Научная статья на тему 'Роль топонимики в формировании туристского образа финно-угорских регионов России'

Роль топонимики в формировании туристского образа финно-угорских регионов России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
343
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ / ТОПОНИМИКА / ТУРИСТСКИЙ ОБРАЗ / ФИННО-УГОРСКИЕ РЕГИОНЫ РОССИИ / ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карякина Инна Андреевна, Сарайкина Светлана Васильевна

В статье обозначена роль топонимики в формировании туристского образа территории на примере финно-угорских регионов России. Дается понимание образа места, который формируется для создания туристской привлекательности через природные и культурно-исторические условия и факторы, а также посредством топонимических особенностей территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TOPONYMY IN THE FORMATION OF TOURIST IMAGE OF THE FINNO-UGRIC REGIONS OF RUSSIA

The article considers the role of toponymy in the formation of tourist image of a territory. Particularly, the authors study the toponymy of Finno-Ugric regions of Russia. The analysis reveals the role of toponymic, natural and cultural-historical factors in the formation of tourist attractiveness of a place.

Текст научной работы на тему «Роль топонимики в формировании туристского образа финно-угорских регионов России»

КАРЯКИНА И. А., САРАЙКИНА С. В.

РОЛЬ ТОПОНИМИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗА

ФИННО-УГОРСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ Аннотация. В статье обозначена роль топонимики в формировании туристского образа территории на примере финно-угорских регионов России. Дается понимание образа места, который формируется для создания туристской привлекательности через природные и культурно-исторические условия и факторы, а также посредством топонимических особенностей территории.

Ключевые слова: топонимика, туристский образ, финно-угорские регионы России, привлекательность, этнические особенности, природные условия, культурно-исторические особенности.

KARYAKINA I. A., SARAYKINA S. V.

THE ROLE OF TOPONYMY IN THE FORMATION OF TOURIST IMAGE

OF THE FINNO-UGRIC REGIONS OF RUSSIA Abstract. The article considers the role of toponymy in the formation of tourist image of a territory. Particularly, the authors study the toponymy of Finno-Ugric regions of Russia. The analysis reveals the role of toponymic, natural and cultural-historical factors in the formation of tourist attractiveness of a place.

Keywords: toponymy, tourist image, Finno-Ugric regions of Russia, attractiveness, ethnic characteristics, natural conditions, cultural and historical features.

В сфере туризма пространство и место являются основными составляющими туристского продукта, кроме того, в этой сфере имеет значение и личностное восприятие туристом определенного места. В связи с этим возникает проблема формирования туристского образа места и его привлекательности.

На формирование туристского образа территории в сознании людей влияет комплекс факторов, которые носят объективный и субъективный характер. Географическое положение, природно-климатические и культурные особенности территории, социально-экономическое и политическое ее положение - это объективные факторы. Они воздействуют на сознание человека и определяют элементы образа территории. Субъективные факторы имеют непосредственное отношение к личности туриста (путешественника). Субъективные факторы формируют представление о комфортности пребывания на территории, безопасности во время путешествия и т. д. В этом случае очень важен настрой

путешественника, так как воздействие специальных субъективных факторов воспринимается в большей степени на эмоциональном уровне.

Пониманию образа места, специально формируемого для создания туристской привлекательности, способствуют не только природные и культурно-исторические условия и факторы, но и топонимические особенности территории. Процесс формирования туристского образа необходимо свести к использованию самых распространенных и массовых знаний о конкретной территории. Так, например, собирательный туристский образ названий финно-угорских регионов России сводится к стандартному образу (происхождение названия субъектов обязано этническому наименованию коренного населения).

Рассматривая регионы финно-угорского пространства России (Коми, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Карелия, Ханты-Мансийский автономный округ и Пермский край), можно отметить, что все они объединены не только общей историей, но и схожими топонимическими признаками. Центральные города этих финно-угорских субъектов РФ не только выполняют важные столичные функции, но и хранят память о формировании их государственности, народах, этнических, культурных и конфессиональных особенностях [3]. В данном исследовании мы выявили топонимические особенности происхождения названия субъекта и каждого столичного центра финно-угорских регионов России.

Республика Коми названа по этническому наименованию коренного народа коми (коми-зыряне). Название столицы республики - Сыктывкар происходит от названия «кар» и переводится с коми как «город». «Сыктыв» - принятое у коми название р. Сысола, т. е. «город на р. Сыктыв».

Республика Мордовия впервые упоминается как страна Мордия (Мордовия) в сочинении Константина Багрянородного в X в. Название происходит от этнонима «мордва», который означает «человек, мужчина».

Название Республики Удмуртия происходит от самоназвания коренного населения -удмуртов. В основе этнонима лежит иран. «мурт» - человек. Ижевск - столица Удмуртии по-удмуртски Ижкар. Название города происходит от слова «кар» - город, т. е. «город на р. Иж».

Название Республики Карелия происходит от этнического наименования «карелы» (в древнерусском - «корела») с традиционным в названиях окончанием -ия (Карелия). Петрозаводск - столица республики получила свое название в честь Петра I. В 1703 г. выросший при металлургическом заводе поселок стал именоваться Петровской слободой. В 1777 г. она преобразована в г. Петрозаводск.

Ханты-Мансийский автономный округ образован в 1930 г. как Остяко-Вогульский национальный округ по названию коренных народностей - остяки и вогулы. Вскоре эти

этнонимы были заменены самоназваниями ханты и манси (оба означают «человек»). После уточнения этнических наименований народов Севера остяков стали называть хантами, а вогулов манси. Поэтому в 1940 г. поселение было переименовано в Ханты-Мансийск.

В происхождении названия Пермского края существует несколько версий. Одна из версий утверждает, что название «Пермь» происходит от вепсского слова «перама» -далекая земля. Другая говорит о том, что «Пермь» происходит от коми слова «Парма» -возвышенная местность, поросшая елью. Третья версия утверждает, что название «Пермь» связано с именем героя коми-пермяцкого эпоса Перы - богатыря. Название столицы - Пермь происходит от вепского (Перя маа) - задняя (дальняя) земля.

Республика Марий Эл происходит от названия ее коренного населения «мари» (мужчина, муж) и «эл» (страна). Марийцы (прежнее название - черемисы), исторически сформировалось к концу I тысячелетия н. э. Йошкар-Ола - столица республики (в переводе «красный город» марийское «йошкар» - красный, «ола» - город) получила такое название в 1927 г. [4].

В ходе исследования было выявлено, что все финно-угорские регионы России объединены общей историей происхождения названий. Все они происходят от свойственных определенной территории этнонимов - названий наций, народов, народностей, племен и других этнических общностей.

Очень часто названия тех или иных населенных пунктов совпадают с названиями рек, на берегах которых они расположены. Большое хозяйственное значение рек приводило к тому, что люди издавна старались разместить свои поселения на их берегах. Например, названия городов Саранск, Ижевск Сыктывкар образованы именно как гидронимы.

И наконец, во всех финно-угорских регионах, развивается и поддерживается этнический туризм, а это говорит о том, что топонимика в настоящее время занимает важное место в формировании туристского образа территории, в том числе и столичных центров [2].

Туристский образ финно-угорских регионов России будет формироваться прежде всего на основе географических названий (топонимов). Поэтому важно правильно использовать топонимы на туристских маршрутах, особенно при формировании этнических туров. В зависимости от географических и исторических особенностей каждого финно-угорского субъекта России информация, извлекаемая из географических названий во время путешествия по регионам, будет различной. Это в свою очередь вытекает из географии современного туризма [1].

Географические названия являются своего рода ориентиром во времени и пространстве, так как определенная территория воспринимается именно по названию ее географических объектов и их насыщенности, и в этом смысле определенное место можно

сравнивать с другими местностями [3]. Таким образом, финно-угорские регионы России обладают яркой топонимической идентичностью, на основе которой можно формировать туристский образ этих этнических образований на территории России. Кроме того, топонимика является информационным ресурсом и может использоваться при разработке различных туристских маршрутов, путеводителей, карт и справочников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. - СПб: Алетейя, 2003. - 331 с.

2. Жулина М. А. Туризм в странах зарубежного финно-угорского пространства: сравнительный анализ / М. А. Жулина, П. Н. Лосев // Финно-угорский мир: международный научный журнал. - №1 (14). - 2013. - С. 115-119.

3. Логинова Н. Н. Финно-угорские республики Волго-Уральского региона России: географические аспекты развития / Н. Н. Логинова, С. В. Сарайкина, Л. В. Сотова. - Саранск: ООО 13 РУС. - 88 с.

4. Мирзеханова Д. Г. Значение топонимов в формировании туристического продукта // Материалы У1-й Международной студенческой научно-практической конференции «Студенческий научный поиск - науке и образованию XXI века», 25 апреля 2014 г. - Т. 1. - Рязань: СТИ, 2014. - С. 213-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.