Научная статья на тему 'Роль субъективного в процессе формирования идеологий'

Роль субъективного в процессе формирования идеологий Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
123
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Скочилова Вероника Геннадьевна

Статья посвящена проблеме формирования идеологий как субъективно структурируемому (субъектообразуемому) феномену и особенностям развития идеологий в человеческом измерении. Выделена сущность идеологии, особенности ее исторического развития, раскрывающие это явление как механизм конструирования реальности. Раскрыты особенности существования идеологий в субъективном измерении, уровень и характер её личностного восприятия. Особое внимание уделено проблеме ценностей и вопросу идеологической идентификации через политические ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjectivity role during the process of forming ideology

The article is devoted to the problem of forming ideology as a subjective-structural phenomenon and to the peculiarities of ideology's development in the human environment. The main point of the concept "ideology" and properties of its historical development, that disclose this notion as a mechanism of reality construction, were indicated. There were discovered the properties of the existence of ideology in the subjunctive environment, the level and the character of the personal perception of it. Special emphasis was made on the problem of the value and the issue of ideological identification through the political principles.

Текст научной работы на тему «Роль субъективного в процессе формирования идеологий»

В.Г. Скочилова

РОЛЬ СУБЪЕКТИВНОГО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ

Статья посвящена проблеме формирования идеологий как субъективно структурируемому (субъектообразуемому) феномену и особенностям развития идеологий в человеческом измерении. Выделена сущность идеологии, особенности ее исторического развития, раскрывающие это явление как механизм конструирования реальности. Раскрыты особенности существования идеологий в субъективном измерении, уровень и характер её личностного восприятия. Особое внимание уделено проблеме ценностей и вопросу идеологической идентификации через политические ценности.

Идеология аттестовала себя как продуктивный и практически единственный механизм конструирования политической действительности в эпоху модерна, начало которой и знаменуется появлением этого феномена. Понятие идеологии первоначально возникло в философии как наука или учение об идеях и впоследствии многократно трансформировалось. Пришедшие на смену мифам и религиям идеологические конструкты предлагали людям упорядоченные и рационально обоснованные картины мира и способы ориентации в политической действительности. Однако, несмотря на своё функциональное значение, со временем идеологии утратили свою «идеальную» составляющую и, как пишет К. Гирц, произошла «почти полная идеологизация самого понятия «идеология» [1. С. 7]. На наш взгляд, не оправдывает себя и постмодернистская трактовка идеологии, которая ставит под сомнение существование в современных обществах идеологии как таковой, категорично разделяя историю идеологическую и по-стидеологическую. Мнение многих авторов о «конце идеологий» опровергла сама история XX в., подтвердившая огромное влияние и эффективность идеологий в социально-политической сфере.

Однако, используя классические трактовки этого термина, мы чаще всего приходим к пониманию идеологии как автономной сферы, довлеющей над индивидом и обществом в целом. Будем ли мы говорить, что идеология - это система идей, лежащих в основе и наполняющих социальную и политическую деятельность, или в более узкой трактовке - это некоторая совокупность взглядов, принимаемых некритично, на веру, мы указываем лишь один аспект - влияние идеологии на социальную сферу и на сознание людей, иначе - её объективную (по отношению к объекту идеологического воздействия) сущность. Другая грань в понимании природы идеологического - поиск ответа на вопрос, какое влияние оказывает на формирование идеологий обыденное сознание, т.е. сам объект идеологического воздействия, и какова она - субъективная составляющая идеологий?

Любая идеология имеет в своей основе объективную научную информацию, ряд научных теорий и значений, удовлетворяющих современные ей потребности. Ф. Бенетон пишет, что научное конструирование мира придает этому миру однородность и механистичность. Такие характеристики унаследовала и идеология, но задачи и способы действия идеологии, как мы знаем, другие. Бенетон уточняет: «Мир, увиденный сквозь призму метода, лишен таким образом всякого целеполагания, в более общем виде он ускользает ото всякой иерархии в терминах «ценностей» [2. С. 99, 100]. Мы, в свою очередь, уточним: мир, увиденный сквозь призму идеологии и

первоначально нашедший отражение в ней - проекция на действительность собственных свойств субъекта. Идеология стоит на субъективной оценке, конструирует и преобразует картину мира, понимаемую нами как исторически сложившуюся в обыденном сознании данного коллектива совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности.

Конструируя реальность, идеологический механизм воздействия в первую очередь опирается на феномено-логичность сознания. П. Бергер и Т. Лукман пишут: «Рядовые члены общества в их субъективно осмысленном поведении не только считают мир повседневной жизни само собой разумеющейся реальностью. Это мир, создающийся в их мыслях и действиях, который переживается ими в качестве реального» [3. С. 38]. Это упорядоченная реальность, ее феномены уже систематизированы в образцах и значениях, которые кажутся независимыми от понимания индивида и которые налагаются на него. Таким образом, изначально научная информация преобразуется в сознании индивида в мифологическую образную форму и, таким образом, становится неотъемлемой частью личностной картины мира, субъективного восприятия мира политического. При этом мы должны отметить, что и значения имеют два измерения существования: измерение реального и измерение символического, знакового существования, т.е. понятие (имя или идея) и образ оказываются равноправными при способе обозначения.

Любая идея, её рождение изначально должна быть образом, который всегда пассивно существовал в коллективном бессознательном. Изначальный образ заложен в человеческом мозге, и его активация, проявление в реальности есть следствия определенных условий, актуализация. И следующим этапом в этой функциональной схеме становится возможность идентификации и самоидентификации субъекта. Ведь если рассматривать идентичность в её максимальном смысле, то мы можем говорить об отношении себя с миром в целом.

Научная составляющая идеологий сводится к минимуму, либо научное содержание теряется полностью. И в таком «адаптированном» к обыденному сознанию виде идеология существует как информационная компонента политического пространства. Таким образом, предстающая как картина мира идеология, несущая в себе смыслы и образы действия, тем более действенна, чем более высок её адаптационный потенциал. Она, идеология, вбирает в себя и социальную «реальность», а именно всю сумму её противоречий, всю раздробленность и фрагментарность социального мира и тем самым легитимизирует эти противоречия.

«Адаптированные» идеологии, верования, иллюзии как компоненты обыденного сознания являются не только

эмоциональными образами социально-политического мира, но и своеобразными способами субъективации, а вместе с тем и рационализации действительности. Идеология задает систему координат и определяет видение вещей, но единственным источником легитимности идеологии может стать только тот, на кого непосредственно направлено идеологическое воздействие. Таким образом, действия и мнения не зависят от всеобщих критериев, но зависят от рамок, заданных легитимностью.

Необходимо уточнить о роли человеческой, субъективной составляющей в формировании идеологий, мы говорим не о людях, личностях, индивидах, а о человеческих качествах, желаниях, фантазиях, страхах и т.п., суть о духовных сущностях человеческого существования - ценностях. Ценности одним из своих источников имеют потребности индивида и, являясь духовными сущностями, созданными исключительно сознанием человека в контексте исторической эпохи и культуры, ценности структурируют представление индивида о политике. Это духовное творчество как таковое, поскольку ценности есть проявление внутреннего мира индивида, его субъективных представлений о наиболее лучшем и желаемом объективном мире политического. Именно это стремление к желаемому образу, мечта и надежда могут заставить бороться и жертвовать собой. Э. Хоф-фер пишет: «Мечты, видения и непомерные надежды -всё это могучее оружие и настоящие инструменты». И

далее: «... наша готовность бороться зависит не столько от личной заинтересованности, сколько от чего-то неуловимого, вроде традиции, привычки, чести (. ) и главным образом - надежды» [4. С. 94-95]. Надежда предоставляет индивиду видеть пространство открытым, побуждает к действию, происходит «поверхностный выбор ценности в настоящем» [5. С. 335]. Требуется лишь отождествление себя с чем-то целым и вечным, вера в неистребимость и непобедимость, идея о великом и могучем и ощущение своей принадлежности к этому. И идеи являются своеобразным смысловым «наполнителем» ценностей, они выступают в роли когнитивного поля, обеспечивающего соединение однажды выработанных коллективным опытом значений и форм с актуальным эмоциональным настроем общества.

Теряя надежду, человек ищет для себя «укрытие» и, по Тишнеру, этот процесс знаменует собой «падение человека в глубоко этическом смысле» [5. С. 336]. Но в идеологическом смысле, с нашей точки зрения, индивиду свойствен постоянный поиск ориентиров, своеобразных «точек опоры», а вместе с ними и возрождается надежда. Таким образом, человек всегда открыт для новых/других идей, поскольку влиянию идеологического контекста подвержено практически все человеческое мышление. Но это не односторонняя связь, обыденное сознание конституирует идеологии, и идеология подпитывается надеждами и иллюзиями людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гирц К. Идеология как культурная система // НЛО. 1998. № 29.

2. Бенетон Ф. Введение в политическую науку / Пер. с фр. М.: Весь мир, 2002.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

4. Хоффер Э. Истинно верующий. Мн.: ЕГУ, 2001.

5. Тишнер Ю. Избранное. Т. I: Мышление в категориях ценности / Пер. с польс. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. Статья поступила в редакцию журнала 29 декабря 2005 г., принята к печати 4 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.