ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Том 4 • Номер 2 • апрель-июнь 2017 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security
>
Креативная экономика
издательство
Роль таможенных органов в обеспечении продовольственной безопасности России
В статье рассматривается проблема продовольственной безопасности России и современная роль таможенных органов в ее обеспечении. Было проанализировано состояние продовольственной безопасности РФ в период 2012-2016 годов. Обозначено соотношение таких категорий, как эмбарго, санкции, импорт, выявлено влияние на продовольственную безопасность деятельности транснациональных корпораций. Дана характеристика влиянию деятельности таможенных органов на снижение угроз в области продовольственной безопасности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: продовольственная безопасность, таможенное регулирование, таможенный контроль
Введение
В настоящее время важной необходимостью российской социально-экономической политики считаются повышение качества жизни россиян, и главным образом, гарантии национальной безопасности. Сегодня в ситуации общемировой нестабильности, роста климатических, финансовых и экономических угроз, обострения политических позиций, санкций США и ЕС продовольственной безопасности как обязательной компоненте национальной безопасности уделяется особое внимание. Продовольственная безопасность осуществляется за счет национального производства, импорта и имеющихся запасов. В этой системе наиболее неустойчивым показателем является импорт. Поэтому решение проблемы продовольственной безопасности на государственном уровне идет по пути развития национальных агропромышленных комплексов и сокращения зависимости от импорта.
Агамагомедова С.А.1, Надькина Н.А.1, Шейкина Т.С.1
1 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
АННОТАЦИЯ:
The role of customs in ensuring food security of Russia
Agamagomedova S.A.1, Nadkina N.A.1, Sheykina T.S.1
1 Penza State University, Russia
Россия на сегодняшний день достаточно неплохо снабжает себя провиантом. По официальным данным Министерства сельского хозяйства РФ, Россия уже в полную силу обеспечена по продуктам, имеющим наибольшее значение: зерну, картофелю, растительному маслу и сахару. В 2016 году по мясу наша страна приблизительно дошла до безопасного значения производства, главным образом, за счет мяса птицы. Определенные проблемы остаются с молоком. В общем же сельское хозяйство РФ функционирует в достаточной мере продуктивно, фактически дает на 100 % обеспечение базовых потребностей государства и предоставляет шанс экспортировать немалые объемы продукции.
Ввозим не все
2015 год продемонстрировал то, что объем отечественной продукции в общей массе внутреннего рынка составил примерно 88,7 %, что намного выше порогового значения, введенного Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной президентом в 2010 году. За 3-4 года РФ приблизительно вдвое урезала расходы на импорт продуктов питания из-за рубежа: с 42-44 млрд долларов до 23-24 млрд в 2015 году [17].
2016 год был ознаменован тем, что доля ввозимых продуктов РФ опустилась до рекордного минимума. Отдельные секторы экономики и фирмы, которые повышали капиталовложения в наращивание мощностей до девальвации рубля или же располагали незагруженными мощностями, сумели поднять производство. Интенсивно трансформировалась доля импортной продукции в объеме потребления сыра и мяса [16] (табл. 1).
ABSTRACT:_
The article deals with the problem of food security in Russia and the modern role of customs authorities in its provision. The state of food security of the Russian Federation in the period 2012-2016 was analyzed. The ratio of such categories as embargoes, sanctions, imports is indicated, the impact on the food security of transnational corporations is revealed. The characteristic of influence of activity of customs authorities on reduction of threats in the field of food security is given.
KEYWORDS: food safety, customs regulations, customs control.
Received: 11.05.2017 / Published: 30.06.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Agamagomedova S.A. ([email protected])
CITATION:_
Agamagomedova S.A., Nadkina N.A., Sheykina T.S. (2017) Rol tamozhennyh organov v obespeche-nii prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii [The role of customs in ensuring food security of Russia]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost, 4(2). - P. 103-114. doi: 10.10.18334/ppib.4.2.38176
о d
d: СР
50
40
30
20 10
0
2012
2015
Рис. 1. Расходы на импорт зарубежных продуктов питания Источник: составлено авторами [17]
Доля импорта зарубежной продукции в 2014-2016 гг., %
Таблица 1
Зарубежная продукция Доля ввоза зарубежной продукции в объеме потребления, %>
2014 г 2016 г
Сыр 45-48 20-23
Свинина 16-18 9
Птица 17-19 10-11
Источник: составлено авторами [16]
ОБ АВТОРАХ::_
Агамагомедова СаниятАбдулганиевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности (saniyat_aga0mail.ru)
Надькина Наталия Алексеевна, студентка кафедры менеджмента и экономической безопасности (tatyananadkina0yandex.ru)
Шейкина Татьяна Сергеевна, студентка кафедры менеджмента и экономической безопасности
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Агамагомедова С.А., Надькина Н.А., Шейкина Т. С. Роль таможенных органов в обеспечении продовольственной безопасности России // Продовольственная политика и безопасность. — 2017. — Том 4. — № 2. — С. 103-114. doi: 10.18334/ppib.4.2.38176
Выделяют следующие причины снижения объемов ввоза импортных товаров:
1. Преграждение значительного объема импорта санкциями.
Как отмечается Федеральной таможенной службой, санкционные продовольственные товары ввозятся на российскую территорию под видом товаров, наименование которых не соответствует фактическому, например, в качестве медикаментов, минеральной воды и пива, различных строительных материалов и других товаров [7] (Ктавноу, 2013).
Для этого в отдельных зонах государственной границы РФ с Белоруссией и Казахстаном были организованы и с конца ноября 2015 года действовали 35 межведомственных мобильных групп, которые реализовывали мероприятия таможенного контроля по пресечению ввоза и оборота на российской территории групп товаров, которые подпали под продовольственное эмбарго. В их составе должностные лица таможенных органов, пограничного управления ФСБ, ГИБДД и Россельхознадзора, обладающие полномочиями досмотра автотранспорта на предмет наличия запрещенных товаров при работе на транспортных магистралях, а также вдоль участка государственной границы [9] (Ма^ееуа, 2016).
По данным ФТС России, мобильными группами проверено 2,5 млн т товаров и выявлено около 10 тыс т товаров, не разрешенных к импорту в РФ. Кроме этого, из них было вывезено вновь за пределы РФ и возвращено в Беларусь, Казахстан и Украину 7,1 тыс. т товаров, подпавших под санкции, а также уничтожено 2,2 тыс. т товаров, в отношении которых введены запреты и ограничения, задержано таможенными органами до принятия решения 700 т запрещенных к ввозу товаров [13].
2. Превращение большинства импортных продуктов в неконкурентоспособные на российском рынке вследствие влияния курса рубля.
3. Интенсивное развитие сельского хозяйства РФ, основательное давление на часть рынка зарубежных конкурентов [10] (РегеЬикеукЬ, Туи, 2016).
Россия занимает 42-е место в мире по потреблению продовольствия на душу населения [14]. Нынешнее состояние продовольственной безопасности может быть представлено следующим образом (табл. 2).
По приведенным данным видно, что значительный подъем показала мясная промышленность. Мяса и субпродуктов без учета мяса птицы, по сведениям Росстата, было изготовлено 2,6 млн т — на 12 % больше, чем по результатам 2015 года. Значительный прирост замечен в выработке сахара — 12,4 % к уровню 2015 года. В 2016 году было произведено 5,8 млн. т. Значения поднимаются ежегодно в результате увеличения посевных площадей сахарной свеклы. Положительные показатели и у подсолнечного масла. В 2016 году было выпущено 4,1 млн т продукта, что на 11,6 % больше, чем годом прежде.
В 2016 году ощутимым результатом стал прирост выработки — 73,2 млн. декалитров классического российского алкогольного напитка — на 16,1 % сверх значений
Таблица 2
Изменение объемов российского производства продуктов в 2015-2016 годах, %
Наименование В натуральном выражении Рост/падение, %
Водка, млн дкл 73,2 16,1
Сахар свекловичный, млн т 5,8 12,4
Мясо и субпродукты, млн т 2,6 12,2
Масло подсолнечное нерафинированное, млн т 4,1 11,6
Полуфабрикаты мясные (мясосодержащие), охлажденные, млн т 1,2 10,7
Крупа, млн т. 1,5 3,5
Джемы, фруктовые желе, компоты, пюре, пасты фруктовые, ягодные, ореховые, млн усл. банок 462 3,3
Воды минеральные и газированные, неподслащенные, млрд п\л 11,7 3,1
Мясо и субпродукты птицы, млн т. 4,5 2,8
Сыры и сырные продукты, тыс т. 600 2,5
Рыба и рыбные продукты переработанные и консервированные, млн т 3,9 2,5
Кондитерские изделия, млн т. 3,6 2,2
Продукты молочные сгущенные, млн усл. банок 847 2,1
Молоко жидкое обработанное, млн т 5,5 1,2
Колбасные изделия, млн л 2,41 -1,2
Соки фруктовые и овощные, млрд усл. банок 1,6 -1,5
Мука из зерновых и зернобобовых агрокультур, млн т 9,6 -2
Хлебобулочные изделия, млн т. 6,1 -2,8
Масло сливочное, тыс. т 247 -3,5
Вино игристое и шампанское, млн. дкл 14,7 -8
2015 года. При этом изготовление игристых и шампанских вин показало буквально обратный итог — убыль сразу на 8 %.
Помимо того, в минус по результатам 2016 года ушло сливочное масло — размеры изготовления понизились на 3,5 %, колбасные и хлебобулочные изделия — на 0,2 % и 2,8 %, мука — на 1,6 %.
Импорт продовольствия и аграрной продукции уменьшился на 6,3 %, тем не менее, по-прежнему значительно превосходит экспорт — 24,9 млрд долл. В совокупном объеме отечественного импорта на продовольствие приходится 13,7 %. Между главных продовольственных товаров наивысший рост импорта в 2016 году продемонстрировали товары, представленные в таблице 3 [15].
Снизились поставки по видам овощей первостепенной важности: к примеру, фактически в 2 раза сократился импорт картофеля и капусты (до 285 тыс. т и 98,6 тыс. т), на 40 % — лука и чеснока, на 30,9 % — томатов, на 21,8 % — огурцов и корнишонов [15].
Таблица 3
Показатели роста импорта зарубежных продуктов, %
Наименование Показатели роста (+| / и падения (-| импорта, % Показатели, млн т
Подсолнечное, сафлоровое, хлопковое масла + на 76,1 до 5,9
Сухое молоко и сливки + на 23,9 до 181
Свежее молоко, сливки (несгущенные) - на 8,3 до 234
Пищевые соли + на 19,4 до 511
Сыры, творог + на 4,2 до 217
Сливочное масло + на 3,4 до 93
Свежее и мороженое мясо - на 16,2 до 626
Мясо птицы - на 12,3 до 224
Мясо рыбы - на 10,6 до 358
Бананы + на 10,6 до 1,4
Свежий виноград - на 24,5 до 193
Свежие яблоки - на 24,1 до 677
Апельсины - на 3,1 до 452
Мандарины - на 2,5 до 759
Таким образом, угрозой продовольственной безопасности России остается импорт продуктов питания, хотя наблюдается снижение его уровня.
Однако, помимо значительного импорта пищевой продукции, огромный ущерб продовольственной безопасности наносят транснациональные корпорации, у которых доля иностранного капитала в пищевой промышленности уже превышает 60 % и продолжает расти. Наибольшие потери от монополии ТНК на рынке продуктов питания несут отечественные сельхозтоваропроизводители как поставщики сырья для предприятий перерабатывающей промышленности. На данный момент на продовольственном рынке России ведущую роль занимают 10 крупнейших транснациональных корпораций (рис. 2).
Kraft Foods
Nestl e S/A
Procter & Gamble
Johnson & Johnson Unilever
Mars, Incorporated
Kellogg's
General Mills, Inc
Рис. 2. Рейтинг крупнейших транснациональных корпораций, занимающих ведущую роль на продовольственном рынке России
В целях достижения продовольственной безопасности государственная политика должна осуществляться по следующим основным направлениям:
• это осуществление мер, связанных с усовершенствованием совокупных условий функционирования сельского хозяйства, развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров;
• меры по совершенствованию системы обеспечения безопасности и контроля качества продуктов питания.
Всегда на страже
Особую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют таможенные органы [12] (8к1уагепко, №сЬаеу, 2014). Таможенные органы РФ наделены полномочиями по защите экономических интересов РФ и выполнению одной из главных функций: осуществление и совершенствование таможенного контроля [3] (Адашадоше^уа, 2017). При осуществлении контроля происходит проверка законности перемещения через границу товаров; проверка соблюдения условий пользования, распоряжения товарами, находящимися на таможенной территории под таможенным контролем; взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, а также таможенных сборов в отношении продовольственных товаров, перемещающихся через таможенную границу Таможенного союза; обеспечение в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза и законодательством РФ соблюдения запретов и ограничений ввоза/вывоза продовольственных товаров [1]. Эффективность таможенного контроля следует рассматривать как базовый фактор обеспечения безопасности как таковой, и продовольственной в частности [2] (Agamagomedova, 2016).
Таможенные органы производят контроль безопасности пищевой продукции, прибывающей на потребительский рынок РФ от зарубежных производителей. Основной задачей для таможенных органов считается предупреждение импорта низкокачественной либо опасной для здоровья и жизни граждан продукции, кроме того, продукции, которая наносит вред развитию собственной экономики [4] (Zaigтaeva, 2015).
Документальный контроль в момент таможенного декларирования ввезенной пищевой продукции предстает одним из первостепенных направлений работы таможенных органов. Абсолютно все товарные партии пищевой продукции проходят проверку таможенными органами на соответствие их документам, которые удостоверяют их ветеринарную, санитарно-эпидемиологическую и фитосанитарную безопасность и, помимо прочего, на соответствие их требованиям качества и безопасности, каковые уточняются техническими регламентами или национальными стандартами [8] (Makтusev, 2012).
Для обеспечения продовольственной безопасности таможенные органы, используют тарифные и нетарифные меры. Использование таможенно-тарифных средств позволяет ограничить поступление иностранных продовольственных товаров на внутренний рынок косвенным путем, то есть путем удорожания импорта в результате обложения товара. К тарифным средствам относятся таможенная пошлина, таможенная номенклатура, система тарифных льгот и т. д. [1]
К мерам неэкономического характера относятся лицензирование, квотирование, эмбарго, антидемпинговые и компенсационные пошлины, а также требования технического регламента, подтверждение безопасности и качества продовольственного товара [11] ] (Silkina, 2017).
Пищевая продукция, прибывшая на таможенную территорию Таможенного союза без фитосанитарных, ветеринарных сертификатов и прочих разрешительных документов, к ввозу не допускается [1].
Таким образом, противодействие незаконному ввозу на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и/или физических лиц или присоединившихся к такому решению, а также реализации указанных категорий товаров на территории России, предполагает применение мер по соблюдению запретов и ограничений. Данные меры, используемые таможенными органами совместно с Роспотребнадзором, Россельхознадзором и правоохранительными органами включают:
• функционирование межведомственных мобильных групп и пунктов предварительного уведомления на границе Российской Федерации;
• информационное взаимодействие российских таможенных органов с таможнями стран, входящих в Таможенный союз;
• выездные межведомственные проверки субъектов предпринимательства;
• телефонные горячие линии и др.
Выявленная продовольственная продукция, подпадающая под российское продовольственное эмбарго, подлежит уничтожению [5, 12] (Kalinina, 2016).
Вывод
Роль таможенных органов в обеспечении продовольственной безопасности значительна. Чтобы оградить граждан РФ от некачественной импортной пищевой продукции, таможенными органами принимаются комплексные меры контроля в целях обеспечения продовольственной безопасности государства, оптимизации процессов социально-экономического развития, обеспечения защиты интересов личности, общества и государства
•
ИСТОЧНИКИ:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)
2. Агамагомедова С.А. // Вопросы безопасности, 2016. — № 5. — url: http://e-notabene. ru/nb/article_20368.html..
3. Агамагомедова С.А. // Административное и муниципальное право, 2017. — № 1. — url: http://e-notabene.ru/pamp/article_20307.html.
4. Заиграева Н.А. Роль таможенных органов в обеспечении продовольственной безопасности России // Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей, 2015.
5. Калинина О.В. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. — 2016. — № 5.
6. Ковалев В.Е., Фальченко О.Д Влияние транснациональных корпораций на пищевую промышленность России // State.Regions.Development, 2015. — № 4.
7. Краснов А.В. О продовольственной безопасности и ее обеспечении в России // Вестник Брянского государственного университета, 2013. — № 3.
8. Макрусев В.В. Управление таможенным делом: Учебное пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2012.
9. Матвеева Н.В. Меры соблюдения продовольственного эмбарго в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2016. — № 8.
10. Першукевич П.М., Тю Л.В. Обеспечение продовольственной безопасности Сибирского Федерального округа: Проблемы и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции «Продовольственная безопасность, импортозамещение и социально-экономические проблемы развития АПК». 2016.
11. Силкина Ю.С. Обеспечение продовольственной безопасности страны в рамках деятельности федеральной таможенной службы/ // Экономические науки, 2017. — № 60-2.
12. Скляренко С.А., Нечаев Б.П. Роль таможенных органов в системе государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности ввозимой пищевой продукции // Молодой ученый, 2014. — № 10.
13. ФТС России. ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: customs.ru.
14. Федеральная служба государственной статистики РФ. Федеральная служба государственной статистики РФ. [Офиц. сайт]. [Электронный ресурс]. URL: www.gks.
15. АГРОИНВЕСТОР [Офиц. сайт]. Агроинвестор. [Электронный ресурс]. URL: http://www.agroinvestor.ru.
16. РИА Новости [Офиц. сайт]. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https: // ria.ru.
17. Руксперт [Офиц. сайт]. Руксперт. [Электронный ресурс]. URL: http://ruxpert.ru.
REFERENCES:
Agamagomedova S.A. (2016). Effektivnost tamozhennogo kontrolya kak faktor obespech-eniya bezopasnosti [The efficiency of customs control as a safety factor]. Security Issues. (5). (in Russian).
Agamagomedova S.A. (2017). Administrativno-pravovoy status tamozhennyh organov kak subektov tamozhennogo kontrolya v sovremennyy period [Administrative and legal status of customs authorities as subjects of customs control in the modern period]. Administrative and municipal law. (1). (in Russian).
Kalinina O.V. (2016). Rol tamozhennyh organov v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti [The role of customs in ensuring the economic security]. Scientific notes of the Tambov branch of Russian Union of young scientists. (5). (in Russian).
Kovalev V.E., Falchenko O.D (2015). Vliyanie transnatsionalnyh korporatsiy na pisch-evuyu promyshlennost Rossii [The impact of transnational corporations on the food industry in Russia]. State.Regions.Development. (4). (in Russian).
Krasnov A.V. (2013). O prodovolstvennoy bezopasnosti i ee obespechenii v Rossii [On food security and its provision in Russia]. The Bryansk State University Herald. (3). (in Russian).
Makrusev V.V. (2012). Upravlenie tamozhennym delom [Management of customs business] Saint Petersburg: Troitskiy most. (in Russian).
Matveeva N.V. (2016). Mery soblyudeniya prodovolstvennogo embargo v Rossiyskoy Federatsii [Measures compliance with the food embargo of the Russian Federation]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. (8). (in Russian).
Pershukevich P.M., Tyu L.V. (2016). Obespechenie prodovolstvennoy bezopasnosti Sibirskogo Federalnogo okruga: Problemy i perspektivy [Food security in the Siberian Federal district: Problems and prospects] Food security, import substitution and so-cio-economical problems of agribusiness development. (in Russian).
Silkina Yu.S. (2017). Obespechenie prodovolstvennoy bezopasnosti strany v ramkakh deyatelnosti federalnoy tamozhennoy sluzhby/ [Ensuring food security of the country in the framework of the activities of the Federal customs service]. Economic sciences. (60-2). (in Russian).
Sklyarenko S.A., Nechaev B.P. (2014). Rol tamozhennyh organov v sistemegosudarstven-nogo nadzora i kontrolya v oblasti obespecheniya kachestva i bezopasnosti vvozimoy pischevoy produktsii/ [The role of customs in the system of state supervision and control in ensuring quality and safety of imported food products]. The young scientist. (10). (in Russian).
Zaigraeva N.A. (2015). Rol tamozhennyh organov v obespechenii prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii [The role of customs in ensuring food security of Russia]. Sovremennye problemy teorii i praktiki tamozhennogo dela glazami molodyh issle-dovateley. (in Russian).