Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нафикова Г.З.

Статья посвящена роли и функции ценностей в экологическом образовании. Для понимания глубины экологической проблемы в статье проанализированы проблемы, связанные с человеческими ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF VALUES IN ECOLOGICAL EDUCATION

Article is devoted to a role and function of values in ecological education. For understanding of depth of an environmental problem in article the problems connected with chelovecheksky values are analysed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

современности он так ничего и не сделал для их предотвращения». [1, С.23]. На наш взгляд, это касается в первую очередь именно экологических проблем современности.

Среди проблем общечеловеческого масштаба, от решения которых зависят дальнейшие перспективы развития цивилизации, важное место занимают экологические проблемы, в том числе проблема изменения мирового климата. Социально-экологический выбор, который предстоит сделать человечеству, с самого начала выявил свою системную, интердисциплинарную и деятельностно-ориентированную природу. Идёт поиск оптимальной альтернативы во взаимоотношении общества и природы, способствующей выходу из экологического кризиса. Угроза климатической катастрофы показывает, что дальнейшее развитие цивилизации в эпоху научно-технической революции без учёта природных факторов невозможно. Следует отметить, что проблема глобального климата Земли непосредственно связана с проблемой становления, развития и выживания цивилизации.

Использованные источники:

1. Бестужев-Лада И.В. Глобальный технологический прогноз на ХХ1 век // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 22-33.

2. Карако П.С. Философия и методология науки: В.И. Вернадский. Учение о биосфере // П.С. Карако. - Минск: Экоперспектива, 2007. - 208 с.

3. Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. - М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. - 210 с.

4. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - 228 с.

5. Фейербах Л. Избранные философские произведения. - М.: Государственное издание политической литературы, 1955. - т. II. - 942 с. (издание в 2-х томах).

Нафикова Г. З., к. фил. н.

доцент

кафедра «Философия и социально-гуманитарные дисциплины» Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена роли и функции ценностей в экологическом образовании. Для понимания глубины экологической проблемы в статье проанализированы проблемы, связанные с человеческими ценностями.

Ключевые слова: ценности; ценностное отношение; экологическое образование.

Nafikova G. Z., candidate of philosophical sciences, associate professor the associate professor "Philosophy and social and humanitarian disciplines" Bashkir state medical university

Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

ROLE OF VALUES IN ECOLOGICAL EDUCATION

Article is devoted to a role and function of values in ecological education. For understanding of depth of an environmental problem in article the problems connected with chelovecheksky values are analysed.

Key words: values; valuable relation; ecological education.

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся человеком и обществом, поскольку ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, для человечества в целом. П.Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей и их согласованности важнейшее условие, как внутреннего социального мира, так и мира международного. «Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают ... увеличиваются шансы международной или гражданской войны» [4, с.491]. Попытка рассмотрения теории ценностей на основе анализа аксиологической понятийности произведений западных и российских философов позволяет выделить те моменты, которые имеют общеметодологическое значение и позволяют за явлениями ценности увидеть ее фундаментальные структуры. Во-первых, ценность по своему онтологическому статусу есть общественное отношение и как, таковое не может быть сведена ни к предмету объективного мира, ни к какому-либо духовному образованию. Во-вторых, на уровне явления феномен ценностного отношения возникает благодаря эффекту проблематичности. В-третьих, в сознании субъекта этот эффект порождает ценностное пред -ставление, в котором ценность противопоставлена реальности и в определенной мере противоположна ей. Далее возникает необходимость рассмотреть структуру ценностного отношения.

Говоря о понятии «ценность», можно различать два его основных значения: во-первых, ценности в системе объективно существующих предметов, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей; во-вторых, ценности в смысле значимости (конкретной ценности или системы ценностей) для индивида. Философская теория, в которой присутствует аксиологическая проблематика, не должна упускать из виду то обстоятельство, что она всегда оперирует этими ценностями, за которыми скрыты сложные ценностные образования. Большинство философских подходов к проблеме ценностей, значительная часть психологических и некоторые социологические, исходят из такой установки, при которой понятие ценности описывает особую реальность, не выводимую из потребностей. Понимание ценности как надиндивидуальной реальности мы находим у Парсонса, когда речь идет о философской категории, адекватной для описания культур или социальных систем [3, с.448-463]. «Содержание ценности обусловлено культурными достижениями общества. Мир ценностей - это, прежде всего мир культуры в

широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей - тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Именно в силу этого ценности нельзя рассматривать как простое продолжение или отражение интересов. Они обладают относительной самостоятельностью» [5, с.29-30]. Понимание ценности как надиндивидуальной реальности предполагает существование ее субъективно-психологических синонимов, которые описываются такими понятиями, как мотив, потребность, интерес, ценностная ориентация или субъективная ценность, однако они рассматриваются как вторичные по отношению к объективной надиндивидуальной ценности. Ценности, выступая определенными целевыми ориентирами, определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности. Понимание ценности как идеала позволяет понять не просто надиндивидуальность, но так же надличностность ценностей, обладание ими «самостоятельностью», позволяющую им выполнять функцию высшего критерия для ориентации в мире и опоры для личностного самоопределения. На эту роль и функцию ценностей в индивидуальной жизнедеятельности неоднократно указывали различные экзистенциально - ориентированные ученые [1, с.80-160].

Экологическая коррекция технической реальности через сферу образования может быть осуществлена благодаря переориентации в сторону общекультурных этических и эстетических ценностей. Представляется интересной проблема выбора онтологических представлений как основы ценностной иерархии технической деятельности. Их относительная самостоятельность от технических концепций дает возможность для свободного выбора, определяющегося культурно-историческими традициями, воспитанием, личным предпочтением, что делает их более прочными в отличие от официальных идеологических стереотипов. Очевидно, что техника и техническое творчество как составные части общечеловеческой культуры, должны иметь ценностное содержание. Отказ от ценностной доминанты приводит к противоречию техники и вещной среды с интересами и потребностями человека. В связи с этим особое значение приобретают нравственные и эстетические ценности, которые ориентируют специалиста на экологический эффект своих достижений.

Таким образом, контроль и регулирование технического прогресса возможны не в контексте одностороннего технократического подхода, а в контексте культуры. Преодоление противоречий между технической, вещной средой и культурой, превращение техносферы в культурный феномен в значительной мере будет зависеть от формирования высшими профессиональными учебными заведениями кадров, специалистов с высокой духовной культурой, которая должна стать основой их профессионального творчества. Замеряемыми индикаторами показателей, определяющих уровень социальной проблематизации феномена безопасности, могут стать: во-первых, наличие или отсутствие ресурсов воздействия на общественное

мнение участников процесса актуализации; во-вторых, масштаб и направление научных исследований; в-третьих, наличие или отсутствие систем учета и структур реагирования для решения проблемы и устранения ее последствий; в-четвертых, наличие или отсутствие и характер программ по решению проблемы на различных уровнях; в-пятых, правовой уровень (межгосударственный, федеральный, региональный) и наличие/отсутствие специального законодательства.

При таком подходе категория «социальная проблематизация феномена безопасности» выполняет ряд важных функций, способствующих решению поставленных задач, а именно: обеспечивает целостность видения процесса институционализации изучаемого явления; позволяет выявить уровень ее социальной значимости; позволяет определить основные направления стратегии по формированию национальных механизмов действия по ее решению. Провести замеры обозначенных показателей и индикаторов, позволяющих рассмотреть социальную проблему безопасности как зависимую категорию от общественного восприятия и субъективной интерпретации, предлагается в рамках теории социального конструкционизма, согласно которой социальная проблема конструируется индивидами/группами, привлекающими внимание общественности к тем или иным условиям и выступающими с требованием их изменения [2, с.63]. Таким образом, в основу теоретического моделирования социальной проблемы безопасности кладется не объективное условие, а социальное действие. Социальная проблема безопасности тогда трактуется как коллективное поведение, отражающее взаимодействие различных групп по интересам, артикулирующих и агрегирующих свои требования.

Использованные источники:

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985г. - М.: Наука, 1986. - С.80-160.

2. Гаспарян Д.Э. Социальность как негативность. - М.: «КДУ», 2007. С.63.

3. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. (1951г.) //Американская социологическая мысль: тексты /под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд. МГУ, 1994. - с. 448-463.

4. Сорокин П.А. Причины войны и условия мира (1944) // Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М.: Наука, 1994. -С. 491.

5. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценность. - Тбилиси. 1934. - С. 29-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.