Научная статья на тему 'Роль текстов культуры в образовательном пространстве художественного вуза'

Роль текстов культуры в образовательном пространстве художественного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ / ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИАЛОГ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СМЫСЛОТВОРЧЕСТВО / ПРОБЛЕМНОСТЬ / ОБЪЯСНЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL (EDUCATIONAL) TECHNOLOGY / A CULTURAL TEXT / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / HUMANITARIAN EDUCATION / SENSE AND VALUE RELATIONS / SENSE CREATION / PROBLEMS / EXPLANATION / UNDERSTANDING / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошенкова Анна Валерьевна

В статье раскрывается характеристика текстов культуры. Культурный текст выступает как система рассказывания, которой свойственна завершенность и целостность, а также внутренняя связанность и последовательность. Рассматривается роль текстов культуры в становлении гуманитарного образовательного пространства. Особое внимание уделяется автором конструированию педагогических технологий в гуманитарном образовании. Педагогическая технология в гуманитарном образовании трактуется как трехэтапный процесс, проектируемый и реализуемый педагогом диагностика, организация общения, организация взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the cultural texts in the educational sphere of an artistic higher educational establishment

The characteristic of cultural texts is being described in the article. The cultural text appears as a system of narration, which is characterized by completion and integrity and also by inner connection and consistency. The role of the cultural texts in the formation of humanitarian education is being considered. Special attention is devoted to pedagogical (educational) technologies in humanitarian education. A pedagogical (educational) technology in humanitarian education is interpreted as a three-step process: diagnosis, organizing communication, organizing cooperation.

Текст научной работы на тему «Роль текстов культуры в образовательном пространстве художественного вуза»

УДК 377.031

А.В. ХОРОШЕНКОВА

Волгоградский государственный педагогический университет E-mail: horav73@mail.ru

Роль текстов культуры в образовательном пространстве художественного вуза

В статье раскрывается характеристика текстов культуры. Культурный текст выступает как система рассказывания, которой свойственны завершенность и целостность, а также внутренняя связанность и последовательность. Рассматривается роль текстов культуры в становлении гуманитарного образовательного пространства. Особое внимание уделяется конструированию педагогической технологии в гуманитарном образовании. Она трактуется как трехэтап-ный процесс - диагностики, организации общения, организации взаимодействия, - проектируемый и реализуемый педагогом.

Ключевые слова: текст культуры, гуманитарное познание, гуманитарное образование, педагогическая технология, диалог, ценностно-смысловые отношения, смыслотворчество, проблемность, объяснение, понимание, взаимодействие.

A.V. KHOROSHENKOVA The Role of the Cultural Texts in the Educational Sphere of an Artistic Higher Educational Establishment

The characteristic of cultural texts is being described in the article. The cultural text appears as a system of narration, which is characterized by completion and integrity and also by inner connection and consistency. The role of the cultural texts in the formation of humanitarian education is being considered. Special attention is devoted to pedagogical (educational) technologies in humanitarian education. A pedagogical (educational) technology in humanitarian education is interpreted as a three-step process: diagnosis, organizing communication, organizing cooperation.

Key words: cultural text, humanitarian knowledge, humanitarian education, pedagogical (educational) technology, sense and value relations, sense creation, problems, explanation, understanding, cooperation.

Гуманитарное образование является основным механизмом реализации гуманитарных знаний. Последние призваны изучать человека в его целостности. Исходя из этого гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Результаты человеческой деятельности и сам человек оцениваются каждым новым поколением заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом. Поэтому при изучении дисциплин гуманитарного цикла система значений, возникающих относительно некоторого объекта изучения, оказывается в немалой степени обусловленной ценностно-смысловыми отношениями педагога и учащихся. Вот почему становится возможным различное понимание одних и тех же фактов и явлений окружающей действительности разными людьми - потому что между фактами и теорией, между наблюдаемым миром и миром осмысления нет четко обозначенных путей. Это обусловливает возможность появления новых значений исходя из их собственного семантического потен-

циала на уровне индивидуально-личностной системы ценностно-смысловых отношений.

Можно сказать, что в гуманитарном образовании технологичность возможна на уровне направления, плана действий, а не жесткой их регламентации педагогом. При выборе такого подхода ему необходимо учитывать следующие моменты: развитие личности происходит тогда, когда она, проявляя активность, взаимодействует с окружающим миром; характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности; педагогическое взаимодействие должно ориентировать воспитанника на актуализацию опыта ценностного самоопределения, порождение личностных смыслов при постижении гуманистических ценностей; взаимодействие педагога с обучаемыми будет эффективным, если организуется на уровне современной культуры и в соответствии с образовательными целями.

Для конструирования педагогических технологий в гуманитарном образовании педагогу необходимо: относиться к студенту как

© А.В. Хорошенкова, 2009

к субъекту жизни, способному к саморазвитию; воспринимать себя как посредника между воспитанником и гуманитарным знанием, способного ввести его в мир гуманистических ценностей и оказать помощь в приобретении индивидуального опыта ценностного самоопределения; осмыслить гуманитарное образование как процесс взаимодействия его участников, движущими силами которого являются поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество в достижении целей саморазвития и самореализации;осознать вуз как целостное гуманистическое образовательное пространство, в контексте которого создаются условия для становления целостной гуманистической личности.

Эффективность педагогической технологии в гуманитарном образовании определяется, прежде всего, насыщенностью личностными смыслами и ценностными отношениями любой деятельности в рамках педагогического процесса. Целевая ориентация педагога на формирование системы ценностных отношений гарантирует его влияние на становление и развитие личности студентов. Результат в данном случае сложно диагностировать и, что самое главное, им нельзя удовлетвориться, поскольку личностно-смысловое пространство расширяется и насыщается на протяжении всей жизни человека. Это заставляет педагога искать новые формы педагогического взаимодействия и профессионально совершенствоваться. Важное значение при этом имеет содержание учебных дисциплин. Его конструирование определяется следующими параметрами: выбор необходимого и достаточного количества смысловых единиц (категорий, понятий, принципов и др.), способных обеспечить полноту обозначения специфики контекста и возможность его соотнесения с другими содержанием и смыслами; установление структурных связей, выделение ценностно-смысловых доминант, адекватных целевому и адресному назначению; прогнозирование возможных сложностей при освоении предлагаемого контекста носителями иных смыслов и ценностей.

Основу содержания гуманитарных дисциплин в художественном вузе составляют культурные тексты - произведения литературы, живописи, архитектуры, музыки, в которых фиксируется система творческого потенциала изучаемой цивилизации. Культурный текст выступает как система рассказывания, как особый тип нарративности, которому

свойственны завершенность и целостность, а также внутренняя связанность и последовательность. Основными характеристиками такого текста являются непременное осознание рамок, ориентация на завершенность, выделенные функции начала и конца. Подобно тому как гуманитарный стиль мышления использует особого рода механизмы для отделения своего предмета и конструирования своего мира ценностно-смысловых реалий, точно так же и культурный текст моделирует свою смысловую реальность и аксиологический контекст.

Исследователи рассматривают данные тексты как ценностно-смысловое пространство, в рамках которого могут возникать новые смыслы и значения. Их освоение связано с поиском структур особого рода - таких, которые, помимо функции организации значений текста, включены также в систему ценностно-смысловых отношений, в которой сам текст оказывается лишь одним из элементов. Авторское сознание и система его интенций существуют на пересечении социально-культурных, исторических и индивидуально-личностных структур, поэтому анализ каждого культурного текста - это возможность проникновения в данную систему ценностно-смысловых отношений. Последняя не может быть локализована как собственно авторское сознание, а скорее, является единством авторского сознания с реальностью существующего для него мира опыта, ценностей, смыслов и значений. Важнейшей функцией культурного текста является моделирование реальности с автономной ценностно-смысловой структурой. Это значит, что рассматриваемый текст - не информация и не система аргументов для опровержения иной позиции.

Сущность культурного текста более всего выясняется в том, насколько автору удается сконструировать реальность своего мира ценностно-смысловых отношений. Однако автор не вполне свободен в своем творчестве, так как зависит от тех возможностей, которые ему предоставляет его собственная история. Таким образом, всякий культурный текст несет в себе «свое бессознательное». Это не то, что высказывается, а подразумевается или, напротив, скрыто в организации фона или заднего плана, но, тем не менее, оказывается весьма существенным в построении смысловой структуры текста. Это «бессознательное» структурировано и организовано в ценностно-смысловом отношении и

при определенном способе анализа может восприниматься как «голос другого». Вот почему адекватное изучение культурных текстов не может осуществляться изолированно от анализа историко-культурного контекста и всей сферы аксиологического пространства, в которое они вплетены. Ведь именно в этой области рождаются и продуцируются ведущие схемы творческого мышления каждой эпохи. Любой текст культуры строится в соответствии с ее системой ценностей и смыслов, критериев истинности и осознания путей ее достижения. Познавая данный текст, реципиент через него познает и саму действительность, моделью которой он является. Владение культурным текстом есть его понимание. Этот текст осмыслен только тогда, когда он «живет» в сознании. Сложно построенные тексты - художественные (культурные) - моделируют ситуации и отношения окружающей реальности. Однако они имеют смысл постольку, поскольку способны опосредовать отношение ценностного сознания к реальности, а не сами по себе. Функциональная структура текста культуры соответствует функциональной структуре человеческой деятельности, играя одновременно роль средства общения, способа ценностной ориентации, инструмента познания и орудия практически-духовного преобразования объективного мира1.

Содержание образования неотделимо от средств его представления. Работа по преобразованию содержания гуманитарного учебного материала выстраивается с ориентацией на механизм его переосмысления и может быть представлена четырьмя этапами. Первый предполагает готовность к новому пониманию смысла на уровне принятия знаний как личностно значимых (исчерпание возможностей накопленного научного опыта понимания феномена). На втором этапе происходит определение и преодоление противоречий в традиционном представлении знаний как предварительная готовность к самоорганизуемой выработке нового смысла и отношения к нему. На третьем этапе осуществляется перестройка имеющихся знаний на основе дискредитации прежних смыслов как готовность к теоретической реализации самоорганизуемого отношения к ним (порождение личностных смыслов). На четвертом этапе разрабатываются модели собственных отношений как готовность к практической реализации личностных смыслов.

Практическая реализация смыслов в гуманитарном образовании осуществляется в диалоге. Участники диалога находятся в состоянии со-мышления. При этом каждый, исходя из своей позиции, предлагает собственный вариант решения. Предполагается, что один вариант ответа должен быть обогащен за счет других. Существует взаимная напряженность мысли, связанная с поисками эффективного решения. Создается особая ситуация взаимодействия позиций, когда образуется некое общее ценностно-смысловое мыслительное пространство. В таком диалоге ценностный элемент является не препятствием, а условием взаимопонимания. Это - диалог о гуманистических ценностях, об универсальных основах человеческого бытия и познания. Здесь необходимы взаимодействие, интеракция с чужим сознанием и некоторое глубинное согласование аксиологических систем.

Вот почему педагогической технологии в гуманитарном образовании присущ новый инструмент педагогической деятельности - смыслопоисковый способ понимания и преобразования педагогических феноменов. Способ поиска смысла любого явления, представляющий собой последовательное движение от знания-переживания к знанию-пониманию и далее - к знанию-самоконструированию мировоззрения - это уже метод. Педагогическая технология в гуманитарном образовании предполагает замену естественно-научного метода объяснения, доминирующего в современном образовании, на феноменологический метод понимания. Глобальным недостатком метода объяснения является то, что при его использовании учитель невольно дает однозначную, конечную, абсолютную его трактовку. Ученику остается лишь точно воспроизвести им не понятое.

Обращение к методу «понимания» как основному способу гуманистического познания противопоставлено методу «объяснения» еще В. Дильтеем в работе «Описательная психология» (1894). Ученый исходил из того, что смыслы и ценности человеческой жизни не могут быть поняты только при помощи описаний. Наряду с описаниями (но не вместо них) в изучаемом явлении должен выделяться компонент, требующий воспроизведения переживаний как средства понимания индивида в культурном контексте эпохи. Но переживания возникают не при объяснении, а при встрече школьников со смыслами,

присутствующими в познаваемом явлении и актуализирующими их личностные смыслы и ценностные отношения. Метод понимания, по мнению В. Кульневича, определяет возможность и способность постичь смысл и значение общих и личных ценностей не только посредством знания (усвоения, воспроизведения), но при «непосредственном усмотрении». Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений как при логическом их упорядочении, так и без постижения их логического каркаса на основе идентификации (установления совпадения смысла ценностей и личного представления о них), проекции постижения и порождения значений, заключенной в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием потребностей, смыслов и ценностей субъекта и перцепции (восприятия) - понимания и оценки человеком активно изменяющихся отношений, динамика которых обусловлена социальными факторами. Перцепция сосредоточена на смысловых и оценочных интерпретациях личностью того, что воспринимается и характеризуется большой слитностью познания с эмоциональной сферой.

По отношению к студентам педагогические технологии в гуманитарном образовании выполняют следующие функции: способствуют приобретению и актуализации опыта ценностного самоопределения, создают условия для его становления как целостной гуманистической личности, поддерживают и развивают его индивидуальность и творческую самобытность.

Характерными чертами данных педагогических технологий являются следующие: сотрудничество, диалогичность, деятельнос-тно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предъявление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания способов учения и поведения, сотворчество учителя и учащихся.

Педагогическую технологию в гуманитарном образовании можно представить как трехэтапный процесс - диагностики, организации общения, организации взаимодействия, - проектируемый и реализуемый педагогом.

На диагностическом этапе выявляются индивидуальные особенности учащихся, их идентифицирование по доминантности/недоминантности, мобильности/ригидности, экстравертности/интровертности и т.д.

На этапе организации общения создаются ситуации необходимости принятия собственных решений учащимися в ученическом сообществе, способствующем как самореализации, так и защищенности его членов.

Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учениками, сколько между последними. Субъект-субъектное взаимодействие - это особые отношения между участниками педагогического процесса, когда осуществляется взаимовлияние равноправных субъектов общения. Равноправие субъектных позиций вовсе не означает схожести мнений. Оно дает возможность реализовать в полной мере индивидуальную позицию каждого субъекта. В ходе такого взаимодействия стороны не только обмениваются информацией, но раскрывают и транслируют собственную индивидуальность, высвечиваемую через систему ценностных отношений. Человек реализует себя как личность во взаимодействии с другими субъектами и объектами окружающей действительности, исходя из сформированной к этому моменту индивидуальной системы ценностных отношений. Именно они определяют характер этого взаимодействия. Фактор субъективной свободы при формировании индивидуальной системы ценностных отношений имеет определяющее значение в личностном развитии ученика и заставляет педагога выстраивать взаимодействие так, чтобы оно актуализировало личностные смыслы и опыт ценностного самоопределения учеников. Задача учителя заключается в том, чтобы транслировать свою систему ценностных отношений на уровне культуры и повлиять таким образом на формирование системы ценностных отношений его воспитанников.

Подытоживая, можно сделать выводы о том, что педагогические технологии в гуманитарном образовании способствуют формированию у учащихся: умения определять явные и скрытые противоречия в изучаемом материале (постановка проблемы); способности устанавливать связь между смыслами и порождать личностный смысл, умения аргументировать собственную точку зрения, актуализировать опыт ценностного самооп-

ределения (мотивирование); осуществлять критический анализ инварианта, поиск новых ориентиров (критичность); выдвигать гипотезы, искать пути преодоления противоречий, заложенных в предъявляемом гуманитарном знании, дополнять личностный смысл, обмениваться смыслами (смыслотворчество).

Организация образовательного пространства художественного вуза на основе текстов культуры, основанная на учете избирательного характера отношений, выстраивается педагогом как содействие раскрытию индивидуальности студента - будущего творца и мастера.

Примечания

1 См.: Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания. Киев, 1988.

УДК 378.147.013.2

Н.Н. САЯПИНА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: sayapinanat@mail.ru

В.Н. САЯПИН

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: sayapinanat@mail.ru

Формирование педагогического мастерства будущих учителей в их дидактическом взаимодействии

В статье определяются понятия педагогического мастерства и его элементов. Формирование педагогического мастерства у будущих учителей в условиях профессиональной подготовки протекает на основе выбранной ими модели дидактического взаимодействия и представляет собой формирование каждого из выделенных элементов - личностного и деятельностного.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, формирование педагогического мастерства, модель дидактического взаимодействия.

N.N. SAYAPINA, V.N. SAYAPIN Forming of the Pedagogical Mastership of Future Teachers in their Didactic Interaction

This article reflects the definition of conception of the pedagogical mastership and its elements. Forming of the pedagogical mastership of future teachers in conditions of professional training is based on the chosen model of didactic interaction and represents forming of each of the pointed elements - personal and energetic.

Key words: pedagogical mastership, forming of the pedagogical mastership, model of didactic interaction.

Процесс реформирования современного образования предъявляет новые требования к подготовке педагогических кадров, в соответствии с которыми возрастает значимость их педагогического мастерства. В связи с этим перед высшей школой стоит задача формирования мастерства будущих учителей.

Процесс профессиональной подготовки будущих учителей ориентируется сегодня на изучение макетов федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения и его использование

в практике школьного образования (после официального принятия одного из них). Данный стандарт будет одним из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование, а также нормативным документом, «фиксирующим обязательные базовые ориентиры деятельности образовательной системы на определенном этапе ее существования»1.

Образовательный стандарт, разработанный в 2007 г. в рамках Федеральной целевой программы развития образования на

© Н.Н. Саяпина, В.Н. Саяпин, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.