Научная статья на тему 'Роль ТЭК в стратегии инновационной модернизации российской экономики'

Роль ТЭК в стратегии инновационной модернизации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парцвания В. Р.

В настоящее время в России активно создаются условия для построения высокотехнологичной, инноваианной экономики. Принята концепция долгосрочного социально-экономического развития, ставящая перед страной задачу совершения технологического прорыва в ближайшие 10-15 лет. В основе концепции эффективное использование благоприятной экономической конъюнктуры и выход за короткий период на один уровень с развитыми европейскими странами по душевому ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль ТЭК в стратегии инновационной модернизации российской экономики»

топливо для инноваций

роль тэк в стратегии инновационной

модернизации российской экономики

В настоящее время в России активно создаются условия для построения высокотехнологичной, инновационной экономики. Принята концепция долгосрочного социально-экономического развития, ставящая перед страной задачу совершения технологического прорыва в ближайшие 10-15 лет. В основе концепции - эффективное использование благоприятной экономической конъюнктуры и выход за короткий период на один уровень с развитыми европейскими странами по душевому ВВП.

Решение этой задачи предполагает наличие стратегии модернизации национальной экономики, способной вывести страну из «ловушки технологической отсталости» и сформировать эффективную инновационную систему. Однако вопрос о выборе методологической опоры для выработки подобной стратегии является предметом дискуссий в российском экспертном сообществе. Часть специалистов предлагает использовать методы и инструменты стимулирования экономического роста, то есть делает упор на интенсификацию вложений в секторы и отрасли, обладающие высокой конкурентоспособностью, а накопленные в них доходы - направлять на обеспечение технологической модернизации основной массы обрабатывающих отраслей. Их оппоненты предлагают провести институциональные реформы с целью создания эффективных рыночных институтов, способствующих быстрому экономическому росту. Вместе с тем, заслуживает серьезного внимания самостоятельная гипотеза о возможности успешной реализации стратегии модернизации только при условии проведения широкомасштабного перевооружения отраслей экономики на основе сочетания процессов

Парцвания В.Р.

аспирант кафедры

институциональной

экономики

Государственного

университета

управления,

советник

депутата АБ.

Милявского

Московской

городской думы

инновационное развитие

„первостепенной адачей российской

_экономики

_на пути

_построения

_национальной

_инновационной

системы является

_достижение

_технико-

технологического _уровня развитых _стран

технологических заимствований с индикативным (стратегическим) планированием [6]. Действительно, анализ современного состояния научно-технического потенциала страны свидетельствует о недостаточности его возможностей для перспективного инновационного развития экономики в целом: доля инновационной в общей продукции российской промышленности составляет около 6%, а доля страны на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет менее 1%. Поэтому первостепенной задачей российской экономики на пути построения национальной инновационной системы является достижение технико-технологического уровня развитых стран, подразумевающее реализацию страте-и догоняющего развития. В этих условиях, как показано в работе [7], технологические заимствования в большей степени способс-'вуют модернизации экономики, чем «чистая» инновационная деятельность (создание принципиально нового, кардинально изменяю-его характер процессов и преобразующего состояние системы). Значение заимствований сравнению с инновациями тем больше, чем альше экономика от передовой «технологической границы», и наоборот, чем выше уровень развития страны, тем в большей мере для высокотехнологичного развития необходимы собственные исследования [1, 5]. Важнейшим инструментом догоняющего развития является система индикативного (стратегического) планирования, которая представляет собой механизм регулярного взаимодействия государства, бизнеса, науки, профсоюзов и потребителей, способствующий координации усилий в осуществлении широкомасштабного перевооружения отраслей на основе массового заимствования и освоения технологий, а также укреплению взаимного доверия и достижению консенсуса. Использование индикативного планирования - характерная черта экономик, которым за последние 60 лет удалось из развивающихся стать развитыми. В их числе восточноазиатс-кие «тигры» и многие европейские страны.

Очевидно, что российской экономике необходима коренная модернизация, однако предлагаемое в литературе [6, 7] использование индикативного планирования с ориентацией на заимствование технологий во всех отраслях одновременно не способна привести к успеху. На наш взгляд, необходимо выявить те секторы, которые способны предъявить спрос на высокие технологии и, тем самым, интенсифицировать «чистую» инновационную деятельность в экономике в целом. Эти секторы, как правило, оказывают мультипликативный эффект на смежные, сопутствующие отрасли, с которыми завязаны тесные производственные и технологические связи, увеличивая спрос на производимую в них продукцию и направляя их на активизацию инновационной политики. Иначе говоря, чтобы поднять цепь не обязательно хвататься за все звенья одновременно. Одним из ключевых секторов российской экономики, обладающим высокой конкурентоспособностью и научно-техническим потенциалом, является топливно-энергетический комплекс. В современных условиях усиливается его воздействие на множество сопряженных отраслей, в том числе путем увеличения спроса на сложную наукоемкую продукцию. При своевременном и эффективном государственном участии эта тенденция способна активизировать конкуренцию между предприятиями обрабатывающей промышленности, а также стимулировать их как к технологическим заимствованиям, так и к разработкам и внедрению новых технологий на основе собственных НИОКР.

Сегодня российский ТЭК обладает значительным финансовым, ресурсным и научно-техническим потенциалами, а также всеми необходимыми условиями для ускоренной и устойчивой инновационной эволюции. Именно ТЭК способен эффективно воспринимать технологические заимствования, соединить ресурсы и новые технологии, а также содействовать инновационной модернизации основной массы перерабатывающих и обрабатывающих отраслей экономики.

именно ТЭК способен эффективно воспринимать технологические заимствования, соединить ресурсы и новые технологии

инновационное развитие_

-83

тпмвриио

/ V

российская

энергетика

стоит на пороге _глобальных

преобразований, _вызванных

истощением

запасов

легкодоступных .ресурсов

необходимостью их глубокой

переработки

Ключевыми направлениями эффективного восприятия технологических заимствований в ТЭК являются:

• развитие ресурсной базы на основе качественных преобразований в геологоразведке;

• снижение энергоемкости экономики на базе передовых технологий энергосбережения;

• интенсивное развитие энергомашиностроения для обеспечения дополнительными мощностями нефте- и газоперерабатывающих отраслей и увеличения глубины переработки ресурсов;

• повышение роли угля, атомной и возобновляемых источников энергии в структуре потребления энергоресурсов.

В то же время, отрасли перерабатывающей омышленности развиваются в соответствии с краткосрочными текущими интереса-частных компаний, они не ориентированы на решение долгосрочных экономических задач страны. Предприятия оснащены устаревшей материально-технической базой и не имеют стимулов к проведению масштабного обновления производственного аппарата и наращиванию мощностей. При этом недоиспользуется такой значимый ресурс технико-технологического перевооружения, как закупка патентов, лицензий на инновационные технологий за рубежом или совместное производство продукции с высокой добавленной стоимостью с зарубежными компаниями. В результате углубляется сырьевая специализация экономики, а в структуре экспорта сохраняется низкая доля высокотехнологичной продукции.

Вместе с тем, российская энергетика стоит на пороге глобальных преобразований, вызванных истощением запасов легкодоступных ресурсов и необходимостью их глубокой переработки. Поэтому в ближайшие годы необходимо провести инновационную модернизацию ресурсоперерабатывающих комплексов и вводить новые мощности на основе заимствований и освоения уже готовых технологий. При этом для осуществления широкомасштабных технологических заимс-

твований необходимо при поддержке государства создавать партнерские отношения между наукой и отраслевыми ассоциациями бизнеса. В рамках системы индикативного планирования, как площадки для их взаимодействия, это позволит:

• повысить эффективность межсекторных, межрегиональных взаимодействий и коорди-наций при решении задач масштабного перевооружения отраслей;

• осуществить координацию заимствования новых технологий;

• согласовать деятельность институтов развития;

• вовлечь общественные организации в процесс разработки стратегии;

• повысить ответственность государства, упорядочить процессы лоббирования, ограничить коррупцию и т.д.;

• согласовать интересы частных компаний с макроэкономической политикой страны и задачами экономического роста.

Таким образом, для выхода экономики из «ловушки недоразвития» необходима система согласованных стратегических планов догоняющего развития, в основе которых - задача технологического заимствования. Такая стратегия позволит более полно использовать отечественный ресурсный и научно-технический потенциал за счет поддержки длинных технологических цепочек, связывающих добывающие и перерабатывающие отрасли, а также обеспечить их эффективное обслуживание комплексом обрабатывающих отраслей. Такой подход предполагает смещение приоритетов от добычи ресурсов к их глубокой переработке с насыщением перерабатывающих и обрабатывающих отраслей новыми технологиями.

Создание такой системы станет начальным этапом при реализации стратегии догоняющего развития в России и построения национальной инновационной системы. В дальнейшем, по мере решения задачи заимствования технологий эффективность стратегического планирования неизбежно

для выхода

экономики

из «ловушки

недоразвития»

необходима

система

согласованных

стратегических

планов

догоняющего

развития, в основе

которых - задача

технологического

заимствования

инновационное развитие■ _

85

уменьшится: в инновационной экономике возрастает роль свободного поиска и соответственно рынка. Через 15-20 лет оно постепенно трансформируется в систему координации инновационной деятельности и социальной политики.

Литература

1. Дементьев В.Е. О характере российской «догоняющей модернизации» и ее институциональном обеспечении // Российский экономический журнал. - 2005. - №2. - С. 21-29.

2. Зарнадзе А.А., Цагарели Д.В., Методологические проблемы управления научно-техническим развитием производств в отраслях ТЭК.

- М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1996. - 107 с.

3. Ивантер В.В., Комков Н.И. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №3. - С. 3-20.

4. Калинин А.А., Калинин А.А. Возможные направления совершенствования переработки нефти в России // Проблемы прогнозирования. - 2008. - №1. - С. 73-91.

5. Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики. Ч. I: Опыт быстрого развития // Вопросы экономики. - 2006.

- №7. - С. 4-23; Ч. II: Необходимость своевременного переключения // Вопросы экономики. - 2006. - №8. - С. 46-64.

6. Полтерович В.М. О стратегии догоняющего развития для России // Экономическая наука современной России. - 2007. - №3. - С. 17-23.

7. Полтерович В.М. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики.

- 2008. - №4. - С. 4-24.

8. Райсберг Б., Морозов Н. Государственное управление инновационными процессами // Экономист. - 2008. - №1. - С. 35-38.

9. Цветков В.А. Роль государства в стимулировании инновационного развития // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2007. - №6. - С. 71-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.