Научная статья на тему 'Роль судей в правовом просвещении'

Роль судей в правовом просвещении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЬЯ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / СУДЫ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / JUDGE / LEGAL EDUCATION / COURTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свиридова Наталья Евгеньевна, Шумова Кристина Александровна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью суда в процессе реализации правового просвещения граждан, определены основные способы вовлечения судей в процесс правового просвещения граждан, а также обозначены трудности, которые возникают в его осуществлении на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Judges in Legal Education

The article discusses issues related to the role of the court in the process of implementation of legal education of citizens, identifies the main ways of involving judges in the process of legal education of citizens, and also identifies the difficulties that arise in its implementation in practice.

Текст научной работы на тему «Роль судей в правовом просвещении»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

УДК 347.97 https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/59

РОЛЬ СУДЕЙ В ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ

©Свиридова Н. Е., ORCID: 0000-0003-3894-0826, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, sviridova.natalia.96@mail.ru ©Шумова К. А., ORCID: 0000-0002-4050-7872, канд. юрид. наук, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, kristinashumov@yandex.ru

THE ROLE OF JUDGES IN LEGAL EDUCATION

©Sviridova N., ORCID: 0000-0003-3894-0826, Vladimir State University, Vladimir, Russia, sviridova.natalia.96@mail.ru.

©Shumova K., ORCID: 0000-0002-4050-7872, J.D., Vladimir State University, Vladimir, Russia, kristinashumov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью суда в процессе реализации правового просвещения граждан, определены основные способы вовлечения судей в процесс правового просвещения граждан, а также обозначены трудности, которые возникают в его осуществлении на практике.

Abstract. The article discusses issues related to the role of the court in the process of implementation of legal education of citizens, identifies the main ways of involving judges in the process of legal education of citizens, and also identifies the difficulties that arise in its implementation in practice.

Ключевые слова: судья, правовое просвещение, суды, правовое воспитание.

Keywords: judge, legal education, courts, legal education.

Проблема повышения уровня правовой грамотности граждан в современной России не теряет своей актуальности. Необходимо отметить, что правовое просвещение граждан было одним из стратегических направлений советского государства и воспринималось как механизм формирования правовой грамотности и культуры советских граждан [1].

Уровень доверия к судебной власти является одним из самых главных показателей эффективности правосудия в разных странах. Особенно влияние судей оказывается на субъекта гражданского судопроизводства, где при урегулировании конфликта у обеих сторон «обострены чувства справедливости», направленные лишь на получение выигрышного результата.

Правовое просвещение напрямую связано с воздействием и, как результат, с восприятием права. Пределы правовой пропаганды должны определяться не столько масштабом ее влияния на общество в целом и отдельные социальные группы, сколько с характером и степенью восприятия определенными адресатами тех или иных правовых идей. Таким образом, правовое просвещение через правовую пропаганду представляет собой важнейший способ идеологического (психологического) действия права и в этой связи она распространяется на широкий круг общественных отношений, многие из которых избегают прямой правовой регламентации или вовсе не нуждаются в ней [2].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

Правовая пропаганда является целенаправленным процессом и одним из способов идеологического действия права на общественные отношения, осуществляемая в открытой и скрытой форме уполномоченными лицами, органами и институтами в отношении широкого круга лиц и общества в целом [3]. Исходя из этого, она характеризуется массовостью адресата и тотальностью при использовании способов и средств воздействия и имеет своей целью выработку у адресата (коллективного и индивидуального) моделей правомерного поведения.

Правовая пропаганда, являясь основным элементом в системе форм правового воспитания, обеспечивает в наиболее доступной форме для населения распространение закладываемых субъектом установок, что является наиболее эффективным среди всех форм правового воспитания и позволяет сформировать в обществе модели правомерного поведения, отношение к праву в целом.

В системе реализации правового просвещения на государственном уровне особую роль играют суды. Так, демонстрация своевременного и справедливого судебного процесса является проводником между правовым государством и гражданским обществом, характеризуя эти социальные институты с разных сторон. Еще в советский период некоторые авторы писали о необходимости теоретического изучения вопроса роли суда в правовом просвещении граждан.

В. С. Основин и С. М. Ходыревский, изучая пути повышения правового просвещения путем правовой пропаганды, отмечали, что правовым просвещение должны заниматься и судебные и прокурорские органы, органы МВД, адвокаты и др. [4].

В постсоветский период термин «пропаганда» получает негативные оттенки. Возможно, это было связано с включением данного термина в Конституцию РФ (ст. 29 -запрет отдельных видов пропаганды деструктивного характера, порождающие противоправные действия, в том числе возбуждающие ненависть и вражду) [5], так или иначе это привело к всплеску нигилизма в 1990 и 2000-х гг. Безусловно, это была не единственная причина, однако отсутствие правового просвещения путем пропаганды в судах привело к обесцениванию права и повлияло на снижение уровня правосознания, а также распространению неправовых идей в обществе.

В настоящий момент представители судебной власти возвращаются к решению проблемы недостаточного участия судей в профилактических возможностях участия суда в правовом просвещении граждан и выступают за создания целой системы участия судей в правовом просвещении [6].

Необходимо отметить некоторые приоритетные направления: -налаживание судебной системой связей с общественностью;

-активное привлечение СМИ в процесс освещения значимых и показательных с правовой точки зрения дел.

Первое направление судебной деятельности в области правового просвещения можно осуществлять с помощью:

-проведение выездных судебных заседаний;

-профилактические беседы с участниками процесса о правилах поведения в суде и т. д.; -проведение лекций судьями в учебных заведениях, органах социальной защиты по правовым вопросам;

-отчет о проведенной работе по правовому просвещению на сайте суда и др. Следует отметить, что такие мероприятия следует проводить с учетом освещаемой тематики для конкретной группы лиц, статистики самых распространенных дел, рассматриваемых конкретным судьей.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

Помимо предложенных мероприятий необходимо выделить следующие меры для увеличения эффективности в качестве каналов распространения правового просвещения через судебные органы:

-повышение значимости участия в качестве присяжных заседателей; -стимулирование судей в сотрудничестве с образовательными учреждениями в целях их дальнейшего вовлечения в качестве специалистов;

-вовлечение судей в мероприятия, связанные с профессиональной ориентацией молодежи;

-налаживание взаимодействия с профильными НКО для участия в проводимых мероприятиях в качестве экспертов.

Несмотря на то, что роль суда как одного из центральных элементов системы государственной власти в процессе реализации правового просвещения не вызывает сомнений при непосредственном использовании указанных мер на практике, суды сталкиваются с рядом проблем.

Так, например, проведение судьями лекций, видится эффективным средством правового просвещения, но нецелесообразным с точки зрения расходования ресурсов. С одной стороны, проведение лекций увеличивает степень эффективности воздействия закладываемых установок (судейский авторитет и статус лектора, как лица, непосредственно осуществляющего правосудие) с другой стороны, возложение на судей дополнительных обязанностей автоматически порождает ряд проблем:

-какие будут лекции (вводная, информационная и др.) и с какой периодичностью будут они проходить;

-кто будет ответственным за проведение мероприятий, направленных на правовое просвещение в целом;

-какие стимулы будут у судей за проведение таких мероприятий; -кто будет ответственным за методические рекомендации проводимых мероприятий; -как обеспечить проведение мероприятий, направленных на правовое просвещение судьями так, чтобы они не создавали трудности при реализации судьями своих основных полномочий.

Судебные органы, используя свой авторитет и доверие среди населения, при грамотном использовании правовой пропаганды способны оказать эффективное воздействие на формирование правильных правовых ориентиров и моделей правомерного поведения у широкого круга лиц. Именно поэтому необходим тщательный анализ при определении способов распространения правового просвещения путем правовой пропаганды судами, учет всех факторов, влияющих на результативность и целесообразность использования тех или иных средств. Таким образом, исследовав роль суда в правовом просвещении граждан можно заключить, что судебные органы являются важным, однако не основным звеном в системе распространения пропагандистских установок. Вовлечение судей в процесс реализации правового просвещения целесообразен, однако необходимо избирать такие инструменты, которые позволят и усилить эффективность воздействия на объект и не скажутся отрицательно на основной деятельности суда.

Источники:

(1). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11 ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. №31. Ст. 4398.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

Список литературы:

1. Момотов В. В. Фундаментальные правовые дисциплины и их роль в профессиональной подготовке судей: историческая ретроспектива // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2018. №8. С.127-133.

2. Собиров А. Р. Роль правовой пропаганды в формировании правового сознания и правовой культуры у молодежи // Право: современные тенденции: материалы II Международной научной конференции (г. Уфа, апрель 2017 г.). Уфа, 2017. С. 30-33.

3. Бондарев А. С. Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. №4 (26). С. 10-20.

4. Основин В. С., Ходыревский С. М. Повышение эффективности правовой пропаганды // Правоведение. 1977. №2. С. 84-88.

5. Марсакова У. С. Независимый суд - стандарт международного правосудия // Вестник Удмуртского университета. 2017. №4. С. 123-127.

6. Костина К. А. Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2013. №5. С. 266-271.

References:

1. Momotov, V. V. (2018). Fundamental legal discipline and their role in the training of judges: a historical retrospective. Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), (8), 127-133. (in Russian).

2. Sobirov, A. R. (2017). Rol' pravovoi propagandy v formirovanii pravovogo soznaniya i pravovoi kul'tury u molodezhi. In: Pravo: sovremennye tendentsii: materialy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (g. Ufa, aprel'2017 g.). Ufa, 30-33. (in Russian).

3. Bondarev, A. S. (2014). Legal culture of society: problems and concepts of structure. Perm University Herald. Juridical Sciences, (4), 10-20. (in Russian).

4. Osnovin, V. S., & Khodyrevskii, S. M. (1977). Povyshenie effektivnosti pravovoi propagandy. Pravovedenie, (2), 84-88. (in Russian).

5. Marsakova, U. S. (2017). Independent court - the standard of international justice // Bulletin of Udmurt University, (4), P. 123-127. (in Russian).

6. Kostina, K. A. (2013). Legal education in Russia and its value in legal culture formation. Tambov University Review. Series Humanities, (5), 266-271. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 20.04.2019 г. 25.04.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Свиридова Н. Е., Шумова К. А. Роль судей в правовом просвещении // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 417-420. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/59.

Cite as (APA):

Sviridova, N., & Shumova, K. (2019). The Role of Judges in Legal Education. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 417-420. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/59. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.