Педагогика
УДК 378.2
доктор педагогических наук, профессор Иконников Александр Иванович
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
РОЛЬ СТРАННЫХ ЧУЖЕСТРАНЦЕВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ
ИСКУССТВУ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация. Статья обращает внимание педагогов на сложность устройства реальности и на ее адекватную передачу в художественных произведениях. Утверждается, что реальность наполнена призрачной, трепещущей энергией. Мир пронизан таинственностью и загадкой, его нельзя определить только с помощью алгоритмов и логики. Неживые, движущиеся сами по себе вещи представляют жизнь как подмножество бескрайнего вибрирования, движение как предмет глубинного колебания. По мнению автора, важное в ходе знакомства с произведением - это чувствование, переживание зрителя, соучастие его. В современных произведениях часто отсутствует иллюзия пространства, глубины, содержания. Контакт зрителя происходит непосредственно с реальностью краски, холста, текстуры и фактуры объекта. Художник является медиумом, переводчиком, посредником между виртуальным миром и материальным. Автор рассматривает данную проблему как основную составляющую художественной деятельности современного педагога. Утверждается, что сущность человека нельзя заранее обозначить четким, жестким контуром или строго ограничить от симбиотического реального. К сущностям можно отнести также мерцающее, призрачное существо, приведение, идею, дерево, слона, книгу, картину, биосферу, галактику, электрон и другие. Экологическое сосуществование является сосуществованием со странными чужестранцами, с духами, чужаками и призраками именно в силу природы реальности, а не вопреки ей. Сосуществование сущих - сосуществование без целей и планов. Для того чтобы существовать, объект должен пережить провал, связанный с невозможностью его полного совпадения с самим собой. Существование представляет собой не консистентность, но хрупкую не-консистентность (несогласованность). Соответственно, автор считает, что современное искусство должно охватывать широкий диапазон нечеловеческих акторов, или объектов, и уделять большое внимание различиям, вносимым такими нечеловеческими агентами, как технологии, животные, окружающие среды.
Ключевые слова: обучение, композиция, странные чужестранцы, трепещущая энергия, актор, объектно-ориентированное искусство.
Annotation. The article draws the attention of teachers to the complexity of the structure of reality and its adequate transmission in works of fiction. Reality is said to be filled with ghostly, fluttering energy. The world is riddled with mystery and mystery, it cannot be defined only using algorithms and logic. Non-living, moving things themselves represent life as a subset of endless vibration, movement as an object of deep oscillation. According to the author, an important thing in the course of acquaintance with the work is the feeling, the experience of the viewer, his complicity. Modern works often lack the illusion of space, depth, content. The viewer contacts directly with the reality of the paint, canvas, texture and texture of the object. The artist is a medium, translator, mediator between the virtual world and the material. The author considers this problem as the main component of the artistic activity of a modern teacher. It is argued that the essence of a person cannot be marked in advance with a clear, rigid contour or strictly limited from the symbiotic real. The entities also include a shimmering, ghostly creature, a cast, an idea, a tree, an elephant, a book, a picture, a biosphere, a galaxy, an electron and others. Ecological coexistence is coexistence with strange strangers, with spirits, strangers and ghosts precisely by virtue of the nature of reality, and not in spite of it. Coexistence of the present - coexistence without goals and plans. In order to exist, an object must survive a failure associated with the impossibility of its complete coincidence with itself. Existence is not consistency, but fragile non-consistency (inconsistency). Accordingly, the author believes that contemporary art should cover a wide range of non-human actors, or objects, and pay great attention to the differences made by such non-human agents as technology, animals, and surrounding environments.
Key words: training, composition, strange strangers, fluttering energy, actor, object-oriented art.
Введение. Начинающие обучение изобразительному искусству студенты часто считают, что реальность считывается с поверхности мира (пейзажа, натюрморта). Часто обучение студентов композиции в творческих вузах превращается в логистику, в науку об оптимальном управлении учебным процессом, в передачу рецептов, то есть алгоритмов. Алгоритм -это автоматизированный человеческий «стиль» в самом широком смысле, в котором он употребляется в художественной практике. Стиль - это общий внешний вид произведения, и образ, которым художник являет себя зрителям, не только в визуальном смысле, но и во всех физических смыслах. По мнению философов, стиль в искусстве - это прошлое изобразительного искусства. Внешний вид картины - это прошлое. Таким образом, алгоритм представляет собой снимок прошлых художественных произведений старых мастеров искусства. Алгоритм захвачен прошлым искусством, он неподвижен. Будущее искусства предрешено. Алгоритм - это автоматизированное прошлое [10, С. 46-47]. Таким образом, обучать студентов творческих вузов только алгоритмическим образом - значить оставаться в прошлом.
Современное объектно-ориентированное искусство трудно осознать в рамках традиционного классического искусства. И поэтому мы предлагаем остановиться на рассмотрении концепциях современной философии. Согласно данным концепциям мира не существует, он существует в сознании отдельного субъекта. Мир разный. Существуют только изолированные объекты, согласно И. Канту «это вещь в себе», которые наполнены «странными чужестранцами», «призраками» [7]. Согласно неэксплозивной (невзрывной) холистической взаимосвязи, которая представляет собой симбиотическое реальное, дело не в том, что не существует мира, но этот мир всегда не полон.
На картине выполненной начинающим студентом с высокой четкостью и без мерцания мы видим, и знаем то, что видим. Мы попали в ловушку скучной реальности, которая не оставляет места для иллюзии и игры. Помимо простого, знакомого изображения мира, студентам необходимо выразить, «перевести», таинственное, «призрачное» измерение. Сами отдельные объекты представляют собой множество согласно Г. Кантору. Данные множества и есть отдельные изолированные объекты, сумма которых больше чем целое, а не наоборот. В число множественных объектов целого входят сущности, вирусы, представления, коллективы, пароходы, звезды, галактики. Реальность наполнена призрачной, трепещущей энергией. Неживые, движущиеся сами по себе вещи представляет жизнь как подмножество бескрайнего вибрирования, движение как предмет глубинного колебания. Например, в современном искусстве цветовые, тональные и пластические работы выглядят как таинственные, загадочные, мистические изолированные объекты, которые мы встретили впервые. Можно наблюдать в современных объектно-ориентированных композициях внимательность к деталям, линейным, тональным и цветовым отношениям (зазорам и регистрам).
Изложение основного материала статьи. Разработка теоретических основ методики обучения объектно-ориентированному искусству студентов творческих вузов, требует более высокого интеллектуального уровня осмысления
действительности, а также нового философского, художественного и теоретического уровня. В последнее время большое внимание в учебном процессе в творческих вузах уделяется современным исследованиям в области математики, квантовой физики, биологии, философии и в частности объектно-ориентированной онтологии. Классическая философия до последнего времени утверждала, что люди, человеческая мысль, наделяют вещи реальностью и не позволяла чему-то реальному воздействовать на нас. Например, в классическом искусстве главное внимание отведено изображениям людей, человеку труда, а природа всегда определена на заднем плане, как на пустом экране кинотеатра и играет подчиненную, не активную, пассивную роль.
Для решения задач обучения современному искусству необходимо обратиться к философским разработкам Г. Хармана и Л. Брайанта, Т. Мортона, К. Мейясу [4, 8, 10, 12, 13]. По их мнению, необходимо ввести в оборот такое понятие, как «солидарность». Солидарность описывает состояние физической и социальной организации, а также описывает чувство. Оно восстанавливает в правах человеческое-нечеловеческое симбиотическое реальное. Так неолитические миры охотников-собирателей содержат в себе запутанные связи между людьми и не людьми, реальностью (мир, коррелирующий с человеком) и реальным (экологический симбиоз человеческой и нечеловеческой части биосфере) [10, С. 38]. Люди могут достичь солидарности между собой и между собой и другими существами (с не людьми). Например, ребенку разрешено разговаривать с неодушевленным чучелом животного, как если бы оно обладала жизнью и даже сознанием. Однако в старших классах предполагается, что в книгах не должно быть разговоров с царевной-лягушкой и компьютерами [5]. История искусств, однако, показывает, что российские художники часто обращались к народным сказкам и легендам где вымысел и правда, люди и нелюди, живое и неживое переплетаются в их художественных фантазиях, например, художники: И. Билибин, В. Васнецов, М. Шагал, П. Филонов, А. Лентулов, а также русские писатели: Н. Гоголь, М. Булгаков, композиторы: И. Стравинский, Д. Шестакович, А. Чайковский и другие.
Философами и психологами отмечается, что для симбиотического реального не требуется человеческой мысли или психической деятельности. Солидарность подразумевает освобождение от схваченности прошлым и вступление в вибрирующую «сейчастность», в которой открывается будущее [10, С. 49]. Например, объектно-ориентированное искусство часто обращается к передаче неживой природы, объектов окружающего мира (пейзажей, натюрмортов, истории отечества, сказкам, легендам, романтическим фантазиям). Художники передают реальность с помощью выразительной интенсивности цвета, тона, линейного напряжения объектов, их стерильности. В данных художественных практиках часто отсутствует содержательная сторона объектов. Основное внимание обращается на передачу качеств объектов (формы и цвета), интенсивности сил объектов, их мощи, например, это можно видеть в работах таких художников, как В. Татлина, Э. Лисицкого, И. Клюнкова, Э. Келли, А. Колдера и др. В данных работах не требуется со стороны зрителя человеческой мысли или психической деятельности. Главное здесь это чувствование, переживание зрителя, соучастие его с произведением. В данных произведениях отсутствует иллюзия пространства, глубины, содержания. Контакт зрителя происходит непосредственно с реальностью краски, холста, текстуры и фактуры объекта. Художник является медиумом, переводчиком, посредником между виртуальным миром и материальным.
Теоретические основы методики обучения объектно-ориентированному искусству требует учета того, что согласно утверждениям ученых квантовой физики, жизнь представляет собой трепетание или мерцание без механистического воздействия извне, объекты перемещаются сами по себе, не требуя внешней движущей силы. Трепетание, качение можно наблюдать и в крошечных объектах. Таким образом, внутренняя подвижность вещей предполагает, что явление и бытие неразрывны, но в то же время странным образом различны [10, С. 106]. Например, для передачи данного явления студенты создают художественные композиции, состоящие из множества отдельных объектов, в которых они пытаются передать движение, трепет, мерцание жизни.
При выполнении задач по обучению объектно-ориентированному искусству необходимо учитывать, что движение происходит потому, что явление и бытие, переходят друг в друга, они различны, но в то же самое время одинаковы, как если бы бытие было петлей, а явление было бы изгибом той петли, имеющий форму ленты Мёбиуса [10, С. 107]. Лента Мёбиуса - это неориентируемая поверхность. У нее нет внутренней или внешней части, нет лицевой или оборотной стороны, нет верха или низа. Форма жизни - это именно эта неорганизуемая сущность. В палеолитическом мире, мерцание известно как магия, а вокруг нелюдей мерцают духи (они или внутри них, или рядом с ними) [10, С. 109]. Мир пронизан таинственностью и загадкой, его нельзя определить только с помощью алгоритмов и логики, например, в поэзии А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Ахматовой, А. Блока и др.
В процессе обучения объектно-ориентированному искусству важно обратить внимание учащихся на следующий момент, человек - это совокупность сущностей, обширно распределенных во времени и пространстве, которая сама по себе формирует сущность, и которую невозможно увидеть [9]. По мнению философов, сущность человека нельзя заранее обозначить четким, жестким контуром или строго ограничить от симбиотического реального. К сущностям можно отнести мерцающее, призрачное существо, приведение, идею, дерево, книгу, картину, биосферу, галактику, электрон который наделен сверхспособностями - это Х-существо [10].
Философы считают, что слово «призрак» - это колебание между явлением и сущностью. Мы можем считать объекты не живыми или мертвыми, а призрачными. Такие существа (цветок, улица, фонарь, туча) не являются абсолютно реальными или полностью нереальными. А поскольку разница между жизнью и не жизнью ни тонкая, ни жесткая, то можно сказать, что «мы сосуществуем с призраками, духами, зомби и другими неопределенными сущностями, а также в качестве них в обширной, размытой промежуточной зоне» [10, С. 120]. Избыточностью объясняет Л. Брайант таинственность странного чужестранца, призрачного существа. Странные чужестранцы всегда таят внутри себя избыток, отрицающий любую редукцию (переход от сложного к простому) к локальным манифестациям [4].
Например, экологическое сосуществование является сосуществованием с духами, чужаками и призраками именно в силу природы реальности, а не вопреки ей. Сосуществование сущих - сосуществование без целей и планов. Для того чтобы существовать, объект должен пережить провал, связанный с невозможностью его полного совпадения с самим собой. Существование представляет собой не консистентность, но хрупкую не-консистентность (несогласованность) [14, С. 199-200]. Дух больше не парит в условиях нулевой гравитации внутреннего пространства. Напротив, люди обнаруживают, что не-люди давят на них со всех сторон [6].
Художники, писатели, поэты и композиторы стремятся перевести эти призраки, странных чужаков в наш материальный мир. Например, в современных художественных практиках можно встретить композиции, состоящие из четырех рядов изолированных объектов. Шестьдесят рамочек, в которые вставлены изображения определенной прямоугольной формы, имеющие различные цвета и различный тональный регистр. Данные формы к тому же в каждом ряду имею сдвиг по отношению друг к другу во всей композиции. Вся эта художественная композиция, можно сказать, представляет призрачное существо, которое еще и реально физически создает ощущение «качения» или мерцания от одного объекта к другому. Таким образом, возникает новая сущность, которая «возможно имеет сознание».
Заслуживает особого внимания точка зрения таких современных философов как Карен Барад, Рози Брайдотти, Эдуард Вивейрус ди Кастр, Оксана Тимофеева, Донна Харауэй, Анна Цин, где они поясняют, что, стремясь ослабить сфокусированность на первом роде акторов (субъекты), они отнюдь не ратуют за исключение подобного рода акторов [1, 2, 3, 9, 11]. Наоборот, они стремятся к синтезу различных тенденций современной континентальной социальной, художественной, культурной и философской, эстетической мысли.
Выводы. Итак, основной задачей при обучении объектно-ориентированному искусству является указание новых путей познания и отражения реальной действительности.
Решая задачи обучения студентов в творческих вузах современному объектно-ориентированному искусству можно отметить, что пассивная материя, ожидает своего формирования художниками. Современное искусство охватывает широкий диапазон нечеловеческих акторов, или объектов, и уделяет большое внимание различиям, вносимым такими нечеловеческими агентами, как технологии, животные, окружающие среды и т. д. В настоящее время художник является выдумщиком материала, а не рисовальщиком как это имело быть в классическом искусстве. Многие философы и художники стремятся к синтезу двух обозначенных культур. Они мечтают об онтологии, способной воздать по справедливости нечеловеческим акторам, способной уважать этих странных чужестранцев в их собственных правах, но также и такой, которая сможет отдать должное феноменологии и семиотике.
В итоге можно сделать вывод о том, что задача обучения современному искусству студентов творческих вузов будет решена в следующих случаях:
- установка учащихся на научный, философский и художественный опыт;
- нацеленность студентов на чувствование, переживание, соучастие с окружающим миром;
- нацеленность студентов на экологическое сосуществование, сосуществование со странными чужестранцами, с духами, чужаками и призраками именно в силу природы реальности;
- установка студентов при обучении объектно-ориентированному искусству на то, что оно должно охватывать широкий диапазон нечеловеческих акторов, или объектов;
- нацеленность на то, что реальность наполнена призрачной, трепещущей энергией;
- установка студентов на то, что мир пронизан таинственностью и загадкой и его нельзя выразить только с помощью алгоритмов и логики.
Литература:
1. Барад, К. Агентный реализм / К. Барад // Опыты нечеловеческого гостеприимства: Антология / Под ред. М. Крамар. - М.: V-A-C press, 2018. - С. 42-122
2. Беннет, Дж. Пульсирующая материя: Политическая экология вещей / Дж. Беннет. - Пермь: Гиле Пресс,
2018. - 220 с.
3. Богост, Иен. Чужая феноменология, или Каково быть вещью? / И. Богост. - Пермь: Гиле Пресс, 2019. - 200 с.
4. Брайант, Л.Р. Демократия объектов / Л.Р. Брайант. - Пермь: Гиле Пресс, 2019. - 320 с.
5. Винникотт, Д.В. Игра и реальность / Д.В. Винникотт. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 208 с.
6. Деланда, М. Новая философия общества: Теория ассамбляжей и социальная сложность / М. Деланда. - Пермь: Гиле Пресс, 2018. - 170 с.
7. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - М. : «Эксмо». 2012. - 736 с.
8. Мейясу, К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности / К. Мейясу. - М.: Кабинетный ученый, 2015. - 196 с.
9. Мортон, Т. Гиперобъекты: Философия и экология после конца мира / Т. Мортон. - Пермь: Гиле пресс,
2019. - 284 с.
10. Мортон, Т. Род человеческий. Солидарность с нечеловеческим народом / Т. Мортон. - М.: Издательство Института Гайдара, 2022. - 368 с.
11. Харауэй, Д. Оставаясь со смутой : заводить сородичей в хтулуцене / Д. Харауэй. - Пермь: Гилле Пресс,
2020. - 340 с.
12. Харман, Г. Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего» / Г. Харман. - М.: Ад Маргинем Пресс,
2021. - 272 с.
13. Харман, Г. Четверояркий объект: метафизика вещей после Хайдеггера / Г. Харман. - Пермь: Гиле Пресс, 2015. - 147 с.
14. Butoh, S.F. Memorphic Dance and Global Aichemy / S.F. Butoh. - Urbana: University of Illinois Press, 2010. - 237 p.
Педагогика
УДК 372.8
кандидат педагогических наук Ильин Андрей Сергеевич
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск); заместитель директора Теплюк Татьяна Николаевна
Средняя школа имени Героя Советского Союза И.А. Борисевича (г. Красноярск)
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях смешенного обучения на примере учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Автор анализирует психолого-педагогические аспекты активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. В основной части статьи представлен сравнительно-сопоставительный анализ научных трудов где в качестве ключевых характеристик познавательной деятельности выделяют ее направленность на активность обучающихся в процессе познания, обязательность практических проб и самоконтроля. Активизация в статье рассматривается как педагогическая стратегия. Для активизации познавательной деятельности обучающихся на учебном предмете «Основы безопасности жизнедеятельности» предложена технология смешанного обучения в модели «перевернутый класс». Предложен вариант подготовки учителя к учебным занятиям с использованием технологии педагогического дизайна (модель ADDIE). Результаты педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что у обучающихся наряду с предметными знаниями и умениями повысились мотивация к учению, уровень проявления коммуникативных умений, уровень проявления учебной самостоятельности, обретены способы поиска необходимой