Научная статья на тему 'Роль стратегического планирования в управлении промышленным предприятием'

Роль стратегического планирования в управлении промышленным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутченко Е.В.

В статье рассматриваются различные точки зрения на сущность понятия «стратегическое планирование», его особенности, задачи разработки стратегического плана для промышленного предприятия, проблемы, возникающие при недооценке роли стратегического планирования в хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF STRATEGIC PLANNING IN THEMANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article deals with different perspectives on the nature of the concept of «strategic planning», its features, the task of designing a strategic plan f or an industrial company, the problems arising from the underestimation of therole of strategic planning in business

Текст научной работы на тему «Роль стратегического планирования в управлении промышленным предприятием»

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

ROLE OF STRATEGIC PLANNING IN THEMANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Е.В. БУТЧЕНКО, соискатель

НИИ Счетной палаты РФ

Е.У. BUTCHENKO, applicant for cand. degree

The research institute under Chamber of accounts of Russian Federation

Аннотация

В статье рассматриваются различные точки зрения на сущность понятия «стратегическое планирование», его особенности, задачи разработки стратегического плана для промышленного предприятия, проблемы, возникающие при недооценке роли стратегического планирования в хозяйственной деятельности.

Abstract

The article deals with different perspectives on the nature of the concept of «strategic planning», its features, the task of designing a strategic plan f or an industrial company, the problems arising from the underestimation of the role of strategic planning in business.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, стратегический план, промышленное предприятие.

Keywords: strategy, strategic planning, the strategic plan, industrial enterprise.

Сложность и высокая подвижность внутрифирменных и рыночных процессов предполагает углубление планирования и управления производственно-экономическими процессами. Становится необходимым учет и планирование не только сложившихся тенденций деятельности промышленного предприятия, но и множества изменений как на самом предприятии, так и рыночных условий его деятельности. Поэтому особого внимания на данном этапе заслуживает модификация системы и методов планирования и управления. Основанием для нее являются нарастание динамизма экономических процессов, происходящих в деловой среде промышленного предприятия; быстрое изменение конъюнктуры на внутреннем и внешнем

рынках; необходимость обеспечения стабильного развития субъекта хозяйствования в долгосрочной перспективе; системный подход к процессу планирования.

Различные авторы по-разному подходят к раскрытию сущности стратегического планирования. Д. Клиланд и У. Кинг считают, что это процесс, порожденный результатами изучения внутренней и внешней среды предприятия. Его цель - помочь предприятию максимизировать свои сильные стороны и минимизировать слабые, воспользоваться открывающимися возможностями и защититься от надвигающихся опасностей. Стратегическое планирование начинается, как они полагают, с видения того, каким должно стать предприятие в будущем, и представляет собой некую структуру выбора. Эти авторы отмечают, что «стратегическое планирование предполагает установление целей и увязку этих целей с ресурсами, которые будут использованы для их достижения. А так как эти цели и характер использования ресурсов влияют на перспективы организации, стратегическое планирование по своей сути ориентировано на будущее, и его задача заключается в том, чтобы определить цели организации, направления ее деятельности и пути создания будущих поколений товаров и услуг, а также выработать политику, которая обеспечит достижение стоящих перед организацией целей».

Разработка и внедрение элементов стратегического планирования на предприятии поможет достичь положительных экономических результатов в планомерном воспроизводстве ресурсов в условиях рынка для достижения четко поставленной и хорошо развернутой цели и системы целей. При этом регулирование деятельности в рамках стратегического плана должно осуществляться посредством гибкости системы управления. Четкое представление своих миссий и целей, использование научных методов анализа и планирования, оценка стратегических альтернатив, их выбор и реализация придают любому предприятию реальную возможность: первое - это выжить в условиях жесткой конкуренции; второе - реагировать на изменения структуры рынка и его конъюнктуры; третье - высоко рентабельно функционировать.

И. Ансофф в своих работах представляет стратегическое планирование как процесс обновления и трансформации предприятия. Другие авторы рассматривают процесс стратегического планирования как процесс разработки процедур и операций, необходимых для достижения будущего. Они различают долгосрочное планирование, которое считается реактивным по своей природе, и стратегическое, которое позволяет предприятию создавать свое будущее.

В работах отечественных ученых, занимающихся проблемами стратегического планирования, оно предстает как «особый вид практической деятельности людей - плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), преду-

сматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды, служит основой для тактического и оперативного планирования, иными словами, дает исходные нормы для планирования на всех уровнях».

Весьма полным является определение А.Н. Мельника: «Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегических планов, предусматривающий выдвижение таких целей и стратегий, реализация которых обеспечит эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды».

Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец пишут: «Стратегическое планирование есть процесс определения целей и приоритетов, а также значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (региона) на длительную перспективу или на средний срок с одновременным формированием основ механизм их реализации. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют общий характер экономических трансформаций, устойчивость и конкурентоспособность экономики... При этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени».

Анализ специальной литературы по стратегическому планированию дает возможность выявить ряд его особенностей, к которым можно отнести:

- устремленность в долгосрочную и среднесрочную перспективу;

- учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние, и мероприятия по снижению негативного влияния;

- ориентация на стратегию, от реализации которой зависит выживание предприятия и его социально-экономическое развитие;

- органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;

- адаптивный характер, т.е. способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.

Основным отличием стратегического планирования от долгосрочного является то, что в последнем внешняя среда, цели и средства достижения их бывают всегда заранее заданными и весьма постоянными. При стратегическом планировании именно изменения есть то ключевое условие, которое ему имманентно присуще. В стратегии преобладают творче-

ские элементы - в отличие от разработки долгосрочного плана, где доминирует стандартный подход. Долгосрочное планирование базируется на количественном подходе и количественных методах оценки результатов плановой деятельности. В противоположность чисто количественному подходу стратегическое планирование базируется на качественно-количественных методах оценки целевых результатов, разрабатываются сценарии будущего состояния объекта планирования, просматриваются варианты его поведения, возможности адаптации к внешнему окружению.

Важный аспект стратегического планирования состоит в его определении как системы. Г.Дж. Болт обращает внимание на то, что система (системность) предполагает использование в организации формальной процедуры планирования, обеспечение упорядоченной информационной базы, существование организационных рамок планирования, четко определенного выходной продукцией планового процесса, и принятие плановых решений в рамках определенной структуры целей, задач и стратегий.

Действительно, говорить о наличии системы планирования на предприятии можно в том случае, когда обеспечена определенная формализация планирования, создана упорядоченная информационная база и сформирована четкая структура входящих в нее элементов с определением выходной продукции планового процесса. Тем самым система стратегического планирования представляет собой совокупность организационной структуры, документации, процессов и ресурсов. В данном исследовании мы опираемся на то утверждение, что современному предприятию необходима именно система планирования, а не ряд планов разной продолжительности действия. Процесс стратегического планирования позволяет добиться скоординированности действий подразделений предприятия по достижению его стратегических целей, улучшает контроль в организации, увеличивает возможности обеспечения предприятия необходимой информацией, способствует более рациональному распределению ресурсов. Методология стратегического планирования формирует в руководителях широту охвата проблем и видение перспективы.

Стратегический план позволяет промышленному предприятию решить целый ряд задач:

- определять емкость и перспективы развития рынков сбыта продукции;

- просчитывать экономическую целесообразность направлений развития компании (стратегий, проектов) в сложившихся экономических условиях;

- оценивать возможные затраты по производству и реализации продукции и услуг;

- объективно прогнозировать финансовые результаты деятельности путем соизмерения затрат с возможными объемами реализации;

- выбирать источники финансирования реализации стратегии предприятия и концентрации финансовых ресурсов;

- подбирать специалистов, имеющих квалификацию и возможности для реализации данного плана.

Стратегическое планирование на микроуровне, как подтверждает зарубежная практика, является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений. Однако внедрение идей стратегического планирования и анализа в практическую деятельность предприятия сдерживается по многим причинам. Среди них -проблема выбора и формирования направления вектора планирования. Традиционно он направлен из прошлого в будущее. Стратегическое планирование предполагает выстраивание вектора анализа и принятия управленческих решений из будущего в настоящее. Это и вызывает у менеджеров сегодня основные методологические трудности в деле планирования текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса.

Эта проблема усугубляется чрезмерно высокой степенью неопределенности на российском рынке, обусловленная продолжающимися глобальными изменениями и коллизиями во всех сферах общественной жизни. Непредсказуемость таких изменений снижает масштабы и горизонты планирования и затрудняет составление плана.

Стратегическое планирование является высоко трудоёмким процессом и может окупиться лишь в долгосрочной перспективе. Поэтому многие управляющие склонны пренебрегать долгосрочными проблемами и связанными с ними выгодами на том основании, что если они приходится решать множество текущих задач. Эта тенденция усиливается во многих организациях и тем, что их руководителей оценивают по результатам текущей деятельности. И, наконец, наиболее важной причиной служит недостаточно развитая система стратегического планирования. Широко оно не применяется и как элемент рыночной системы, которая и сама еще не сложилось в российской экономике.

Недооценка роли стратегического планирования порождает целый ряд проблем. Перечислим основные из них:

1. Отсутствие четко разработанной стратегии развития ведет к возникновению проблем с инвестициями. Перспективы развития предприятия практически в любом случае связаны с привлечением стратегического инвестора либо партнеров для совместной реализации крупных проектов. Наличие обоснованной и достаточно глубоко проработанной стратегии развития предприятия является обязательным условием, выдвигаемым инвесторами и партнерами;

2. Отсутствие достаточно полно обоснованных критериев оценки стратегических альтернатив. Как правило, существующая на предприятии система такой оценки предусматривает лишь анализ показателей их экономической эффективности. При этом не учитывается взаимовлияние от-

дельных параметров функционирования предприятия в целом, что объективно затрудняет комплексную оценку их экономической эффективности.

Не менее важной проблемой существующей системы стратегического планирования является то, что проверка предлагаемой к рассмотрению стратегической альтернативы развития на соответствие ее корпоративным целям осуществляется на субъективной основе. Создание методической и организационной основы для обоснованной оценки новых и переоценки старых вариантов стратегического развития промышленного предприятия относится к острым проблемам, требующим незамедлительного решения во избежание распыления ресурсов предприятия.

Библиографический список

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. 327 с.

2. Градов Л.П. Стратегия и практика антикризисного управления фирмой. М.: Спец. лит., 1996. 510 с.

3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. 248 с.

4. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519

с.

5. Болт Г.Д.Ж. Практическое руководство по управлению сбытом: пер. с англ. / Под ред. Ф.Л. Крутикова. М.: Экономика, 1991. 270 с.

6. Виханский О.С. Стратегическое управление. М: МГУ, 1995. 252 с.

7. Голов Р.С. Инновационно-синергетическая парадигма развития промышленности в условиях роста инновационно-информационного потенциала // Технология машиностроения. 2009. № 9. С. 65-72.

8. Дудинска Э. Информация в деятельности менеджера по маркетингу третьего тысячелетия // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4. С. 120-123.

9. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. 400 с.

10. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. М.: Экономика, 2009. 3-е издание. С. 21.

11. Мельник А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этане перехода к рыночным отношениям. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1996. 102 с.

12. Попов А.И. Рыночные процессы в микро- и макроэкономике. Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1994. Ч. 1. 170 с.

Контактная информация

meo@iuecon.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.