Роль целевых программ в повышении эффективности социально-экономического развития региона
В. А. Агафонов,
д. э. н., профессор кафедры системного анализа в экономике, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
e-mail: v-agafonov@ yandex.ru
Е. В. Украинчук,
аспирант, Юго-Западный государственный университет, г. Курск
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы эффективности социально-экономического развития региона на основе целевых программ. Предложено теоретико-методологическое обоснование разработки программы и проектов стратегического планирования, определены показатели эффективности формирования и развития кластерной системы. Авторами даны рекомендации по типовой структуре показателей для анализа социально-экономической эффективности проектов целевых региональных программ.
Ключевые слова: целевая программа, социально-экономическое развитие, показатели эффективности, программы и проекты кластерной системы.
Актуальность исследования
Совершенствование методологии стратегического планирования регионального развития является в настоящее время весьма актуальной задачей в контексте усиления стратегического аспекта в государственном планировании и управлении. Важное место в методологии занимают вопросы формирования и развития региона в соответствующих целевых программах, которые играют роль инструмента, позволяющего объединить усилия Администрации, частного бизнеса и мотивацию общества в единый комплекс мероприятий, направленных на решение актуальных проблем и достижение стратегических целей социально-экономического развития [1].
В развитых странах федеральные программы являются основной формой государственного регулирования экономики, особенно ее непроизводственной сферы. Например, во Франции отводится большая роль и место целевых программ как инструмента государственного управления [3].
Одним из важнейших аспектов, составлявшихся государственным плановым комитетом пятилетних планов, являлась увязка государственных и частных
инвестиционных программ. Вплоть до конца 1960-х гг. целевые программы, финансировавшиеся на смешанной основе, составлялись в рамках пятилетних планов экономического и социального развития преимущественно в вертикальном разрезе — по отраслям. Целевая направленность программ — развитие базовых отраслей промышленности: энергетика, инфраструктура, обрабатывающая промышленность.
В последнее время центр тяжести долгосрочных программ социально-экономического развития переместился из отраслевой плоскости в региональную. Участниками программ выступают не только центральные административные органы правительства и частные структуры — промышленные, торговые и финансовые, но также и органы местного самоуправления — региональные, департаментские и муниципальные советы.
В отечественных методических и научных работах целевая программа определяется как комплекс мероприятий, направленных на достижение определенной цели или комплекса целей развития системы, социальной или экономической [2]. В то же время в нормативно-правовых документах, посвященных порядку разработки целевых программ, многие важные
о
г\|
СО
СП
OI
и
<
CQ
0 X
1
о
со оо
<
СО
аспекты методологии и методики разработки программ фактически не освещены. В частности, принципы и методические рекомендации по отбору проектов для включения их в программу, с учетом их эффективности в различных аспектах. Также не решены вопросы финансирования программ: программы ориентированы на бюджетное финансирование и, как правило, не рассматриваются варианты формирования собственных финансовых ресурсов или привлечения финансовых средств из внебюджетных источников; отсутствует обоснование приоритетов распределения ресурсов между программами; отсутствует публичное сопоставление эффекта от решения проблемы с затратами на реализацию программы.
В связи с вышеизложенным актуальным является исследование роли целевых программ в повышении эффективности социально-экономического развития региона.
Теоретико-методологическое обоснование разработки программ стратегического планирования развития региона
Программа реализации разработанной стратегии формирования и развития кластерной системы (КС) выступает как единство целей реализации стратегии, критериев их достижения и совокупности мероприятий, каждое из которых, во-первых, может быть соотнесено с множеством целей его реализации, во-вторых, может быть объектом управления. При разработке программы процесс ее реализации должен рассматриваться, как процесс формирования системы с желательными свойствами (проблеморешающих систем (ПРС) [1]. Такая система представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, объединенных общими целями решения актуальных социально-экономических проблем, единой стратегией их достижения, а также единой системой координации или управления этим процессом. Поэтому необходимо формулировать цели программы в целом и образующих ее мероприятий в терминах: «создать (модернизировать, реконструировать) систему (подсистему, элементы с такими-то свойствами), способную выполнить вполне определенные функции, вытекающие из принятой стратегии решения проблемы». Программа формируется как комплекс проектов, взаимосвязанных между собой целями решения проблем развития КС, а также способом их достижения. Общий комплекс мероприятий программы формируются вокруг проектов создания новых элементов проблемной системы, в ходе улучшения (модернизации) ее отдельных подсистем.
Структуризация программы на отдельные проекты позволяет эффективно решать и задачу анализа источников ее финансирования. Это обусловлено следующим:
• потенциальным инвесторам предлагается не программа в целом, состоятельность которой трудно сразу оценить, а отдельные, вполне конкретные проекты; при этом появляется возможность охватить широкий круг потенциальных инвесторов, исходя из их индивидуальных интересов и финансо вых возможностей;
• появляется возможность создания эффективной структуры управления реализацией программы на основе ее децентрализации, путем создания системы самостоятельных хозяйственных субъектов, действующих в нормальной конкурентной среде, но объединенных общей целью.
Кроме того, структуризация программы на отдельные проекты дает возможность сформулировать объекты мониторинга реализации программы и управления этим процессом.
Проекты представляют собой первичные элементы программы, и на этом уровне происходит непосредственное сопоставление целевых требований к формируемой ПРС с реальными возможностями их выполнения. В общем случае под проектом программы, по мнению авторов, понимается локализованная во времени и пространстве совокупность действий, направленных на создание подсистем (элементов) с требуемыми свойствами, обеспечивающими в ходе своей деятельности положительную динамику и качество формирования ПРС. Каждый проект характеризуется описанием требуемых свойств создаваемого элемента или системы, субъектом, выполняющим действия, объектом, над которым осуществляются действия, количественно определенными показателями затрат и результатов.
Сочетание различных проектов, взятых из всей совокупности потенциально возможных, образует вариант программы. При этом множество проектов программы носит комплексный характер, направленный на увеличение производства продукции и услуг; на развитие инфраструктуры (производственной и социальной); охрану природной среды; на подготовку кадров; развитие системы управления и др.
Проекты, результатом которых будет являться непосредственно улучшение целевых характеристик региональной социально-экономической системы (СЭС) будем называть целевыми проектами. Кроме того, в программный комплекс входят проекты, обеспечивающие необходимые условия для осуществления целевых проектов. Такие условия можно разделить:
• на научно-технические, включающие наличие разработок, обеспечивающих научно-техническую возможность улучшения характеристик каждого функционального элемента проблемной системы;
• технологические, что означает, что существует апробированная технология создания каждого функционального элемента;
• производственные, что означает наличие производственного и инфраструктурного потенциала, достаточного для создания данного функционального элемента;
• ресурсные, которые заключаются в обеспеченности создания и последующего функционирования каждого элемента проблемной системы необходимыми ресурсами, в системном смысле этого понятия. Принципиальная схема формирования программы
заключается в том, что первоначально формулируются общие цели программы, вытекающие из критериев решения проблемы, далее формируются целевые характеристики проектов, реализация которых обеспечивает
Рис. 1. Схема информационных потоков разработки стратегии социально-экономического развития страны
достижение целей. Так реализуется подход «сверху вниз», от целей к необходимым качествам проектов, включаемым в программу.
Альтернативой подходу «сверху вниз» является схема, при которой программа формируется на базе уже существующих, ранее разработанных проектов. Но вариант «снизу вверх» не гарантирует достижения целей разработки программы. Это обусловлено тем, что задачи устранения проблемной ситуации в формировании и развитии СЭС региона, формулируются, как правило, по инициативе органов управления более высокого, по отношению к проблемной системе, уровня.
У конкретных хозяйственных субъектов реализации отдельных проектов реально существуют свои собственные интересы и цели, кроме участия в данной программе. В этом случае в качестве исходной информации для разработки стратегии выступают варианты развития потенциальных участников программы, которые могут быть выражены, в частности, в виде проектных предложений к инвестированию. Решение же о возможности и целесообразности включения данных проектов в состав программы зависит от их вклада в решение исходных проблем регионального развития.
Отсюда следует, что, во-первых, формирование программы неизбежно представляет собой компромисс между всеми сторонами (органами управления, хозяйственными субъектами, обществом) заинтересованными в решения исходных проблем, во-вторых, выработка стратегии решения проблемы должна базироваться на основе встречных потоков информации: «сверху вниз» и «снизу вверх». Таким образом, программа собирается, с одной стороны, из локально подготовленных проектов, а с другой стороны, из проектов, подготовленных в соответствие с предварительно сформулированными целевыми требованиями, на основе организации конкурсов.
Критерии эффективности проектов программы и понятие «метапроекта»
Для организации процедуры разработки программы на основе конкурса проектов важнейшее значение имеет формирование требований к проектам, так как с одной стороны они играют роль критериев отбора уже существующих проектов для включения в программу,
а с другой стороны — являются базой для проведения конкурса проектов. В рамках конкурса каждый из авторов проектных предложений, сопоставляя требования к проектам с собственными проектными разработками, формирует свои предложения, которые анализируются в рамках формирования программы и либо включаются в проект программы, либо отклоняются, либо предлагаются к доработке и корректировке.
Авторами статьи рассматриваются критерии эффективности проектов и программ как важнейшие условия отбора проектов из потенциального множества для включения в каждую из программ. В большинстве регионов типичной является ситуация отсутствия первоначального количества проектов. В лучшем случае существует очень укрупненные описания проектов, содержащих общую идею проекта, характер выпускаемой продукции и оценку объема выпуска. В то время как проведение маркетинговых исследований оценок величин инвестиционных издержек и текущих производственных затрат представлены не в полном объеме или отсутствуют.
Были рассмотрены инвестиционные проекты Центрального Федерального округа. По данным, представленным на официальных сайтах регионов, не представляется возможным в полном объеме изучить вопрос эффективности инвестиционного проекта. Например, в Курской области представленная информация освещает лишь реестр инвестиционных проектов, реализуемых на территории Курской области, с указанием необходимого объема инвестиций и срока реализации проекта и градацией проектов по городским округам и муниципальным районам [5, 6].
Тем самым, нарушается один из важнейших принципов формирования программ с государственным финансированием — принцип прозрачности. Нелишне отметить, что на Западе, в рамках методологии и практики формирования технологических платформ [2], критерий прозрачности является одним из главных при обосновании целесообразности их существования, как института. Сказанное подтверждается данными, приведенными в табл. 1 и 2.
Таким образом, несмотря на то, что процедуры формирования программ на основании исходного множества потенциальных инвестиционных проектов (т. е. «снизу вверх») технологически и организационно более просты в реализации, реализация проектов не представляется возможным.
Поэтому формулирование критерия должно быть основано на определении «граничных» характеристик, которым должны удовлетворять проекты, претендующие на включение в программу. Это может быть сделано путем экономико-математического моделирования «нормативных» или «эталонных» проектов программы с последующей адаптацией их к конкретным исполнителям. Основной целью моделирования нормативного проекта является нахождение такого варианта финансирования, который способен обеспечить:
• эффективное достижение целей решения исходной проблемы, т. е. обладать высокой целевой эффективностью;
• требуемый уровень общей социально-экономической и бюджетной эффективности;
о
со оо
<
СО О
Таблица 1
Выдержка из реестра инвестиционных проектов Курской области по городским округам [5]
Наименование Наименование проекта Срок реализации Содержание проекта Стоимость проекта
предприятия проекта с НДС, млн руб.
г. Курск
ОАО «МРСК Центра» — филиал «Курскэнерго» Модернизация и расширение системы сбора и передачи информации (ССПИ) 2013-2018 гг. Обеспечение выполнения модернизации систем сбора и передачи информации для повышения наблюдаемости 333,60
ОАО «КФТТ» Техническое перевооружение сети газопотребления, установка системы газоиспользующего оборудования 2013 г. Техническое перевооружение сети газопотребления, экономия энергоресурсов, снижение себестоимости выпускаемой продукции 6,40
ООО «Элитех» Суперконденсаторы для гибридного и электротранспорта 2013-2014 гг. Создание опытного производства электрохимических суперконденсаторов и комплектов на их основе для транспортного применения 46,53
г. Железногорск
ООО «Вагонмаш» Домостроительный комбинат для малоэтажного строительства г. Железногорск 2013-2015 гг. Создание вертикально-интегрированного промышленного комплекса по строительству малоэтажного жилья и производству широкого спектра конструкционных строительных элементов 798,00
ОАО «Михайловский Строительство комплекса обжиговой 2010-2014 гг. Увеличение производства окатышей 10956,00
ГОК» машины № 3 на 5 млн т в год
Производство концентратов в объеме 2011-2019 гг. Создание комплекса по производству 35733,00
10 млн т в год из окисленных кварцитов концентратов в объеме 10 млн т в год из окисленных кварцитов. Увеличение объема товарной продукции на 10 млн т в год
ЗАО «Полипак» (ГП Прибретение новой экструзионной 2012-2013 гг. Обновление парка экструзионного обору- 119,00
«ГОТЭК») линии с печатью дования, снижение издержек, увеличение объема и улучшение качества выпускаемой продукции
г. Курчатов
ОАО «Агропромыш- Строительство тепличного комбината 2014-2022 гг. Поэтапная замена существующих теплиц 1200,00
ленный комплекс новыми, площадью 12 га. Внедрение инно-
Курской АЭС» вационных технологий при производстве овощей защищенного грунта
г. Льгов
ООО «Льговские Реконструкция завода по производству 2011-2015 гг. Расширение возможностей выпуска 127,00
дрожжи» дрожжей товаров
ООО «Промстрой-1» Строительство завода по производству керамического кирпича 2015 г. Производство керамического кирпича 1000,00
о
со оо
<
СО
• своевременный возврат заемных средств и выплату процентов;
• устойчивый доход в ходе реализации проектов;
• привлекательность проекта для прямых инвесторов или кредиторов.
Нормативные значения основных параметров проекта на первой стадии формирования программы следует рассматривать как исходный вариант для подготовки бизнес-планов по конкретным проектам. При этом показатели данного расчетного варианта будут играть роль целевых показателей. Таким образом, первоначально формируются группы однотипных проектов, каждая из которых может рассматриваться как один укрупненный проект со своими усредненными характеристиками, своего рода «метапроект» [1]. «Метапроект» представляет собой «желательный образ» типового проекта, включение которого в программу безусловно целесообразно. Программа, состоящая из проектов, соответствующих «метапроекту», будет удовлетворять определенному «желательному образу» и соответствовать требованиям, предъявляемым к ней с точки зрения стратегии регионального развития. В качестве характеристик «метапроекта» могут рассматриваться:
• целевые — качество выпускаемой продукции и услуг, уровень конкурентоспособности, вклад в решении приоритетных социально-экономических проблем развития региона;
• экономические — объем выпуска продукции и услуг, рентабельность производства, структура издержек, энергоемкость производства, производительность труда, эффективность используемых основных фондов, сроки реализации проекта и т. п.;
• региональной эффективности — численность создаваемых рабочих мест, уровень заработной платы, вклад в ВРП, вклад в формирование налоговой базы региона и др.
Представленные характеристики могут быть предметом моделирования. Сформулированные желательные значения данных характеристик могут выполнять роль своеобразного «фильтра», который позволит отбирать конкретные проекты с точки зрения их соответствия требованиям реализации данного стратегического направления.
Специфическая особенность процедуры использования нормативных характеристик «метапроектов» при оценке конкретных проектов заключается в том, что в рамках одной стратегии реально могут оказаться
Таблица 2
Примеры инвестиционных проектов Курской области ЦФО [6]
Название инвестиционного проекта или бизнес-идеи Отрасль Регион Объем инвестиций, млн руб. Срок окупаемости, лет
Строительство современного комплекса КРС на 1800 голов мясного и молочного направления на территории Курской области Животноводство переработка сельхозпро-дукци Курская область 1125,0 4,8
Организация предприятия по продаже строительных материалов (кирпича, пеноблоков, керамзито-блоков) в Курске Розничная торговля Курская область
проекты разной эффективности. Отдельные характеристики могут отличаться от параметров «мета-проекта» в лучшую или худшую стороны. Например, конкретный проект может быть хуже «метапроекта» в части показатели фондоотдачи и производительности труда, но в то же время обеспечивать большое количество новых рабочих мест в приемлемым уровнем заработной платы и предполагаемым квалификационным уровнем персонала. Тогда возможен вариант программы, в котором наряду с проектами с высоким уровнем фондоотдачи, будут рассматриваться проекты с высоким социальным эффектом. Это свидетельствует о том, что недостатки отдельных проектов по ряду параметров могут быть компенсированы другими проектами, где данные параметры находятся на уровне выше среднего ожидаемого.
Показатели эффективности формирования и развития кластерной системы
Основной аспект, определяющий содержание процедуры — многокритериальность оценки качества программы и образующих ее проектов. В ходе такого многокритериального анализа необходимо рассматривать показатели социальной, бюджетной, коммерческой и общеэкономической эффективности.
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов. Анализ коммерческой эффективности необходим для оценки инвестиционной привлекательности проекта и, таким образом, позволяет оценить вероятность успешной реализации разрабатываемого проекта. Это особенно важно при рассмотрении коммерческих проектов, осуществляемых с поддержкой государства.
Социальный эффект каждого проекта, включаемого в программу, предполагает рассмотрение целого
ряда критериев. Социальный эффект проектов в основном связан с тем, что выполнение проектов инвестиционной программы должно приводить к созданию новых рабочих мест и, соответственно, к увеличению спроса на рабочую силу, расширять возможности трудоустройства и выбора профессии, способствовать росту доходов населения, стимулировать повышение уровня квалификации рабочей силы в результате внедрения новых технологий. Кроме этого, проекты программы должны оцениваться с точки зрения вовлечения слабо защищенных категорий населения в сферу общественного производства, удовлетворение потребностей данных групп населения в определенных видах продукции и услуг, социальную реабилитацию маргинальных групп населения, решение экологических проблем. Здесь весьма важным является анализ показателя, характеризующего отношение количества создаваемых новых рабочих мест к объему прямых государственных инвестиций, (имеются в виду не только прямые, но также сопряженные и косвенные рабочие места). Количество вновь создаваемых рабочих мест в данном случае должно оцениваться косвенно — через величину фонда оплаты труда. По существу этот показатель позволяет соотнести затраты на программу с уровнем достижения социальных целей, коррелируемых с доходами населения. Существенно, что в силу своей «экономической прозрачности» он допускает построение соответствующих целевых нормативов и ориентиров.
Общий региональный экономический эффект проекта определяется внутрирегиональными мультипликативными материально-вещественными и финансовыми потоками, которые инициируются первоначальными инвестициями в проекты программы. Это, во-первых, вторичный спрос на инвестиционные, материальные и энергоресурсы со стороны проектов программы, а также рост платежеспособного спроса
Моделируемые показатели эффективности метапроектов
Таблица 3
Виды эффективности Содержание
Коммерческая Объем инвестиций, производительность труда, эффективность создаваемых ОПФ, рентабельность производства, энергоемкость производства
Социальная Средняя заработная плата, прирост среднедушевого дохода, количество создаваемых рабочих мест
Бюджетная Рост поступлений в бюджет
Затраты бюджетных средств в реализацию проектов целевых программ
Региональная социально- экономическая Прирост ВРП; прирост ФЗП; срок реализации проекта; объем дополнительных продуктов и услуг, в том числе и в сопряженных отраслях и производствах, производимых в связи с реализацией проектов программы; конечные финансовые результаты деятельности организаций (включая выручку от продажи имущества и стоимость интеллектуальной собственности, создаваемых участниками в ходе осуществления проекта)
о
со оо
<
СО
населения на потребительские товары со стороны занятых в проекте. Во-вторых, условия и стимулы для роста производства у региональных потребителей продуктов и услуг, производимых в ходе реализации проекта. Таким образом, вторичная составляющая регионального эффекта связана с мультипликативным эффектом проектов, реализуемых в рамках программы на территории региона.
При оценке общеэкономического эффекта весьма важен анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Это обусловлено сложившимся в ряде регионов дефицитом квалифицированных трудовых ресурсов. В качестве аналитического показателя следует использовать отношение величины дохода, получаемого на производствах, создаваемых в ходе реализации программы к количеству рабочих мест. (Как и в предыдущем случае, количество рабочих мест оценивается через фонд оплаты труда.)
Важнейшее значение имеет определение степени участия государства в поддержке и стимулировании проектов программы. Соответствующее решение базируется на оценке бюджетной эффективности проектов программы, влияния результатов осуществления входящих в нее проектов на доходы и расходы соответствующего бюджета. Таким образом, органы государственного управления региона имеют возможность сопоставить показатели социальной и экономи-
ческой эффективности каждого из рассматриваемых проектов, уровень расходов бюджета на осуществление стимулирования и поддержки и динамику возврата инвестированных средств в региональный бюджет. Бюджетный эффект характеризует величину дополнительных бюджетных выгод, связанных с осуществлением инвестиций в проекты городской инвестиционной программы. Бюджетный эффект тесно связана с коммерческим эффектом проектов, в силу того, что источником основных поступлений является производимая добавочная стоимость. При оценке бюджетной эффективности проектов программы в полном объеме, необходимо учитывать и сопряженные (или мультипликативные) финансовые потоки.
Оценка бюджетной эффективности имеет особенно важное значение для программы в целом и ее отдельных проектов, опирающихся на различные формы городской поддержки, и имеющей то или иное финансовое выражение. Кроме прямого использования бюджетных средств это могут быть также налоговые льготы, налоговые каникулы, предоставление гарантий по кредитам или предоставление кредитов на льготных условиях, мероприятия по таможенной защите, снижение экспортных пошлин и т. п. Затраты бюджетных средств в реализацию проектов целевых программ планируемых в реальном секторе, должны быть компенсированы бюджетным эффектом от их
Определение приоритетов и целевых значений характеристик
социально-экономического развития региона
Формирование нормативных характеристик метапроектов и формулирование целевых
требований к проектам включаемым в программу
Формулирование стратегических направлений и критериев решения проблем социально-экономического развития региона
Формулирование целей и задач программ реализации стратегических направлений социально-экономического развития региона
Разработка и проведение вариантного моделирования
согласованных значений стратегических параметров программ
Формулирование критериальных
показателей эффективности целевых программ
О
со оо
< СО
Организация подготовки проектов в соответствии с целевыми требованиями
Корректировка проектов, не удовлетворяющих критериальным показателям
метапроектов и интегральным показателям эффективности программы
Сопоставление подготовленных проектов с целевыми требованиями и формирование интегральных показателей эффективности программы
Разработка механизмов и мер поддержки и стимулирования
программных проектов и мероприятий включенных в программу
7
Формирование окончательного варианта целевой программы регионального развития
Рис. 2. Последовательность этапов разработки программы
реализации. Возврат бюджетных средств, инвестированных в проект в той или иной форме должен осуществляться в виде дополнительных налоговых поступлений, сэкономленных средств на социальных трансфертах по безработице (при создании новых рабочих мест), прочих выгод, допускающих финансовое выражение.
Основная идея процедуры отбора проектов состоит в том, чтобы в процессе формирования программы множество рассматриваемых проектов всегда находилось в конусе желательных характеристик, задаваемых параметрами метапроектов. Перечень моделируемых параметров метапроектов приведен в табл. 3.
В ходе процедуры отбора проектов необходимо проводить сравнение показателей фактических проектов с эталонными значениями, а также рассматривать структурные и целевые характеристики проектов, позволяющие дать экспертные оценки бюджетной, социальной и общеэкономической эффективности, в том числе:
• обоснование необходимости реализации программы;
• цели, сроки реализации программы и ожидаемые результаты реализации программы;
• цели проекта и ожидаемые результаты его реализации;
• краткое описание содержания проекта и основных этапов его осуществления;
• качество новых рабочих мест, в сопоставлении с зарубежным уровнем;
• вклад в решение проблем социально-экономического развития, включая экологические проблемы;
• источники финансирования проекта (бюджетные средства, собственные, заемные);
• качественные характеристики социальной и общеэкономической эффективности проекта. Таким образом, в условиях рыночной экономики
оценка возможностей реализации программы предполагает ответ на вопросы, при каких условиях и насколько выгоден каждый входящий в нее проект для потенциальных исполнителей и какова его относительная приоритетность (рис. 2). При этом используются следующие группы критериев:
• инвестиционная привлекательность проектов для частных инвесторов, в частности, возможность быстро получить прибыль с возможностью последующего реинвестирования;
• ориентация на решение важнейших проблем социально-экономического развития региона, включая развитие высоких технологий, которые могут в дальнейшем играть роль инновационных центров, стимулирующих привлечение инвестиционных ресурсов в смежные отрасли, секторов экономики;
• высокая бюджетная эффективность. При этом крайне важно обеспечить повышение финансового потенциала области, в частности, за счет расширения налоговой базы.
Список использованных источников
1. В. А. Агафонов. Стратегическое управление и экономическая безопасность. Академия экономической безопасности МВД России. М., 2006.
2. Европейские технологические платформы, Томский государственный университет. Томск: Центр ЕС в Сибири, 2010
3. Проблемы разработки и реализации комплексных программ. М.: Наука, 1984.
4. Вестник ФАЦ № 12 «Отдельные аспекты социально-экономического развития субъектов Российской Федерации». М.: «^adamSa», 2005.
5. http://adm.rkursk.ru.
6. http://www.inproex.ru.
The role of purpose-oriented comprehensive programs in effectiveness increase of socioeconomic development of the region. V. A. Agafonov, Doctor in Economics, Professor of chair «Systematic Economic Analysis», Financial University under the Government of the Russian Federation.
E. V. Ukrainchuk, postgraduate student, Southwest State University.
The article discusses the effectiveness of socio-economic development of the region according to purpose-oriented comprehensive programs. Theoretical and methodological basis of strategic planning projects and program, identifies efficiency indices of cluster system generating and developing. The authors give recommendations on a model structure for socio-economic analysis of the purpose-oriented comprehensive program and projects.
Keywords: purpose-oriented comprehensive program, socio-economic development, efficiency index, projects of clustered system.
J <
CQ О