Научная статья на тему 'РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (80-90-гг. XX в.)'

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (80-90-гг. XX в.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1336
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перестройка / Средства массовой информации / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / периодическое издание / Население / киностудия / культурная жизнь

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арсланбаева А. А.

В течение всего изучаемого периода происходило увеличение масштабов воздействия средств массовой информации на культурную жизнь республики. На региональном уровне широко освещались вопросы межнациональных отношений, проблемы развития этнических культур. Вместе с тем СМИ Республики Башкортостан во многом способствовали усилению позиций западной массовой культуры в российском обществе, которая не способствовала раскрытию творческого потенциала народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (80-90-гг. XX в.)»

УДК 070.32

РОЛЬ СРЕДСТВ массовой информации в культурной жизни

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (80-90-гг. XX в.)

© А. А. Арсланбаева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел./факс: +7 (347) 272 90 34.

E-mail: albinaars@mail.ru

В течение всего изучаемого периода происходило увеличение масштабов воздействия средств массовой информации на культурную жизнь республики. На региональном уровне широко освещались вопросы межнациональных отношений, проблемы развития этнических культур. Вместе с тем СМИ Республики Башкортостан во многом способствовали усилению позиций западной массовой культуры в российском обществе, которая не способствовала раскрытию творческого потенциала народа.

Ключевые слова: перестройка, средства массовой информации, телевидение, периодическое издание, население, киностудия, культурная жизнь.

Большую роль в процессе «перестройки» правительство страны и партийное руководство отводили средствам массовой информации, тем самым предъявляя новые требования к социальной информации. Считалось, что перестройка как социальный факт имеет свое ценностное значение в обществе только тогда, когда средства массовой информации освещают ее ход со всех сторон, показывая ее как трудный и сложный процесс. В период «перестройки» периодическая печать, радио и телевидение публиковали разнообразную информацию, которая во многих случаях являлась богатейшим источником знаний о ходе перестройки в той или иной сфере советского общества. Вследствие этого в первые годы перестройки «главным направлением всех редакций телевидения и радиовещания оставалась активная пропаганда решений XXVII съезда КПСС, январского 1988 года Пленума ЦК КПСС, освещение борьбы партийных организаций, Советов, всех трудящихся коллективов за перестройку во всех сферах экономической и общественно-политической деятельности» [1, л. 11].

В период «перестройки», в середине 1980-х -начале 1990-х гг., средства массовой информации приобретали открытость и гласность, что отчетливо проявлялось, прежде всего, в росте количества информационных изданий, журналов и газет, ориентированных на объективное изложение и характеристику происходящих в стране социальных процессов, а также исторических фактов недавнего прошлого [2, с. 75].

Благодаря тому, что гласность принесла радикальные изменения в советские средства массовой информации, происходило ослабление идеологического давления на них. В результате, при поддержке реформаторского крыла в партийном руководстве в средствах массовой информации все чаще стали появляться материалы, правдиво освещающие положение дел в стране, историю государства, представляющие широкому вниманию различные жанры и формы искусства, в т.ч. те, которые ранее расценивались как противоречащие коммунистиче-

ской идеологии. Средства массовой информации Советского Союза стали печатать статьи и письма с критикой партии, правительства, бюрократии и даже некоторых аспектов перестройки [3, с. 131]. В итоге советские люди впервые за 70 лет получили «официальное» разрешение публично выступать и отстаивать свое мнение по насущным вопросам жизни общества, критиковать власть. В печати развернулась дискуссия об историческом прошлом России, высказывались диаметрально противоположные точки зрения по пути реформирования страны. Журналы и газеты публиковали множество писем и откликов читателей.

Средства массовой информации в начале 1990-х гг. в условиях многопартийности и отсутствия идеологической цензуры играли большую роль в формировании общественного мнения. В журналистских коллективах появилось немало новых форм работы, соответствующих требованиям потребителей средств массовой информации. В БАССР это были клубы на страницах газет, на экранах телевизоров - «круглые столы» по актуальным проблемам развития того или иного города, района, всевозможные диалоги, сопоставление различных точек зрения по различным вопросам и т. д. Зримо ощущалось стремление средств массовой информации установить тесные контакты со своей аудиторией. Многие районные газеты БАССР, в частности, Чекмагушевская «Игенсе» и Татыш-линская «Коммунизмга», стали регулярно проводить «Дни редакции» в том или ином совхозе района с рассказом о буднях редакции, о решаемых журналистами задачах. Кроме того, журналисты башкирского радио во второй половине 1980-х гг. регулярно, раз в квартал, организовывали «День телефонного звонка», в ходе которого любой радиослушатель мог обратиться в редакцию с вопросом, высказать предложение, которое находило отражение в одной из последующих передач [4, с. 21].

В стиле работы башкирского телевидения прочно укрепился метод прямого репортажа, прямого эфира. На этом строился ряд таких новых пе-

редач в конце 1980-х гг., как «Уфа - город мой» на телевидении, проблемно-публицистическая передача «Сигнал» на радио и др. Новые формы работы, нетрадиционные способы решения обычной темы позволяли редакциям газет, журналов, теле- и радиопрограмм вскрывать и анализировать практику перестройки.

Все больший авторитет и популярность в качестве нового и самого массового вида искусства и информации в условиях реформирования общественных отношений завоевывало телевидение. В отличие от других средств массовой информации телевидение стало реальным объектом массового интереса и за 1980-1990-е гг. не только не утратило популярность, а напротив, приобрело огромное влияние на население: в 1981 г. его передачи регулярно смотрели 97% городских и 90% сельских жителей, в 1994 г. - 97 и 98% соответственно [5, с. 54]. За исследуемый период увеличился процент населения России, имеющего возможность принимать телевизионные программы. Если в 1985 г. в РСФСР имели возможность принимать телепрограммы 92.7% населения, в 1988 г. - 95.7, то в 1997 г. уже 98.9%. Телевизионные программы в стране принимали 92.4 млн. телезрителей. Однако в конце 1980-х гг. в стране почти 3% населения были лишены возможности просмотра программ. Этот показатель статистически прикрывали среднестатистическими данными о наличии телевизоров на каждые 100 семей в городе и селе. В итоге оказывалось, что в 1989 г. все городское и сельское население имело телевизоры. К концу 1990-х гг. значительно сокращается процент населения, не имеющего возможности принимать телевизионные программы в стране,- до 1.1% [6, с. 569].

В БАССР в середине 1980-х гг. среди населения республики пользовались популярностью радиопередачи «На Всероссийском празднике эстрадной музыки», радиоочерки «Встреча с прекрасным».

Средствами массовой информации Башкортостана широко освещалась театральная жизнь республики. Передача «Они были первыми: Башкирский государственный театр оперы и балета» была посвящена основателям театра. Широко освещался по телевидению ход III Всероссийского фестиваля народного творчества в художественной передаче «Родники народного творчества», а также обзорной передаче о III Всероссийском фестивале народного творчества. Телевизионный журнал «Огоньки» представлял художественные рассказы о клубах по интересам и новых вокально-инструментальных ансамблях, выставках народных художников и многое другое. Проходившая в БАССР «Неделя театра детям и юношеству» освещалась в республиканской печати, в передачах радио и телевидения. В газете «Башкортостан пионеры», «Совет Башкор-тостаны», «Советская Башкирия», «Кызыл тан» и «Вечерняя Уфа» вышло немало фоторепортажей и статей, посвященных этому событию [7, л. 4].

Попытки реформирования экономики в конце 1980-х - начале 90-х гг. затронули средства массовой информации и особенно прессу, привели к сокращению культурной активности населения. Доминанта общественного интереса к средствам массовой информации пришлась на 1989-1990 гг., после чего последовал спад, обусловленный наметившимся разочарованием в демократическом развитии общества, с одной стороны, и резким ростом цен на периодические издания, с другой. В итоге с 1991 г. все издания, независимо от их политической и идеологической ориентации, резко сократили свои тиражи. Подписная кампания 1991 г. показала значительное снижение числа подписчиков практически на все печатные издания, в том числе партийные. В Республике Башкортостан подписка на периодические издания на 1991 г., по сравнению с предыдущим периодом, сократилась на 40%. Особенно большой урон в тиражах понесли газеты и журналы ЦК КПСС - «Правда», «Сельская жизнь», «Советская Россия», «Советская культура», «Рабочая трибуна» и другие, которые потеряли от 40 до 70% своих прежних читателей. Особенно ощутимые потери понесли журналы «Диалог», «Коммунист», «Партийная жизнь» [8, л. 51]. КПСС явно теряла контроль над средствами массовой информации, болезненно переживая этот процесс, тем более что страницы многих центральных изданий зачастую, по мнению представителей партии, «заполняли антикоммунистические статьи, фальсифицирующие историю и деятельность партии». Вместе с тем в соответствии с законом СССР «О печати и других средствах массовой информации» редакции газет имели законное право публиковать по всем общественно значимым проблемам любые точки зрения, реализуя тем самым на практике принцип демократизма и плюрализма. В соответствии с тем же законом комитеты КП РСФСР не имели права навязывать редакции материалы тех или иных общественных организаций [9, л. 126].

Следует отметить, что в 1990-е гг. росло многообразие, соблюдалась периодичность выпуска журналов, особенно развлекательных. Однако был очевиден упадок литературно-публицистических журналов. Выпуск газет был недостаточным, тиражи изданий снижались. Наблюдался рост реорганизации прессы, переход многих периодических изданий к удовлетворению специализированных потребностей читателей, отказ выполнения сугубо информационных функций [10, с. 154].

В конце 1990-х гг. в Республике Башкортостан средства массовой информации были представлены 343 изданиями: 34 из них являлись государственными, 35 - ведомственными, 13 - городскими, 46 -районными, 14 - объединенными изданиями районов и городов. В республике печатались 3 государственных газеты для молодежи на русском, башкирском и татарском языках, выпускались 1 газета и 2 журнала для детей. Газеты в республи-

ке выходили на разных языках, в т.ч. башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском и удмуртском. С 1992 г. на территории республики действовало агентство «Башинформ», услугами которого пользовались редакции телевидения, радио, электронных средств массовой информации. Наблюдался рост числа коммерческих изданий в Республике Башкортостан. Если в 1987 г. выходило 112 единиц средств массовой информации, среди которых основная масса принадлежала государству, то в 1997 г. только 30% средств массовой информации принадлежало государству, что говорило о предоставлении государством широчайшей свободы для их регистрации [11, с. 3-6].

В регионе проблема культуры поднималась на страницах общественно-политических и литературно-художественных журналов «Бельские просторы», «Ватандаш», научно-гуманитарного и общественно-политического журнала «Ядкяр». Культура и искусство обстоятельно и регулярно освещались в ежемесячной газете «Рампа», публиковавшей материалы, например, о театральном фестивале «Туганлык» и «Театральная весна», о репертуаре и гастрольной деятельности творческих коллективов республики [12, с. 8-12].

Средствам массовой информации принадлежала заметная роль в идеологическом обеспечении национальной политики, развитии теории межнациональных отношений, расцвете и взаимообога-щении национальных культур. Со второй половины 1980-х гг. росла заинтересованность жителей республики в развитии национальных культур средствами массовой информации. Так, в 1989 г. в БАССР начали транслировать передачи на татарском языке.

Вопросы межнациональных отношений, проблемы развития этнических культур освещались областными, районными и городскими газетами.

Журналисты телевидения и радио Республики Башкортостан постоянно совершенствовали содержание и формы вещательного процесса. Сложность и многообразие проблем национальной политики делали актуальным и необходимым разработку эфирных программ, нацеленных на достижение оптимального эффекта. Фильмотека ГТРК Республики Башкортостан в конце 1990-х гг. располагала 120 фильмами, за исключением нескольких художественных. В основном это фильмы документального содержания: из них 31 были записаны на черно-белой пленке, 75 - на цветной, а также 14 фильмов-концертов. Большинство фильмов было посвящено духовному богатству республики, национальным традициям и обрядам, ярким представителям башкирской культуры [13, с. 202-204].

В развитии СМИ важную роль сыграла созданная при Министерстве культуры республики в мае 1990 г. Государственная киностудия «Башкортостан».

Киностудия в первые годы существования снимала лишь хроникальные и документальные фильмы. Большой общественный резонанс получи-

ла художественно-публицистическая лента «Врата Свободы» (реж. М. Якшимбетов), посвященная размышлениями о судьбе народа.

В 1992 г. для поддержания деятельности киностудии и осуществления более конструктивного взаимодействия в целях создания киностудией общественно-значимых фильмов Советом Министров республики было решено установить систему госзаказов по производству этих фильмов. Заказчиком продукции было определено Министерство культуры республики. За счет общереспубликанского внебюджетного фонда финансовых ресурсов Совета Министров республики киностудии «Башкортостан» было выделено 2 млн. руб. на ремонт занимаемого здания, 1.5 млн. руб. - на приобретение специализированного оборудования, 1.5 млн. руб. -на создание первого цветного мультипликационного фильма и на текущее содержание [14, л. 25].

В 1994 г. на киностудии началось производство анимационных фильмов. В 1996 г. башкирский кинематограф дебютировал в жанре игрового кино, выпустив две короткометражные художественные ленты «Стеклянный пассажир» и «Две далекие близкие зимы», в январе 2001 г. состоялась премьера первого полнометражного фильма «Радуга над деревней» (реж. Б. Юсупов), а в следующем году вышел на экран второй полнометражный художественный фильм - «Седьмое лето Сюмбюль» по пьесе Т. Гариповой «Летний камень» (автор сценария М. Тимербулатов, режиссер Б. Юсупов) [15, л.148].

Всего в творческом багаже киностудии сегодня более 50 документальных, анимационных и художественных фильмов. Помимо этого, киностудия при участии Департамента по кинематографии Министерства культуры РФ ежегодно выпускает 4 номера хроникального киножурнала «Акбузат».

Однако в Башкортостане, как и в других регионах РФ, в последнее десятилетие XX в. прошло резкое сокращение посещаемости кинотеатров. Доходы, получаемые от кинопоказа, не покрывали даже расходы по содержанию зданий. Из-за отсутствия средств резко сократился объем закупки нового кинооборудования, запасных частей. Уменьшился объем ремонта, монтажных, контрольноналадочных работ. В 1995-2000 гг. не было приобретено ни одной спецавтомашины. Все это отрицательно сказалось на качестве кинопоказа и кинообслуживании населения республики.

Дотация из бюджета, запланированная на покрытие убытков, выделяется не в полном объеме, в ряде районов была просроченная задолженность по выплате заработной платы, хотя на сегодняшний день зарплата остается мизерной. Морально и физически устарела материально-техническая база киносети. В сельских районах и сегодня продолжает сокращаться количество киноустановок, и жители многих населенных пунктов лишаются кинообслуживания.

В условиях российской реальности конца XX в. практически единственным доминирующим типом

культуры оставались средства массовой информации, транслирующие социокультурные и духовные ценности. В конце XX в. аудиовизуальные средства записи, хранения и воспроизведения информации становятся у значительных слоев населения более предпочтительной формой культурного досуга, чем, например, чтение.

Средства массовой информации обеспечивали постепенный уход в прошлое понятия «культурной провинции», так как, не выходя из дома, можно было познакомиться с лучшими достижениями мировой культуры высочайшего класса на образцах театрального, музыкального, изобразительного искусства, в то время как театры и филармонии воплощали на сцене те же произведения, но в менее качественном исполнении. Информационное давление средств массовой информации возрастало, что стимулировало не активное освоение высоких духовных ценностей, а их сугубо пассивное потребление. Способность производить и получать неограниченное количество любой информации в сочетании с практически поголовной, в том числе и мобильной, телефонизацией меняла установившиеся формы работы и проведения досуга. Под воздействием СМИ происходило формирование читательского и покупательского спроса на книжные издания. Поэтому не падал спрос на публицистические произведения, бестселлеры, детективы, фантастику, приключения, подписные издания, энциклопедии, словари, учебники и научно-популярные издания массового спроса как на русском языке, так и на языках народов СССР.

Таким образом, в течение всего рассматриваемого периода исследуемые нами средства массовой информации оказывали существенное влияние на культурную жизнь региона. В условиях политики «перестройки» и гласности происходило увеличение количества информационных изданий, журналов, газет, программ телевидения. Наряду с этим в журналистских коллективах Башкортостана стали применяться принципиально новые методы работы -«круглые столы», репортажи в прямом эфире, диалоги, сопоставление точек зрения по различным вопросам. Все это открывало широкие возможности для приобщения к культуре и искусству при

помощи средств массовой информации, и особенно телевидения, которое после 1991 г., когда газетные издания резко сократили свои тиражи, становится наиболее доступным для населения.

В культурной жизни Республики Башкортостан исследуемого периода происходили существенные изменения. Профессиональное искусство во второй половине 1980-х - первой половине 90-х гг. находилось в кризисном состоянии, его роль в культурной жизни региона резко сокращалась, несмотря на наметившуюся тенденцию в середине 1990-х гг. к выходу из кризиса. В то же время народное творчество продолжало развиваться, выдерживая конкуренцию со средствами массовой информации, а также с распространяемой ими западной массовой культурой. Главной основой возрождения и развития народного творчества в изучаемый период стала актуализация этнических культур. Активное распространение средств массовой информации способствовало все возрастающему их влиянию на развитие культурной жизни региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЦГИА РБ. Ф.371. Оп. 97. Д. 389. Л. 11.

2. Дмитриевский В. И. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики. М.: Либерея, 2000. 75 с.

3. Кауль Т. И. От Сталина до Горбачева и далее. М.: ЮНИТИ, 1991. 131 с.

4. ЦГИА РБ. Ф.933. Оп. 12. Д. 2725. Л. 21.

5. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня / Под. ред.

Ю. У. Фохт-Бабушкин. СПб.: Евродом, 1997. 54 с.

6. Золотов А. А. Современный культурный процесс и его осмысление средствами массовой информации (из опыта личных наблюдений). СПб.: Знание, 1998. 569 с.

7. ЦГИА РБ. Ф.Р. 1910. Оп. 4. Д. 1103. Л. 4.

8. ЦГАОО РБ. Ф.П. 122. Оп. 230. Д. 225. Л. 51.

9. ЦГАОО РБ. Ф.П. 122. Оп. 230. Д. 223. Л. 126.

10. Культура и культурная политика в России / Под ред. И. А. Бутенко. М.: Логос, 2000. 154 с.

11. Валеева А. // Рампа. 1999. №12. С. 3-6.

12. Арсланбаева А. А. // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании. Уфа: изд-во БГПУ, 2008. С. 8-12.

13. Башкортостан: годы поиска и созидания. Практикум для руководителей // Издательско-полиграфический комплекс при Адм. Президента РБ. Уфа, 2002. 204 с.

14. ЦГАОО РБ. Ф.П. 122. Оп. 223. Д. 148. Л. 25.

15. ЦГИА РБ. Ф.Р. 933. Оп. 12. Д. 2954. Л. 148.

Поступила в редакцию 06.01.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.