Научная статья на тему 'Роль свойств личности в успешности формирования навыка стрельбы из пистолета'

Роль свойств личности в успешности формирования навыка стрельбы из пистолета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
523
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССОРАМ / ТОЧНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / ERSONALITY TRAITS / CHARACTER ACCENTUATION / RESISTANCE TO STRESSORS / PRECISION GUN SHOOTING / SKILL FORMATION / FUNCTIONAL INDICATORS / FUNCTIONAL ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скобликов Роман Вячеславович, Устименко Владимир Олегович

В статье представлены исследования, в результате которых были выявлены личностные и функциональные характеристики курсантов, определена динамика формирования навыка стрельбы и установлен характер взаимосвязи свойств личности с результативностью стрельбы и динамикой формирования навыка стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скобликов Роман Вячеславович, Устименко Владимир Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of personality traits in the success of the formation of skill gun shooting

The paper presents the study, which resulted in the identified personal and functional characteristics of students, defined the dynamics of formation and skill set fire nature of the relationship of personality traits to performance and dynamics of fire shooting skill formation.

Текст научной работы на тему «Роль свойств личности в успешности формирования навыка стрельбы из пистолета»

Скобликов Роман Вячеславович

старший преподаватель кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Устименко Владимир Олегович

преподаватель кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России

(e-mail: [email protected])_

Роль свойств личности в успешности формирования навыка стрельбы из пистолета

В статье представлены исследования, в результате которых были выявлены личностные и функциональные характеристики курсантов, определена динамика формирования навыка стрельбы и установлен характер взаимосвязи свойств личности с результативностью стрельбы и динамикой формирования навыка стрельбы.

Ключевые слова: свойства личности, акцентуации характера, устойчивость к стрессорам, точность стрельбы из пистолета, формирование навыка, функциональные показатели, функциональная асимметрия.

R.V. Skoblikov, Senior Teacher of a Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];

V.O. Ustimenko, Teacher of a Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

The role of personality traits in the success of the formation of skill gun shooting The paper presents the study, which resulted in the identified personal and functional characteristics of students, defined the dynamics of formation and skill set fire nature of the relationship of personality traits to performance and dynamics of fire shooting skill formation.

Key words: personality traits, character accentuation, resistance to stressors, precision gun shooting, skill formation, functional indicators, functional asymmetry.

В настоящее время одной из ведущих проблем теории и практики спорта является система специальной подготовки, включающая формирование специфического двигательного навыка [1]. Известно, что в психологии спорта проблема формирования и совершенствования двигательного навыка доминировала преимущественно в 40-50-е гг. ХХ в. В настоящий период эта проблема вновь обостряется в связи с требованием интенсификации процесса формирования навыка стрельбы [2, с. 39-42, 116-118; 3].

В стрелковом спорте основное внимание уделяется преимущественно роли типологии нервной системы и темперамента при организации учебно-тренировочного процесса. Что касается свойств личности, то их роль в системе технико-тактической подготовки стрелков практически мало изучена. Известно только, что особенно выраженные функциональные

сдвиги в динамике показателей спортсменов обусловлены большей степенью не внешними условиями соревнований, а психической готовностью к соревновательной нагрузке, личностными особенностями спортсмена и значимостью для него соревновательных результатов [4].

Цель исследования - установление этапной динамики формирования навыка стрельбы из пистолета в связи со свойствами личности.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе стрелкового полигона Краснодарского университета МВД России. В течение 4 месяцев еженедельно фиксировались результаты стрельбы курсантов одного взвода в количестве 24 человек.

Педагогическое тестирование включало оценку точности стрельбы из пистолета: 10 выстрелов (2 серии по 5 выстрелов) по неподвижной мишени.

78

При изучении личности стрелков использовались следующие тесты и опросники: акцентуации характера (возбудимость, педантичность и самодостаточность) выявлялись по опроснику Леонгарда [5], свойства темперамента - по опроснику Смирнова [6], показатель устойчивости к фрустрации фиксировался по опроснику С.М. Гордона и Л.Т. Ямпольского [7].

На результативность деятельности опосредованно, через психическое состояние влияют сила потребности в достижении успеха и субъективная оценка человеком ситуации с точки зрения вероятности достижения этого успеха. Поэтому стрессоры как источники психического напряжения классифицируются на стрессоры внутренней неопределенности (неуверенность в себе) и внешней неопределенности (нет уверенности в оценке ситуации, неопределенность хода деятельности), а также на стрессоры внутренней (боязнь травмы, неудачи) и внешней значимости (степень удовлетворения мотивации достижения, особенности взаимоотношений).

Устойчивость к перечисленным стрессорам и интегральные показатели к стрессорам неопределенности и значимости определялись по опроснику В.Э. Мильмана [8, с. 24-26].

Исходя из положения, что при адаптации к требованиям деятельности изменение личностных качеств происходит, как правило, на границе нормы, мы обратились к пограничным состояниям личности. Показатели склонности к невротизации и психопатизации определялись по тесту В.Б. Войнова [6], уровень субъективного благополучия фиксировался по специальному опроснику.

Из функциональных показателей определялись частота сердечных сокращений и артериальное давление перед выполнением стрелкового упражнения. Кроме того, фиксировались показатели функциональной асимметрии по руке, ноге, глазу.

Четырехнедельная динамика формирования навыка стрельбы из пистолета характеризуется диапазоном точности попадания от 76,6% в первую неделю до 85% в четвертую неделю со спадом к 79,2% в третью неделю.

Различия результатов между второй, третьей неделями и первой отсутствуют (соответственно, t = 0,81 и t = 0,65), однако в четвертую неделю, по сравнению с первой, точность стрельбы достоверно повысилась ^ = 2,32, р < 0,05).

При этом степень улучшения точности стрельбы в процентах составила последовательно во вторую - четвертую недели 4,35%, 3,26% и 10,9%.

Показатели свойств личности у исследуемых стрелков следующие. Склонность к невротиза-ции и психопатизации выражена в диапазоне 31% - 44%, эмоциональная возбудимость - 55%, психическая активность - 60%, возбудимость и устойчивость к фрустрации - по 48%, соревновательная эмоциональная устойчивость - 50%. Что касается устойчивости к разным стрессорам, то эти показатели находятся в диапазоне 46% - 55%.

Из функциональных показателей артериальное давление в среднем несколько понижено (А/Д верхнее = 100,33 ± 1,80; А/Д нижнее = 64,53 ± 1,45 мм.рт.ст.), частота пульса, естественно, перед выполнением серии выстрелов несколько повышена (71,00 ± 2,24 уд./мин.).

В функциональной асимметрии праворуких оказалось 77%, леворуких - 11%. Лиц с ведущей правой ногой - 80%, левой - 18%. Ведущий правый глаз зафиксирован у 65% испытуемых.

Корреляционный анализ выявил, что невысокая степень выраженности пограничных свойств личности оказывает позитивное влияние на результативность стрельбы наряду с закономерной положительной корреляцией психической активности, субъективного благополучия, устойчивости к стрессорам и эмоциональной устойчивости. Отрицательную роль играет личностная и эмоциональная возбудимость, повышенные пульс и А/Д нижнее, ведущая левая рука и правая нога.

Если обратиться к описательной характеристике пограничных состояний, то можно понять, почему неяркое их присутствие в личности стрелков положительно взаимосвязано с результативностью скоростной стрельбы.

В частности, психастеничность означает, что для поведения человека характерны: склонность к рассуждениям, тревожная мнительность, склонность к самоанализу, легкость формирования навязчивых страхов, опасений за свое здоровье, действий, ритуалов, мыслей, представлений; робость и застенчивость, скрупулезность и обязательность, вера в приметы.

Невротичность характеризует поведение, сочетающее субъективные переживания (чувство тревоги и собственной неполноценности, страх высоты и замкнутых пространств, навязчивые мысли и воспоминания) и соматовегета-тивных расстройств (нарушенный сон, плохой аппетит, рвота, диарея, учащенное сердцебиение).

Истеричность означает, что для поведения человека характерны: эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, восхищения,

79

удивления, почитания, сочувствия. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей персоны. Характерны также внушаемость (доверчивость), капризность, кокетливость, обидчивость, желание командовать, понукать; при волнении ощущение «кома» в горле.

Наконец, обратимся к основному вопросу исследования: какие именно особенности личности играют роль в успешности формирования навыка стрельбы. Оказалось, что совпадают с влиянием на результаты стрельбы следующие показатели: невротизация (г = 0,438), истеричность (г = 0,783), психастеничность (г = 0,665), ведущая правая нога (г = -0,563) и ведущая левая нога (г = 0,607). Однако роль психического темпа и психической активности в динамике формирования навыка противоположна (соответственно, г = -0,387 и г = -0,389).

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.

1. Личностные характеристики курсантов включают выше среднего показатели психической активности, эмоциональной возбудимости. В среднем диапазоне выражены устойчивость к фрустрации, к разным стрессорам и соревновательная эмоциональная устойчивость.

1. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб., 2009.

2. Корх А.Я. Спортивная стрельба. М., 1987.

3. Antal Laslo and Skanaker Ragnar. Pistol shooting. Copyrigjt, 1998.

4. Яковлев Б.П., Багина В.А. Психическая нагрузка в малых циклах соревновательного периода подготовки // Физическая культура, спорт и здоровье нации: материалы Между-нар. конгресса. СПб., 1996.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д, 2000.

6. Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2003.

7. Гордон С.М., Ямпольский Л.Т. Оценка психологической подготовленности спортсмена: метод. разработка для слушателей Высшей школы тренеров и факультета усовершенствования. М., 1981.

8. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М., 1983.

Ниже среднего - склонность к невротизации и психопатизации. Из функциональных показателей артериальное давление в среднем несколько понижено, а частота пульса, естественно, перед выполнением серии выстрелов неизбежно несколько повышена. В функциональной асимметрии выше среднего «правшевство» по руке, ноге и глазу.

2. Четырехнедельная динамика формирования навыка стрельбы из пистолета характеризуется диапазоном точности попадания от 76,6% в первую неделю до 85% в четвертую неделю со спадом к 79,2% в третью неделю.

3. В успешности формирования навыка стрельбы играют положительную роль невротизация, истеричность, психастеничность, ведущая правая нога и левая нога; отрицательную роль -психический темп и психическая активность.

Таким образом, выявление особенностей влияния свойств личности на успешность скоростной стрельбы из пистолета позволит более объективно планировать и качественно проводить учебно-тренировочные занятия по огневой подготовке. Кроме того, это позволит оптимально управлять реализацией индивидуальных возможностей курсантов в экстремальных условиях деятельности.

1. Ilyin E.P. Sports psychology. SPb., 2009.

2. Korh A.Ya. Sports shooting. M., 1987.

3. Antal Laslo and Skanaker Ragnar. Pistol shooting. Copyrigjt, 1998.

4. Yakovlev B.P., Bagina V.A. Mental load in small rings competition period training // Physical culture, sport and health of the nation: proc. of the Intern. congress. SPb., 1996.

5. Leonhard K. Accentuated personality. Rostov-on-Don, 2000.

6. Kosovanova L.V., Melnikova M.M., Aizman R.I. Screening and diagnostics health students. The organization of health work in educational institutions: guidance manual. Novosibirsk, 2003.

7. Gordon S.M., Yampolsky L.T. Evaluation of psychological preparedness of the athlete: method. development for students of the Graduate School coaches and faculty improvement. M., 1981.

8. Milman V.E. Stress and personality factors regulating the activities // Stress and anxiety in sport. M., 1983.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.