Научная статья на тему 'Роль театральной деятельности в процессе профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе'

Роль театральной деятельности в процессе профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3170
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / SCHOOL'S THEATER / FURTHER EDUCATION / INTEGRATION / CAREER GUIDANCE / PERSONAL / INDIVIDUAL ACTIVITY AND ACMEOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загрекова Лилия Васильевна, Троицкая Ираида Ивановна

Авторами рассматривается возможность использования театральной деятельности в работе школьного театра в целях профессионального самоопределения учащихся. В статье отмечается важность четвертого уровня развития дополнительного образования детей в школе, который предполагает интеграцию основного и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Theatrical Activity in the High School Students' Career Guidance in the System of Further Education

The authors focus on the possibility of the use of theatrical activity in the work of a school's theater in order to help high school students decide on their future career. The article centers on the significance of the fourth level of further education at high school which presupposes integration of general (core) and further education.

Текст научной работы на тему «Роль театральной деятельности в процессе профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙЙЙЙШ

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л. В. Загрекова, И. И. Троицкая

(Нижегородский государственный педагогический университет)

Авторами рассматривается возможность использования театральной деятельности в работе школьного театра в целях профессионального самоопределения учащихся. В статье отмечается важность четвертого уровня развития дополнительного образования детей в школе, который предполагает интеграцию основного и дополнительного образования.

Ключевыге слова: школьный театр; дополнительное образование; интеграция; профориентация; индивидуальный, личностно-деятельностный и акмеологический подходы.

Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. Особая роль в решении этой задачи отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Анализ результатов исследований ученых-социологов показал, что примерно 40 % молодых людей из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям, тем самым нанося урон не только себе, но и государству. В связи с этим сложились объективные предпосылки для поиска путей повышения эффективности профессиональной ориентации подрастающего поколения в системе дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея).

Результаты анализа научной педагогической литературы (Л. Н. Буйлова, А. Я. Журкина, Л. Г. Логинова и др.) и диссертационных исследований (Л. И. Ко-чукова, Л. Я. Никитина, Н. И. Орлянская и др.) свидетельствуют о том, что оте-

чественными учеными выявлен ряд особенностей профессиональной ориентации в системе дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, а также в учреждениях дополнительного образования, но целостной теории по данной проблеме пока не создано. Ученые отмечают, что теоретические разработки прошлых лет по проблемам профессионального самоопределения подрастающего поколения хотя и могут быть использованы в теории и практике в качестве исходных, часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня. Перед современной педагогической наукой и образовательной практикой в области профессиональной ориентации детей ставятся новые задачи, ориентированные на подготовку молодежи к профессиональному самоопределению в условиях новых требований политической, социально-экономической и кадровой ситуации. В контексте этих идей возникает необходимость рассмотрения сущности и специфики дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, структурно-организационной формы его реализации и теоретико-методологических основ осуществления профессиональной ориентации учащихся в данной системе.

Государственные и правительственные документы об образовании предусматривают, что дополнительное обра-

© Загрекова Л. В., Троицкая И. И., 2009

зование в общеобразовательных учреждениях решает те же задачи, что и в домах и центрах творчества детей, однако имеет свою специфику. Она выражается в опоре на содержание основного образования, преимущественном внимании к решению воспитательных проблем, органичной связи с внеурочной культурно-досуговой деятельностью школьников, усилении психотерапевтической функции для компенсации сложностей и неудач, испытываемых детьми в учебном процессе. Дополнительное образование в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая в первую очередь ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и обеспечение условий для реализации индивидуальных интересов и потребностей личности. Оно расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство; способствует самоопределению учащихся в личностной, социокультурной и профессиональной областях, их включению в различные виды творческой деятельности, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы.

Успешность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности. Условно выделяются четыре таких уровня, в числе которых более сложными и развитыми называются третий и четвертый. Третий уровень характеризуется развитием дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы. Четвертый — предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство тех структур школы, деятельность которых строится с учетом концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.

Сегодня можно говорить о том, что многие школы отошли от первого и находятся на втором уровне. Он отличает-

ся определенной внутренней консолиди-рованностью, различной направленностью деятельности, однако не позволяет построить работу на единой содержательной основе. В обозначенных выше документах отмечается, что дополнительное образование детей в школе быстрее сможет приобрести статус самостоятельного подразделения, если его структурирование начнется с выделения некоего системообразующего элемента, деятельность которого имеет комплексный характер [3, с. 2, 4, 5].

Анализ научной литературы, практического опыта работы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, а также результатов проведенного исследования показал, что таким системообразующим элементом может быть школьный детский театр. Это обусловлено тем, что деятельность детского театра имеет комплексный характер: она объединяет музыкальные и художественные коллективы, группы ребят, которые увлекаются сбором материалов об истории и культуре края, занимаются техническим творчеством, спортом и исследовательской работой. Программа детского школьного театра позволяет интегрировать разнообразные творческие объединения детей на общей содержательной основе, координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы. При этом театральная деятельность является одним из важных факторов профессиональной ориентации в дополнительном образовании учащихся в общеобразовательной школе, что обусловлено спецификой театральной деятельности, ее функциями, структурой, многофакторностью.

Школьный детский театр по структуре, содержанию, функциям своей деятельности отражает многие особенности театра вообще. Театр (от греч. Шеа^оп — место для зрелищ) — вид искусства, в основе которого лежит сценическое перевоплощение, т. е. создание художественного образа (как правило, образ человека) путем игры актера не-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

посредственно перед зрителями. Как любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссера, актеров, художника и композитора. Синтетическая природа театра дает ему относительное преимущество перед повествовательными видами искусства. Оно заключается в особой наглядности происходящего перед зрителями действия, в показе событий и характеров в развитии. Зритель одновременно испытывает на себе воздействие произведения, которое лежит в основе театрального представления, игры актеров, общей атмосферы спектакля. Театр воспроизводит жизненные события, которые развертываются во времени и пространстве; делает зрителя свидетелем и как бы соучастником борьбы, происходящей на сцене; зрителя захватывает самый темп действия.

Другой особенностью театрального искусства выступает то, что это один из видов коллективного творчества. Большая роль в нем принадлежит режиссеру, определяющему общую идейно-художественную направленность сценического представления; он также организует весь театральный коллектив на выполнение поставленной задачи. Каждый актер согласовывает свою игру с игрой партнера (ансамблевая игра). Кроме того, спектакль является результатом деятельности многих людей: не только тех, кто выходит на сцену, но и тех, кто шьет костюмы, мастерит предметы реквизита, встречает зрителей. Существует понятие «работники театрального цеха», отражающее тот факт, что спектакль — это одновременно творчество и производство.

В создании спектакля принимают участие множество людей самых разных профессий, порой необычных и редких: художник-постановщик, режиссер, макетчик, столяр, слесарь, заведующий художественно-постановочной частью,

конструктор и др. В театре есть следующие цеха, в которых трудятся работники разных специальностей: столярный (столяры-краснодеревщики, токари, резчики); мягких декораций (обойщики-драпировщики); живописно-декоративный (художники по росписи); бутафорский (художники-бутафоры); швейный (портнихи); машинно-декорационного отделения (монтировщики сцены); реквизиторский; обувная мастерская. В театральном за-кулисье работают также мастера-костюмеры, художники-гримеры, помощник режиссера.

Таким образом, театр позволяет зрителю не только соприкоснуться с миром искусства, но и познакомиться со многими профессиями, представители которых принимают участие в подготовке спектакля, в частности из таких сфер, как человек — человек, человек — природа, человек — знаковая система; человек — техника, человек — художественный образ.

В нашей стране большое развитие получили детские театры — ТЮЗы. В работах ученых по театральной педагогике подчеркивается воспитательная направленность деятельности детского театра. Так, например, З. Я. Корогод-ский отмечает, что театр может быть умным и добрым советчиком, вовлекая зрителей в решение той или иной проблемы, делая его незримым участником событий; театр заставляет молодого человека чувством сделать выбор. Через эмоциональное впечатление зрители идут к осознанию сложных философских и мировоззренческих понятий, и делают это сами [1, с. 39].

Согласно исследованиям А. А. Брянцева, самое главное в работе детского театра — это последствие, т. е. не то, что с ребенком происходит во время спектакля, в тот момент, когда он получает удовольствие, а то, что с ним происходит, когда спектакль уже закончен [1, с. 39].

В работах З. Я. Корогодского в контексте анализа воспитательной функции

ТЮЗа выделяется функция профессиональной ориентации. Автор отмечает, что сегодня, когда обсуждается проект школьной реформы, много говорят о профориентации, о пробуждении у школьника интереса к рабочей профессии, забывая при этом о самом главном, о том, что выбор профессии — прежде всего проблема нравственная. Поступить в выборе нравственно — это значит руководствоваться желанием так определить свой путь, чтобы иметь возможность максимально раскрыть и обогатить свой природный потенциал. Нравственно то, что делает человека по-настоящему счастливым [1, с. 38].

Детские школьные театры, созданные при общеобразовательных школах, имеют много общего с театром вообще и с ТЮЗами в частности. Вместе с тем, как показало исследование, они характеризуются специфическими особенностями. В детском школьном театре постановка спектакля осуществляется самими детьми под руководством педагогов дополнительного образования.

Дети являются актерами, режиссерами, художниками, сценаристами, музыкантами. В этом случае у педагога появляется возможность не только познакомить детей с основами сценического искусства, особенностями профессиональной деятельности работников театра, но и включить их в профессиональные пробы. В процессе проб учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям. Благоприятные возможности для осуществления профессиональной ориентации создаются и тем, что школьники являются активными зрителями поставленных детским театром спектаклей, в ходе просмотра которых могут познакомиться с особенностями профессиональной деятельности героев произведения. Все вышеизложенное актуализирует проблему разработки теоретико-методологических основ исследования сущности театраль-

ной деятельности и ее роли в профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.

В ходе исследования обозначенной проблемы использовались следующие теоретико-методологические подходы: системный, акмеологический, личностно-деятельностный, индивидуальный. Системный подход позволяет рассмотреть профессиональную ориентацию в школьном дополнительном образовании как социально-педагогическую систему, главными компонентами которой являются цели профориентации, обучающиеся, педагоги, профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор), профессиональная и социальная адаптация, лич-ностно ориентированный образовательный процесс на основе интеграции основного и дополнительного образования. Ключевые принципы функционирования профессиональной ориентации как педагогической системы — демократизация, гуманизация, гуманитаризация, регионализация, дифференциация. Ведущей функцией профориентации как социально-педагогической системы выступает формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в той или иной сфере труда с учетом их интересов, склонностей, желаний, психофизических возможностей и потребностей рынка труда.

Акмеологический подход позволяет выделить интегральные показатели, отражающие результаты обучения, воспитания и развития школьников, которые определяются общей категорией «зрелость». На каждой ступени обучения свой вид зрелости: учебная (I ступень, 1—4 кл.), лицейская (II ступень, 5—7 кл.), личностная (III ступень, 8—9 кл.), социальная (IV ступень, 10—11 кл.). Для каждого вида зрелости выделены уровни ее сформированности [2, с. 58, 80]. При этом реализация акмеологического подхода должна быть направлена на развитие ученика как субъекта самоопределе-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ния, формирование его готовности к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения или профессии [2, с. 96, 97].

Реализация личностно-деятельностного подхода дает возможность раскрыть сущность позиции школьника в ходе профессиональной ориентации не только как объекта педагогических замыслов педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей общеобразовательной школы, но и, прежде всего, как субъекта собственной деятельности (познавательной, учебнопрофессиональной, общения и др.), выявить условия, методы, средства, технологии использования театральной деятельности в процессе профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.

Индивидуальный подход как теоретико-методологический принцип исследования ориентирует на изучение в ходе профессиональной ориентации индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы, развитие их индивидуальных личностных черт, необходимых для профессионального самоопределения, опору на субъективный опыт учащегося с целью осуществления адресной помощи и педагогической поддержки в его профессиональном самоопределении.

Исследование показало, что основными организационно-педагогическими условиями успешной реализации театральной деятельности при проведении профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы являются следующие: интеграция основного и дополнительного образования в ходе профессиональной ориентации детей; творческое сотрудничество школьного самодеятельного театра и ТЮЗа, направленное на развитие личности ребенка, ее социального и профессионального самоопределения в рамках единой художественно-педагогической программы; кадровые условия, создающие возможность профессионального роста для педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, классных руко-

водителей, воспитателей общеобразовательной школы, включения их в исследовательскую деятельность, в контексте оптимального решения на высоком профессиональном уровне задач театральной деятельности как фактора профессиональной ориентации в дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе. Важным организационно-педагогическим условием решения обозначенной проблемы являются тесная взаимосвязь школы, семьи, педагогов дополнительного образования, специалистов театра юного зрителя в определении целей, задач, методов и средств реализации театральной деятельности.

Эффективность реализации выделенных условий исследовалась нами в течение четырех лет (2005—2009 гг.). Базовым для проведения экспериментального исследования стало образовательное учреждение МОУ лицей № 8 г. Н. Новгорода, который имеет три профильных направления (социально-экономическое, техническое, естественно-научное). В ходе исследования была разработана учебная программа «Профессиональное самоопределение при помощи театральной деятельности» для учащихся 8—9 классов; обучение осуществлялось в рамках классных часов (1ч в неделю). В экспериментальных классах еженедельно проводилась профориентационная работа в контексте вышеперечисленных педагогических условий; в контрольных классах та же работа осуществлялась традиционными способами. Анализ результатов исследования показал, что большинство учащихся экспериментальных классов — 89 % — определились к концу 9-го года обучения со своим профессиональным выбором; в контрольных классах этот показатель составил 76 %.

Таким образом, театральная деятельность представляет собой важный фактор профессиональной ориентации в дополнительном образовании детей в общеобразовательном учреждении. Направленная на ознакомление учащихся с миром профессий через мировую клас-

сическую драматургию, вживание в образы героев, принадлежащих к конкретной профессии, она воспитывает и развивает детей, формирует у них умение ориентироваться в профессиях, позволяет выбрать (по призванию) ту деятельность, которая является наиболее значимой для учащегося с учетом его интересов, склонностей, способностей и с учетом запросов рынка труда, обеспечивает воспитание профессионально важных качеств личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корогодский, 3. Я. Ваш театр / З. Я. Коро-годский. — М. : Знание, 1984. — 80 с.

2. Максимова, В. Н. Акмеология школьного образования / В. Н. Максимова. — СПб. : ЛОИРО, 2000. — 230 с.

3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15433/16 // Внешкольник. — 2002. — № 9. — С. 1—8.

Поступила 29.06.09.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ТВОРЧЕСТВА

Н. Г. Ткачева (средняя общеобразовательная школа № 55 г. Астрахани)

В статье исследуются возможности художественного медиатворчества в эстетическом воспитании учащихся. Медиатворчество рассматривается как часть общей эстетической культуры личности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание; феномен культуры; медиатворчество; медиаобразование; медиаразвитие.

Эстетическое воспитание, рассматриваемое нами в общем контексте культуры общества, включает в себя эстетическое освоение окружающего мира, искусства и формирование целостного эстетического отношения к действительности.

Под эстетическим воспитанием мы понимаем становление личности учащегося как феномена культуры, со своим уникальным неповторимым мироощущением, амбивалентным в ценностном отношении. Как отмечает Е. Л. Яковлева, «наступает новый виток развития, на котором может быть осознано, что главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает» [3, с. 5].

В процессе воспитания учащийся социализируется в систему общественных отношений и одновременно усваивает эстетические ценности и идеалы, при-

сущие этой системе. Анализ эстетических вкусов и пристрастий в общем контексте культуры общества показывает, что конкуренция эстетических вкусов (от китча до высочайших достижений культуры) представляет собой не буквальный показатель недостаточной развитости и несовершенства эстетической сферы общества, а вполне закономерное явление живого функционирования культурного организма общества. Роль движущей силы в культуре всегда выполняли противоречия между изысканным эстетическим вкусом и китчем. «Культурный контекст является обязательным условием любого системного анализа, что позволяет избежать абстрактных рассуждений о сущности эстетического и сформулировать иной подход к эстетическому воспитанию личности учащегося средствами художественного творчества, чем это принято в системе школьного образования» [2, с. 12].

© Ткачева Н. Г., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.