Научная статья на тему 'Роль средних медицинских работников в раннем выявлении, профилактике и комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата'

Роль средних медицинских работников в раннем выявлении, профилактике и комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3907
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галиулина О. В., Лапик С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль средних медицинских работников в раннем выявлении, профилактике и комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата»

РОЛЬ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В РАННЕМ ВЫЯВЛЕНИИ, ПРОФИЛАКТИКЕ И КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

О.В. Галиулина, C.B. Лапик

ГОУ высшего профессионального образования Тюменская государственная медицинская академия МЗ и СР РФ, ректор - д.м.н. профессор Э.А. Кашуба г. Тюмень

Здоровье детей и подростков во многом зависит от качества оказания медицинской помощи этой группе населения, системы образования, социально-экономических условий.

Анализируя статистические данные последних лет, можно отметить четкую тенденцию в ухудшении здоровья подрастающего поколения, включая все возрастные периоды. За последние пять лет увеличилась общая заболеваемость детей: у новорожденных - на 26,2%, в возрасте до 14 лет включительно - на 21,7%, в старшем подростковом возрасте - на 24,0% [1].

Высокий рост заболеваемости наблюдается у детей от 7 до 18 лет, что совпадает с периодом обучения в школе. Проводимые исследования показывают, что 53% учащихся имеют ослабленное здоровье, у 1/3 школьников отмечаются значительные морфофункциональные отклонения, выражающиеся в нарушении осанки, органов чувств, нервной системы [2]. За время школьного обучения частота хронических заболеваний увеличивается в целом на 20%, частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза [1].

Целью нашего исследования являются разработка и внедрение модели этапной организации сестринской помощи детям с нарушениями осанки и сколиозами.

В соответствии с приказом МЗ РФ № 81 от 15.03.02. в Тюменской области было проведено диспансерное обследование детей. Выявлено, что удельный вес детей, с III группой здоровья страдающих хронической патологией, к моменту окончания школы увеличивается до 25% [3].

По данным различных исследователей при скрининговых обследованиях ортопедическая патология выявляется почти у 80% детей [4]. Высокая частота нарушений осанки и сколиозов подтверждается данными НИИ детской ортопедии им. Г.И. Турнера: у 40-80% детей выявляются нарушения осанки, у 3-10 % - различные искривления позвоночника [7]. Согласно данным Новосибирского НИИТО в различных регионах РФ до 37% детского населения страдают нарушениями осанки, сопряженными с риском развития сколиотической болезни (предсколиоз-

ное состояние, сколиоз I степени), 3-5% детей имеют выраженные формы структурального сколиоза (II степень и выше), 1-2% - тяжелые формы сколиоза (III степень и выше) и нуждаются в интенсивном консервативном лечении, а 0,05-0,1% нуждаются в оперативном лечении [6].

Приведенные выше цифры подтверждаются итогами диспансеризации, проведенной в 2002 г. в Тюменской области: к моменту поступления в школу выявлено 18,3% детей с нарушением осанки, 0,8% - со сколиозом. К концу первого года обучения процент нарушений осанки увеличился в 1,3 раза, частота сколиозов - в два. К 15 годам удельный вес детей, больных сколиозом, достигает 4,5% [3]. Однако, диспансеризация детей не способна решить проблему здоровья детей в корне. Суть проблемы - в отсутствии должной помощи больному ребенку и отсутствии профилактических мероприятий в детских образовательных учреждениях. Здоровье детей зависит от многих факторов - это и условия пребывания в образовательных учреждениях, питание детей, наблюдение за их развитием, распространение среди детей вредных привычек, отсутствие понятия «здоровый образ жизни» и так далее [8].

Для изучения распространенности нарушений осанки и сколиозов среди детей и подростков г. Тюмени и Тюменской области мы проанализировали динамику численности детей за последние 6 лет и пришли к выводу, что она снизилась по области на 15,62%, по г. Тюмени - на 15,1% [5] (рис. 1).

Данные о распространенности нарушений осанки и сколиозов среди детей г. Тюмени представлены на рисунке 2.

На основании результатов анализа статистических данных можно с уверенностью утверждать, что при снижении численности детского населения Тюменского региона и г. Тюмени число заболеваний сколиозами и нарушениями осанки остается на прежнем уровне. Таким образом, каждый седьмой-восьмой ребенок имеет нарушение осанки, а каждый сотый - страдает сколиозом.

Проблема, которой мы занимаемся уже в течение нескольких лет - это раннее выявление и

профилактика патологии опорно-двигательного аппарата у детей с активным вовлечением в этот процесс среднего медицинского персонала детских дошкольных учреждений (ДДУ) и школ. Эффективность помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата во многом зависит от внедрения сестринской модели этапной организации помощи детям в детских дошкольных учреждениях и школах. Нами проведен выборочный анализ распространенности нарушений осанки и сколиозов среди детей трех образовательных учреждений г. Тюмени. Всего осмотрено 988 детей.

Как видно из рисунка 3, рост патологии опорно-двигательного аппарата наблюдается в тече-

Рис. 1. Среднегодовая численность детей в Тюменской области и г. Тюмени.

160 140 120 100 so 60 40 20 о

~7 о У

- * 2 ъ У, й У У/ У/ У/

У * У У

* У й У У/

* У Z Z у, ъ ъ й й й У У У У/ У/ У/

-

п У Я п й 71 У Си п У/ 71

Г2 Нарушение осанки [Б Сколиоз

1997 1998 1999 2000 2001 2002

Рис. 2. Распространенность сколиоза и нарушений осанки среди детей г. Тюмени (на 1000 детей).

JUL

и Нарушение осанки ■ Сколиоз

Рис. 3. Распространенность сколиоза и нарушений осанки среди обследованных детей в г. Тюмени по статистическим данным (на 1000 детей).

ние всего обучения в школе. Пик прогрессирова-ния этой патологии приходится на возрастной отрезок 13-15 лет, что объясняется увеличением учебной нагрузки, развитием половой и эндокринной систем подростков, а также усиленным ростом организма. Таким образом, недостаточное внимание со стороны медицинских работников, педагогов и родителей к здоровью детей способствует утяжелению у них патологии. Нарушения осанки и сколиозов чаще выявляются в тех учебных заведениях, где профилактический осмотр детей проводит детский ортопед-травматолог. Однако контроля со стороны медицинского персонала школ за посещением детьми узких специалистов не ведется. Дети с нарушениями осанки и школьники со сколиозом не берутся под диспансерное наблюдение. Реабилитационные мероприятия детям с патологией опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях не проводятся.

Нарушения осанки и сколиозы можно отнести к социально значимым заболеваниям детского и подросткового возрастов по ряду причин, а именно:

- эта патология значительно распространена в структуре хронических заболеваний детей школьного и дошкольного возрастов;

- у детей с нарушением осанки и сколиозом нарушается правильное расположение внутренних органов и, следовательно, их нормальное функционирование;

- существенно страдает психическое и физическое развитие детей;

- снижается сопротивляемость организма к заболеваниям;

- заболевания опорно-двигательного аппарата являются ограничивающим фактором в выборе профессии.

Один из вариантов решения данной проблемы - это привлечение к организации работы по укреплению здоровья детей выпускников факультетов высшего сестринского образования, которые компетентны в вопросах медико-профилактической помощи населению, с вовлечением в профилактический процесс медицинских работников детских дошкольных учреждений и школ. Именно в образовательных учреждениях можно и нужно в массовом порядке проводить первичную и вторичную профилактику нарушений осанки и сколиозов среди детей, у которых патологический процесс не требует домашнего обучения или оперативного лечения.

Добиться положительных результатов по снижению заболеваемости с нарушениями осанки и сколиозами у детей можно только при единстве медицинской и педагогической деятельности в образовательном пространстве.

Сестринскую профилактику нарушений осанки и сколиозов среди детей целесообразно разделить на три этапа:

I этап - профилактика нарушений осанки у детей в детских дошкольных учреждениях (ДДУ). Его цель - это мероприятия, проводимые в ДДУ, включающие меры по предотвращению появления нарушений осанки у детей до поступления в образовательное учреждение.

II этап - профилактика нарушений осанки у детей в период обучения в школе, где целесообразно проводить первичную и вторичную профилактику нарушений осанки и сколиозов с привлечением в данный процесс медицинских работников школьных образовательных учреждений и педагогов.

III этап - профилактические мероприятия в ДДУ и школах для детей с имеющимися заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Медицинские сестры формируют группы детей с нарушениями осанки и сколиозами в самих образовательных учреждениях для занятий по специальным комплексам упражнений, рекомендованных врачом ЛФК. Проводить занятия с детьми могут как медицинские сестры, владеющие методами лечебной физкультуры, так и инструкторы ЛФК. При отсутствии медицинских работников эти комплексы для детей могут проводить учителя физической культуры.

Этапная модель сестринской помощи поможет систематизировать оказание помощи средним медицинским персоналом детям с нарушениями осанки и сколиозами, в результате добиться положительных сдвигов по снижению количества детей с данным видом патологии (рис. 4).

Модель удобна для внедрения в образовательное пространство, не требует больших финансо-

вых затрат, снижает нагрузку на врачебный персонал и повышает престиж профессии медицинской сестры.

Реформы здравоохранения в России начавшиеся в годы коренных политических преобразований, были вызваны насущной необходимостью. Смена экономической и политической платформ нашего общества, изменение жизненного уклада семей, приоритеты которого в последнее время - это загруженность на работе для получения средств на воспитание, образование, а также на лечение детей, не позволяют большинству семей России заниматься их здоровьем. На это просто нет времени, поэтому проблемы здоровья детей объективно перекладываются на плечи медицинского персонала образовательных учреждений.

Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса, загруженность родителей на работе, рост заболеваемости в школьные годы заставляют искать пути решения проблемы в самом образовательном учреждении, где ребенок проводит большую часть времени.

Межведомственная разобщенность, низкая оплата труда медицинских работников дошкольных и школьных учреждений не стимулируют последних к расширению своих обязанностей, что во многом определяет неэффективность разрабатываемых и внедряемых программ по профилактике и укреплению здоровья детей России. Выход из сложившейся ситуации - это обеспечение образовательных учреждений квалифицированными медицинскими сестрами. Стимул привлечения данных специалистов в образовательное пространство детей - это, в первую очередь, достойная заработная плата, а также возможность самостоятельной работы, что повысит уважение к профессии медицинской сестры.

Рис.4. Этапная модель сестринской помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы).

Литература

1. Баранов A.A. Подпрограмма «Здоровый ребенок» Пре-

зидентской программы «Дети России» / A.A. Баранов, A.A. Щеплягина, А.Г. Ильин // Права ребенка: Материалы VIII Конгресса педиатров РФ «Современные проблемы профилактической медицины». - М., 2003. - С. 5-9.

2. Вишневская E.A. Проблемы школьного здравоохранения: образовательная школа как звено формирования здоровья подрастающего поколения / E.A. Вишневская, Н.К. Барсукова, B.A Полеский // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. — 1999. — № 1. - С. 15-18.

3. Доклад «О состоянии здоровья населения Тюмен-

ской области в 2002 году». - Тюмень, 2003. -С. 46-48.

4. Малахов О.А. Основные направления развития детской травматолого-ортопедической службы Российской Федерации / О.А. Малахов, И.В. Леванова // VII съезд травматологов-ортопедов России: Тезисы докладов. — Новосибирск 2002. —Т. 1. —С. 39

5. Материалы Областного бюро медицинской статис-

тики 1997-2002 гг.

6. Мониторинг деформации позвоночника методом компьютерной оптической топографии: Пособие для врачей. — Новосибирск, 2001. — С. 43.

7. Халемский Г.А. Физическое воспитание детей со ско-

лиозом и нарушением осанки / Г.А. Халемский, Ж.А. Лобанова, Т.И. Мартыненко и др. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 65 с.

8. Tragakes E. Health care systems in transition: Russian Federation / E. Tragakes, S. Lessof. — Copenhagen: European Observatory on Health Care Systems, 2003. — 129 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.