Научная статья на тему 'Роль технопарка в формировании инженерной культуры будущих педагогов'

Роль технопарка в формировании инженерной культуры будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технопарк / инженерная культура / робототехника / 3D-моделирование / проектная методика / technology park / engineering culture / robotics / 3D modeling / project methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршукова Наталья Борисовна

В статье анализируется опыт работы в технопарке универсальных педагогических компетенций ЮУрГГПУ. Анализ различных подходов к формированию инженерной культуры в образовании показывает, что эффективным фундаментом для этого служит подготовка педагогических кадров. Современный учитель информатики, математики, технологии, физики может ставить перед учащимися задачи с элементами инженерного творчества, причем для их решения возможно задействовать оборудование технопарка. В ходе исследования применялись теоретические, эмпирические и аналитические методы. Теоретический анализ позволил выделить такие составляющие инженерной культуры будущего педагога, как моделирование, конструирование, проектирование, навыки исследовательской деятельности, коммуникации, управления. Эмпирические и аналитические методы исследования применялись в работе со студентами бакалавриата Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, обучающимися по профилю «Информатика», и на магистерской программе «Информатика и робототехника в образовании». В рамках решения исследовательской задачи были подобраны специальные формы и методы обучения — решение инженерных задач, учебно-исследовательская деятельность, проектная методика. Приведены примеры задач, которые выполнялись в ЮУрГГПУ со студентами: управление роботами и мини-соревнования, 3D-моделирование и 3D-печать изделий по заданным техническим характеристикам, программирование электронных и робототехнических устройств. В процессе решения инженерных задач студенты используют межпредметные связи (в области информатики, математики, физики); моделирование объектов, процессов и систем в системах компьютерного моделирования и проектирования (Компас-3D, Tinkercad); знакомятся с такими аддитивными технологиями, как 3D-печать. Успешность описанного подхода подтверждается результатами проведенного опроса среди магистрантов, демонстрирующими вовлеченность студентов в процесс решения инженерных задач, оптимальные подходы при решении инженерных задач (декомпозиция и метод «от простого к сложному»), понимание эффективности различных видов управления поисковой деятельностью в творческих коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршукова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the technopark in the formation of engineering culture of future teachers

The article analyzes the experience of working in the technopark of universal pedagogical competencies of South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. The analysis of various approaches to the formation of engineering culture in education shows that the effective foundation for this is the training of teaching staff. A modern teacher of computer science, mathematics, technology, physics can set tasks with elements of engineering creativity for students, and it is possible to use the equipment of the technopark to solve them. Theoretical, empirical and analytical methods were used in the study. The theoretical analysis made it possible to identify such components of the engineering culture of a future teacher as modeling, designing, engineering, research skills, communication, and management. Empirical and analytical research methods were used in working with undergraduate students of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, studying in the Computer Science profile, and in the Master’s program Computer Science and Robotics in Education. As part of solving the research problem, special forms and methods of teaching were selected — solving engineering problems, educational and research activities, project methodology. Examples of tasks that were performed at SUHPU with students are given: robot control and mini-competitions, 3D modeling and 3D printing of products according to specified technical characteristics, programming of electronic and robotic devices. In the process of solving engineering problems, students use interdisciplinary connections (in the field of computer science, mathematics, physics); modeling of objects, processes and systems in computer modeling and design systems (Kompas-3D, Tinkercad); get acquainted with additive technologies such as 3D printing. The success of the described approach is confirmed by the results of a survey conducted among master’s students, demonstrating the involvement of students in the process of solving engineering problems, optimal approaches to solving engineering problems (decomposition and the “from simple to complex” method), understanding the effectiveness of various types of search activity management in creative teams.

Текст научной работы на тему «Роль технопарка в формировании инженерной культуры будущих педагогов»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 52-59. ISSN 2304-2818

Innovative Development of Vocational Education. 2024;(3(43):52-59. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.1

РОЛЬ ТЕХНОПАРКА В ФОРМИРОВАНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Наталья Борисовна Паршукова, parshukovanb@cspu.ru, ORCID 0000-0001-9872-8996

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Аннотация. В статье анализируется опыт работы в технопарке универсальных педагогических компетенций ЮУрГГПУ. Анализ различных подходов к формированию инженерной культуры в образовании показывает, что эффективным фундаментом для этого служит подготовка педагогических кадров. Современный учитель информатики, математики, технологии, физики может ставить перед учащимися задачи с элементами инженерного творчества, причем для их решения возможно задействовать оборудование технопарка. В ходе исследования применялись теоретические, эмпирические и аналитические методы. Теоретический анализ позволил выделить такие составляющие инженерной культуры будущего педагога, как моделирование, конструирование, проектирование, навыки исследовательской деятельности, коммуникации, управления. Эмпирические и аналитические методы исследования применялись в работе со студентами бакалавриата Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, обучающимися по профилю «Информатика», и на магистерской программе «Информатика и робототехника в образовании». В рамках решения исследовательской задачи были подобраны специальные формы и методы обучения — решение инженерных задач, учебно-исследовательская деятельность, проектная методика. Приведены примеры задач, которые выполнялись в ЮУрГГПУ со студентами: управление роботами и мини-соревнования, 3D-моделирование и 3D-печать изделий по заданным техническим характеристикам, программирование электронных и робототехнических устройств. В процессе решения инженерных задач студенты используют межпредметные связи (в области информатики, математики, физики); моделирование объектов, процессов и систем в системах компьютерного моделирования и проектирования (Компас-3D, Tinkercad); знакомятся с такими аддитивными технологиями, как 3D-печать. Успешность описанного подхода подтверждается результатами проведенного опроса среди магистрантов, демонстрирующими вовлеченность студентов в процесс решения инженерных задач, оптимальные подходы при решении инженерных задач (декомпозиция и метод «от простого к сложному»), понимание эффективности различных видов управления поисковой деятельностью в творческих коллективах.

Ключевые слова: технопарк, инженерная культура, робототехника, 3D-моделирование, проектная методика

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» (МГПУ). Тема: «Формирование инженерной культуры в педагогическом вузе» (руководитель А. Л. Королев); регистрационный номер заявки МК-19-2024 от 31.05.2024.

Для цитирования: Паршукова Н. Б. Роль технопарка в формировании инженерной культуры будущих педагогов // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 52-59.

© Паршукова Н. Б., 2024

Original article

THE ROLE OF THE TECHNOPARK IN THE FORMATION OF ENGINEERING CULTURE OF FUTURE TEACHERS

Natalia B. Parshukova, parshukovanb@cspu.ru, ORCID 0000-0001-9872-8996

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article analyzes the experience of working in the technopark of universal pedagogical competencies of South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. The analysis of various approaches to the formation of engineering culture in education shows that the effective foundation for this is the training of teaching staff. A modern teacher of computer science, mathematics, technology, physics can set tasks with elements of engineering creativity for students, and it is possible to use the equipment of the technopark to solve them. Theoretical, empirical and analytical methods were used in the study. The theoretical analysis made it possible to identify such components of the engineering culture of a future teacher as modeling, designing, engineering, research skills, communication, and management. Empirical and analytical research methods were used in working with undergraduate students of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, studying in the Computer Science profile, and in the Master's program Computer Science and Robotics in Education. As part of solving the research problem, special forms and methods of teaching were selected — solving engineering problems, educational and research activities, project methodology. Examples of tasks that were performed at SUHPU with students are given: robot control and mini-competitions, 3D modeling and 3D printing of products according to specified technical characteristics, programming of electronic and robotic devices. In the process of solving engineering problems, students use interdisciplinary connections (in the field of computer science, mathematics, physics); modeling of objects, processes and systems in computer modeling and design systems (Kompas-3D, Tinkercad); get acquainted with additive technologies such as 3D printing. The success of the described approach is confirmed by the results of a survey conducted among master's students, demonstrating the involvement of students in the process of solving engineering problems, optimal approaches to solving engineering problems (decomposition and the "from simple to complex" method), understanding the effectiveness of various types of search activity management in creative teams.

Keywords: technology park, engineering culture, robotics, 3D modeling, project methodology

Acknowledgments. The work was carried out with the financial support of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev" (MSPU). Topic: "Formation of engineering culture in a pedagogical university" (supervisor A. L. Korolev); registration number of the application MK-19-2024 dated 05/31/2024.

For citation: Parshukova NB. The role of the technopark in the formation of engineering culture of future teachers. Innovative development of vocational education. 2024;(3(43):52-59. (In Russ.).

Введение

Сформировавшийся в настоящее время новый технологический уклад отличается повсеместным использованием автоматизации производственных процессов, повышением производительности труда, эффективным применением новых технологий. Для рационального перехода экономики к результативному применению и разработке новых технологических решений следует уделять внимание подготовке кадров не только в инженерных, но и в педагогических вузах, так как именно учитель сможет создать творческую среду для обучающихся, заложить

основы инженерного творчества, замотивиро-вать на получение инженерной профессии.

Понимая важность подготовки педагогов в новых условиях, многие педагогические вузы открыли технопарки универсальных педагогических компетенций. Как отмечается в методических рекомендациях Министерства Просвещения РФ по функционированию педагогических технопарков, их целью является подготовка студентов и педагогических работников для обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами для формирования естественно-научной, технологической, математической

и цифровой грамотности школьников1. Накопленный опыт применения в образовательном процессе педагогических вузов материально-технического оборудования технопарков позволяет сделать вывод о трансформации в образовании традиционных методов в сторону большей активной творческой вовлеченности как преподавателей, так и студентов. Например, в Шадринском государственном педагогическом университете разрабатываются учебно-методические материалы (сценарии консультаций, интерактивов, экскурсий, мастер-классов, лабораторных работ) и проведение образовательных событий на разных стадиях процесса подготовки будущих учителей, также к образовательной деятельности в технопарке активно привлекаются педагогические кадры Курганской области [1]. В Армавирском государственном педагогическом университете технопарк рассматривается как фактор синергии междисциплинарных связей и условие сокращения разрыва между образовательным процессом и профессиональной деятельностью будущих педагогов [2]. В Воронежском государственном педагогическом университете обосновывают значимость технопарков для формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей за счет высокой заинтересованности студентов в работе с новым оборудованием, увеличения доли практико-ориентированного обучения, применения проектной, научно- и учебно-исследовательской деятельности [3].

В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете также происходит поиск новых форм и методов обучения для активизации исследовательской деятельности с использованием сред моделирования, эмуляторов для робототехники и материально-технического оборудования технопарка. С педагогической и исследовательской точек зрения апробированный в вузе подход «моделирование без программирования» значительно экономит время на проверку гипотез, позволяет быстро проверить предположения и получить опыт учебно-исследовательской деятельности [4].

Материалы и методы исследования

При проведении исследования был проанализирован исторический опыт России и совет-

1 Методические рекомендации по созданию и функционированию педагогических технопарков «Кванто-риум» на базе образовательных организаций высшего образования // Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет : офиц. сайт. URL: https://www.cspu.ru/upload/Metodicheskie_rekomendacii.pdf (дата обращения: 11.07.2024)

ской инженерной школы. В процессе анализа литературы удалось выявить закономерность формирования инженерной культуры — поиск квалифицированных педагогических кадров (в том числе и за рубежом), повышение престижа профессии «инженер», развитие инженерных школ как отдельных форм теоретического и практико-ориентированного обучения.

Развитие инженерной культуры в России за прошедшие три века то усиливалось и шло очень интенсивно, то ослабевало. Замедление происходило и в допетровское время, когда знание развивалось спонтанно, в отличие от цеховой культуры и академической систематизации инженерных знаний в европейских университетах; и в 60-90-е гг. XIX в. в связи со слабостью технической образовательной системы, отсутствием унифицированной подготовки; и в результате Первой мировой войны и Октябрьской революции; и на рубеже XX - XXI вв. в связи с переориентацией страны на капиталистический путь развития, вступлением в ВТО, низкой конкурентоспособностью российской промышленности и общим падением престижа профессии «инженер». За каждым таким падением следовали периоды взлета. Так, по праву считающийся инженером император Петр I способствовал развитию инженерной инфраструктуры, создал собственный «корпус» инженеров и снизил зависимость государства от иностранных кадров. Общий подъем промышленного производства, являющийся следствием принятых государством мер по поддержке инженерного образования, произошел на рубеже XIX - XX вв.; затем, уже в Советской России, масштабная индустриализация обуславливает интенсификацию обучения инженерных кадров, повсеместно открываются профтехучилища, массовым становится высшее инженерное образование.

Этот небольшой исторический экскурс позволяет сделать вывод о стратегически необходимом сохранении и развитии собственной инженерной школы в нашей стране, несмотря на сложность и дороговизну подготовки таких специалистов. Возможности получения готовых инженерных компетенций из других стран, снижение престижа и статуса профессии «инженер», заимствование средств промышленного производства за рубежом негативно сказываются на развитии страны, ее обороно- и конкурентоспособности на мировой арене в последующие десятилетия. Повсеместное открытие как в педагогических вузах, так и на промышленных предприятиях технопарков — актуальный и востребованный ответ на провал инженерного образования в 1990-е гг.

Понятие «инженерная культура» многими исследователями трактуется сходным образом. Под ней понимается особое мышление, основанное на алгоритмических, аналитических подходах; особые умения выделить инженерную задачу в некоторой проблемной ситуации, применить теоретические знания к решению практической задачи; особые навыки, включающие исследовательскую деятельность (Г. С. Альт-шуллер, А. И. Половинкин, А. П. Быков и др.). А. А. Червова и О. А. Смирнова выделяют следующие компоненты в инженерной культуре выпускника технологического факультета — «целостное личностное образование, характеризующееся сформированностью следующих компонентов: технологического, графического, проектировочного, конструкторского, моделирующего, информационного, высокий уровень которых позволяет осуществлять качественную профессиональную деятельность» [5]. Работа инженера включает в себя проектирование, конструирование, тестирование, отладку технических объектов и разработку технологии, а также организацию и совершенствование индивидуального и группового труда, управление производством [6].

В наше понимание инженерной культуры, в том числе и инженерной культуры будущего педагога, должны включаться следующие результаты активной деятельности: конструирование, проектирование, моделирование, тестирование, исследовательская деятельность, коммуникация, управление. В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете на инженерную деятельность ориентированы такие образовательные программы, как «Математика. Информатика», «Технология. Дополнительное образование (техническое)» (бакалавриат), «Информатика и робототехника в образовании» (магистратура). При формировании инженерной культуры у студентов указанных программ возникает ряд трудностей — недостаток учебного времени, недостаточная мотивация к решению инженерных задач, внутреннее сопротивление обдумыванию проблемных ситуаций.

В ходе исследования применялись аналитические и эмпирические методы, в том числе опросы студентов, чек-листы, наблюдение за деятельностью и вовлеченностью студентов в решение инженерных задач. Обучение инженерной культуре будущих учителей информатики осуществлялось на таких учебных дисциплинах, как «Информатизация общества», «Виртуальная реальность», «Компьютерное

моделирование» (направление «Педагогическое образование», профиль «Математика. Информатика»), «Виртуальная реальность» (направление «Педагогическое образование», профиль «Информатика. Иностранный язык»), «Виртуальные технологии в образовании» (магистерская программа «Информатика и робототехника в образовании»).

Результаты исследования и их обсуждение

При изучении возможностей технопарка мы попытались разобраться, что это оборудование может дать преподавателю и студенту в контексте формирования инженерной культуры.

Возможность замотивировать студентов только новым оборудованием (робототехникой, VR-системами, SD-принтером и др.) представляется слабо результативной. Необходимо вовлечь студентов в такую деятельность через предложение им задач от простых к сложным. Преподавателями-практиками многократно проверен подход в обучении, когда обучающемуся свойственно стремление избавляться как от слишком легких задач (они кажутся скучными), так и от слишком трудных (они оказываются непосильными и влекут неудачи) [7], поэтому важно постепенно увеличивать сложность заданий, тем самым дифференцируя учебный материал.

Дополнительный импульс к постановке и решению инженерных задач может дать программное обеспечение, на котором можно осуществлять моделирование отдельных процессов, явлений и систем. Так, программный код для управления роботом можно выполнять в доступной даже для младших школьников среде Scratch, а самого робота смоделировать в Lego Digital Designer. В технопарке ЮУрГГПУ имеются конструкторы Lego SPIKE, которые предназначены для учащихся 5-7 классов. Набор содержит инструкции по сборке и программное обеспечение для проведения уроков, написания кода для управления конструктором. Выполняя учебные задания, студенты понимают возможности применения принципов конструирования и сборки робота для решения разных задач (движения по заданной траектории, сбора объектов определенных цветов, оповещение о выполненной задаче и др.), программного управления роботом и тестирования выполнения поставленной задачи. Кроме того, несмотря на довольно простую сборку и программирование данных наборов, с их помощью можно ставить интересные исследовательские задачи даже перед студентами, организовывать мини-соревнования, придумывать собственные

исследовательские проекты, которые они смогут реализовать со школьниками на практике.

Robomaster — более сложные конструкторы на другой технологической платформе, способные поставить перед студентами более глубокие математические задачи. Высокую мобильность автономного робота обеспечивает форма колеса, оснащенного двенадцатью роликами, которые позволяют роботу достаточно быстро двигаться во всех четырех направлениях. Дополнительно робот содержит более 30 различных датчиков, камеру высокого разрешения с функцией распознавания объектов, бластер для стрельбы. Для программирования роботов можно использовать среду Scratch или язык Python. С помощью такого конструктора можно не только решать задачи по управлению, но и понимать суть управления колесами через математическую модель, программировать танцующих роботов, проходить полосу препятствий (например, моделируя движения робота на производственном складе), программировать действия в зависимости от распознаваемых с камеры образов и др.

Помимо робототехники, технопарк дает возможность студентам познакомиться с аддитивными технологиями; например, 3D-печать — один из возможных вариантов применения аддитивных технологий. Навыки 3D-моделирования и прототипирования были бы весьма неполными без возможности напечатать полученный объект. Создавая трехмерные модели изделий в системе автоматизированного проектирования KOMQAC-3D или свободном веб-приложении Tinkercad, студенты могут напечатать свое изделие. При этом также могут возникнуть определенные инженерные задачи: например, как правильно определить изделие на платформе, чтобы печать была быстрой и при этом качественной (без наплывов пластика, смещения первого слоя, дырок в слоях); как правильно определить ребра жесткости в слоях; какие параметры печати выставить, чтобы оптимизировать качество и время печати; какой тип пластика подходит для печати изделий разного назначения.

Межпредметные связи и прикладной характер применения знаний в процессе инженерного творчества проявляются не только в таких фундаментальных дисциплинах, как физика и математика, но и в программировании. Всем известна значимость изучения двумерных массивов в программировании. Однако писать программы на модификацию двумерного массива на языке программирования Python, Pascal, С# и др. бывает не очень интересно. В то же время, если представить двумерный массив как сово-

купность светодиодных лампочек и сформулировать инженерную задачу создания светового табло, где лампочки, как и элементы двумерного массива, динамически загораются и затухают, то это вызывает неподдельный интерес. Для создания такого светодиодного табло можно воспользоваться конструктором Arduino, виртуальным эмулятором печатных плат Tinkercad или средой виртуального программирования Alice.

Технопарк в ЮУрГГПУ выступает площадкой для реализации проектной методики разработки веб-ресурсов для студентов направления «Информационные технологии в образовании». При обучении студентов программированию требуется синтезировать знания из множества дисциплин, студент должен не только вспоминать, что та или иная информация присутствовала в курсе его обучения, но и применять эту информацию в своей профессиональной деятельности [8]. При организации обучения веб-программированию используется проблемный подход, модель «перевернутого» класса [9]. В рамках дипломных проектов студентами — будущими IT-специалистами были разработан веб-сервис по работе с расписанием занятий в технопарке, а также создана и наполнена контентом информационно-справочная система по работе с материально-техническим оборудованием технопарка.

Обучение в технопарке проходит и в рамках магистерской программы «Информатика и робототехника в образовании». Важность и сложность формирования инженерной культуры в магистратуре обусловлена еще и тем, что, с одной стороны, осваивать эту программу приходят студенты из разных сфер обучения, некоторые из них ранее не получили педагогического образования или пришли из гуманитарной сферы; с другой — технопарк позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении, строить образовательную траекторию от простого к сложному, постепенно вовлекая в инженерную деятельность всех без исключения студентов.

Для наблюдения за способностью магистрантов применять приемы решения инженерной задачи по предлагаемому алгоритму проводился опрос. В опросе приняли участие 14 человек.

1. Вопрос открытого типа. Какую задачу вы возьметесь решать первой: легкую и понятную, но не очень интересную или сложную и интересную? Объясните свой выбор.

- Сложную и интересную — 36 %.

- Легкую и понятную, потому что всегда начинаю с этого — 64 %.

2. Вопрос на выбор одного ответа. Какая деятельность из перечисленных вам больше всего интересна?

- Программирование автоматических устройств — 8 %.

- Конструирование автоматического устройства — 28 %.

- Тестирование автоматического устройства — 14 %.

- Все из вышеперечисленного — 50 %.

3. Вопрос на выбор одного ответа. Если вы верно решили легкую задачу и получили удовлетворение от ее решения, становитесь ли вы смелее при выполнении следующей задачи?

- Да — 85 %.

- Нет — 15 %.

4. Вопрос на выбор одного ответа. Для решения вашей задачи вы нашли в литературе переборный алгоритм, который работает так медленно, что человек аналогичную задачу выполнит гораздо быстрее. Что вы сделаете для его оптимизации?

- Изучу другие алгоритмы, перебор не самый лучший вариант, можно оптимизировать — 100 %.

- Брошу все — задача не может быть решена — 0 %.

- Попробую изменить у конструкции любые другие параметры, вдруг заработает быстрее — 0 %.

5. Вопрос на выбор нескольких вариантов ответа. Вы работаете группой над решением конструирования 3D-детали по заданным характеристикам. Какой, на ваш взгляд, метод групповой работы даст максимальный результат?

- Мозговой штурм — придумаем вместе много идей, потом будем проверять каждую — 35 %.

- Выберем лидера команды голосованием, он точно знает, что делать — 0 %.

- Каждый будет заниматься тем делом, с которым лучше всего справляется: кто-то создавать 3D-деталь, кто-то печатать ее на 3D-принтере, кто-то проводить испытания полученной модели, кто-то делать статистические замеры — 85 %.

- Все вместе будем проводить все работы: делать эскиз 3D-модели, разрабатывать модель в 3D-редакторе, разбираться с печатью на 3D-принтере и проводить измерения — 14 %.

6. Вопрос на выбор одного ответа. Для решения инженерной задачи ваша команда нашла пять возможных решений. Какой принцип при отборе этих решений вы выберете, если исходить из экономической целесообразности?

- Нужно сначала установить предельную сумму на исследование, которую мы можем

потратить. Исходя из нее выбирать и тестировать решения — 50 %.

- Нужно проверить все пять решений, сделать замеры и после этого найти самое оптимальное — 42 %.

- Сначала нужно проверить те решения, которые кажутся очевидными. Они, скорее всего, и будут оптимальными — 8 %.

- Выберем самое простое решение — 0 %.

Результаты данного опроса свидетельствуют о вовлеченности большинства студентов магистратуры в решение инженерных задач; прогнозируемом выборе способа решения инженерных задач методом декомпозиции, движения от простого к сложному; понимании эффективности различных видов управления поисковой деятельностью в творческих коллективах.

В качестве приема повышающей сложности заданий целесообразно использовать следующий подход: для знакомства с новым устройством или технологией предложить студентам детальную инструкцию; для полученного результата рекомендовать в зависимости от задачи либо усложнение, либо исследовательский вопрос; для применения полученных умений и навыков предложить инженерную задачу похожего типа, но уже без инструкции и наводящих сведений. Тогда происходит постепенное погружение студента в работу — поиск аналогии (хотя бы к возможному сведению ранее изученных инструкций), мозговой штурм, критическая оценка возможных вариантов и постепенное решение поставленной задачи. Такой подход был апробирован в ЮУрГГПУ на занятиях в технопарке и у бакалавров, и у магистрантов.

Заключение

Формирование инженерной культуры у будущих учителей информатики, физики, математики, технологии — важная задача для педвузов. На сегодняшний день традиционные формы передачи информации от преподавателя к студентам, такие как лекция, семинар, практическое занятие, постепенно утрачивают свою актуальность. Необходимо активные формы обучения адаптировать к современным реалиям. Обучение студентов на материально-технической базе технопарка мотивирует преподавателя на поиск новых форм, методов, приемов, формирование нового содержания учебных занятий, использование поисковой и исследовательской работы со студентами. Правильно выстроенная система практико-ориентированной работы в технопарке будет способствовать развитию инженерной культуры будущих педагогов.

Список источников

1. Бабина Н. Ф., Чернышева Е. И., Добрачева А. Н. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей в образовательном пространстве технопарка // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (295). С.95-100.

2. Романова О. В. «Уральская инженерная школа 2.0»: кластерный подход к подготовке инженерных кадров // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 6.

3. Устинова Н. Н., Козловских М. Е. Осуществление подготовки педагогов к использованию оборудования современных технопарков в профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 2. С. 52.

4. Королев А. Л., Паршукова Н. Б. Исследовательская деятельность будущих учителей информатики при изучении компьютерного моделирования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 7 (160). С. 59-75.

5. Червова А. А., Смирнова О. А. Модель формирования инженерной культуры будущих учителей технологии // Наука и школа. 2010. № 5. С. 44-45.

6. Арушанян Ж. А., Василенко В. Г., Тютюнникова Е. Б., Белоус О. В. Особенности междисциплинарной практической подготовки студентов вузов в условиях технопарка // Перспективы науки. 2022. № 1 (148). С. 123-126.

7. Давыдова Н. А. Адаптивная организация процесса обучения на основе автоматизированной обучающей среды // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 32-38.

8. Паршукова Н. Б. Реализация проектной методики при обучении студентов разработке образовательных порталов // Информатизация образования: проблемы и перспективы : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Челябинск, 27-28 марта 2014 г. Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2014. С. 83-89.

9. Гафуанов Я. Ю., Поднебесова Г. Б. Формирование профессиональной ИКТ-компетент-ности при обучении программированию будущих учителей информатики и IT-специалистов // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 455. С. 175-182.

References

1. Babina NF, Chernysheva EI, Dobracheva AN. Formation of professional and pedagogical competence of future teachers in the educational space of the technology park. Izvestija Voronezh-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Voronezh State Pedagogical University. 2022;(2(295):95-100. (In Russ.).

2. Romanova OV. "Ural Engineering School 2.0": a cluster approach to training engineering personnel. Mir nauki. Pedagogika i psihologija = World of Science. Pedagogy and Psychology. 2023;11(6). (In Russ.).

3. Ustinova NN, Kozlovskikh ME. Implementation of training of teachers for the use of equipment of modern technology parks in professional activities. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education. 2024;(2):52. (In Russ.).

4. Korolev AL, Parshukova NB. Research activities of future computer science teachers in the study of computer modeling. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-peda-gogicheskogo universiteta = Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2020;(7(160):59-75. (In Russ.).

5. Chervova AA, Smirnova OA. Model for the formation of engineering culture of future technology teachers. Nauka i shkola = Science and School. 2010;(5):44-45. (In Russ.).

6. Arushanyan ZhA, Vasilenko VG, Tyutyunnikova EB, Belous OV. Features of interdisciplinary practical training of university students in a technology park. Perspektivy nauki = Prospects of Science. 2022;(1(148):123-126. (In Russ.).

7. Davydova NA. Adaptive organization of the learning process based on an automated learning environment. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2009;(1):32-38. (In Russ.).

8. Parshukova NB. Implementation of project-based methodology in teaching students to develop educational portals. In: Informatizacija obrazovanija: problemy i perspektivy = Informatization of education: problems and prospects. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University; 2014. Pp. 83-89. (In Russ.).

9. Gafuanov YaYu, Podnebesova GB. Formation of professional ICT competence in teaching programming to future computer science teachers and IT specialists. Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University. 2020;(455):175-182. (In Russ.).

Информация об авторе

Н. Б. Паршукова — доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, кандидат педагогических наук.

Information about the author

N. B. Parshukova — Associate Professor at the Department of computer science, information technology and methods of teaching computer science, Candidate of Pedagogical Sciences.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 05.08.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 20.08.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 02.09.2024

Уважаемые читатели и авторы!

Журнал «Инновационное развитие профессионального образования» представлен в открытом доступе в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.ru

(https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=50091)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.