Научная статья на тему 'Роль танца в жизни современного ребенка'

Роль танца в жизни современного ребенка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1304
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хип-хоп танцы / физическая активность / тренировочный процесс / хореография. / hip-hop dancing / physical activity / training process / choreography

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — В Г. Бичев

В статье изучено влияния танца на развитие памяти, воображения, чувства ритма и мелодии. Изучены способности, которые развивает танец. Рассмотрено направление хип-хоп танцев их основные особенности. Изучен тренировочный процесс во время занятий танцами, нагрузки занимающихся. Рассмотрено значение танца в жизни ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF DANCE IN THE LIFE OF A MODERN CHILD

The article studies the influence of dance on the development of memory, imagination, sense of rhythm and melody. Studied the abilities that the dance develops. The direction of hip-hop dances and their main features are considered. Studied the training process during dance classes, the load involved. The importance of dance in the life of a child is considered.

Текст научной работы на тему «Роль танца в жизни современного ребенка»

РОЛЬ ТАНЦА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

В.Г. Бичев, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10654

Аннотация. В статье изучено влияния танца на развитие памяти, воображения, чувства ритма и мелодии. Изучены способности, которые развивает танец. Рассмотрено направление хип-хоп танцев их основные особенности. Изучен тренировочный процесс во время занятий танцами, нагрузки занимающихся. Рассмотрено значение танца в жизни ребенка.

Ключевые слова: хип-хоп танцы, физическая активность, тренировочный процесс, хореография.

Хип-хоп танцы являются одним из наиболее популярных направлений в современной танцевальной культуре. Танец характеризуется большим количеством разнообразных прыжков. Движения тела полностью подчинены музыкальному биту, они могут быть мягкими и расслабленными или наоборот резкими и агрессивными. Отличительным моментом хип-хоп танцев является то, что большинство используемых движений обращено в пол, поэтому ноги всегда немного расслаблены, а корпус посажен достаточно низко.

Хип-хоп культура начала зарождаться в 1969 году и до настоящего момента продолжает развиваться. Она включает в себя и танец, искусство читки текста под музыку (рэп) и граффити (рисование на стенах с помощью баллончиков с краской). Хип-хоп танцы появились на основе хип-хоп культуры, первыми исполнителями были афроамериканцы. В конце 70-х годов начали проводиться уличные соревнования хип-хоп танцоров. На протяжении всего времени этот стиль претерпел многие изменения.

Сегодня хип-хоп танцы делятся на старую школу и новую школу. К старой школе хип-хоп танцев можно отнести такие направления как popping, locking, breakdance. Танцы, относящиеся к новой школе, появились в девяностых годах и представляли собой смесь из движений танцевальных стилей старой школы и некоторых других стилей. В отличие от старой школы, для которой характерно вы-

полнение акробатических элементов, новая школа акцентирует внимание на работе ног.НОР newstyle - это очень многообразное танцевальное направление, которое покорило Америку и теперь добралось и до нас. HIP-HOP newstyle можно свободно танцевать под музыку хип-хоп, рэп, ганг-ста рэп, R'n'B. Главное слушать музыку и выделять в ней смысловые акценты, отдаться ей сполна, нужен свободный полет сознания. Этот стиль базируется на нестандартных движениях и основан на креативности. Он состоит из движений очень многих других стилей: джаз, элементы верхнего брейка, модерн, лати-на.НОР newstyle - очень мягкий, утонченный, спокойный, с легкой манерой подачи танцевальных движений, которая одновременно сочетается с сжатой внутренней энергией. В танце идет полная импровизация движений с утонченной пластикой и в то же время четкостью движений. HIPHOP newstyle - это стиль для тех, кто хочет подчеркнуть свою индивидуальность. Раньше это были уличные танцы Нью-Йорка, но теперь newstyle с улиц переселяется в клубы, театр, кино, телешоу.

1. Исследование тренировочного процесса.

Цель выполненного исследования -сравнить результаты тренировочного процесса двух групп школы танцев «Dance My Life Shool» по направлению хип-хоп одного возраста разного уровня на протяжении одного года и внести коррективы в дальнейший тренировочный план.

Объектом исследования являются показатели физических качеств занимающихся: выносливость, быстрота, сила, ловкость, координация.

Предмет изучения - физические нагрузки танцоров.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

- Оценить эффективность тренировочного процесса двух разных групп.

- Сравнить результаты занимающихся.

- Выработать коррективы для дальнейшей работы танцоров.

Основу гипотезы составило следующее предположение: большее количество тренировок, их повышенная интенсивность и трудолюбие занимающихся способствует большему успеху.

В процессе исследования использовались следующие методы: наблюдение, метод практических действий, групповая работа.

Ожидаемые результаты: овладение танцорами методикой тренировочного процесса и воодушевление их на будущие успехи.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе занимающиеся ознакомились с данной программой. У первой группы (возраст 11-14 лет) было по 3 тренировки в неделю по 2 часа. У второй группы (11-14 лет) было по 2 тренировки в неделю по 1,5 часа. Начальный уровень

Также проводился тест на музыкальность и техничность исполнения танца. В тесте были такие задания, как:

подготовки у двух групп одинаковый. Нагрузка у второй группы больше, чем у первой. В план тренировки входили:

- бег (3-5 минут);

- разминка под музыку, отрабатывая базовые элементы хип-хопа;

- разучивание танцевальной связки сначала под счет, далее под музыку;

- отработка танцевального номера;

- ОФП или растяжка в конце тренировки.

На втором этапе проводилось наблюдение за тренировочным процессом. По окончанию сезона проводился тест на общую физическую подготовку для двух групп. В тест входили такие задания, как:

Упражнения на пресс: скручивания (30 раз), подъемы ног лежа (30 раз), планка и боковая планка (по 2 минуты).

Упражнения на спину: «супермен» (20 повторений), отжимания в позе треугольника (20 повторений), реверсивная разводка лежа (20 повторений).

Упражнения на выносливость: в упоре лежа прыжком поднеси колени к груди и вернутся в исходное положение (10 повторений), закидывание ног за голову (15 раз), выпрыгивания из полного приседа (10 повторений), отжимания (15 раз).

После выполненного теста были составлены диаграмма результатов. В графике показана выполняемость теста двух групп в процентах (рис. 1).

- разучивание танцевальной связки на контрольной тренировке и оценивание ее исполнения по музыкальности

120 100 80 60 40 20 0

Упражнения на пресс Упражнения на спину

Упражнения на выносливость

1 группа

2 группа

Рис. 1. Результаты первого теста

- сдача танцевального номера, который разучивался на протяжении трех месяцев. В танце оценивались техника, синхронность, точность, энергичность, эмоциональность

- творческое задание для учеников: придумать хип-хоп танец для группы длительностью 1 минута

На третьем этапе подводились итоги исследования. Группы выступали с танцевальным номером на фестивале танца в одной категории. По результатам мероприятия первая группа заняла 1 место, а вторая группа 3 место.

Таким образом, повышенные физические нагрузки способствуют лучшему результату. Для того, что группы выступали на одном уровне необходимо тренироваться одинаковое количество раз с одинаковой нагрузкой. Но при этом не следует перенагружать танцоров, нужен равномерно распределенный отдых, умеренное правильное питание.

2. Значение танца в жизни ребенка.

1) Занятия танцем имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги во-

После выполненного теста были составлены диаграмма результатов. В графике показана выполняемость теста двух групп в баллах. В одно задание максимальное количество баллов - 5.

внутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются. Также улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно - сосудистая система. Так же занятия танцами позволяют разработать позвоночник, его гибкость, накачать мышечный корсет и определённые группы мышц, помогает растянуть ребёнка, избавить или предотвратить «косолапие», сколиоз, кифоз.

2) Растет культура поведения: дети становятся более вежливыми, начинают относиться внимательней к окружающим, находят общие интересы с товарищами, чувствуют себя частью коллектива. Между мальчиками и девочками складываются дружеские отношения. Культура поведения растёт не только во время занятий, но и в обычной жизни.

1 группа

2 группа

Музыальность

Техничность

Творческое задание

Рис. 2. Результаты второго теста

6

5

4

3

2

1

0

3) Через танец воспитываются нравственные качества. Во время исполнения или просмотра танцевального номера у детей вызываются яркие эмоции, они учатся чувствовать характер и сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого и делать выводы. Те танцевальные композиции, которые несут в себе некоторую мораль, учат детей хорошего отношения к остальным участникам коллектива, и как результат, дети переносят это отношение в повседневную жизнь, в своё общение с друзьями, родителями. Кроме того, хореография, как искусство коллективное, помогает развить с ранних лет чувство коллективизма, ответственности, самостоятельности, целеустремлённости, доброты, принципиальности.

4) Танцевальное искусство имеет и познавательное значение. В танце отражены чувства, эмоции, жизнь людей, которые расширяют кругозор ребёнка, обогащают его новыми знаниями и представлениями. В зависимости от сюжета танца, хореография знакомит с литературой, живописью, традициями разных народов, учит разделять добро и зло.

5) Занятия танцами положительно влияют на развитие памяти, воображения, помогают ориентироваться в пространстве, чувствовать мелодию и ритм. Исследования показали, что дети, посещающие танцевальные уроки, значительно опережают своих сверстников в умственном развитии, достигают лучших результатов в учебе.

6) Уроки танцев влияют на эмоциональную сферу ребенка. Ведь танец и музыка погружают человека в мир эмоций, способствуя не только их рождению, но и освобождению. Во время танца ребенок учится понимать себя, осознавать свои эмоции и впоследствии их выражать. К сожалению, современное общество учит людей стыдиться эмоций и уметь их сдерживать, что приводит к стрессам и болезням, ребенок перестанет быть скованным, не будет бояться быть собой.

7) Занятия танцами благотворно влияют на здоровье ребенка. Психологами доказано, что после урока танцев у детей улуч-

шается настроение, они легче сходятся со сверстниками.

Приобретенная грация и пластика останется на всю жизнь. Во время танцев нужно правильно дышать, используя и верхнюю, и нижнюю часть лёгких. Благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в организме, придут в норму, улучшится обмен веществ.

Учёные считают, что улучшается мозговая деятельность обоих полушариев: одно регулирует работу за образным мышлением, которое активизируется при импровизации, второе отвечает за логику движений. Такое улучшение способствует повышению у танцора координации движений и ловкости. Также происходит улучшение памяти. И еще, у людей, занимающихся танцами, минимизируется риск появления такого заболевания как «Болезнь Альцгеймера», которое способствует деградации мозга.

Ещё занятия танцами полезны при проблемах со зрением, так как необходимо всё время менять фокусировку взгляда. Таким образом, укрепляются и глазные мышцы.

У танцующих людей присутствует чувство уверенности в себе, они умеют не только красиво двигаться, но и красиво носить наряды, быть в центре внимания.

Танцы воспитывают собранность и организованность. Суметь выполнить все задания, написать рефераты, а потом умчаться на тренировку - это под силу только людям с сильной волей.

Танцы - лучшее средство от стресса. Танец берёт на себя заботу о душевном благополучии человека.

Таким образом, танцы продлевают жизнь, способствуют поддержанию общего тонуса и позволяют сохранить человеку работоспособность.

Заключение

Танцы - это не только очень приятный вид досуга. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс и это очень важно - ведь дети тоже испытывают много негативных эмоций, не меньше, чем взрослые.

Таким образом, хореография развивает физические способности ребёнка, его нравственные качества, учит быть куль-

турным, расширяет кругозор, обладает средством целостного формирования ре-большой силой эмоционального воздейст- бёнка как личности.

вия и поэтому является незаменимым Красота тела, красота движений. Это закла-

дывается в человеке с детства и именно танцами.

Библиографический список

1. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2001.

2. Курников Д.В. Современная хореография как средство саморазвития личности // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - Т. 6, № 2. - С. 87-91.

3. Кюль Т. Энциклопедия танцев от А до Я. - М.: Мой мир, 2008.

4. Лифиц И.В. Ритмика. - М.: Академия, 1999.

5. Раздрокина Л.Л.: Танцуйте на здоровье! - Ростов на/Д: Феникс, 2007.

ROLE OF DANCE IN THE LIFE OF A MODERN CHILD

V.G. Bichev, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. The article studies the influence of dance on the development of memory, imagination, sense of rhythm and melody. Studied the abilities that the dance develops. The direction of hip-hop dances and their main features are considered. Studied the training process during dance classes, the load involved. The importance of dance in the life of a child is considered. Keywords: hip-hop dancing, physical activity, training process, choreography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.