ИСТОРИЯ HISTORY
Научная статья
УДК 94(47+57:581):371 "1933/1978" https://doi.org/10.24158/fik.2023.9.21
Роль СССР в развитии системы образования Афганистана между 1933 и 1978 гг.
Mайсам Махди
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия, Mahdimaisam2020@gmail.com
Аннотация. До начала советского культурно-образовательного сотрудничества в Афганистане существовала устаревшая система образования, основанная на традиционном подходе к обучению. Взаимодействие с СССР осовременило программы и методики начального, среднего и высшего образования в стране. Были заключены долгосрочные культурно-образовательные контракты, запущены программы подготовки научных кадров, разработаны курсы обучения афганских молодых людей в вузах Советского Союза. В данной статье предпринята попытка выяснить, на какие сферы образования Афганистана наиболее сильно повлияло советское государство. Отмечено, что участие СССР в преобразовании образовательной системы Афганистана состояло не только в организации по всей стране учебных заведений разного уровня, но и в строительстве инфраструктуры для обеспечения ведения образовательного процесса на самых проблемных в этом отношении территориях, в создании адаптированных учебных программ, в предоставлении молодежи Афганистана возможности прохождения профессиональной подготовки в советских вузах, с тем чтобы устранить кадровый дефицит в стране; в финансовой поддержке обучающейся молодежи за счет выплат стипендий. Рассмотрены негативные и позитивные результаты взаимодействия двух стран в сфере образования.
Ключевые слова: начальное образование, современное образование, высшее образование, стипендии, создание современных образовательных центров
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Майсам Махди. Роль СССР в развитии системы образования Афганистана между 1933 и 1978 гг. // Общество: философия, история, культура. 2023. № 9. С. 149-153. https://doi.org/10.24158/fik.2023.9.21.
Original article
The Role of the USSR in the Development of Afghanistan's Educational System from 1933 to 1978
Maisam Mahdi
Belgorod National Research University, Belgorod, Russia, Mahdimaisam2020@gmail.com
Abstract. Prior to Soviet cultural and educational co-operation, Afghanistan had an outdated education system based on a traditional approach to teaching. Interaction with the USSR modernized the programs and methods of primary, secondary and higher education in the country. Cultural and educational long-term contracts were concluded, scientific training programs were launched, and training courses were developed for Afghan youth in the Soviet Union's higher educational institutions. This article attempts to ascertain which areas of education in Afghanistan were most strongly influenced by the Soviet state. It is emphasized that the USSR participation in the transformation of the educational system of Afghanistan consisted not only in the organization of educational institutions of various levels throughout the country, but also in the construction of infrastructure to ensure the educational process in the most problematic areas in this regard, in the creation of adapted curricula, in providing the youth of Afghanistan with the opportunity to undergo professional training in Soviet universities in order to eliminate the personnel deficit in the country; in financial support of studying youth through the payment of scholarships. Both adverse and beneficial results of co-operation between the two countries in the field of education are considered.
Keywords: primary education, modern education, higher education, scholarships, establishment of modern education centers
Funding: Independent work.
For citation: Maisam Mahdi (2023) The Role of the USSR in the Development of Afghanistan's Educational System from 1933 to 1978. Society: Philosophy, History, Culture. (9), 149-153. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.9.21 (In Russian).
Введение. СССР сыграл значительную роль в развитии системы образования в соседних странах. Советское сотрудничество с Афганистаном в этой сфере было ориентировано на создание современной образовательной структуры в этой стране. Период правления Захир Шаха в
© Майсам Махди, 2023
Афганистане создал подходящую платформу для культурного сотрудничества между двумя странами.
В 1933 г. был коронован принц Мохаммад Захир. Реформа национального образования до этого момента еще не была осуществлена. Религиозные консерваторы, входившие в состав афганского правительства, имели большую власть в секторе образования, поэтому оно оставалось под контролем традиционных учений.
В Афганистане существовали народные и религиозные, коранические школы (Клиффорд, 1990). Обычно при мечетях открывались последние, в них детей знакомили с письмом и чтением элементарных и религиозных молитв, а большинство выпускников отправлялись в Пакистан или Иран, чтобы продолжить свое образование (Бриго, 1988). Заключив культурные договоры с Афганистаном и способствуя модернизации системы образования этой страны, Советский Союз смог заложить основы для позитивного вектора развития государства.
По соглашению от 28 января 1956 г.1 Советский Союз предоставил Афганистану кредит в размере 100 млн долл., что облегчило условия культурного сотрудничества. Оно реализовыва-лось постепенно различными путями и благодаря всестороннему политическому, экономическому и военному присутствию Советского Союза в Афганистане.
Взаимные визиты делегаций двух стран привели к заключению соглашений и контрактов, которые создали основу для расширения культурно-просветительского советского влияния на разных социальных уровнях в Афганистане в 50-60-е гг. XX в., в том числе на уровне образования. Это нашло выражение в политической и образовательной стратегии страны. Например, проявилось в распространении социалистических идей и формировании коммунистических партий. Кроме того, Советский Союз закрепился во всех сферах образования Афганистана, все учебные заведения так или иначе находились под его влиянием (Бек, 2010).
СССР отменил специальные образовательные привилегии для некоторых этнических групп в Афганистане, сделав образование доступным для всех слоев населения (Логинов, 1990: 174).
Влияние СССР на разные уровни образования в Афганистане. Правительство Захира Шаха привлекало для работы в учебных центрах и институтах иностранных специалистов: в сельскохозяйственном институте работали французские, итальянские, японские и советские преподаватели. Специалисты из СССР и ГДР совместно создали Кабульский механический институт, готовивший промышленных рабочих (Коргун, 2004: 253).
В ноябре 1957 г. в Москву с целью установления культурных связей между Афганистаном и Советским Союзом прибыла делегация во главе с руководителем Пуштоланского института (Пуштунского дома) Садыклой Раштиным. По возвращении из Советского Союза они провели несколько конференций в Кабуле. На этих мероприятиях был создан репрезентативный образ советской культуры и общества, популяризировалось обучение в Советском Союзе в Афганистане, что сказалось на национальных просветительских проектах Многие люди были отправлены на учебу в СССР (Современная история Афганистана ..., 1983: 20).
В июне 1960 г. делегация во главе с министром просвещения Али Ахмад Ханом «Попелом» совершила повторную поездку в Москву, в ходе которой было подписано несколько культурно-просветительских соглашений, в том числе 5 июня 1969 г. между Афганистаном и Россией было установлено, что документы, относящиеся к высшему и специальному образованию, будут учитываться одинаково в обеих странах2. Молодые люди, воспользовавшиеся этими возможностями и вернувшиеся в Афганистан после окончания учебы в СССР, стали ядром коммунистических партий, сыгравших ключевую роль в дальнейших политических событиях в стране (Папли, Мохаммад, 1994).
Период с 1963 по 1972 гг. в Афганистане известен как десятилетие демократии, в области дошкольного образования он ознаменовался множественными событиями.
В 1970 г. четыре человека были командированы в Советский Союз для изучения основных принципов обучения детей. СССР также принимал на обучение молодых людей из приграничных племен Пакистана и Афганистана.
В 1973 г. советские специалисты начали подготовку будущих нефтяников и геологов в новом техникуме Мазари-Шарифа. В Кабульской технической школе прошел набор обучающихся на специальность автомеханика. Десятки других профессиональных учебных заведений открыли свои двери для студентов.
1 Соглашение о сотрудничестве между Правительством СССР и Королевским Правительством Афганистана в развитии экономики Афганистана и о предоставлении в связи с этим Правительством СССР долгосрочного кредита. (28 января 1956 г., совершено в Кабуле) // Советско-афганские отношения. 1919-1969 гг. : документы и материалы. М., 1971. С. 125-127.
2 Протокол об эквивалентности документов о среднем, среднем специальном и высшем образовании и ученых степеней Союза Советских Социалистических Республик и Королевства Афганистана (5 июня 1969 г., в г. Кабуле) // Советско-афганские отношения. 1919-1969 гг. : документы и материалы. М., 1971. С. 404-406.
ИСТОРИЯ ШБТОРУ
26 июля 1975 г. в системе образования Афганистана произошли кардинальные изменения, реализованные премьер-министром страны Мохаммадом Давудом с подачи советских педагогов. На основе этих реформ в Афганистане были введены национальные стандарты образования (Камгар, 2009).
СССР также заботился о детях-сиротах, которые были размещены в интернатах. Более 100 афганских женщин работали в центрах матери и ребенка, созданных Советским Союзом в 1971 г.
Специалисты СССР построили большие жилые кварталы, множество больниц и детских садов по всему Афганистану. За время возведения и эксплуатации инфраструктуры было подготовлено более 80 тыс. рабочих.
В целом годы сотрудничества двух стран обеспечили профессиональную подготовку около 15 тыс. афганцев, причем в Советском Союзе получили образование 10 тыс. молодых специалистов и еще более 5 тыс. человек - в учебных заведениях, созданных в Афганистане с помощью СССР1.
Укрепление высшего образования в Афганистане. В 1946 г. был официально открыт Кабульский университет. 8 декабря 1953 г. в Москву выехала делегация из представителей факультета культуры под председательством его президента Мохаммада Амин Хана. Это был первый случай посещения советских университетов рядовыми учеными и обучающимися. Впоследствии, 3 декабря 1954 г., с ответным визитом и по приглашению Кабульского университета в Афганистан прибыла миссия русских специалистов из некоторых колледжей, средних школ, медицинских учреждений и Кабульского музея. Поездка советской делегации стала своего рода прелюдией к долгосрочному взаимодействию двух стран в сфере образования.
Кабульский политехнический университет был открыт 13 октября 1963 г. в пятом районе Кабульского муниципалитета при участии афганской и советской правительственных делегаций. Данное учебное заведение являлось единственным в стране, основным иностранным языком преподавания в котором выступал русский. Этот университет называли островом советской культуры в Афганистане.
30 ноября 1966 г. в университетах Москвы стали преподавать языки дари и пушту, что способствовало обогащению представлений граждан СССР о национальных языках Афганистана.
Обозначенные события в некотором роде были последствиями советского экономического и культурного сотрудничества двух стран.
Одной из важных программ СССР по развитию образования в Афганистане были стипендии, основанные на утверждении Лой джирги (Совета старейшин) Афганистана в 1956 г., в котором говорилось, что правительство должно предпринять серьезные шаги для укрепления материальной и моральной базы обучающихся граждан. Кроме того, осуществлялась финансовая поддержка образовательных проектов в Афганистане.
Во время президентства Мохаммада Дауда Советский Союз внес большой вклад в академический прогресс афганских студентов, построив новые учебные корпуса для различных учебных заведений в Кабуле. Эти здания, которые были возведены в традиционной и современной манере, не уступали мировым образцам архитектуры (Теплинский, 1982).
Особое значение имело и сотрудничество Советского Союза в области укрепления афганского языка пушту, поскольку специалисты в этой сфере смогли установить прочную связь между Москвой и Кабулом для создания центров обучения пушту в Афганистане. Мохаммад Давуд был очень заинтересован в строительстве образовательных центров, где преподавание велось на этом языке. Советские специалисты смогли организовать учебный процесс на пушту, спланировав образовательные программы и разместив образовательные заведения непосредственно в населенных этой народностью районах Афганистана, на границе с Пакистаном. Подобные действия позволили снизить уровень неграмотности среди жителей2.
Культурное соглашение в 7 статьях было подписано между Афганистаном и Советским Союзом 4 марта 1960 г. сроком на 5 лет3. Согласно документу, большое количество афганских студентов привлекалось к освоению краткосрочных и долгосрочных образовательных программ в Советском Союзе (Фарханг, 1993), на которых их знакомили с философией и историей материализма и принципами международной истории коммунизма (Хай ман, 1986). Эти курсы способствовали распространению социалистических мыслей среди афганских студентов, которые в дальнейшем сыграли ключевую роль в политических событиях и смене власти в Афганистане (Дайк, 1988). Так, после государственного переворота, совершенного в 1973 г., король Афганистана Мохаммад
1 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 797. Оп. 1. Д. 33. Л. 1-38.
2 Бойко В.С. Мировая афганистика между наукой и политикой: проблемы истории и модернизации Афганистана в XX - начале XXI вв. : учебное пособие. Барнаул, 2016. С. 29-30.
3 Соглашение о культурном сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Афганистаном (4 марта 1960 г., совершено в Кабуле // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXII. М., 1967. С. 482-483.
Захир Шах заявил в Риме, что это обучение афганских студентов в советских университетах изменило их мышление, а их сотрудничество с Мохаммадом Даудом стало одной из причин революции (Аарон, 2010).
Исмаил Хан, один из государственных деятелей Афганистана, отмечал: «Люди, приехавшие учиться в Советский Союз, изменились, когда вернулись в страну. Кажется, русские дали им новый образ мышления. Даже разговаривать с ними было трудно, потому что они употребляли такие длинные и странные слова и фразы, которые нам были не знакомы» (Современная история Афганистана ..., 1983).
Хасан Шарк, помощник Сардара Мохаммада Дауда и один из убежденных сторонников СССР в Афганистане, считал советские стипендии и советские посольства в регионе причиной развития образования и распространения коммунистического идей в Афганистане и соседних с ним странах (Ваейс, 2013).
Таким образом, достижения Советского Союза в развитии системы образования, в первую очередь, высшего, Афганистана значительны, хотя одной из целей воздействия на молодежь было ознакомление ее с левыми идеями.
Заключение. Советский Союз, подписав культурно-образовательные соглашения и предоставив множество образовательных возможностей народу Афганистана, обеспечил беспрецедентный рост уровня грамотности и профессионализации в стране, оказал значительное влияние на интеллектуализацию населения. Образцовый в регионе Кабульский политехнический университет был построен и открыт с помощью Советского Союза - он дал афганскому обществу многих специалистов. Однако следует сказать, что внедрение коммунистических идей в среду молодежи через советские образовательные центры, программы обучения вызвало неоднозначную реакцию некоторых слоев афганского общества, в том числе и на университетском уровне. Это было связано с тем, что подходящей платформы для трансформации традиционного общества Афганистана в коммунистическое еще не было. Сказанное, тем не менее, не умаляет усилий Советского Союза в деле развития образовательной системы Афганистана, модернизации и создания соответствующей инфраструктуры, обеспечения подготовки специалистов в различных областях. Создание новой системы образования для народа Афганистана является величайшей заслугой СССР.
Список литературы:
Коргун В.Г. История Афганистана. XX век. М., 2004. 525 с.
Логинов А.В. Национальный вопрос в Афганистане // Расы и народы. М., 1990. С. 169-189. Теплинский Л.Б. СССР и Афганистан 1919-1981. М., 1982. 294 с.
^ 79. 2010 ' jas u „s ü-j jj jjjb. i (jjjí = Аарон А. Давуд Хан в руках КГБ. Кабул, 2010. 79 с. (на персид. яз.) Лл A. ^ 48. 1988 ' j^. ü»jIí» ,Ju3?. j 4kij» i ¿n^juii jj ^í? = Бриго А. Война в Афганистане, советская интервенция и движение сопротивления. Мешхед, 1988. 48 с. (на персид. яз.)
^ 8. 2010 < jijfV'jS jij jju. ь. = Бек К. «Побег с палаткой». Тегеран, 2010. 8 с. (на персид. яз.) ^ 12 ' j^í». ü-l- j^j? < jmüi.. j^« <ь Jjiy = Папли Я., Мохаммад Х. Афганистан, война и политика .Мешхед, 1994. 12 с. (на персид. яз.)
^ 45 1983 < jas jishjiüi jjj» ¿jjü = Современная история Афганистана. Кабул, 1983. 45 с. (на персид. яз.) ^=23 trAAíjjs íüj jji^jtsHiy jj. = ДайкД. Что происходит в Афганистане? Тегеран, 1988.23 с. (на персид. яз.) ^ 400 1993 < jas jjii jj jjj jj jMiii.^iUj = Фарханг М.М.С. Афганистан за последние пять веков. Кабул, 1993. 400 с. (на персид. яз.)
^ 86. 2009 < jjls. jtiHlüi j&ü ¿jjü. j. E jii»is = Камгар Дж.Р. История образования Афганистана . Кабул, 2009. 86 с. (на персид. яз.)
120 i jij^J ¿l-iiajljii fJj« j ü>jjh ji f jjjjJs = Клиффорд М.Л. Земля и народ Афганистана. Тегеран, 1990. 120 с. (на персид. яз.)
^ 38 ^л? < jij^i ^jjj^ üiíhjlüi ^i j«,» = Хай ман Э. Афганистан под советским господством. Тегеран, 1986. 38 с.
(на персид. яз.)
49. 2013 < jjls. 2009 is 1963 J- ji üiíhiüi jj j ^jl^si < „»аз < „hj-h ü^j „hjjj f ^j ^ = Ваейс Д.М. Обзор политической, военной, экономической и культурной ситуации в Афганистане с 1963 по 2009 г. Кабул, 2013. 49 с. (на персид. яз.)
References:
Aaron, A. (2010) [Dawood Khan in the hands of the KGB]. Kabul. 79 p. (In Persian) Bek, K. (2010) ["Escape with a tent"]. Tehran. 8 p. (In Persian)
Clifford, M. L. (1990) [The Land and people of Afghanistan]. Tehran. 120 p. (In Persian) Dyke, D. (1988) [What is Happening in Afghanistan?]. Tehran. 23 p. (In Persian) Farhang, M. M. S. (1993) [Afghanistan over the past five centuries]. Kabul. 400 p. (In Persian) Hi man, E. (1986) [Afghanistan under Soviet domination]. Tehran. 38 p. (In Persian) Kamgar, J. R. (2009) [The history of the Afghanistan formation]. Kabul. 86 p. (In Persian)
Korgun, V. G. (2004) Istoriya Afganistana. XX vek [History of Afghanistan. XX century]. Moscow. 525 р. (In Russian) Loginov, A. V. (1990) Natsional'nyi vopros v Afganistane [The national question in Afghanistan]. In: Rasy i narody. Moscow, рр. 169-189. (In Russian)
Papli, Ya. & Mohammad, H. (1994) [Afghanistan, war and politics]. Mashhad. 12 p. (In Persian)
Teplinskii, L. B. (1982) SSSR i Afganistan 1919-1981 [USSR and Afghanistan 1919-1981]. Moscow. 294 р. (In Russian)
ИСТОРИЯ HISTORY
[The modern history of Afghanistan]. Kabul. 45 p. (In Persian)
[The war in Afghanistan, the Soviet intervention and the resistance movement]. Mashhad. 48 p. (In Persian) Vaeys, D.M. (2013) [Review of the political, military, economic and cultural situation in Afghanistan from 1963 to 2009]. Kabul. 49 p. (In Persian)
Информация об авторе Mайсам Махди - аспирант Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгород, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author Maisam Mahdi - PhD student, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.09.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.