Научная статья на тему 'Роль топливно-энергетического комплекса в обеспечении бюджетной и социальной устойчивости Байкальского региона'

Роль топливно-энергетического комплекса в обеспечении бюджетной и социальной устойчивости Байкальского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ДОТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / НАЛОГОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА / FORECAST / GROSS REGIONAL PRODUCT / CONSOLIDATED BUDGET / FUEL AND ENERGY COMPLEX / TAX REVENUES / BUDGET DEFICIT / FEDERAL BUDGET SUBSIDIES / TAX EFFICIENCY OF GROSS REGIONAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнеев Анатолий Григорьевич, Бобков Константин Александрович

Проанализировано текущее состояние бюджетов субъектов РФ Байкальского региона. Дана оценка роли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в налоговых доходах бюджетов и на базе прогноза развития экономики и ТЭК. Представлен прогноз налоговых доходов от ТЭК и бюджетной обеспеченности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корнеев Анатолий Григорьевич, Бобков Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FUEL AND ENERGY COMPLEX IN PROVIDING BUDGETARY AND SOCIAL STABILITY OF BAIKAL REGION

The paper analyses the current status of budgets of the constituent entities of the Russian Federation in Baikal region. The authors estimates the role of fuel and energy complex (FEC) in tax revenues of the budgets. The forecast of the FEC and economy development is used to forecast tax revenues from FEC and the regional budget.

Текст научной работы на тему «Роль топливно-энергетического комплекса в обеспечении бюджетной и социальной устойчивости Байкальского региона»

О

УДК 620.9:338.18+336.12(571.5) ББК 31.19

А.Г. Корнеев К.А. Бобков

РОЛЬ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Проанализировано текущее состояние бюджетов субъектов РФ Байкальского региона. Дана оценка роли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в налоговых доходах бюджетов и на базе прогноза развития экономики и ТЭК. Представлен прогноз налоговых доходов от ТЭК и бюджетной обеспеченности регионов.

Ключевые слова: прогноз, валовой региональный продукт, консолидированный бюджет, топливно-энергетический комплекс, налоговые доходы, бюджетная обеспеченность населения, дефицит бюджета, дотации федерального бюджета, налоговая эффективность валового регионального продукта.

A.G. Korneyev K.A. Bobkov

“Oi

ROLE OF FUEL AND ENERGY COMPLEX IN PROVIDING BUDGETARY AND SOCIAL STABILITY OF BAIKAL REGION

The paper analyses the current status of budgets of the constituent entities of the Russian Federation in Baikal region. The authors estimates the role of fuel and energy complex (FEC) in tax revenues of the budgets. The forecast of the FEC and economy development is used to forecast tax revenues from FEC and the regional budget.

Keywords: forecast, gross regional product, consolidated budget, fuel and energy complex, tax revenues, budget deficit, federal budget subsidies, tax efficiency of gross regional product.

Байкальский регион, включающий Иркутскую область, Республику Бурятия и Забайкальский край, территориально относится к Восточной Сибири и имеет с ней много общих признаков социально-экономического развития, к основным из которых можно отнести:

- недостаточный уровень развития производительных сил;

- наличие богатой природно-ресурсной базы и низкий уровень ее освоения;

- слабое развитие транспортной инфраструктуры, особенно, в северных территориях;

© А.Г. Корнеев, КА. Бобков, 2010

О

- высокие транспортные затраты и цены (тарифы) на отдельные энергоресурсы (нефтепродукты, теплоэнергия и др.);

- значительный вывод из регионов налоговых и финансовых ресурсов хозяйствующими, но не зарегистрированными в регионах, вертикально-интегрированными бизнес-структурами;

- сильную зависимость регионов от федерального бюджета и ограниченность собственных инвестиционных ресурсов;

- замедленный рост жизненного уровня населения на фоне опережающего роста цен на товары и услуги;

- низкую плотность населения и неравномерный характер его расселения, отрицательное миграционное сальдо и др.

Для дальнейшего развития Байкальского региона главными сдерживающими факторами являются слабое развитие производственной инфраструктуры (транспорт, энергетика), хронический дефицит бюджета и ограниченный приток, как частных, так и государственных инвестиционных ресурсов. На сегодняшний день подавляющая часть финансовых ресурсов концентрируются в европейской части страны.

Осознание на современном этапе роли и проблем развития Восточной Сибири, включая Байкальский регион, с учетом интенсивно развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, государство должно кардинально изменить целевые установки, экономическую и инвестиционную политику в рассматриваемых регионах.

Восточные регионы России, имеющие важное геополитическое значение, призваны обеспечивать сильные экономические, демографические и геополитические позиции на Востоке страны. Для выполнения этой миссии им необходимо решить следующие задачи:

1. Создать на базе местных ресурсов эффективные самодостаточные региональные хозяйственные комплексы.

2. Обеспечить уровень и качество жизни населения, сопоставимые с передовыми регионами РФ и приближенными к странам АТР.

3. Закрепить имеющуюся на территории численность населения и создать условия для его роста.

Основными целевыми индикаторами развития регионов в перспективе являются: ускоренный рост производства валового регионального продукта, рост численности населения и решение жилищных проблем (табл. 1).

Достижение представленных социально-экономических индикаторов Байкальского региона является реальным при интенсивной реализации формирующихся на его территориях производственно-энергетических комплексов (ТПЭК). В Иркутской области — это Братско-Тайшетский, Иркутско-Черемховский и Верхнее-Ленский ТПЭК. В Забайкальском крае — Харанорский ТПЭК и в Республи-

©

ке Бурятия — зоны опережающего развития: Северная, Восточная, Центральная, Южная и Восточно-Саянская. Наиболее мощной по потенциалу является Восточная территориально-промышленная зона.

Таблица 1

Основные целевые показатели развития Байкальского региона

Показатель Год

2008 2030

ВВП (ВРП) на душу населения, тыс. дол./чел. (при курсе доллара 25р.)

Россия 9,9* 30

Байкальский регион 6,3 30

Справочно: Южная Корея 22

Япония 40

Обеспеченность жильем, м2/чел.

Россия 22 28-30

Байкальский регион 19,5 28

Южная Корея 30,0

Численность населения, тыс. чел.

Россия 142100 146120

Байкальский регион 4576 4615

Развитие субъектов Федерации Байкальского региона должно происходить при тесном межрегиональном экономическом взаимодействии по таким направлениям как газификация регионов, глубокая переработка минерального сырья и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, переток электроэнергии, развитие туризма в прибайкальской зоне и др.

Реализация указанных производственно-энергетических комплексов сможет кардинально изменить экономический уровень развития Байкальского региона и обеспечить ему бюджетно-финансовую и социальную устойчивость уже на уровне 2020 г. Значимую роль в этом будут играть производства топливно-энергетического комплекса.

В 2008 г. налоговые доходы от ТЭК в консолидированные бюджеты 3-х Байкальских регионов составляли 11,6 млрд р. или 14,4% от суммы налоговых поступлений от всех отраслей экономики, в том числе по Иркутской области — 16,5%, по Республике Бурятия — 11,7%, по Забайкальскому краю — 9,4%. За последние 10-15 лет, несмотря на то, что объем производства энергоресурсов оставался примерно на одном и том же уровне, доля налоговых поступлений от ТЭК сокращалась. Особенно, это характерно было для Иркутской области, т.е., если в 1995 г. доля налоговых доходов от ТЭК составляла в бюджете 25%, то в 2004 г. — 9%, и только в связи развитием нефтегазового сектора доля стала повышаться и составила в 2008 г. 16,5% (рис.).

©

30

25

25

20 18

— 14,8 6,5

1, 9,3

-

0

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2008

Динамика изменения доли ТЭК в налоговых доходах консолидированного бюджета Иркутской области, %

Снижение налоговой отдачи ТЭК в Иркутской области связано, главным образом, с поддержанием тарифов на электроэнергию на низком уровне для крупных потребителей (алюминиевая промышленность) и, соответственно, со снижением рентабельности энергосистемы, а также с падением уровней добычи угля и переходу угольных, нефтеперерабатывающих, нефтесбытовых и др. предприятий в собственность вертикально-интегрированных структур. По различным оценкам потери налоговых доходов регионального бюджета из-за интегрированных компаний составляют до 7 млрд р. в год.

Следствием ущербного для регионов корпоративного и налогового законодательства является хронически низкая налоговая отдача производимого в Байкальском регионе валового регионального продукта (ВРП). По сравнению со среднероссийским показателем она на 11-34% ниже, что подтверждает наличие оттока налоговых ресурсов в крупные промышленные центры европейской части России (табл. 2).

Таблица 2

Налоговая отдача валового регионального продукта в Байкальских регионах, тыс. р. на 1 млн р. производимого ВРП

Субъект Федерации Год

2005 2006 2007 2008

Россия 141 150 163 162

Иркутская область 105 104 111 113

Республика Бурятия 93 112 109 108

Забайкальский край 125 134 128 129

% к показателям по России

Россия 100 100 100 100

Иркутская область 74 69 68 70

Республика Бурятия 66 75 67 67

Забайкальский край 89 89 79 80

©

Очевидно, что без совершенствования налогового законодательства и без освоения новых крупных проектов и территориально-энергетических комплексов переломить тяжелое финансовое состояние регионов, бюджеты которых «сидят» на дотациях из федерального бюджета и получают финансовую помощь в размерах от 20 до 55% всех своих доходов.

Реализация в рамках ТПЭК ряда крупных и энергоемких проектов в цветной и черной металлургии, газо- и нефтехимическом комплексах, лесоперерабатывающей промышленности и др., а также расширение экспорта ТЭР в страны Азиатско-Тихоокеанского региона скажется на значительном увеличении спроса на энергоресурсы Байкальского региона. Производство электроэнергии к 2020 г. возрастет в Иркутской области в 1,2 раза, в Республике Бурятия — в 4 раза, а в Забайкальском крае — в 5 раз (табл. 3).

Таблица 3

Прогноз производства энергоресурсов в Байкальском регионе*

Вид энергоресурса Год

2008 2015 2020

1 2 1 2

Иркутская область

Производство электроэнергии, млрд кВт ■ ч 61,3 65,9 69 73,4 75,5

Добыча угля, млн т 13,5 14 14,7 14,8 15,2

Добыча нефти, млн т 0,5 10,6 12 12 16

Нефтепереработка, млн т 9,3 10,2 11,2 11,2 12,2

Добыча газа, млрд. м3 0,2 7,9 25 17 39

Газопереработка и газохимия, млрд м3 7 24 16 37

Республика Бурятия

Производство электроэнергии, млрд кВт ■ ч 5,6 6,9 7,4 9,3 23,2

Добыча угля, млн т 6,4 10,1 12,1 10,7 17,7

Забайкальский край

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство электроэнергии, млн кВт ■ ч 6,7 8,3 9,4 10 33,3

Добыча угля, млн т 8,6 10 10,3 12,6 22,2

* 1 — умеренный прогноз, 2 — максимальный прогноз.

Такой рост производства и переработки энергоресурсов позволит увеличить поступление налоговых доходов от ТЭК в региональные бюджеты к 2020 г. по Иркутской области в 6,3 раза (в основном за счет добычи нефти, газа и газохимии), по Республике Бурятия — в 3,8 раза (в основном за счет роста производства электроэнергии и угля), по Забайкальскому краю — в 4,4 раза (в основном за счет роста производства электроэнергии и угля) (табл. 4).

©

Таблица 4

Прогноз налоговых доходов от ТЭК Байкальского региона,

млрд р.*

Налогоплательщик Год

2008 2015 2020 2020/2008 (разы)

1 2 1 2 1 2

ТЭК Байкальского региона, всего 11,9 32,9 45 40,1 67,2 3,4 5,6

ТЭК Иркутской области, всего 8,7 28,9 40,5 35,1 54,2 4,1 6,3

ТЭК Республики Бурятия, всего 1,6 2,1 2,3 2,6 5,9 1,7 3,8

ТЭК Забайкальского края 1,6 1,9 2,2 2,4 7,1 1,5 4,4

* 1 — умеренный прогноз, 2 — максимальный прогноз.

При прогнозируемом развитии экономики и энергетики роль ТЭК в налоговых дохода Байкальского региона существенно повысится, его доля в Иркутской области поднимется к 2020 г. до 26%, в Республике Бурятия и Забайкальском крае — до 12%.

Важным показателем бюджетной и социальной устойчивости региона является уровень обеспеченности населения собственными доходами бюджета. В настоящее время этот показатель в Байкальском регионе в два раза ниже среднероссийского. Однако, как показывают прогнозные оценки, бюджетная обеспеченность населения в Байкальском регионе к 2020 г. будет не ниже среднероссийского уровня и достигнет 83 тыс. р./чел. (табл. 5).

Таблица 5

Прогноз обеспеченности населения Байкальского региона собственными доходами бюджета (максимальный прогноз),

тыс. р./чел.

Показатель Год 2020/2008 (разы)

2008 2020

Байкальский регион, всего 21,5 83,6 4

в том числе по доходам от ТЭК 2,6 14,5 6

Иркутская область, всего 25,5 100 3,9

в том числе по доходам от ТЭК 3,5 22 6,2

Республика Бурятия, всего 16,3 63 3,9

в том числе по доходам от ТЭК 1,7 6,2 4,0

Забайкальский край, всего 17,0 66 3,9

в том числе по доходам от ТЭК 1,4 6 4,5

Как видно из показателей табл. 5, наибольший вклад в бюджетную обеспеченность и бюджетно-социальную устойчивость Бай-

О

кальского региона в перспективе будет вносить топливно-энергетический комплекс.

Информация об авторах

Корнеев Анатолий Григорьевич — старший научный сотрудник Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, г. Иркутск, e-mail: korn@isem.sei.irk.ru.

Бобков Константин Александрович — старший экономист ОАО «Верхнечонскнефтегаз», г. Иркутск, e-mail: BobkovKA@vcng.ru.

Authors

Korneyev Anatoliy Gregoriyevich — Senior Research Scientist, Institute of Power Engineering Systems SB RAS, Irkutsk, e-mail: korn@isem.sei.irk.ru.

Bobkov Konstantin Aleksandrovich — Senior Economist, JSC «Verkhne-chonskneftegas», Irkutsk, e-mail: BobkovKA@vcng.ru.

“Oi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.