заставили россиян поверить в то, что Delivery Club, Okko, СберМаркет, Doc.Doc, ДомКлик,
Ситимобил предоставляют возможность решить практически любую задачу, не выходя из дома [4]. Пандемия обеспечила медицинским стартапам новые возможности по внедрению и развитию. Активнее других в этом направлении проявили себя США и Израиль, что подтверждает рейтинг коронавирусных инноваций, составленный аналитиками StartupBHnk [5]. Россия в нем заняла 27-е место.
Интересным примером проекта в сфере ГГ, спроектированного по образцу экосистемы является проект «ВЕОЕТО№>, бизнес-платформа, предоставляющая, как компаниям, так и частным лицам возможность взаимодействовать друг с другом в режиме онлайн, обеспечивая их всеми необходимыми сервисами. Отличительной особенностью данной цифровой экосистемы является реализованная возможность объединить в рамках одной площадки, двух типов пользователей, физических лиц и предпринимателей. Кроме того, в условиях пандемии, важным конкурентным преимуществом представляется универсальность и полисегментарность. Посетителю данного сервиса нет необходимости посещать другие сайты, здесь объединены разные сервисы и возможности, такие как кафе, рестораны, различные услуги, поиск работы и т.д. BEGETON дает возможности бизнес- коммуникаций по всем известным моделям, таким как Ь2Ь, Ь2с, с2Ь, с2с и Ь2Ь2с. В рамках проекта реализована важная социальная функция дающая возможность людям с ограниченными возможностями найти вакансии по своим интересам, или же получить информацию об уровне доступности различных объектов, услуг [6].
Также, что весьма актуально в условиях экономической рецессии начаты работы по реализации проекта по сетевому нетворкингу - сервису деловых знакомств и коммуникаций, который даст возможность находить коллег со всей России по их сфере деятельности, профессиям и должностям.
Экосистему ВЕОЕТОК можно считать оптимальным решением для бизнеса, которому необходимо форсированно адаптироваться к условиям затяжного кризиса и новым реалиям пандемии, требующим форсированной
диджитализации. С его помощью можно сэкономить массу времени и минимизировать издержки, так как все функции и сервисы доступны в рамках единой площадки. Сервис begeton.com уникален тем, он позволяет создавать репутацию компании и качественно управлять таковой. В рамках данной экосистемы в месяц проходит более 3000 сделок, более тысячи компаний в месяц регистрируют там свой аккаунт, также 2700 личных аккаунтов составляет прирост в месяц [7].
Цифровые стартапы активно развиваются и в Казахстане. Флагманом этого процесса можно считать Astana Hub. Там для поддержки начинающих предпринимателей была запущена программа «Стартап в условиях пандемии». Это программа онлайн-наставничества, нацеленная на помощь в проверке жизнеспособности идей стартапов и ускорения их развития. Программой оказалось охвачено 87 проектов. Аналогично ситуации в России пандемия сделала востребованными сервисы по поиску удаленной работы, менеджменту образовательных технологий, цифровые решения для медицины и здоровья, логистику. Из самых удачных проектов, прошедших акселерацию стоит отметить Oquda, Oqylyq, Able и In-Vr. Под запросы времени адаптируются действующие проекты, например Clockster [8] реализовал новое техническое решение, позволяющее считывать температуру работников и проверять наличие защитной маски при входе в здание. Данная система пилотно запущена на площадке Astana Hub [9].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что стремительное развитие цифровых экосистем, формируемых крупными корпорациями, может изменить действующие бизнес-модели. Расклад складывается не в пользу корпораций, эксперты в области управления сходятся во мнении, что монополия тормозит развитие рынка. Следовательно, чем больше в одной нише экосистем, тем лучше. Диферсификация станет важным аспектом формирования конкурентной среды, которая необходима для поддержания качества и развития продукта, а потребителю важно иметь ощущение свободы выбора.
Один из основных выводов по поводу результатов изменения в системе менеджмента бизнес- процессов это вопрос цифровой безопасности [10]. Важно, чтобы цифровой след, который оставляет клиент не стал средством жесткого контроля, после того как спадет острота ситуации и не будет необходимости отслеживать контакты.
Библиографический список:
1. Цифровая экономика РФ [Электронный ресурс]. //Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 20.12.2020).
2. Государственная программа «Цифровой Казахстан» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://digitalkz.kz/o-programme (дата обращения 20.12.2020).
3. Пандемия COVID-19 усилила неотложность устранения «цифрового разрыва» в Центральной Азии [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2020/12/02/urgency-of-bridging-digital-divide-in-central-asia-increases-as-a-result-of-the-covid-19-pandemic (дата обращения 19.12. 2020).
4. Полканов В. Цифровое окно в мир [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ng.ru/economics/2020-04-15/100_224814042020.html (дата обращения 18.12. 2020).
5. Global Startup Organization Map [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.startupblink.com/organizations (дата обращения 19.12. 2020).
6. Весь бизнес — в одной системе: как работает онлайн-площадка BeGetOn [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://plus.rbc.ru/partners/5ba8b37d7a8aa961f802e3a2?utm_source=rbc&utm_medi um=mainplus&utm_campaign=798459-5ba8b37d7a8aa961 f802e3a2 (дата обращения 18.12. 2020).
7. BEGETON — уникальная экосистема для человека и бизнеса [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://begeton.com/promotion/ (дата обращения 18.12. 2020)
8. Рейтинг «Топ лучших стартапов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://astanahub.com/tpost/9h9gt2zkj 1 -desyat-luchshih-it-startapov-opredelili (дата обращения 19.12. 2020).
9. Цифровая экономика: ключевые факторы экономического роста в посткризисный период [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://ac.gov.ru/news/page/cifrovaa-ekonomika-klucevye-faktory-ekonomiceskogo-rosta-v-postkrizisnyj-period-26601/ (дата обращения 19.12. 2020).
10. Максимов К. Пандемия явилась катализатором цифровизации сервисов и услуг [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4557195 (дата обращения 19.12. 2020)
УДК 371.335
Ходырева Екатерина Сергеевна
студентка 4 курса Калужина Екатерина Сергеевна
студентка 4 курса Педагогического института, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
специальность 44.03.01 Педагогическое образование (профиль "Начальное образование") Khodyreva Ekaterina Sergeevna 4th year student