УДК 377
РОЛЬ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Терентьева Алина Александровна.
г. Новосибирск, Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса, мастер производственного обучения, [email protected].
Аннотация. В статье раскрывается необходимость применения технологий активного профессионального обучения. Современная образовательная парадигма требует применения компетентностного подхода, который способен поставить студента в активную субъектную позицию. Только в таком случае полученные теоретические знания станут основой навыков и системы ценностей будущего профессионала. Важную роль в этом процессе играют тренинговые технологии.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, тренинговые технологии, активные методы обучения.
THE ROLE OF TRAINING TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF
PROFESSIONAL AND GENERAL COMPETENCES OF STUDENTS
Terenteva Alina Aleksandrovna.
Novosibirsk, College of light industry and service, master of industrial training, [email protected].
Abstract. In article need of use of technologies of active vocational education reveals. The modern educational paradigm demands application of competence-based approach which is capable to put the student in an active subject position. Only in that case the gained theoretical knowledge will become a basis of skills and the systems of values of future professional. An important role in this process is played by training technologies.
Key words: competence-based approach, professional competence, common cultural competences, training technologies, active methods of training.
Актуальность темы заключается в том, что в современном обществе к специалистам предъявляются достаточно высокие требования: востребован не просто знающий и эрудированный человек, но, главным образом, умеющий эффективно применять свои знания на практике. Работодатели ждут профессионала, который, будучи ответственным, внимательным, исполнительным и аккуратным, должен уметь быстро принимать решения, брать на себя ответственность в нестандартной ситуации. Требования современного рынка труда согласуются и с новой образовательной парадигмой, ориентирующей педагогов на компетентностный подход, который выражен в федеральных
государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования.
Поэтому профессиональное образование должно ориентироваться на требования практической ориентированности, включенности теоретических знаний в профессиональный контекст. В полной мере эти требованиям отвечают технологии активного обучения, среди которых важную роль играют тренинговые технологии.
Целью статьи является исследование возможностей тренинговых технологий для развития профессиональной и общей компетентности студентов колледжа.
В работах современных исследователей, посвященных компетентностному подходу (Зимняя И.А., Зеер Э.Ф., Хуторской А.В. и др.), предлагаются разные подходы к классификации компетенций и разная терминология (компетенции базовые, ключевые, общепредметные, метапредметные, общекультурные и пр.). Для целей нашей статьи мы примем за основу терминологию ФГОС СПО и будем иметь в виду профессиональные и общие компетенции студентов направлений Туризм, Гостиничный сервис и Гостиничное дело.
Вопросам применения методов активного обучения и интерактивных образовательных технологий посвящены работы таких авторов, как Петровская Л.А, Плаксина И.В. [3; 4]. Ряд ученых посвятили свои исследования вопросам применения тренингов в общем образовании (Аверин А.Н.) и в профессиональном обучении студентов (Щуркова Н.Е) [1; 6]. Такой аспект, как использование тренингов при подготовке студентов к профессиональным чемпионатам рассмотрела Свиридова Н.В. [5].
В психотерапевтической и социально-психологической практике тренинг -это групповое занятие под руководством ведущего, нацеленное на отработку личностных навыков, либо на развитие взаимопонимания и на принятие себя. В нашем случае термин тренинг - это вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, тренаж. В настоящее время этот термин является смыслообразующим для обозначения технологий интерактивного обучения, позволяющих обучающимся закрепить теоретические знания на практике посредством повторения, упражнений. Вслед за Свиридовой Н.В. мы будем использовать следующее определение: тренинговая технология -это такая педагогическая технология, «которая характеризуется высокой активностью участников и целенаправленным применением совокупности разнообразных методических средств, позволяющих выработать необходимые профессиональные навыки и психологические новообразования путем многократного повторения отдельных элементов в условиях имитации профессиональной среды» [5, с.102].
Исследователи выделяют следующие основные принципы тренингового обучения: активности, исследовательской позиции, осознанного поведения, субъект-субъектного общения, обратной связи. Причем обратная связь, используемая в тренинговых технологиях, позволяет участникам быстро корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать оптимальную стратегию поведения [2].
В науке существует несколько подходов к классификации тренингов, но основные типы тренингов можно выделить по критерию результатам воздействия и содержанию изменений: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.
Бизнес-тренинг направлен на развитие навыков персонала для успешного выполнения производственных задач, повышения эффективности деятельности, качества управленческих решений. Бизнес-тренинг - это комплексное явление, затрагивающее все аспекты организации и требующий системного подхода.
Психотерапевтический тренинг направлен на изменения в сознании и на развитие личности. Подобные тренинги ведут к изменениям стереотипных способов восприятия жизни к самораскрытию.
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенных конкретных практических или поведенческих навыков. Большинство бизнес-тренингов включают в себя и навыковые тренинги, например, тренинги переговоров, техники продаж и др.
Социально-психологический тренинг включает в себя черты двух типов тренингов, так как его результатом становятся изменения и в сознании, и в поведении. Такой вид тренинга направлен на ломку социальных стереотипов и развитие навыков межличностного общения.
Независимо от жанровых особенностей тренинга, неизменной является его структура. В тренинговых занятиях обычно выделяют пять стадий, или этапов:
- подготовка (мотивация, настройка, планирование работы, установка правил);
- осознание (понимание сущности темы, ее значения лично для участника тренинга);
- переоценка (решение проблемных ситуаций на основе личного опыта, проблемное обсуждение решений, сравнение с личным опытом)
- действие (выполнение упражнений, творческих заданий, обсуждение результатов) [2].
В образовательной деятельности для формирования профессиональных качеств наиболее эффективен навыковый вид тренинга. Такой тренинг -эффективный способ обучения, посредством которого студент усваивает новые понятия и получает возможности их практического применения. В практике работы со студентами колледжа я активно применяю тренинговые технологии обучения, что является наиболее эффективным при подготовке будущих специалистов сферы гостеприимства. По большей части использую такую форму тренинга, как «ролевая игра», т.е симуляция проблемной ситуации, которая могла бы произойти в реальной производственной ситуации. Данная форма отлично подходит для подготовки студентов к демонстрационному экзамену по стандартам Ворлдскиллс.
Ролевые игры, диалоговые тренажеры, практико ориентированные упражнения выбраны мною в силу того, что они позволяют имитировать любую рабочую задачу, отработать чёткий алгоритм от начала до конца, и довести его до автоматизма. Студенты понимают важность подобной работы, ведь будущим
специалистам придется на рабочем месте сталкиваться с рядом различных ситуаций, задач, и это потребует от них скоростных навыков, привычного ритма. Практическая отработка проходит таким образом:
1. Озвучивается тема тренинга, цель и задачи, стоящие перед его участниками.
2. Предлагается ряд проблемных ситуаций и задач. Методом дискуссии студентам предлагается подобрать наиболее верное решение для каждой задачи.
3. После принятия решений предложенная ситуация разыгрывается двумя или более студентами, где один студент - сотрудник компании, остальные - клиенты, гости.
4. После разыгрывания ситуации обсуждаются допущенные ошибки.
5. Повторяется проработка ситуаций в разных вариантах, разными участниками и на скорость.
6. Завершается занятие рефлексией и осмыслением результатов тренинга. Эффективность применения тренинговых технологий выражается в
следующих результатах:
- повысилась мотивация студентов;
- применены имеющиеся теоретические знания;
- закреплены имеющиеся навыки и умения;
- приобретены новые знания, умения и навыки.
Все это позволяет заключить, что тренинг в структуре педагогической практики является инновационной технологией подготовки студентов, и позволяет обеспечить наиболее совершенное и качественное профессиональное обучение. Тренинг предоставляет преподавателю уникальные возможности моделировать реальные производственные ситуации и при системном подходе обеспечивает профессиональный и личностный рост студентов, формируя в них необходимые качества будущих профессионалов.
Библиографический список:
1. Аверин А.Н. Тренинг как педагогическая технология становления самоотношения личности старшеклассника. Дисс. ... канд. пед. наук.- Ижевск, 1996. [Электронный ресурс] URL: http://www.disertant.ru/index.php?work=219921.
2. Немова А.С., Мащенко М.В. Использование тренинговых технологий при обучении информатике. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007054.
3. Петровская Л.А. Общение, компетентность, тренинг. Избранные труды-М.: Смысл, 1989. - 387 с.
4. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии : учебн. пособие для академического бакалавриата / И.В. Плаксина - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 163 с.
5. Свиридова Н.В. Тренинговые технологии в системе подготовки студентов к профессиональным чемпионатам по стандартам WSR// Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования, 2018. - №2 1 (3). - С. 102-108.
6. Щуркова Н.Е. Профессиональный тренинг в системе педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. -2007. - .№1. - С. 124-134.