Научная статья на тему 'Роль теории русского социализма в истории экономической мысли России XIX века'

Роль теории русского социализма в истории экономической мысли России XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
789
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА / ТЕОРИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО СОЦИАЛИЗМА / КОНЦЕПЦИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО ОБЩИННОГО СОЦИАЛИЗМА / РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО / ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАРОДНИЧЕСТВО / РОССИЙСКИЕ ЭКОНОМИСТЫ ХIХ ВЕКА / THE THEORY OF RUSSIAN SOCIALISM / THE THEORY OF PEASANT SOCIALISM / THE CONCEPT OF THE PEASANT COMMUNITY OF SOCIALISM / REVOLUTIONARY POPULISM AND LIBERAL POPULISM / RUSSIAN ECONOMISTS OF THE ХIХ CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенкова Татьяна Георгиевна, Карамова Ольга Владимировна

В статье раскрыта история формирования концепции теории русского социализма ХIХ века, которая включает моральные основы государственности и общества в целом. В статье уделено внимание условиям становления русского социализма, таким как распространение теорий крестьянского социализма в ХIХ в., а в ХХ веке утверждение марксистко-ленинской теории социализма.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article revealed the history of concept formation of russian`s theory of socialism in the ХIХ century, which includes the moral foundations of the state and society in general. In the article attention is paid to conditions of formation of russian socialism, such as the spread of theories of peasant socialism in the ХIХ century and in the ХХ century the approval of marxist-leninist theory of socialism.

Текст научной работы на тему «Роль теории русского социализма в истории экономической мысли России XIX века»

РОЛЬ ТЕОРИИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА

U

В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ XIX ВЕКА

Семенкова Татьяна Георгиевна

Действительный член Международной Академии Наук Евразия, Заслуженный деятель науки РФ, доктор эконоических наук, профессор

Карамова Ольга Владимировна

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта история формирования концепции теории русского социализма XIX века, которая включает моральные основы государственности и общества в целом. В статье уделено внимание условиям становления русского социализма, таким как распространение теорий крестьянского социализма в XIX в., а в XX веке утверждение марксист-ко-ленинской теории социализма.

ABSTRACT

In the article revealed the history of concept formation of russians theory of socialism in the XIX century, which includes the moral foundations of the state and society in general. In the article attention is paid to conditions of formation of russian socialism, such as the spread of theories of peasant socialism in the XIX century and in the XX century the approval of marxist-leninist theory of socialism.

Ключевые слова: Теория русского социализма, теория крестьянского социализма, концепция крестьянского общинного социализма, революционное народничество, либеральное народничество, российские экономисты XIX века.

Keywords: The theory of Russian socialism, the theory of peasant socialism, the concept of the peasant community of socialism, revolutionary populism and liberal populism, Russian economists of the XIX century.

Концепция теории русский социализм XIX века включает моральные основы государственности и общества в целом. Они в равной мера присущи всем людям, независимо от их материального состояния и социального положения в обществе. Требования социализма, такие как братство народов, равенство перед законом, помощь бедным, соответствуют и основам семьи, и государственным законам.

Становление теории русского социализма

В науке «Истории экономических учений» формирование теории русского социализма неразрывно связано с социально-экономическими изменениями в России в XIX веке: восстанием декабристов, отменой крепостного права, расслоением крестьянства, выделением кулачества.

Большой вклад в становление теории «Русский социализм» внесли видные политические деятели и экономисты, представители «Русской школы»: Даниельсон Н.Ф., Янсон Ю.Э., Чупров А.И., а также, получившие широкое распространение, идеи революционного и либерального народничества. Труды идеологов трёх направлений революционного народничества Лаврова П.Л., Бакунина М. и Ткачева, а также труды видных представителей либерального народничества - Н. Ф. Даниельсона (1844—1918), В. П. Воронцова (1847—1918) стали основой теории русского социализма. Начало становления теории Русский социализм было положено Герценым А.И., а достойными продолжателями и создателями явились выдающиеся российские экономисты XIX века Чернышевский Н.Г. и Плеханов ГВ.

При рассмотрении особенностей теорий социализма, они уделяВли наибольшее внимание социальным и особенно, экономическим проблемам - стоимости, цене и трудовой стоимости в социалистическом хозяйстве, а также роли трудового фактора и особенностям денег при социализме. Их оценки и выводы были сделаны на основе анализа и критики разных теорий социализма, вошедших в мировую исто-

рию экономических учений.

В статье дан сравнительный анализ и ёмкий, но краткий, обзор разных теорий социализма, вошедших в Историю русской экономической мысли.

В 50-х годах XIX в. одним из первых теоретиков, и основоположником научно-теоретического обоснования политико-экономической концепции Русского социализма, был Александр Иванович Герцен. В 1855 году, во время пребывания в Лондоне, он основал альманах «Полярная звезда», а с 1857 г., вместе с Николаем Платоновичем Огаре-вым, издавал российскую газету «Колокол». Они стремились, создать научно-теоретическое обоснование социализма на основе экономических факторов, которые обеспечат более высокую производительность труда и более высокий уровень жизни, чем при капитализме. Герцен искал для России «третий путь», который освободил бы страну от крепостничества, минуя капитализм. Герцен в статьях - «К старому товарищу» (народнику-анархисту М. Бакунину), «Россия» (1849), «Русский народ и социализм» (1852), «Крещеная собственность» (1853) утверждал, что социализм должен быть обоснован экономически, что его нельзя построить на голом насилии. В крестьянской общине, с её традициями коллективизма и взаимопомощи, Герцен видел прообраз ячейки социализма. Герцен стремился противопоставить жестокому капитализму патриархальную гуманность русского крестьянства. Он выступал в защиту гуманистического содержания социализма.

Н.Г. Чернышевским были сформупмрованы и, во многих работах изложены, экономические предпосылки Русского социализма. Его труды - «Начала народного хозяйства В. Рошера» (1858), «Капитал и труд» (1860), «Примечания к «Основаниям политической экономии» (по Миллю)», легли в основу политэкономического обоснования теории Русский социализм.

Вклад Н.Г. Чернышевского в становление и развитие теории Русский социализм

Большой вклад в создание теории русского социализма внёс Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889). Он был выходцем из семьи священника, с глубоким пониманием ценности христианской морали. В 1862 г., за участие в деятельности общества «Земля и воля», Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, его приговорили к 14 годам каторги и вечной ссылке в Сибирь. На протяжении всей жизни, Чернышевский в своих трудах научно обосновывал концепцию русского общинного социализма на основании глубокого изучения экономической науки.

Он ещё в юности начал читать труды западноевропейских экономистов, которые, бесспорно, повлияли на формирование его собственных воззрений. Он стремился выполнить просветительскую миссию — донести до русского читателя идеи Смита, Рикардо, Мальтуса. Специальную работу Чернышевский посвятил Тюрго. Большое значение имела его работа над изучением экономического наследия и перевода на русский язык книги Джона Стюарта Милля «Принципы политической экономии». В результате он написал научную статью - «Основания политической экономии Дж. С. Милля», которая была опубликована в «Современнике» в 1860—1861 гг.

Чернышевский на основании глубокого изучения классической политэкономии, теории трудовой стоимости Смита и Рикардо создал теоретико - экономическое обоснование технического прогресса. Он критиковал классиков политической экономии за непоследовательность в разработке экономической теории, отмечая, что Рикардо не прав, отрицая абсолютную ренту. Чернышевский так же подверг убедительной критике закон народонаселения Мальтуса, подчеркивая, что Мальтус не учитывал основного фактора противодействующего проявлению этого закона.

Важное значение в созданной Чернышевским экономической теории трудящихся, занимает концепция трудовой стоимости. Инновационным вкладом Чернышевского было рассмотрение труда не только как источника стоимости, но и как меры справедливого распределения. Он трактовал сущность капитала как накопленного чужого труда.

Исходя из этого Чернышевский формулировал концепцию общинного социализма, который в аграрной России следует построить, минуя капитализм, на основе сложившейся формы сельскохозяйственного производства — общины. Социализм, по убеждению Чернышевского, соответствует здравому смыслу, а капитализм противоречит ему.

Как и Герцен, Чернышевский придавал большое значение общине, но в то же время считал, что община незаменима лишь на первоначальном этапе становле-ния социализма, дальнейшее же развитие должно быть связано с крупными земледельческими предприятиями.

Чернышевский в своих работах особое внимание уделял экономическим предпосылкам Русского социализма. При этом он концентрировал внимание на трёх направлениях: критике крепостничества, критике капитализма и обосновании социализма.

Первое направление - критика крепостнической системы хозяйствования, наиболее подробно изложено в середине 50-х и начале 60-х гг., в трудах: «О земле как элементе богат-ства» (1854), «О поземельной собственности» (1857), «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» (1861).

Он обосновывал причину низкой производительности труда в условиях крепостничества, внеэкономического принуждения крестьян к труду. По той же причине, Чернышевский относился отрицательно к антикрепостнической реформе 1861 г., считая ее половинчатой.

Чернышевский, как и все сторонники Теории русского социализма, выступал за полную отмену крепостного права, за предоставление крестьянам личной свободы и передачу им всей земли без выкупа. Он утверждал, что форма поземельной собственности есть наилучшая для успехов сельского хозяйства, ибо она соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице, что каждый земледелец должен быть землевладельцем.

Второе направление - критика капитализма, основано на выявлении отрицательных особенностей, присущих капитализму. Это, в первую очередь, дифференциация в доходах, проявляющаяся в сосредоточении богатства на одном полюсе общества и нищеты — на другом, противоположность заработной платы, прибыли и ренты, анархия, конкуренция, кризисы перепроизводства, причиной которых является противоречие между общественным характером производства и его непосредственной капиталистической целью — максимизацией прибыли.

Всё это легло в основу вывода Чернышевского о том, что развитие промышленного производства создаёт экономические и политические предпосылки для перехода к социализму.

Третье направление - обоснование социализма, Чернышевский построил на экономическом анализе принципов товарищества, как высшей формы социалистической кооперации в социалистическом производстве и распределении. Чернышевский, в теории «Русский социализм», обосновал важнейшую проблему организации труда, которая в социалистическом обществе предлагает оптимальное сочетание в процессе производства живого и овеществленного труда (работников и основных фондов).

Чернышевский утверждал, что социализм соответствует здравому смыслу, а капитализм противоречит ему. Однако допускал, что в странах Западной Европы, где значителен удельный вес промышленного машинного производства, создаются экономические предпосылки для перехода к социализму.

При характеристике социалистического производства Чернышевский уделял большое внимание внедрению принципа товарищества как высшей формы социалистической кооперации. Он предполагал, что при социализме наемные рабочие превращаются в «хозяев-распределителей», т.е. становятся собственниками средств производства и его продукта. А также предлагал оптимальное сочетание в процессе производства труда работников и орудий труда, т.е. труда живого и овеществленного.

Вклад Чернышевского в теорию социализма состоял и в разносторонней критикае капитализма и буржуазных экономических теорий. Он характеризовал такие черты развития капитализма, как отчуждение труда и дифференциация в доходах, которые проявляются в сосредоточении богатства на одном полюсе общества и нищеты — на другом. Чернышевский, критикуя экономические основы капитализма, раскрыл противоположность заработной платы, прибыли и ренты. Всё это порождает противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения.

Особенности суждений Г.В. Плеханова о роли экономического фактора в подготовке перехода к социализму

Георгий Валентинович Плеханов (11.12.1856 - 30.05.1918) внес большой вклад в развитие теории русский социализм и рассмотрение путей перехода к социализму. Экономические взгляды Плеханова в основном были нацелены на выяснение законов экономического развития общества и решение задачи построения социализма в России. Главной проблемой в творчестве Плеханова было обоснование социально - экономического прогресса, включая капитализм, как стадию, предшествовавшую социализму.

По происхождению он был дворянином из Воронежской (Тамбовской) губернии. Его отец Валентин Плеханов — штабс-капитан в отставке, а мать Мария Фёдоровна внучатая племянница Белинского. Гениальность была в генах Плеханова. В Воронежскую гимназию Плеханова определили сразу во второй класс. В старших классах он много читал, был знаком с работами Бокля, Маркса, Спенсера, Михайловского. Продолжил учёбу в Петербурге, в Констан-тиновском военном училище. В 1874 г. поступил на первый курс Горного института.

С 1876 г входил в руководящий центр партии «Земля и воля», был членом редколлегии журнала «Земля и воля», а в 1879 возглавил «Черный передел», после раскола народнической организации «Земля и воля» на «Народную волю» и «Черный передел».

Плеханов женился в 1878 г. на Розалии Марковне Бо-град. По происхождению она из бедной семьи г. Херсон, но успешно окончила Высшие женские курсы в Петербурге и стала хорошим врачом. Во время учебы участвовала в работе народнических кружков, проводила занятия в школе для рабочих на Выборгской стороне. Во время войны была на Балканах, работала в госпитале.

В 1880 г. Плеханов после демонстрации у Казанского собора был вынужден покинуть Россию. За границей он оставался до 1917г.

С середины 80- х гг. он начал работу по философскому осмыслению исторического прогресса в России. Плеханов утверждал, что существуют объективные законы человеческой истории в целом, которые охватывают развитие, как для России, так и Запада.

В 1884-85 гг. Плеханов в своих трудах «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» провел резкое разграничение между взглядами народников и русской социал-демократии.

Плеханов выступил с критикой народничества, он указывал на ошибочность противопоставления России Западу. Плеханов критиковал русский народнический утопический социализм за чрезмерное внимание к специфическим особенностям экономического развития России.

В работе «Социализм и политическая борьба» Плеханов обосновал теорию социализма и критически рассмотрел концепции народничества с позиций марксизма. Он утверждал, что заниматься политикой, вовсе не значит - изменять интересам трудящихся. Сам Плеханов был сторонником политической борьбы. По его мнению, борьба против самодержавия будет плодотворной, если она будет борьбой трудящихся т.е. рабочего класса, а не борьбой интеллигентов-заговорщиков.

Особое внимание он уделил критике взглядов народников на общину и их упований на ее ведущую роль. Народническим представлениям о самобытности русской общины

он противопоставил анализ процесса ее дифференциации и разложения.

Вклад Плеханова в теорию «Русский социализм» в большой мере выразился в практической деятельности. Он создал в 1883 году первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда», активно участвовал в переводе трудов К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык.

Летом 1889 г. в Париже состоялся первый Конгресс II Интернационала. После выступления на этом конгрессе Плеханова начали публиковать в социалистической европейской прессе. Его работы печатали на немецком, французском, английском, итальянском, болгарском и румынском языках.

Летом 1893 г. Плеханов был участником Цюрихского конгресса II Интернационала от русской социал-демократии. Потом Плеханов переехал в Лондон, где активно продолжал научно-исследовательскую работу. В труде «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», изданной в России под псевдонимом Н. Бельтов, Плехановым обосновывалась неизбежность развития капитализма в России.

В 1901 году в статье «Ещё раз социализм и политическая борьба» Плеханов, подчёркивая важное значение политической борьбы, вновь обосновал теорию социализма и подробно рассмотрел задачи социал-демократической партии. Он подверг критике оппортунистическое направление внутри социал-демократии, которое воспроизводило в новой редакции, прежнее отрицание народничеством политической борьбы и создания политической партии. Конец 90-х годов и начало XX века были для Плеханова временем творческого подъема. В июле 1903 года состоялся в Брюсселе II съезд РСДРП. Съезд открыл Плеханов.

В 1913 году после болезни Плеханов отдыхал с женой в Италии, они посетили Рим, Помпею, Неаполь. Летом 1914 года Плеханов приехал в Париж, где работал над Историей русской общественной мысли. После Февральской революции Плеханов отправился в Россию.

Важным в концепции Плеханова было признание необходимости для России пройти путь капиталистического развития. В газете «Единство» он написал, что Октябрьская социалистическая революция преждевременна, что Россия не доросла до социалистической революции.

Более 70 лет в СССР считали эти выступления Плеханова предательством.

Г.В. Плеханов скончался 30 мая 1918 года. На могиле на Литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге стоит великолепный памятник - поясная скульптура русского мыслителя.

Главной характерной чертой творческого наследия Плеханова был его философский подход к политической экономии и, в частности, к обоснованию условий построения социализма.

Плеханов не занимался специальной разработкой экономических законов и категорий. В центре его внимания было то, как экономическая реальность той или другой эпохи отражалась в теоретических взглядах людей. Постичь экономические взгляды Плеханова можно лишь при ознакомлении с его работами по истории экономической и общественной мысли Запада и Востока. Плеханов внес заметный вклад в становление науки истории экономических учений.

Плеханов утверждал, что русский процесс экономического развития менее эффективен, чем в странах Западной Европы. Исторические и военно-политические условия, социально - политический строй Руси содействовали её

удалению от Запада и сближению с Востоком. Но интерес и внимание к достижениям Запада были всегда велики и реа-лизовывались в реформах, последовательно проводившихся в России. Это Плеханов обосновывал в своих работах и дал глубокий анализ влияния Запада на Россию в XVIII веке, которое осуществилось реформой Петра. Эта реформа имела социально - экономические и политические причины и последствия: обострение борьбы сословий, усиление крестьянского аполитизма.

Европеизация России, как отмечал Плеханов, проходила под сильным нажимом Петровской реформы. Тем ни менее новые общественно - экономические отношения привели к новым культурным явлениям. Русское государство стало достаточно европеизированным, чтобы пользоваться завоеваниями европейской техники. Главной особенностью России Плеханов считал следующее: «Россия платится за то, что она слишком европеизирована сравнительно с Азией и недостаточно европеизирована сравнительно с Европой» [2, Т.1. С.130].

Первый том своего труда «История русской общественной мысли В 3-х тт.» Плеханов закончил коротенькими главами, названными «Поворот к Западу» и «Первые западники и просветители». Главный вывод Плеханова в конце первого тома состоит в утверждении, что мысли и труды русских людей XVIII века положили начало внутреннему сближению сословий, формированию общественного мнения и выделению особого сорта людей - русской интеллигенции. К ней относятся и купцы, и дворяне, и мещане, и крестьяне - выходцы из всех сословий. Люди эти, русская интеллигенция, сблизились между собой любовью к образованию и знаниям. Стараниями этих людей была создана общественная мысль, экономическая мысль, эстетическая мысль - ставшая гордостью русской и мировой науки. Но «История русской общественной мысли» Плеханова осталась незаконченной: Из шести намеченных им частей, были завершены только три части..

Плеханов считал, что капиталистическая организация производства создает возможности для развития пролетариата до уровня понимания условий своего освобождения. Поэтому переход к социализму подготавливается умственным развитием русского пролетариата, повышением его гражданственности.

В работах «Ещё раз социализм и политическая борьба», «Что же дальше?» «Что такое социализм?», «Современный социализм» Плеханов утверждал, что развитие капитализ-

ма не отдаляет переход к социализму, а создает для торжества социалистического идеала необходимую экономическую основу.

После военной катастрофы 1914 годы Плеханов пришел к выводу, что социализм может быть только интернациональным, а пролетариату надо еще много работать над своим сознанием. Социалистическое будущее теперь ему казалось более отдаленным, чем предполагали социалисты XIX века. В тоже время он писал в газете «Единство», что война лишний раз обнаружила «великую важность» сознательного планомерного социалистического направления в развитии производства.

Плеханов на основе глубокого изучения истории экономических учений большое внимание уделяет эволюции теорий социализма. Он утверждал, что основы теории «русского социализма» первым заложил Герцен А.И. Он поставил вопрос: «Должна ли Россия на пути к социализму повторить все фазы европейского развития или ее жизнь пойдет по иным законам?»

После свержения царизма и учреждения Временного правительства Плеханов считал невозможным немедленный переход к социализму. Социалистический строй предполагает, как утверждал Плеханов, высокую ступень развития производительных сил, высокий уровень культуры и сознательности трудящихся и развитость демократических традиций. Без этих условий, по его мнению, построение социализма невозможно.

Сочинения и литература:

1. Письма М.А Бакунина к А.И Герцену и Н.П. Огарёву. Женева. 1896

2. Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. В 3-х тт. М. Изд. Т-ва «МИР». 1915 - 1918

3. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М. 1956

4. Плеханов Г. В. Соч., Изд. 3-е. М., 1924, тт. 1 - XXIV.

5. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25

6. Семенкова Т.Г. Экономическая платформа революционного народничества. \\Всемирная История экономической мысли. Т.2. Гл. 19. М. 198

7. Семенкова Т.Г Карамова О.В. Роль концепции социализма народника Ткачёва в «История экономических учений» Сб. Наука и образование в жизни современного общества». Тамбов. «Компания «Юком» 2015г.

СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Узлов Юрий Андреевич

Канд. ист. наук, доцент Кубанского госуниверситета, г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является изучение Северного Причерноморья в период XIII-XV вв., когда регион являлся одним из межконтинентальных рубежей раз-деляющих цивилизации Европы и Азии.

ABSTRACT

The aim of the article is the study of the Northern Black sea area in the period of XIII-XV centuries, when the region was one of Intercontinental borders once deci-sive of the civilization of Europe and Asia.

Ключевые слова: колонисты, миссионеры, торговля.

Keywords: colonists, missionaries, trade.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.