дчику необходимо знать основные различия ме^ду русским и английским языками. Уместно привести таблицу таких различий [2].
Следовательно, для достижения эквивалентности в процессе передачи смысловой информации переводимого текста необходимо учитывать различия не только в грамматической системе языков, но также и в лексической и стилистической.
Список литературы:
1. Комисаров В.Н. Теория перевода (лингвистические аспекты) / В.Н. Ко-мисаров. - М.: Высшая школа, 1990.
2. Чужакин А.П., Палажченко П.Р. Мир перевода / А.П. Чужакин., П.Р. Палажченко. - М., 2000.
3. Комисаров В.Н. Лингвистика перевода / В.Н. Комисаров. - М., 1996.
РОЛЬ СУФФИКСОВ В ОБРАЗОВАНИИ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
© Горбунова И.В.*
Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь
В данной статье уточняется роль суффиксов при словообразовании и показывается многообразие суффиксов, формирующих такой лексико-семантический разряд имен существительных, как имена существительные собирательные.
В русском языке существует большое количество способов словообра-зования и чаще всего их подразделяют на «способы чистые (в качестве словообразовательного форманта выступает одно основное словообразовательное средство) и смешанные (формант включает два и более основных словообразовательных средства)» [2, с. 371]. Суффиксальный способ (или суффиксация) относится к ряду чистых способов.
Как замечает В.И. Максимов, роль суффиксов в создании материальной оболочки слова не ограничивается только тем, что, сочетаясь с производящей основой, они образуют основу производных слов. Как производящая основа обусловливает выбор последующего суффикса, так суффикс программирует в производном определённую систему флексий. Это объясняется тем, что в каждый суффикс самым тесным образом связан с той или иной системой флексий.
Если один и тот же звуковой комплекс, выступающий в роли суффикса, сочетается с разными системами флексий, это один из показателей того,
* Аспирант кафедры Общего и славяно-русского языкознания.
что перед нами разные суффиксы. Например, -ин + система флексий II склонения в сочетании с собирательно-множественными одушевлёнными существительными обозначает одно лицо, принадлежащее к какому-то этническому или социальному коллективу (славянин, боярин), а ин-а + система флексий I склонения служит для называния одного предмета по его отношению к совокупности или множественности однородных предметов (жемчужина, клюквина) (см. диссертационное исследование И.А. Трубици-ной [4], не говоря о том, что он образует существительные и с собственно предметным значением (баранина, свинина). Звуковой комплекс -ин-о + система флексий II склонения выступает как топонимический суффикс (Бе-седино, Лыткарино), в то время как -ин-ы + соответствующая система флексий служит для образования названий обрядов [1, с. 21].
По мнению многих известных исследователей, например И. И. Кова-лик, В.И. Максимова, суффиксы являются носителями частеречного значения.
Суффиксально-производные полнозначные слова с семантической точки зрения представляют многоярусные образования. Прежде всего, каждое из них имеет определённое частеречное значение из числа строго ограниченных: предметности (существительное), атрибутивности (прилагательное), квантитативности (числительное), дейктичности (местоимение), про-цессуальности (глагол), призначности (наречие). Известно, что от одной и той же производящей основы при помощи разных суффиксов могут быть образованы слова неодинаковых частей речи. И решающая роль здесь принадлежит именно словообразовательным суффиксам, строго распределённым между частями речи. Для выражения каждого из перечисленных часте-речных значений существует набор суффиксов. Говоря другими словами, при образовании слов тех или иных лексико-грамматических классов используются свои, не перекрещивающиеся между собой суффиксальные подсистемы. Перекрещение суффиксальных систем в русском языке явление редкое. О том, что именно суффиксы, а не производящие основы и окончания являются носителями частеречного значения в производных, свидетельствует такой факт. Если в словах, восходящих к одной и той же производящей основе, опустить эту основу и окончания, то всё равно в большинстве своём мы поймём, какое производное к какой части речи принадлежит: -ух-, -инк-, -от-, -е-ть-, -оват-, -о-, -ох-, -иц-, -юх-, -ник-, -янк-. Колебания возможны только в случае омонимии, когда один и тот же звуковой комплекс может быть воспринят как суффикс, относящийся хотя и к вполне определённым, однако разным частеречным подсистемам [1, с. 24].
Частеречное и категориальное значения занимают главенствующее место в смысловой структуре суффиксальных производных, но они не являются единственными значениями, которые привносятся в производное суффиксами. Сопоставим следующие ряды слов: прилагательные славянский, гражданский, барский, крестьянский, еврейский и существитель-
ные славянство, гражданство, барство, крестьянство, еврейство. Нетрудно заметить, что все производные с суффиксом -ство, несмотря на разницу в их лексическом значении, имеют общее в семантике, что отличает их от производящих прилагательных и объединяет в одну словообразовательную категорию. Это общее значение, придаваемое суффиксом целой группе однотипных слов, следует назвать словообразовательным (или дерива-тивным, классифицирующим).
Потиха З.А. в своих трудах подробно описал морфемы современного русского языка, и в частности суффиксы. Опишем типичные суффиксы имён существительных собирательных:
-(в)а - этот суффикс выделяется в существительных, обозначающих совокупность однородных единиц и образованных от основ существительных. Например: братва, листва.
-ев(о) - данный суффикс выделяется в существительных, обозначающих совокупность предметов как результат действия и образованных от глагольных основ. Например: варево, зарево.
-ив(о) - этот суффикс выделяется в существительных, обозначающих совокупность предметов или предмет как результат или объект действия и образованных от глагольных и именных основ. Например: жниво, топливо.
-ств(о), -еств(о) - данный суффикс в разных своих модификациях выделяется в именах существительных, в одном из вариантов обозначающих названия социальных групп, а также групп лиц по занятиям, возрасту. Например: дворянство, юношество.
-енств(о) - суффикс выделяется в нерегулярных именах существительных, обозначающих отвлечённые понятия и образованных от именных основ. Например: нищенство, первенство.
-инств(о) - суффикс выделяется в нерегулярных именах существительных, обозначающих отвлечённые понятия и образованных от основ прилагательных. Например: большинство, старшинство.
-юзг(а) - этот суффикс выделяется в единичном имени существительном, имеющем собирательное значение: мелюзга.
-ад(а) - суффикс выделяется в именах существительных с оттенком собирательности (иногда непредметной), образованных от основ существительных и глаголов. Например: блокада, клоунада.
-иад(а) - суффикс выделяется в существительных, обозначающих массовые спортивные соревнования и образованных от собственных имен, географических названий, названий учреждений. Например: спартакиада, универсиада.
-аж( ) - суффикс выделяется в именах существительных, в одном из трех своих значений обозначает названия собирательного характера. Слова в этом случае образованы от основ имен существительных. Например: арбитраж, типаж.
-ёжь( ) - данный суффикс выделяется в существительных, обозначающих группу лиц (в собирательном значении), например: молодёжь, холостёжь.
-ьё [-й/|о] - суффикс выделяется в именах существительных среднего рода, обозначающих лиц, животных и предметы со значением собирательности и образованных от именных основ. Слова, как правило, имеют отрицательно-эмоциональный характер. Например: вороньё, кулачьё.
-и(я)1, [-ий(а)] - суффикс выделяется в существительных, в одном из двух своих значений обозначающих отрасли науки и техники, сферы занятий, а также результат и место действия или собрание деятелей, общественную систему. Некоторые из этих слов образованы от связанных корней. Например: аудитория, академия.
-и(я)2, [-ий(а)] - суффикс выделяется в собирательных существительных, обозначающих организацию или группу лиц и образованных от основ имён существительных. Например: аристократия, интеллигенция;
-или(я) - данный суффикс выделяется в единичном имени существительном, обозначающим собирательное понятие: флотилия;
-енци(я) [-енций(а)] - суффикс выделяется в абстрактных именах существительных, образованных от основ заимствованных существительных. Слова соотносительны с существительными на -ент. Например: интеллигенция, интервенция;
-ятин(а) - суффикс выделяется в именах существительных, характеризующих явления или предметы с отрицательной стороны и обозначающих вещественное или собирательное понятие. Слова образованы главным образом от основ имен прилагательных на -л. Например: дохлятина, мерзлятина;
-щин(а), -чин(а) - суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих бытовое или общественное явление, например: уголовщина, компанейщина; барщина, солдатчина;
-ар(а) - этот суффикс выделяется в единичном имени существительном со значением собирательности: мошкара;
-вор(а) - этот суффикс выделяется в единичном имени существительном, обозначающим совокупность детей: детвора;
-ур(а), -атур(а) - данный суффикс выделяется в существительных, обозначающих сферы деятельности, род занятий, отрасли искусства, учреждения, коллективы лиц. Например: адвокатура, профессура;
-ат( ), -иат( ) - выделяется в именах существительных, в одном из своих значений обозначающих общественные системы, должности, совокупности лиц, учреждения. Слова образованы от основ существительных со значением лица. Например: ректорат, патриархат;
-игет( ) - суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих совокупности лиц или отвлеченные понятия и образованных от заимствованных (обычно связанных) корней. Например: генералитет, суверенитет;
-от(а) - суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих в одном из своих значений признаки предметов, а также совокупность однородных единиц. Слова образованы главным образом от непроизводных основ имён прилагательных. Например: беднота, нищета (слово образовано по этой же модели, но при помощи суффикса -ет(а);
-ищ(е) - данный суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих место или совокупность людей и образованных от основ существительных и глаголов. Например: скопище, сонмище [3].
Таким образом, роль суффиксов в словообразовании собирательных имен существительных очень велика. Их список, как мы видим, достаточно широк и многообразен. Это дает нам хороший задел, возможность для поведения дальнейшего исследования в этой области словообразования.
Список литературы:
1. Максимов В.И. Суффиксальное словообразование имен существительных в русском языке. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1975.
2. Немченко В.Н. Введение в языкознание. - М.: Дрофа, 2008.
3. Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке: справочник служебных морфем. - Л.: Просвещение, 1974.
4. Трубицина И.А. Словообразовательная категория имен существительных со значением единичности в современном русском литературном языке: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Ставрополь, 2006. - 220 с.
ОСОБЕННОСТИ ЭТИМОЛОГИИ НАЗВАНИЙ ПТИЦ В ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ
© Киндря H.A.*
Первый государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова,
г. Москва
В статье рассказывается о развитии наиболее древних символиче-ских представлений о мире в структуре мифопоэтического сознания с точки зрения этимологии лексем зоонимов. Автор раскрывает проблему на широком культурологическом материале: мифы народов Европы, Азии и Африки. Показывается ключевая роль первичных символиче -ских представлений в сложном процессе формирования базовых архитипов национального сознания, раскрывается глубокая связь мифопо-этических представлений с развитием языка.
Орел, орлица, являются символами силы небесной, бессмертия и огня. В мифологии различных народов мира выступают символами богов и их
* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков, кандидат филологических наук.