Карпычев М. В. Посредничество при исполнении обязательств на рынке недвижимости: перспективы развития российского гражданского законодательства
также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу РФ Президентом РФ || asozd2.duma.gov.ru|work|dz.nsf| ByID|1 7E4823DDEA0FCEC432579DE002955A6|$File| %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82% 20%E2%84%9647538-6.rtf?OpenElement
5. Проект Федерального закона № 393713-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» || asozd2.duma.gov.ru/arhiv/ a_dz_5.nsf|ByID|481630AD02DDDDBDC3257281004E 7E0C|$ File/393713. rtf ?Open Element
6. Пояснительная записка к Проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» || asozd2.duma. gov.ru|arhiv|a_dz_5.nsf|ByID|5BD7D04ED77BF028C3 257281004E8548|$File|393713%D1%8F.rtf?Open Element
7. См.: Чураков Р.С. Эскроу-счет по российскому праву || Закон. — 2007. — № 8. — С. 27—34; Буркова А. Эскроу-счета || Коллегия. Российский правовой журнал. — 2006. — № 12. — С 19—21; Буркова А.Ю. Эскроу-счета: перспективы в российском законодатель-
стве // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2009. — № 1; Мовляк И. Расчеты с использованием эскроу-агента // Коллегия. Российский правовой журнал. — 2007. — № 1/2. — С. 34—36.
8. Счет Эскроу // cahome.org/escrow.asp
9. CALIFORNIA CIVIL CODE // www.leginfo.ca.gov/ .html/civ_table_of_contents.html
10. CALIFORNIA FINANCIAL CODE // www.leginfo.ca. gov/cgi-bin/displaycode?section = fin&group = 01 001-02000&file=1700-1705
11. См.: Статья 17004.5 Финансового кодекса Калифорнии.
12. См.: Буркова А.Ю. Некоторые правовые концепции, не известные российскому праву // Право и экономика. — 2012. — № 5. — С. 14—19.
13. Здесь и далее нумерация статей ГК РФ приводится согласно Проекту изменений в ГК РФ.
14. Такое нотариальное действие, как нотариальное засвидетельствование даты заключения договора действующим законодательством не предусмотрено, но его введение также предполагается в Проекте изменений в ГК РФ.
И.А. Кибак
Кибак Иван Алексеевич — доцент кафедры психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о законотворческой деятельности
В статье раскрывается роль средств массовой информации в формировании объективного общественного мнения о законотворческой деятельности и в целом о парламенте. На основании проведенных социологических исследований обозначено, что депутат должен учитывать общественное мнение субъектов права, граждан в своей профессиональной парламентской деятельности, уделять постоянное внимание вопросу сотрудничества с избирателями в обсуждении принимаемых законопроектов, разъяснять принимаемые законопроекты. Намечены наиболее перспективные направления информационно-пропагандистской стратегии дальнейших исследований.
The article describes the role of mass media in formation of objective public opinion about legislative activity and as a whole about parliament. On the basis of the sociological researches, it is designated, that the deputy should consider public opinion of subjects of law of legislative activity, opinion of citizens in the professional parliamentary activity, the deputy should also pay constant attention to the question of cooperation with voters discussing draft bills, explain approved bills. The most perspective directions of information and propaganda strategy of further investigations are planned.
Деятельность белорусского Парламента находится не только под пристальным вниманием Президента Республики Беларусь, но и СМИ, политических и общественных деятелей, рядовых граждан, будучи предметом их критического анализа и оценки. Основной формой выражения общественного мнения становятся суждения разных социальных групп, общественности по различным политическим и социально-экономическим аспектам жизнедеятельности граждан, общества, государ-
ства. Кроме того, весьма значимую роль в деятельности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее — Палата представителей) по созданию правового поля, регулированию общественных отношений, формированию основ гражданского общества, развитию демократических институтов в интересах формирования социально ориентированной рыночной экономики с начала XXI века играет общественное мнение.
Изучение общественного мнения о законотворчестве требует ответственного отношения. К сожалению, эти исследования нередко проводятся не по поручению или заказу Парламента, а по инициативе иных заинтересованных организаций. Информация о результатах опросов поступает к парламентариям по нестабильным, неотработанным каналам, часто не в полном объеме. Не налажен контроль и за ее качеством и достоверностью, а также условиями передачи информации и допустимостью способов ее получения. Основным источником необходимых депутатам данных о состоянии и динамике общественного мнения являются СМИ, иногда грубо попирающие самые элементарные требования, которыми положено руководствоваться при проведении социологических опросов и обнародовании их результатов. При этом тенденциозность и политизированность многих сообщений и публикаций заставляет расценивать их не иначе, как откровенное лоббирование. Известна масса примеров некачественного проведения опросов и составления рейтингов в СМИ. Например, в отдельных не очень солидных газетах иногда встречаются выборочные обзвоны граждан с целью выяснения их позиции по тому или иному вопросу общегосударственной важности. Как расценить с правовой, нравственной, этической стороны, наконец, с точки зрения здравого смысла краткий случайный телефонный разговор с неизвестным собеседником по поводу необходимости принятия какого-либо законопроекта? А ведь итог разговора публикуется на страницах печатного издания и возводится в ранг «общественного мнения». В большинстве случаев опрашиваемый даже не ориентируется в той области, в которой лежит рассматриваемая проблема. Кроме того, наносится серьезный ущерб самой идее возможности участия граждан в формировании законодательства государства. Выдавая эти нелепые акции за научные исследования и настоятельно требуя внимания к полученным результатам со стороны законотворца, отдельные СМИ дискредитируют весь институт изучения общественного мнения, создают ненужную атмосферу в обществе, мешают нормально функционировать законодательной и представительной власти.
Задача депутатов состоит в том, чтобы из всей массы разнообразных сведений парламентского характера отобрать наиболее значимые и актуальные с точки зрения законотворческого процесса и реальных потребностей населения. Кроме того, депутату надо точно сориентироваться в потоке поступающей к нему из бесчисленных источников информации, противостоять недопустимому давлению со стороны отдельных социальных групп, сколь бы сильны и влиятельны они не были, и, главное, найти и сформулировать общезначимый правообразующий интерес. Очень важно избежать подбора случайных фактов и явлений. Содержание парламентской работы при использовании СМИ определяется в данном случае степенью готовно-
сти законотворческой информации для средств массовой коммуникации; затратами на дополнительный сбор информации и ее обработку, особенностями используемого массового информационного канала; порядком, скоростью и последовательностью передачи информации; формами подачи материала аудитории, а также конкретными целями пропагандистского акта.
При изучении и оценке общественного мнения о законотворчестве субъекты права (депутаты) должны знать источники получения психолого-право-вой информации об общественном мнении. Это могут быть обзоры научных учреждений, изучающих общественное мнение, анализ сведений периодической печати, сообщений о собраниях, встречах, беседах, проводимых независимыми организациями, и т. д.
Наиболее важный источник формирования общественного мнения — СМИ. Сообщения газет, специальные передачи по радио и телевидению, касающиеся законотворческих вопросов, не только несут правовые установки законодательного органа, но и содержат оценки, суждения граждан о действующем законодательстве, парламентской деятельности и нередко критические замечания в их адрес, предложения по улучшению их деятельности.
При изучении и оценке социально-психологической обстановки нельзя не учитывать групповых настроений (состояние группы людей, вызванное оценочными представлениями об общественных явлениях и процессах, значимых для данной группы), так как нередко нарастание недовольства отдельных групп населения может привести к негативным явлениям, например совершению правонарушений и преступлений представителями именно этих групп. Задача депутатов состоит в том, чтобы не дать недовольству перерасти в несанкционированные акции и т. д. Для этого требуется использовать весь имеющийся у законодателей арсенал сил, средств и методов для изучения групп, настроение которых проявляется в виде недовольства чем-либо, и в конкретных случаях — внести изменения в действующий закон либо включить новую правовую норму.
В процессе парламентской деятельности каждый депутат формирует то или иное общественное мнение конкретно о себе как о личности, участнике законотворческого процесса в зависимости от депутатских полномочий, о направленности работы в постоянной комиссии, в которой он работает. Помимо этого каждый депутат принимает участие в той или иной степени в формировании общественного мнения о законодательной системе страны в целом. Таким образом, возможности формирования общественного мнения во многом зависят от руководства постоянной комиссии, в которой депутат трудится, его добросовестности, уровня профессиональной парламентской компетенции, отношения к законотворчеству в целом.
Следует обратить внимание на большую роль СМИ в формировании общественного мнения о
Кибак И.А. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о законотворческой деятельности
Кибак И.А. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о законотворческой деятельности
депутатской работе депутатов Палаты представителей (Парламента). Достаточно сказать, что у 53% респондентов представление о парламентской деятельности сложилось под воздействием теле- и радиопередач, интернета, у 22% — публикаций в прессе, у 20% — из бесед с друзьями, знакомыми, в кругу семьи и только около 5% из личного общения с депутатами. В частности, Е.П. Соколова считает, что формирование общественного мнения о деятельности Государственной Думы в основном создается общероссийской общественно-политической прессой1.
Печатное слово, как известно, обладает огромной силой воздействия, является мощным средством организации общественного мнения, но в одночасье может разрушить то, что десятилетиями формировалось в сознании миллионов людей. Еще Наполеон писал, что «одна газета стоит целой армии». И если из газет и журналов, других СМИ исчезнут материалы о том, как депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законопроекты, рассчитывать на успех в законотворческой деятельности, эффективность и качество законов нельзя. СМИ (телевидение, радио, печать и т. д.) приобрели исключительное значение не только в информированности избирателей (зрители, читатели, слушатели), но и в навязывании тех или иных оценок, идеалов, представлений, то есть в манипулировании общественным мнением. Большим потенциалом в его формировании о законотворческой деятельности является ее конкретная деятельность, реально изданный закон, который гарантирует свободу, интересы, права и помощь гражданам. Если закон не работает, депутаты проявляют беспомощность, то в правосознании граждан формируется недоверие, негативное отношение как к депутатскому корпусу, так и к праву, закону вообще.
Результаты социологических исследований показывают, что одним из наиболее слабых звеньев в формировании общественного мнения о парламентской деятельности является неточная, искаженная информация о ней. Вместе с тем, основополагающим условием должно стать своевременное и объективное информирование граждан о законодательной и государственной политике во всех сферах деятельности (например, в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан, борьбы с преступностью и предпринимаемых органами внутренних дел мер по ее реализации).
Для большинства взрослого населения Беларуси основной канал получения информации о парламентской деятельности — это электронные средства коммуникации (интернет, теле- и радиопередачи). Вопреки устоявшемуся мнению о главенствующей роли прессы в формировании общественного мнения, этим каналом информации как приоритетным пользуются около 22% населения.
Несмотря на то, что его отношение к материалам о парламентской деятельности весьма критично (половина опрашиваемых считают, что в СМИ
она освещается недостаточно полно и необъективно), значение этих каналов информации за последние 10 лет существенно возросло. Аудитория СМИ по парламентской тематике, которая пользуется этими каналами как первоисточником, возросла более чем в два раза.
Результаты массовых опросов показывают высокую степень интереса подавляющего большинства населения (75%) к информации, связанной с парламентской (законотворческой) деятельностью. Основные информационные потребности населения концентрируются на материалах аналитического характера с комментариями и прогнозом состояния законотворчества. При этом отмечается существенная дифференциация обращения различных социальных групп к конкретным каналам информирования. Например, к прессе как каналу информации о работе Палаты представителей обращается в 2—2,5 раза больше работников сферы науки, культуры, представителей технической интеллигенции, чем пенсионеров, студентов вузов, безработных.
Результаты периодически проводимого содержательного анализа прессы позволяют утверждать, что информационное поле о парламентской деятельности в печатных средствах информации незначительно. В центральных изданиях ежеквартально печатается более сотни материалов, касающихся работы Палаты представителей. За год в СМИ в каждом из регионов Беларуси было опубликовано в среднем около 5—30 материалов по парламентской тематике (например, за период 2000—2004 гг. по Пинскому избирательному округу опубликовано в районной газете «Полесская правда», реже в городской газете «Пинский вестник» (около 3%), более 100 материалов разной тематики).
Просматривается устойчивая тенденция к уменьшению объема положительной информации о работе депутатского корпуса страны. Доля критических материалов составляет около 1% от общего числа публикаций в центральной и 0,5% в региональной прессе. Наряду с этим, положение с тематической, жанровой структурой информации, ее пропагандистским эффектом оставляет желать лучшего. Публикации как в центральных, так и в местных СМИ имеют в значительной мере (более 50%) фактологическое, информационное констатирующее содержание о принятом законе, состоявшемся парламентском слушании и т. п. Сухая информация не отвечает информационным интересам населения, и без того не жалующего прессу своим вниманием. Мало материалов аналитического, публицистического, дискуссионного характера, почти отсутствуют консультации, реакция на критику, полемика по законопроектам, то есть формы, наиболее востребуемые читающей прессу частью населения.
Если не касаться объективности освещения вопросов парламентской деятельности, то для материалов центральной прессы характерна апелляция к эмоциям читателей и низкая конструктивность,
что, естественно, в силу особенностей массового сознания сказывается на формировании общественного мнения. Отсюда даже достаточно редкая критика на страницах газет, исходящая из авторитетного источника, вызывает часто весомый общественный резонанс.
Отрицательные оценки Палаты представителей отличаются большей эмоциональной насыщенностью (устойчивостью впечатлений), чем положительные. Кроме того, негативные публикации как общего, так и частного характера в большинстве содержат целый «набор» недостатков, лежащих в основе отрицательной оценки Парламента. Особого внимания в работе с прессой заслуживает следующее обстоятельство: подавляющее большинство публикаций негативного характера в независимых СМИ содержат критику Парламента в целом и отдельных его компонентов. В центральной прессе почти нет острых публикаций.
Анализ материалов исследований дает основание сделать главный вывод: пресса в сравнении с электронными СМИ в сегодняшних условиях жизнедеятельности общества заметно повысила потенциал своего информационно-пропагандистского воздействия на население в процессе формирования объективного общественного мнения о парламентской деятельности.
В значительной мере контролируя информационные потоки, освещающие деятельность парламентариев, и обеспечивая доброжелательное отношение СМИ к своей деятельности (от 50 до 80% материалов СМИ о законотворческой деятельности в регионах Беларуси готовятся или инициируются независимыми журналистами), депутатам в регионах все же не удается через прессу действенным образом влиять на формирование общественного мнения, так как их связь с населением минимальна, они от случая к случаю проводят встречи с избирателями, а тем более обсуждают проекты законов.
Депутат должен учитывать общественное мнение граждан в своей профессиональной парламентской деятельности, уделять постоянное внимание вопросу сотрудничества с избирателями в обсуждении принимаемых законопроектов, разъяснять НПА и другие правовые документы. В этих целях целесообразно использовать возможности СМИ. В целях совершенствования форм взаимодействия Палаты представителей со СМИ и поддержания более тесных связей с избирателями, организациями и учреждениями целесообразно рекомендовать депутатам, руководству Палаты представителей: постоянно контролировать осуществление мер по углублению деловых отношений и контактов со СМИ, совершенствованию общественных связей; рассматривать эту деятельность как одну из важнейших депутатских полномочий и осуществлять ее в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государ-
ства, исходя из анализа состояния обеспечения национальной безопасности в регионе; систематически информировать население через информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законотворчества и мерах, принимаемых Палатой представителей (Парламентом) по улучшению социально-экономической обстановки; оперативно сообщать в СМИ о принимаемых законопроектах, общественных и парламентских слушаниях и других мероприятиях, проводимых Палатой представителей (Парламентом), особенно вызывающих повышенный общественный интерес, о ходе и результатах их обсуждения, о нарушениях законности и лоббировании отдельными депутатами, депутатскими группами в меркантильных интересах (около 65% граждан в большинстве своем не информированы о готовящихся законопроектах); во взаимоотношениях со СМИ, творческими союзами, общественными объединениями граждан следует исходить из требований законодательства, запрещающего как необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в законопроектную практику; постоянно совершенствовать формы и методы в работе со СМИ и общественностью, активно использовать как уже зарекомендовавшие себя на практике, так и инновационные, появившиеся в последние годы; регулярно проводить личные встречи депутатов, руководства Палаты представителей с редакциями ведущих периодических изданий, электронных СМИ, информационных агентств, журналистами, творческой интеллигенцией, устраивать круглые столы с представителями общественных и религиозных объединений, пресс-конференции по актуальным вопросам законотворчества; шире практиковать подготовку совместно с корреспондентами информационных агентств, журналистами, репортерами материалов, статей, интервью, теле- и радиопередач, специальных репортажей и т. д., в которых рассказывать о мерах, предпринимаемых Палатой представителей по принятию эффективных и качественных законов; для предоставления населению наиболее полной информации о состоянии законотворческой деятельности систематически направлять в СМИ для публикации доклады, информационно-аналитические и другие документы; строго руководствоваться требованиями Конституции Республики Беларусь, гарантирующей право каждому на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также международными актами, запрещающими предавать гласности любую информацию, которая может привести к искажению сведений о личности депутата; обеспечить тщательное формирование баз данных и проверку материалов, готовящихся для освещения в СМИ, следить за тем, чтобы в них не содержались сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информация конфиденциального характера; разработать программу взаимодействия Палаты представителей со СМИ, основанную
Кибак И.А. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о законотворческой деятельности
Кибак И.А. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о законотворческой деятельности
на анализе состояния законотворчества; установить практику аккредитования в Палате представителей всех желающих журналистов, специализирующихся на освещении правовой тематики, обеспечивать их материалами, необходимыми для полного и объективного освещения парламентской деятельности по принятию законов, правовых решений.
Таким образом, акцент во взаимодействиях со СМИ целесообразно сместить в сторону усиления работы с электронными средствами информации как наиболее массовыми и востребуемыми каналами информирования населения. Такая ориентация требует новых подходов в организации работы со СМИ.
На сегодняшний день во взаимодействии Палаты представителей со СМИ существует целый комплекс проблем, решение которых связано с формированием объективного общественного мнения о парламентской деятельности: необходима новая информационно-пропагандистская стратегия, основанная на научном системном подходе к организации, а главное, своевременной корректировке деятельности всех постоянных комиссий и отделов Секретариата Палаты представителей по формированию отношений доверия и партнерства с населением; информационная парламентская политика должна строиться на критериях полезности, дифференцированной направленности информации, отвечающей потребностям аудитории и максимально эффективно использующей возможности конкретного канала информирования. Во главу угла следует поставить пропаганду обслуживающей функции Палаты представителей, избегая претензии на социальную исключительность. Отдел информации и общественных связей Палаты представителей должен занять ведущую роль в отношениях со СМИ, реально став официальным источником информации.
В целом анализ проблемы формирования общественного мнения о парламентской деятельности ставит задачу последовательной реализации комплексной программы мероприятий, что позволит существенно поднять авторитет депутатского корпуса среди населения.
В результате проведенных исследований определилась явная зависимость между используемым приоритетным каналом информации и отрицательной составляющей общественного мнения. Среди населения, которое формирует мнение главным образом на основе результатов своего взаимодействия с ней, доля отрицательных оценок существенно больше, чем среди тех, кто в качестве базы суждений использует информацию СМИ. Показательно, что значительное число опрашиваемых граждан (около 45%), ее использующих, не могут на ее основе сформировать однозначно определенную (положительную или отрицательную) парламентскую оценку.
Таким образом, роль СМИ, которые выполняют в системе взаимодействия общественного мнения и государственной власти функции не только фик-
сации, отражения психолого-социальной реакции на события в стране и за рубежом, деятельности законодательных органов, но и доведения общественного мнения до депутатского корпуса, должна быть на порядок выше. Граждане страны, СМИ, государственные и общественные организации вправе ожидать получения своевременной, полной и достоверной информации о деятельности Палаты представителей, принимаемых ею законах и иных правовых решениях. Спрос на оперативную информацию диктуется и общей напряженной ситуацией в стране. То и дело возникают острые политические стрессы, втягивающие в свою орбиту значительные массы людей. Нужно знать, когда и какие законопроекты, правовые решения приняты, какие отменены, так как это в свою очередь влияет на поступки, действия и поведение людей.
На основании вышеизложенного можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, создать: на базе законодательного органа структуру, которая будет обеспечивать создание действенной парламентской и политической рекламы Палаты представителей, реализацию парламентской политики, анализ и обобщение проблем, которые негативно влияют на его авторитет, планирование и координацию практических мер, направленных на формирование позитивного имиджа депутатов Палаты представителей; на одном из популярных центральных и региональных телеканалов программу (по примеру «Трибуна депутата», телемост с депутатами и др.) с участием депутатов, независимых экспертов в сфере законотворчества; систему обязательного и регулярного общения депутатов с населением, общественностью (встречи в трудовых коллективах, по месту жительства, круглые столы, прямые линии (передачи) с возможностью обратной связи); мощную и современную, на уровне мировых стандартов, систему оперативного информирования о парламентской деятельности через сеть «Интернет». Обеспечить ее наполнение информацией, полезной для населения, влияющей на общественное мнение. Ввести на официальных интернет-сайтах «строки парламентских новостей» по избирательным округам и обеспечить еженедельное (ежемесячное) обновление информации о парламентских делах (мероприятиях).
Во-вторых, сформировать эффективную систему анализа процессов в информационном пространстве страны, которые влияют на имидж Палаты представителей, и подготовки конкретных предложений руководству Палаты представителей на местах по стратегии и тактике выполнения соответствующих мероприятий,улучшения взаимодействия со СМИ, общественными организациями, предприятиями и учреждениями с целью повышения авторитета Парламента. Выполнять постоянный социологический мониторинг мнений и предпочтений граждан по содержанию, формам и направлениям информирования населения через СМИ о парламентской деятельности. Планировать подго-
товку соответствующих материалов для СМИ с учетом результата такого мониторинга.
В-третьих, разрабатывать с привлечением общественности и широкого обсуждения содержание нормативных документов, регулирующих парламентскую деятельность, а также практиковать организацию и проведение информационно-пропагандистских кампаний с целью формирования благоприятного общественного климата, необходимого для решения актуальных проблем парламентской деятельности.
В-четвертых, объективно и оперативно реагировать на критические материалы в СМИ о парламентской деятельности. В обязательном порядке информировать редакции об их рассмотрении. Ввести в законотворческую практику брифинги сразу после принятия важных законов, что сразу снимет слухи и домыслы, поможет в подготовке и принятии законопроектов.
В-пятых, усовершенствовать систему ведомственных СМИ, создать новые парламентские теле-и радиопередачи, изменить концепцию известных печатных изданий, сделать их более полезными и
привлекательными для массового читателя, а также организовать выпуск периодических изданий (например, научно-практический журнал «Мониторинг законов», республиканская газета «Парламент», информационные парламентские бюллетени), рассчитанных на все категории граждан с целью расширения положительного опыта и обсуждения законотворческих проблем. Организовать продуктивные коммуникации с избирателями и взаимодействия со СМИ, о противоборстве с политическими оппонентами. Привлекать к работе, связанной с мониторингом закона, ученых, создавать рабочие группы для подготовки законопроектов.
В-шестых, ввести в практику отчеты депутатов через СМИ о парламентской и внепарламентской работе за год (полугодие, квартал), акцентируя внимание на законотворческой деятельности.
Примечания
1. См.: Соколова Е.П. Пресса и парламентаризм в политическом процессе России: Автореф. дис... канд. полит. наук. — Екатеринбург, 2005. — С. 1.
Х.Ш. Килясханов
Килясханов Хизри Шапиевич — доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России, кандидат философских наук
E-mail: [email protected]
Современная деятельность ОБСЕ в сфере борьбы с терроризмом
В статье рассматривается деятельность ОБСЕ в сфере борьбы с терроризмом. Делается вывод о том, что международные меры по борьбе с терроризмом должны осуществляться в соответствии с принципом верховенства закона и при соблюдении прав человека.
The article is dedicated to the activity of OSCE in the sphere of fighting terrorism. There is a conclusion that the international measures for combating terrorism should be taken in accordance with the principle of the rule of law and human rights.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) приняла на себя важную роль в международной борьбе с терроризмом. Ее деятельность включает привлечение внимания к этой проблеме в разных странах, укрепление международного сотрудничества и распространение в госу-дарствах-участниках оптимальной практики в этой области, недопущение нарушения прав человека при осуществлении мер по борьбе с терроризмом.
Внесудебные казни. Данные меры могут быть неэффективными и даже вредными, так как они не накладывают на государство обязанности доказывать, что лица, против которых была применена сила со смертельным исходом, действительно являются террористами или что все альтернативные средства были исчерпаны. Поэтому данная практика может
подорвать доверие к политике государства в области борьбы с терроризмом. Более того, применение внесудебных и произвольных казней создает потенциал для бесконечного расширения соответствующих категорий лиц, вплоть до включения в них любых других врагов государства, социальных изгоев, политических оппонентов и прочих лиц.
ОБСЕ последовательно подтверждает свою приверженность запрету пыток. Эти обязательства ОБСЕ отражают международное право в области прав человека. Комитетом против пыток (КПП) ООН и статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) созданы основные рамки международного права в области прав человека в отношении защиты от пыток или бесчеловечных и унижающих достоинство видов обра-
Килясханов Х.Ш. Современная деятельность ОБСЕ в борьбе с терроризмом