М.В.Кирпичникова
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРАНАХ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ленинградский государственный университет им. А. С.Пушкина
The article is based on archival documents, newspaper publications and memoirs of the Soviet citizens. The author has come to the conclusion that, owing to mass media, ideas of allies in the antihitlerite coalition of each other have considerably extended, gone on a new qualitative level.
В годы Великой Отечественной войны возникло понимание того, что союзники владели очень скудной информацией друг о друге. Представления советских людей о Западе были противоречивыми и неоднозначными, равно как и в странах Запада о Советском Союзе. Эрнст Генри (С.Н.Ростовский), который был тогда в Лондоне уполномоченным Совин-формбюро и главным редактором советской газеты на английском языке «Soviet War News Weekly», свидетельствовал, что «большинство людей на Западе мало что знало о Советском Союзе или верило в самые глупые небылицы о нем: некоторые просто не хотели что-то знать, и трудно было пробивать эту стену непонимания и неосведомленности» [1].
С началом Великой Отечественной войны и в английском и в американском обществе поднялась волна интереса и сочувствия к Советскому Союзу. На совещании в Совинформбюро 2 октября 1941 года посол СССР в США К.А.Уманский заявил: «Все, что передается на Англию, английской печатью воспроизводится ... Популярность наша на неимоверно высоком уровне» [2].
Советские журналисты призваны были убедительно рассказывать зарубежным читателям и слушателям, какие гигантские усилия предпринимает Советский Союз, чтобы поскорее победоносно окончить войну, какие жертвы уже принесены и приносятся неделя за неделей. Надо было честно сообщать и о
недовольстве в кругах советской общественности, вызванном постоянными отсрочками открытия второго фронта; пояснять, что союзники СССР в соответствии с уже заключенными соглашениями не вправе медлить с высадкой на континент, что нужна помощь не на словах, а на деле.
Английская газета «Таймс» в передовой за май 1943 г. поместила статью под названием «Европейский мир», где утверждалось, что следовать «предрассудкам, выросшим из исторических событий недавнего прошлого, значит оказать медвежью услугу делу англо-советской дружбы». В Англии, по словам газеты, боялись «большевистского пугала», созданного гитлеровской пропагандой, и, вероятно, и в Советской России было тоже незначительное меньшинство, продолжавшее верить, что «британский капитализм представлял собою постоянную опасность для Советского Союза». Газета указывала, что это на руку Гитлеру и призывала не позволить ему «посеять раздор между его врагами на западе и на востоке» [3].
Заместитель наркома иностранных дел СССР С.А.Лозовский, отвечая на вопросы английских и американских корреспондентов в 1942 г., сказал: «Гитлеровская пресса с настойчивостью попугая повторяет в последнее время, что Англия и США «изменили Европе», дали согласие на большевизацию Европы и Америки». С другой стороны, в своей агитации, направленной к населению Германии и Советского Союза, немцы с такой же настойчивостью утверждают, что Советское правительство отдает СССР в подчинение плутократам Англии и США. Выходит так: англичане и американцы продали Великобританию и США большевикам, а большевики продали Советский Союз англичанам и американцам. Это уже не пропаганда, а сплошная истерика, в которой находит свое отражение боязнь Гитлера и его окружения за судьбы гитлеровской системы. Сам факт, что немцы одновременно пугают нас плутократами, а наших союзников — большевизмом, свидетельствует об их растерянности и политическом банкротстве» [4].
В ответ на пропаганду нацистов в Великобритании, США и в СССР стало появляться множество статей, посвященных борьбе союзных стран. В СССР начали издавать журнал «Британский союзник», цель которого состояла в том, чтобы каждую неделю давать народам Советского Союза фактическую информацию «о военных усилиях Британского содружества народов; о многосторонней деятельности Королевского флота, который обеспечивал доставку продовольствия и оружия и лишал военных материалов общего врага» [5]. В другом журнале, «Британской хронике», публиковались подборки из различных газет Великобритании.
В газетах сообщалось о сражениях и подвигах британцев, о сборе средств для советских людей, об обмене специалистами различных областей, о советских моряках, с которыми встречались английские, доставляя конвои в СССР, печатали переписку английских и советских рабочих. С интересом читались публикации о деятельности советского посла в Лондоне И.М.Майского и его супруги, которые пользовались большим авторитетом у населения Великобри-
тании.
«Уверенность, что Советский Союз станет нашим союзником в ближайшем будущем, была очень слабой в 1941 году, — писал Том Гаррисон в январе 1943 г., — но когда 22 июня 1941 года Германия напала на СССР, все поняли необходимость единства действий с СССР в борьбе против фашизма. Мы знали, что СССР ведет напряженную борьбу, что он непобедим. Это сознание стало еще более отчетливым, когда прошла первая военная зима. Немцы были остановлены, Москва и Ленинград не взяты. Когда же в марте 1942 года сэр Стаффорд Криппс вернулся из Москвы, он по радио рассказал о жертвах, которые принес Советский Союз, и сравнил эти жертвы с нашими. Это была одна из самых популярных радиопередач за время войны. По всей стране люди обсуждали ее, выражали свое согласие с С. Криппсом» [6].
В советских газетах стали помещать сводки о военных действиях Великобритании и США.
В Великобритании посольство начало издавать ежедневный бюллетень «Soviet War News» («Советские военные новости»). Первоначально он содержал почти исключительно военный материал, на затем рамки его расширились, и в нем все чаще стали появляться сведения о жизни тыла СССР, о героических усилиях советского народа в области народного хозяйства, науки, культуры, музыки, литературы, искусства [7].
По утверждению секретаря Ленинградского горкома ВКП(б) А.Маханова, уже в мае 1942 г. «советская страна, советские люди, Красная Армия стали пользоваться небывалой в истории любовью и уважением в Англии, США, во всех демократических странах. Слова — Красная Армия, Советский Союз вызывали всеобщее восхищение» [8].
К середине 1943 г. в результате расширения контактов и роста конкретного их проявления, симпатии к западным союзникам усиливаются, они становятся популярнее [9], но критическое отношение к их политикам не исчезает. Это подтверждают результаты анкетирования, проведенного автором среди участников Великой Отечественной войны в 2005 — 2007 гг. Так, И.А.Каутский, которому было 11 лет, когда началась война, вспомнил, что говорили его родные: «Погодите, союзники, вот немцев разобьем, а там и за вас примемся». Фронтовик Е.К.Ноговицын так взвешенно оценил союзников: «Быть в союзе с нами их обязывал страх, что мы победим, и они останутся у разбитого корыта».
По признанию 34 ветеранов из 60 опрошенных автором, большую часть информации о союзниках они получали именно из газет, в основном «Красной Звезды» и «Правды», 10 человек отметили, что узнавали о них на политзанятиях.
Итак, в годы войны благодаря средствам массовой информации взаимные представления союзников по антигитлеровской коалиции друг о друге значительно расширились, вышли на новый качественный уровень. Народы этих стран узнали больше друг о друге, что содействовало их сближению для борьбы с общим врагом.
5. Британский союзник. 1942. №1. С.1.
6. Британский союзник. 1943. №4. С.1.
7. Майский И. М. Воспоминания советского посла. Война
1. От Советского Информбюро... 1941 — 1945: Публици- 1939 — 1943 гг. М., 1965. С.606.
стика и очерки военных лет. Т.1. М.: АПН, 1982. С. 13-15. 8. Центральный государственный архив историко-
2. Поздеева Л.В. // Вопросы истории. 1998. №7. С.65. политических документов СПб. Ф.25. Оп.2. Д.4650. Л.12.
3. Британская хроника. 1943. №1. С.10. 9. См.: Верт А. Россия в войне 1941 — 1945. М.: Прогресс,
4. Ленинградская правда. 14 января 1942. 1967. С.29.