Научная статья на тему 'Роль среды в воспитании детей'

Роль среды в воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4820
458
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / среда / развитие / личность / education / environment / development / individual.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарсакова Диана Биймуратовна

В данной статье рассматривается роль и значимость среды в воспитании детей. Подчеркивается необходимость изучения данной проблемы в связи с растущей тревогой по поводу негативного воздействия среды на детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ENVIRONMENT IN THE CHILDREN EDUCATION

The article discusses the role and importance of the environment in the process of education. Due to the growing concern about the negative impact of environment on children, the need to study this problem is emphasized

Текст научной работы на тему «Роль среды в воспитании детей»

УДК 316.7+37.0

РОЛЬ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Сарсакова Диана Биймуратовна.

Россия, Покачи, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4», делопроизводитель, diana. sarsakova@bk.ru.

Аннотация. В данной статье рассматривается роль и значимость среды в воспитании детей. Подчеркивается необходимость изучения данной проблемы в связи с растущей тревогой по поводу негативного воздействия среды на детей.

Ключевые слова: воспитание, среда, развитие, личность

THE ROLE OF THE ENVIRONMENT IN THE CHILDREN EDUCATION

Sarsakova Diana.

Russia, Pokachi, Municipal autonomous of general education institute «Secondary school №4», secretary, diana.sarsakova@bk.ru.

Abstract: The article discusses the role and importance of the environment in the process of education. Due to the growing concern about the negative impact of environment on children, the need to study this problem is emphasized.

Key words: education, environment, development, individual.

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне общества духовное, социальное, психическое развитие, воспитание происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой, поэтому на сегодня изучение понятия среды и ее влияния на человека, ребенка в том числе, является насущной и актуальной проблемой.

В последние десятилетия интерес к изучению проблемы среды многократно вырос. Это связано с осознанием важной роли, которую играет среда в воспитании ребенка, с растущей тревогой по поводу негативных воздействий на него.

Воспитание - процесс социальный, социокультурный, который состоит из целенаправленных воздействий на личность всех воспитательных институтов общества, влияния социокультурной среды и участия самой личности как активного субъекта этого процесса. Среда как совокупность природных и социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества, выступает по отношению к личности как необходимое условие ее становления и развития.

Влияние социальной среды на формирование личности осуществляется только в том случае и при условии, что личность сама в результате активного

отношения к социальной среде способна руководствоваться ею как ориентиром в своей жизнедеятельности. В таком случае правомерно говорить о соотношении ведущего влияния среды и конкретного отношения к ней личности. Эти характеристики составляют содержание социальной ситуации. В зависимости от возрастных особенностей, условий проживания, внутренних процессов развития личности изменяются ее переживания, отношение к окружающему миру, то есть формируется социальная ситуация развития.

Воспитательная среда должна восприниматься воспитанником как среда «собственная», где он может успешно себя реализовать. «Главное дело воспитания как раз в том и состоит, - считал С. Рубинштейн, - чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью - так, чтобы со всех сторон перед ней вставали задачи, для нее значимы, для нее привлекательные, которые она считает своими, для решения которых она привлекается. Это важно, потому что главный источник всех моральных проблем, всех отклонений в поведении - это и душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся равнодушными к жизни, что их окружает, отходят в сторону, чувствуют себя в нем сторонними наблюдателями...» [1, с.50-55]. А значит, стоит привлекать к воспитательному процессу население микро- и макросоциума, способное передавать молодежи богатый социальный опыт, который глубоко уходит своими корнями в народную философию, этику, мораль, в основе которых лежат идеи высокой нравственности, человечности, добра, справедливости, милосердия, уважительного отношение к старшим, сострадание к людскому горю, любовь к труду, бережное отношение к природе, как к кормящей матери, глубокое уважение к женщине как хранительнице домашнего очага, мира и спокойствия между людьми.

На сегодняшний день среда, окружающая личность ребенка, включает в себя много возможностей, благодаря которым ребенок может развиваться. Необходимо отметить и то, что среда способствует насыщению ребенка не только особенностями социального, но и политической жизни.

Рассматривая педагогические идеи Ю. Мануйлова [2] по изучению понятия среды в воспитании, можно согласиться с ученым, что среда имеет большой спектр разнообразных возможностей, способствующих развитию личности школьника. Он считает, что такими возможностями являются возможности, позволяющие наблюдать за чем-то, бороться, проявлять себя в разных делах, позволяющих личности что-нибудь иметь или уметь.

Настоящее характеризуется и негативными проявлениями, обозначаемыми в обществе - повышенный уровень преступности, вредных факторов и девиантного поведения некоторых категорий населения. Поэтому, очень важен тот фактор, благодаря которому в среде развивается и формируется личность ребенка, что его окружает и что на него влияет.

Среда имеет непосредственное влияние на ребенка. Введение средового подхода к воспитательному процессу обеспечивает создание пространства, в котором целенаправленная превентивная деятельность предоставляет

возможность развития личности ребенка и способствует эффективному социальному отношению личности и вхождению его в социум.

Технология создания творческой образовательно-воспитательной среды является инновационной, ведущей к обновлению в развитии, что способствует формированию нового типа личности. В своих работах авторы рассматривают именно творческую образовательно-воспитательную среду как инновационно-коммуникативную технологическую систему образования, ориентированную на создание благоприятных комфортных условий для развития и саморазвития. Авторы характеризируют понятие «образовательная среда», как единство действий школы, семьи, внешкольных и государственных учреждений, а также гражданских элементов информационно-культурной среды.

Необходимо подчеркнуть необходимость и важность внедрения средового подхода в деятельность педагогических коллективов, так как он побуждает к поиску инновационных технологий, привлечению различных средств для расширения возможностей образовательной среды, реализации индивидуальных образовательных траекторий, активизирует участие детей и педагогов в проектной деятельности, в работе целевых центров, школьных объединений, предметных кружках.

Итак, после проведенного теоретического анализа понятия среды как психолого-педагогической проблемы и выявления роли среды в воспитании ребенка, можно сделать вывод, что именно средовой подход базируется на комплексе научно-философских представлений о взаимодействии ребенка как личности с окружающей средой, каким может и должно быть опосредованное управление процессом развития и формирования его личностных качеств. Средовой подход к воспитанию, понимание его как социокультурного феномена подчеркивает значимость и актуальность воспитания для общества. В рамках этого конструируется идеал человека как социального типа, модели гражданина, патриота, а среда является непосредственным фактором, влияющим на развитие и воспитание личности.

Воспитание как общественное явление, которое разворачивается в соответствующей среде, детерминировано природными и социокультурными условиями обитания человека. Оно не может быть адекватно понятым вне экономической, социальной и духовной жизни общества.

Важно творческое сотрудничество детей, родителей, педагогов, общественности во имя воссоздания в детях менталитета своего народа, увековечения в подрастающих поколениях того специфического, что есть в каждой нации, с целью воспитания молодежи как сознательных носителей культуры, продолжателей дела отцов.

Рассматривая воспитательное воздействие среды на ребенка, необходимо отметить, что отношение ребенка и внешних социальных условий его жизни имеют характер взаимодействия. Среда - это не просто улицы, дома, вещи, размещение которых достаточно ему знать, чтобы чувствовать себя комфортно. Среда - это еще самые разнообразные объединения людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на

всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, что определенным образом влияет на нее, изменяет ее, но, в тоже время, и среда влияет на человека, выдвигая ему свои требования. Она может принимать человека, качество его действия, проявления, а может и отвергать, может относиться к нему доброжелательно, а может и неприветливо. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение человека во многом определяется тем, какую социальную роль он играет в обществе.

Таким образом, обеспечивая взаимодействие целенаправленного воспитания и влияния среды, организуя педагогически целесообразную окружающую среду, можно расширить сферу воспитательных воздействий, тем самым эффективно управлять процессом взаимодействия личности со средой, используя её воспитательный потенциал.

Библиографический список:

1. Иванов А.В. Культурная среда современной школы // Педагогика. 2006. №10. - С.50-55.

2. Мануйлов Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно -методическое пособие /Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. - М., Н. Новгород. - 2008.- 220 с.

3. Макаренко A.C. Воспитание гражданина / Сост.Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - С.46. - 304 с.

4. Сухомлинский В.М. О воспитании. (Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик). Изд. 2-е.-М., Политиздат, 1975. - 272 с.

5. Щуркова Н. Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания / Н. Е. Щуркова // Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 604 с.

6. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психол. журн. 2000. - №4. - С.79-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.