Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie. ru/PDF/ 152EVN215.pdf DOI: 10.15862/152EVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/152EVN215)
УДК 351/354
Левошич Наталья Вячеславовна
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва1 Заместитель декана факультета «Менеджмент» Кандидат экономических наук
Доцент
E-mail: NVLevoshich@fa.ru
Шаюк Екатерина Игоревна
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва
Студентка факультета «Государственное и муниципальное управление»
E-mail: katrin6909@gmail.com
Шаршова Ирина Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва
Студентка факультета «Государственное и муниципальное управление»
E-mail: Irina-sharshova@mail.ru
Роль средств массовой информации в системе управления городской агломерацией на примере города Москвы
1 125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 51, стр. 1, корп. Б, ком. 320
Аннотация. В статье показана роль средств массовой информации в системе управления городской агломерацией, описаны информационно-коммуникативные технологии, связывающие государство и общество, рассмотрены важные условия функционирования массовой коммуникации, показана характеристика аудитории как компонента взаимодействия с государством, рассмотрены важнейшие социальные функции массовой коммуникации. Статья акцентирует внимание на актуальных проблемах сферы влияния средств массовой информации в городе Москве, предлагает некоторые пути решения, способные усовершенствовать систему массовых коммуникаций в выбранном регионе. Актуальность темы, рассмотренной в данной статье, обусловлена тем, что на этапе развития постиндустриального общества, информационный ресурс является одним из ключевых в политической, экономической, социальной и духовных сферах. Эффективный процесс совершенствования системы средств массовой информации в рамках отдельно взятой агломерации является ключевым аспектом в системе общественных отношений с учетом особенностей современного мегаполиса. Материал, изложенный в статье опирается на официальные источники, такие как Официальный сайт Департамента средств массовой информации и портал Мэра и Правительства города Москвы, что гарантирует достоверность представленной информации. Использование в работе статей, опубликованных в научных журналах, позволило изучить точки зрения других авторов и обеспечить всестороннее рассмотрение поставленных в работе проблем.
Ключевые слова: cредства массовой информации (СМИ); информация; информационное общество; общественное мнение; законодательный механизм; политизированность; массовая аудитория; информационные технологии; интернет-СМИ; социальная сеть.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Левошич Н.В., Шаюк Е.И., Шаршова И.С. Роль средств массовой информации в системе управления городской агломерацией на примере города Москвы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/152EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/152EVN215
Ь^: //naukovedenie.ru 152БУ№15
Средства массовой информации (далее СМИ) - мощный инструмент формирования мнения народа в современном обществе.
С развитием информатизации российского общества средства массовой коммуникации оказывают все более ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума, в частности, на политическое сознание и поведение населения. В крупных городах такое явление становится более частым.2
Несколько последних лет активно развиваются каналы коммуникации: теле, радиовещание, интернет-СМИ. Жители Москвы активно интересуются политической и экономической ситуацией в стране и государство должно способствовать удовлетворение их интересам, тем самым развивая такую структуру, как СМИ.
В эпоху информационного общества, информация - ключевой аспект в каждой сфере жизни человека и его совершенствование в любой отдельно взятой агломерации необходимо. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий позволяет ускорить процесс получения, обработки и распространения информации, открывая перед москвичами большое количество новых возможностей, недоступных им ранее. С каждым годом принимать участие в политической жизни города и узнавать самую свежую информацию становится доступнее, в первую очередь, благодаря активной работе СМИ.
Таким образом, развитая система СМИ - неотъемлемая часть развития взаимодействия общества и государства. Москва - столица России, политический и экономический центр нашей страны, поэтому совершенствование СМИ на примере агломерации данного региона особенно актуально и интересно.
На стадии развития информационного общества в современной системе государственного управления важнейшую роль играет общественное мнение. Через него общество получает возможность выражать свое отношение к протекающим процессам, явлениям, фактам, возникающим проблемам, давать им оценку, а также влиять на процесс принятия управленческих решений, выступая тем самым в качестве активного участника государственного управления. При этом социальная структура общества, его культура, уровень развития, наличие демократических институтов и свобод определяют активность и значимость общественного мнения.
В системе государственного управления взаимосвязь государственной власти и общественного мнения является двусторонней. С одной стороны, общественное мнение отражает отношение населения к государственной власти, с другой - отношение государственной власти к мнению населения. Изучая общественное мнение, государственные органы имеют дополнительную информацию о протекающих в обществе процессах, что позволяет им проводить более взвешенную, поддерживаемую большинством населения политику, принимать управленческие решения и т.д. Причем, это касается как управления государством в целом, так и управления городской агломерацией.
Органы государственного управления должны регулярно предоставлять населению информацию о своей деятельности, планах и целях, просвещать население в вопросах законодательства, права, государственной политики. Именно средства массовой информации призваны продуцировать и распространять информацию, имеющую всеобщее значение,
2 Ходжаева И.Г., Бутова Т.В., Дорошина И.П. «Информационные технологии и их влияние на организацию управления. В сборнике: Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспект, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 11 частях. 2014 год. с. 149-150.
являясь, таким образом, мощнейшим рычагом в руках государственной власти, способным управлять общественным мнением.
Россия в настоящее время находится на этапе интенсивного развития информационного общества, а это значит, что актуальная информация является одним из основополагающих элементов в любой сфере жизни человека.
Расширение масштабов и видов СМИ (от первых газет до современных технических средств коммуникации, основанных на новейших технологиях) обозначило устойчивую тенденцию к усилению их роли как в гражданском обществе, в политическом процессе, так и в системе государственного управления, в том числе в рамках города Москвы. Сегодня СМИ выступают как инструмент социализации политического процесса, следовательно, все органы государственного аппарата должны иметь представление о возможностях и перспективах развития так называемой «Четвертой ветви власти» в управлении городской агломерацией.
Государство и общество связаны между собой информационно - коммуникационными технологиями, как мы считаем, по трем направлениям: исследование, инспирирование, информирование.
Исследование общественного мнения - это то, без чего невозможно построить грамотную политику в стране и в отдельно взятой агломерации в современных условиях. Реакция граждан страны на то или иное решение может повлечь за собой нежелательные последствия, в то время как информация о точке зрения массовой аудитории по этому вопросу позволит избежать этого. Например, на сайте Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, есть интерактивный информационный ресурс «Активный гражданин», позволяющий путем участия в еженедельных голосованиях по разным вопросам, обратить внимание администрации города на актуальные проблемы.3
Второе, упомянутое нами направление - инспирирование общественного мнения, то есть оказание влияния на мнение аудитории по определенному вопросу, ограждение населения от «ненужной» информации, например, путем фильтрации или цензуры.
Третий аспект - информирование, то есть донесение информации до населения непосредственно через СМИ. Сюда можно отнести передачу актуальной информации по телеканалу Москва - 24 и использование газеты Правительства Москвы «Тверская 13», находящейся в прямом подчинении Департамента, упомянутого ранее.
Развитие информационных технологий и систем информирования населения города Москвы - одна из актуальных тем. Инфраструктура России и ее возможности в области информационно-коммуникационных технологий не соответствуют ни высокому образовательному и культурному статусу России, ни ее геополитической и потенциальной' экономической" роли в международной' системе, но отрасли информационной сферы активно развиваются и наиболее ярко это выражено со столице государства.
Буквально десять лет назад население получало информацию в основном из газет, радио и телевидения. Сейчас же технические средства коммуникации активно развиваются и получают все более широкое распространение. Так с 1 сентября 2013 года в Москве начал реализовываться проект по оснащению подвижного состава метрополитена сетью Wi-Fi. В этом году данный ресурс начал работу в полном объеме. Важно отметить, что аналогов такого проекта в мире пока нет. Таким образом, мы видим, что информация сейчас доступна даже
3 http://dsmir.mos.ru; http://ag.mos.ru.
под землей и доступ к ней имеет практически каждый. Огромное количество приложений новостных агентств для электронных устройств так же способствует быстрому доступу к информации.
Важно отметить такой вид распространения информации как социальные сети. По статистике Московский регион занимает второе место после Санкт-Петербурга на 2014 год по ежемесячной активности в социальных сетях. Ежедневно москвичи делятся тысячами гигабайтов информации, оказывающей влияние на общественное мнение. Узнав о каком-либо событии, москвичи первым делом выкладывают это в сеть, так же нельзя упустить тот факт, что популярные в Интернет-пространстве личности своими «постами» доносят информацию до массовой аудитории, к сожалению, порой не задумываясь о качестве предоставляемого материала. Такая активность привела к тому, что законодательство в сфере влияния СМИ потребовало корректировки. Так, 22 апреля 2014 года был принят закон, в котором блогеры приравнивались к СМИ.4 Этот закон был принят в рамках антитеррористического пакета: люди, обладающие большим количеством подписчиков, теперь несут ответственность за предоставляемую информацию. Это еще один шаг к увеличению контроля со стороны.
Появление государственных программ, способствующих развитию СМИ в столице, является одним из этапов совершенствования системы массовых коммуникаций. Одной из них является Государственная программа города Москвы "Информационный город" на 20122018 годы. В результате реализации соответствующих проектов улучшаются условия для развития в городе Москве средств массовой информации, возрастает доступность печатных средств массовой информации для граждан, повышается качество информационного продукта, прежде всего, при освещении основных направлений деятельности органов государственной власти города Москвы, также увеличивается эффективность функционирования механизмов обратной связи между властью и гражданами.
У СМИ, как и у любой другой структуры, существуют проблемы, связанные с развитием. Начнем с законодательной стороны, регулирующей деятельность средств массовой информации. В России на сегодняшний день отсутствует действенный законодательный механизм, препятствующий монополизации СМИ и превращению их в бесконтрольный инструмент обслуживания политических, либо экономических интересов отдельных структур, как коммерческих, так и политических. Одна из особенностей отечественных информационных структур — отсутствие подлинно независимых СМИ. Ни одно СМИ не обладает настолько мощной финансовой базой, чтобы позволить себе независимую точку зрения. Также следует помнить, что российские СМИ, утратив централизованную советскую схему организации, сохранили политизированность. Таким образом, они обслуживают в первую очередь политические и финансовые интересы различных групп.
Так же отсутствует механизм обеспечения прав граждан на информацию, свободный доступ к ней. В силу особенностей отечественного экономического и политического развития монополия на оперативное распространение информации в России по-прежнему принадлежит главным образом телевидению и радио. Газетные издания существенно утратили свою актуальность, и потеряли значительную часть доверия общества. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Такое явление наблюдается в основном в центральных регионах, а в Москве выраженно больше всего.
4 http://top.rbc.ru новость от 22 апреля 2014 г.
Как уже говорилось выше, наряду с теле- и радиовещанием активно развивается такое средство информации, как интернет-СМИ. С каждым днем количество активных интернет-пользователей увеличивается. Практически все средства информации имеют свои сайты в интернете, на которых постоянно обновляется информация. В течение последних лет в Москве много общественных мест оснащено доступом к интернету через Wi-Fi, за счет этого получение и просмотр информации происходит в считаные минуты. В связи с этим, изъятие просочившейся информации, зачастую ложной, становится практически невозможным. Получается, что люди верят новостным статьям и видеороликам в интернете больше, чем эфирам на телевидении или передачам на радио.
Существует еще одна важная проблема — снижение профессионализма журналистов. Такое явление наблюдается уже ни один десяток лет. По статистическим данным, специального образования не имеют более половины работников печатных СМИ. В крупных компаниях существует недостаток корреспондентов и специалистов по распространению изданий. Низкие зарплаты не стимулируют приток квалифицированных кадров в СМИ. Подобная ситуация существует не только в Москве и Московской области, но и во многих регионах России. Недостаток профессиональных кадров приводит к выпуску некачественных статей. Журналистом в наше время себя может объявить кто угодно. Все это, соответственно, отрицательно сказывается на качестве и характере публикаций.
Рассмотрим возможные пути решения, описанных выше проблем. Проблема, которая связана с законодательной стороной вопроса в отношении СМИ, актуальна уже многие годы. С одной стороны, было бы правильно освободить СМИ от гнета политических и экономических структур, ввести закон о независимости средств массовой информации, свести на «нет» популярное в последнее время понятие информационной войны, которое связано с представлением информации в выгодном ключе для какой-либо структуры. А с другой, СМИ не сможет существовать без финансирования крупных организаций, и информация, не выгодная для широких политических групп, попросту будет подавляться, и не поступать в эфиры теле- или радиовещания.
Доступ общества к СМИ, безусловно, должен быть максимально свободным. Основными ограничениями являются платные услуги, стоимость которых растет с каждым годом. Такая тенденция присуща в основном печатным СМИ, и интерес людей к такому формату получения информации теряется. Но последнее время активно развиваются интернет-СМИ, которые вытесняют все привычные виды СМИ. Доступ в интернет появляется всё у большего числа людей, и власти города Москвы только способствуют этому (вспомним организацию доступа к интернету через Wi-Fi в метрополитене). Сайты, социальные сети, интернет-сервисы ежедневно используют миллионы людей. Эти люди активно потребляют информацию и делятся ей друг с другом. В связи с этим встает серьезный вопрос о правовом регулировании интернет-СМИ: ограничение на содержание информации в видеозаписях и статей.
Тенденция к росту количества неквалифицированной рабочей силы в системе СМИ оказывает пагубное воздействие на выпуск изданий, а главное, на донесение информации до общества. Привлечь молодых специалистов можно с помощью увеличения заработной платы, что реализовать сложнее, чем заинтересовать их в работе. В крупных городах России, в первую очередь в Москве, существует много возможностей реализовать себя в данной сфере деятельности. Но ограничения, навязанная информация извне, пока не дает возможности выпускникам ведущих вузов Москвы эффективно применять свои знания и умения на практике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лукина М.М. (ред.) Интернет-СМИ: Теория и практика. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 348 с.
2. Вычуб, Иваницкий, Ищенко: «Проблематика СМИ: Информационная повестка дня». - М.: Аспект Пресс, 2008 г. - 316 с.
3. Бурова Ю.Е.: «Информационные ресурсы власти как инструменты транслирования ее образа». Журнал Гуманитарный вектор. Серия: История, политология Выпуск №3(35) / 2013.
4. Мельник Г.С. «Перспективы медиа в пространстве Интернета» Журнал «Журналистский ежегодник» Выпуск №2-1 / 2013.
5. Качкаева А.Г, Кирия И.В. «Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций Журнал «Форсайт» Выпуск №4 / том 6 / 2012.
6. Ходжаева И.Г., Бутова Т.В., Дорошина И.П. «Информационные технологии и их влияние на организацию управления. В сборнике: Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспект, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 11 частях. 2014 год. с. 149-150.
7. Официальный сайт Департамента средств массовой информации города Москвы: http://dsmir.mos.ru.
8. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: http://www.mos.ru.
9. Проект «Активный гражданин»: http://ag.mos.ru.
10. РБК — российская медиагруппа: http://top.rbc.ru.
11. Агентство городских новостей «Москва»: http://www.mskagency.ru.
Рецензент: Бутова Татьяна Витальевна, кандидат экономических наук, заместитель декана по учебной и воспитательной работе, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Ь^: //naukovedenie.ru 152БУ№15
Levoshich Natalya Vyacheslavovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-mail: NVLevoshich@fa.ru
Shayuk Ekaterina Igorevna
Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-mail: katrin6909@gmail.com
Sharshova Irina Sergeevna
Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-mail: Irina-sharshova@mail.ru
The role of the media in the management of urban agglomerations on the example of Moscow
Abstract. This article shows the role the media plays in today's control system of urban agglomeration, the major modalities of mass communication, the characteristic of a mass audience as a component of the interaction with the State, the major social functions of mass communication. The article focuses on actual problems of the sphere of influence of the media in Moscow, offers some solutions, able to improve the system of mass communication in selected region. This topic is relevant due to the fact that at the stage of development of the postindustrial society, information resource is one of the key features in political, economic, social and spiritual spheres. An effective development of the system of MEDIA within a single agglomeration area is a key element in the system of social relations in view of the features of a modern metropolis. The material presented in the article is based on official sources, such as the official website of the Department of media and portal of the Mayor and the Moscow City Government, which guarantees the reliability of the information provided. The use of the articles published in scientific journals, has allowed the study of other authors and to ensure the full consideration of the issues.
Keywords: media information; the information society; public opinion; legislative mechanism politicized; mass audience; information technology; online media; social network.
REFERENCES
1. Lukina M.M. (red.) Internet-SMI: Teoriya i praktika. Uchebnoe posobie. — M.: Aspekt Press, 2010. — 348 s.
2. Vychub, Ivanitskiy, Ishchenko: «Problematika SMI: Informatsionnaya povestka dnya». - M.: Aspekt Press, 2008 g. - 316 s.
3. Burova Yu.E.: «Informatsionnye resursy vlasti kak instrumenty translirovaniya ee obraza». Zhurnal Gumanitarnyy vektor. Seriya: Istoriya, politologiya Vypusk №3(35) /2013.
4. Mel'nik G.S. «Perspektivy media v prostranstve Interneta» Zhurnal «Zhurnalistskiy ezhegodnik» Vypusk №2-1 / 2013.
5. Kachkaeva A.G, Kiriya I.V. «Dolgosrochnye tendentsii razvitiya sektora massovykh kommunikatsiy Zhurnal «Forsayt» Vypusk №4 / tom 6 / 2012.
6. Khodzhaeva I.G., Butova T.V., Doroshina I.P. «Informatsionnye tekhnologii i ikh vliyanie na organizatsiyu upravleniya. V sbornike: Voprosy obrazovaniya i nauki: teoreticheskiy i metodicheskiy aspekt, sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v 11 chastyakh. 2014 god. s. 149-150.
7. Ofitsial'nyy sayt Departamenta sredstv massovoy informatsii goroda Moskvy: http://dsmir.mos.ru.
8. Ofitsial'nyy portal Mera i Pravitel'stva Moskvy: http://www.mos.ru.
9. Proekt «Aktivnyy grazhdanin»: http://ag.mos.ru.
10. RBK — rossiyskaya mediagruppa: http://top.rbc.ru.
11. Agentstvo gorodskikh novostey «Moskva»: http://www.mskagency.ru.