Научная статья на тему 'Роль средневекового суфия саййида Йахйи Бакуви, основанной им бакинской обители братства Халватийа и его последователей в развитии мусульманской культуры'

Роль средневекового суфия саййида Йахйи Бакуви, основанной им бакинской обители братства Халватийа и его последователей в развитии мусульманской культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
283
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАМАХИНСКИЕСУФИЙСКИЕ ШЕЙХИ / БАКИНСКИЕ СУФИЙСКИЕ ШЕЙХИ / РАСА'ИЛ / "ВИРД-АС-САТТАР" / ДВОРЕЦ ШИРВАНШАХОВ / МАВЗОЛЕЙ ДЕРВИША / ШИРВАНШАХИДЕРБЕНДИ / ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ / СУФИЗМ / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / ЮНЕСКО / МУСКУР / ШИРВАНШАХ ХАЛИЛ-АЛЛАХ / "КАШФ-АЛ-КУЛУБ" / ПИР ВАХИД / 66 АУЛИЙА / ГУБА / САФАВИДЫ / SHAMAKHA SUFI SHEIKHS / BAKU SUFI SHEIKHS / RASA'IL / "VIRD AS-SATTAR" / SHIRVANSHAKHS' PALACE / MAUSOLEUM OF DERVISH / SHIRVANSHAKHS DERBENDI / MAIDEN TOWER / MUZEUM-REZERVE / UNESKO / SUPHIZM / MUSKUR / SHIRVANSHAKH KHALIL ALLAH / "KASHF-AL-KULUB" / PIR VAHID / KUBA / 66 AULIYYA / SAFAVIDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алескерова Н.

Предметом данного исследования является изучение деятельности средневекового суфия, шайха братства ХалватийаЙахйи ал-Халвати в Баку. Средневековый Баку, столица государства Ширваншахов сыграл большую роль в развитии Халватийи. Благодаря деятельности саййидаЙахйи, который по приглашению ширваншаха Халил Аллаха поселился в Баку и получил нисбуБакуви, а также благодарядо сих пор неизученной деятельности бакинских шейхов этот город превращается в центр суфизма. «Мавзолей дервиша», именно так называется могила саййида Йахйи Бакуви, расположенная во дворце Ширваншахов жемчужине азербайджанской средневековой архитектуры, построенной в апшеронском стиле. Именно в этом дворце саййид Йахйа создал свои научно-бого-словские сочинения (раса’ил), которые явились продолжением Кавказской Дербентской традиции суфизма и вошли в сокровищницу суфийской дидактической литературы. О распространении Халватийи в Азербайджане также свидетельствуют эпиграфические памятники в Губинском районе Азербайджанапод общим названием 66 святых (66 аулийа), а также эпиграфические памятники в Хачмазском районе. Эти памятники являются местами поклонения играют большую роль в духовной жизни мусульман Губинского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some information about the medieval sufisayyidYahyaBakuvi, as well as about Baku monastery of the Khalvatiyya brotherhood established by YahyaBakuvi and his followers

The main object of the study is an activity of the medieval sufiYahya al-Khalvati who was the sheikh of the Khalwatiya brotherhood, in Baku.Medieval Baku, the capital of Shirvanshakhs’ state played an important role in Khalvatiyya’s development. Due to the activity of sayyidYahya who visited and settled in Baku by the invitation of the head of Shirvanshakhs’ state Khalil Allah, as well as due to the activity of Baku sheikhs which was not well studied before, this city became the center of suphizm. “Mausoleum of dervish”, this is the name of sayyid Yahya Bakuvi’s grave which is situated in Shirvanshah’s Palacejewel of medieval Azerbaijani architecture built in Absheron architectural style. Sayyid Yahya Bakuvi wrote his scientific-theological works (rasa’il) in this palace. The mentioned rasa’ils continue the traditions of Caucasus Derbent’s sufizm and entered into the treasure of sufi didactic literature. Another evidence of Khalvatiya’s spreading in Azerbaijan are epigraphic monuments in Guba region of the country which are called 66 saints (66 auliyyas), as well as epigraphic monuments in Khachmaz region of Azerbaijan. All these monuments are holy places which play an important role in spiritual life of Guba muslims.

Текст научной работы на тему «Роль средневекового суфия саййида Йахйи Бакуви, основанной им бакинской обители братства Халватийа и его последователей в развитии мусульманской культуры»

УДК 28

Н.Алескерова

РОЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО СУФИЯ САЙЙИДА ЙАХЙИ БАКУВИ, ОСНОВАННОЙ ИМ БАКИНСКОЙ ОБИТЕЛИ БРАТСТВА ХАЛВАТИЙА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Предметом данного исследования является изучение деятельности средневекового суфия, шайха братства ХалватийаЙахйи ал-Халвати в Баку. Средневековый Баку, столица государства Ширваншахов сыграл большую роль в развитии Халватийи. Благодаря деятельности саййидаЙахйи, который по приглашению ширваншаха Халил Аллаха поселился в Баку и получил нисбуБакуви, а также благодарядо сих пор неизученной деятельности бакинских шейхов этот город превращается в центр суфизма. «Мавзолей дервиша», именно так называется могила саййида Йахйи Бакуви, расположенная во дворце Ширваншахов -жемчужине азербайджанской средневековой архитектуры, построенной в апшеронском стиле. Именно в этом дворце саййид Йахйа создал свои научно-бого-словские сочинения (раса'ил), которые явились продолжением Кавказской Дербентской традиции суфизма и вошли в сокровищницу суфийской дидактической литературы. О распространении Халватийи в Азербайджане также свидетельствуют эпиграфические памятники в Губинском районе Азербайджанапод общим названием 66 святых (66 аулийа), а также эпиграфические памятники в Хачмазском районе. Эти памятники являются местами поклонения играют большую роль в духовной жизни мусульман Губинского района.

Ключевые слова: шамахинскиесуфийские шейхи, бакинские суфийские шейхи, раса'ил, «Вирд-ас-Саттар», Дворец Ширваншахов, Мавзолей дервиша, ШирваншахиДербенди, Девичья башня, суфизм, музей-заповедник, ЮНЕСКО, Мускур, Ширваншах Халил-Аллах, «Кашф-ал-Кулуб», Пир Вахид, 66 аулийа, Губа, Сафавиды.

NesrinAlasgarova SOME INFORMATION ABOUT THE MEDIEVAL SUFISAYYIDYAHYABAKUVI, AS WELL AS ABOUT BAKU MONASTERY OF THE KHALVATIYYA BROTHERHOOD ESTABLISHED BY YAHYABAKUVI AND HIS FOLLOWERS

The main object of the study is an activity of the medieval sufiYahya al-Khalvati who was the sheikh of the Khalwatiya brotherhood, in BakuMedieval Baku, the capital of Shirvanshakhs' state played an important role in Khalvatiyya's development. Due to the activity of sayyidYahya who visited and settled in Baku by the invitation of the head of Shirvanshakhs' state Khalil Allah, as well as due to the activity of Baku sheikhs which was not well studied before, this city became the center of suphizm. "Mausoleum of dervish", this is the name of sayyid Yahya Bakuvi's grave which is situated in Shirvanshah's Palace- jewel of medieval Azerbaijani architecture built in Absheron architectural style. Sayyid Yahya Bakuvi wrote his scientific-theological works (rasa'il) in this palace. The mentioned rasa'ils continue the traditions of Caucasus Derbent's sufizm and entered into the treasure of sufi didactic literature. Another evidence of Khalvatiya's spreading in Azerbaijan are epigraphic monuments in Guba region of the country which are called 66 saints (66 auliyyas), as well as epigraphic monuments in Khachmaz region of Azerbaijan. All these monuments are holy places which play an important role in spiritual life of Guba muslims.

Key words: Shamakha sufi sheikhs, Baku sufi sheikhs, rasa'il, "Vird as-sattar", Shirvanshakhs' Palace, Mausoleum of Dervish, Shirvanshakhs Derbendi, Maiden Tower, muzeum-rezerve,UNESKO, suphizm, Muskur, Shirvanshakh Khalil Allah, "Kashf-al-Kulub", Pir Vahid, Kuba, 66 auliyya, Safavids.

Среди огромного количества средневековых суфийских братств большое число приверженцев в Азербайджане имело братство Халватийа, которое зародилось в исторической области Ширван (ны-нешняя Азербайджанская Республика). Первый период развития этого братства называется ширван-ским, благодаря деятельности сыгравших большую роль в становлении и развитии братствалахиджских, шамахинских и бакинских суфийских шейхов в Северном Азербайджане. Ключевая роль в становлении Халватийи принадлежит саййидуЙахйе б. Баха ад-дину аш-Ширваниаш-Шамахи ал-Бакуви ал-Халвати (ум. 1463 или1464). (1, с.351-352, 357-360,с. 387- 389,391-392; 2, с. 30-33; 3, с.79-81; 4, с 94; 5, с.225-305, 6, с. 162-164;8, с.201.). Он разработал организационную структуру братства и оставил последующим поколениям суфиев свои научно-богословские сочинения - (раса'ил), а также сборник литаний на арабском языке - «Вирд ас-Саттар» («Прощающая молитва») или «Вирд-и Йахйа», как его называли члены братства Халватийа «Ауради-Шариф» («Благородные молитвы») (9, с.3-103). Эти произведения являются выдающимися памятниками средневековой мусульманской культуры. Мавзолей Йахйи ал-Бакуви находится в комплексе дворца Ширваншахов (Баку) под названием «Мавзолей дервиша» (^век), являясь памятником культурного наследия Азербайджана. В 1964 году дворцовый комплекс был объявлен музеем - заповедником и взят под охрану государства (тогда Азербайджанская Советская Социалистическая Республика). В 2000 году уникальный архитектурно-культурный ансамбль, наряду с обнесенной крепостными стенамиисторической частью города Баку и «Девичьей башней», был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Деятельность Йахйи ал-Бакуви в качестве руководителя Халватийи начинается после смерти его шейха Садр ад-дина Хаййави, когда в центральной обители братства в Шамахе возник спор о том, кому возглавить общину и центральную обитель. Было два претендента: шейх Таки ад-дин пир-заде и саййидЙахйа ал-Халвати. Должность тогда была выборной, а не наследственной. Но Таки ад-дин смог привлечь на свою сторону большинство представителей братства, и они выбрали его руководителем. Йахйа, не согласившись со сложившейся ситуацией, покинул Шамаху и, по приглашению своего покровителя султана Халил Аллаха, переселился в Баку - один из самых богатых городов Ширвана и важный порт на Каспийском море, являвшийся с конца XII в. зимней резиденцией ШирваншаховДербенди 1.

Поселился саййидЙахйа на территории нынешнего дворца Ширваншахов - в резиденции Халил Аллаха. Там он стал придворным шейхом. Халил Аллах создал все условия для проповедей и настав-ничества саййида Йахйи, так как сам он был прежде всего любимым муридомширванскогошейха. Для Йахйи он выделил старую мечеть Кей-Кубада, построенную султаном Кей-Кубадом 2. Постепенно к шейху стали стекаться люди из Баку и его окрестностей, а также из Ширвана, Аррана, Карабаха, Мугани, Табриза и из Малой Азии. Согласно источникам (сейчас трудно сказать, насколько они беспристрастны), число его муридов превысило 10 тыс. человек. Прежний центр братства в Шамахе фактически утратил свою роль главной обители, потому что не смог привлечь к себе такого количества адептов, как это удалось Йахйе. Он превратился в ведущего наставника и руководителя Халватийи, а Баку стал одним из центров суфизма. После этого Йахйааш-Ширвани принял вторую нисбу - ал-Бакуви [4, с.287].

Ширваншах Халил Аллах часто советовался с шейхом по делам управления подвластными территориями. Шейх часто уединялся, жил в полном затворничестве, предаваясь строгим аскетическим и мистическим упражнениям. Он был очень привязан к султану Халил Аллаху. Тем, кто молился за его долголетие, он велел: «Вы молитесь не за меня, а заХалил Аллаха, так как мое существование полностью зависит от его жизни». И действительно, в этих мистических словах был особый смысл. Согласно источникам, саййидЙахйа ал-Бакуви умер через девять месяцев после смерти своего любимого ученика, не вынеся разлуки с ним. В этот промежуток Йахйапосвятил своему муриду одно из известных сочинений - «Кашф ал-кулуб» («Раскрытие сердец») [10, л. 2а-4а].

После смерти Йахйи ал-Бакуви между его последователями возник традиционный спор о руководстве бакинской обителью. Было двое претендентов на лидерство: Зийаад-динЙусуфМускури - потомок арабских переселенцев, прибывших из ал-Мадины в Карабах, а оттуда в село Мускур в Кубе (нынешний Губинский район Республики Азербайджан) [11, с.3-144]), и Шукр Аллах. Но средний сын Йахйи, Фатх Аллах, заявил, что свой пост отец завещал ему. Получив поддержку большинства членов братства, он стал пустнишиномбакинской обители. Как и в случае с самим Йахйей, не согласившись с выбором собратьев, Мускури и Шукр Аллах покинули Баку.

ЙусуфМускури направился в Шамаху и основал в ней свою обитель Халватийи, воспитав Мухаммада Рукки, который стал во главе шамахинской обители после смерти ЙусуфаМускури (1485) [8, с.12-13]. По мнению МашадиханумНеймат, ветвь ЙусуфаМускури функционировала в селе Шыхлар (от шайхлар - 'шайхи') Хачмазского района. Там, на краю дороги, находится старое кладбище, в центре которого есть четырехугольная турба, состоящая из двух комнат. В них погребены ЙусуфМускури и его сын Мухаммад Амин, которого отец послал проповедовать в село Шыхлар. По-видимому, это кладбище принадлежало шайхам братства, так как на могильных камнях сохранились эпитафии, свидетельствующие о том, что здесь покоятся последователи шайхаЙусуфаМускури. На могильном камне Мухаммада Амина есть надпись о том, что он умер в 1555 г. Кладбище по сей день является местом паломничества местного населения. Эпиграфические памятники Азербайджана свидетельствуют о том, что последователи братства Халватийа действовали также и в селе Пир Вахид Кубинского района. Здесь тоже сохранились надгробные плиты, которым поклоняются местные жители. Их общее название - 66 аулийа (66 святых) [12, с.20, 27]. Последователи братства проживали также на территории нынешнего Кабалинского района.

Последователем ЙусуфаМускури был и 'Абд ал-МаджидШирвани, который в 1556 г. переехал в Токат в Малой Азии, где начал распространять учение Халватийи. Здесь он воспитал многих муридов, в том числе Шамс ад-дина ал-Сиваси, благодаря которому впоследствии в Токате

1Шамаха часто подвергалась землетрясениям. В 1191 г. здесь произошло одно из самых разрушительных землетрясений, в результате погибли жена и дети ШирваншахаАхситана I из династии Кесранидов. После этого Ахситан перенес свою резиденцию в город Баку [6, с. 92—93; 7, с. 136—137, 142—143]. 2 Эта мечеть сгорела во время пожара 1918 г., в настоящее время от нее остался лишь фундамент.

сформировалось одно из основных дочерних ответвлений - Халватийа-Шамсийа [13, с.250-252].

Второй претендент на лидерство в бакинской обители - Шукр Аллах - удалился от мирской суеты, надолго занявшись созерцательным затворничеством, а после совершил хаджж. Но спустя всего лишь год после выборов Фатх Аллах по непонятным причинам скончался (1466/1467). Оставшись без явного лидера, муриды бакинской обители пригласили Шукр Аллаха, выбрав его пустнишином обители. Приехав в бакинскую обитель, Шукр Аллах смог на время восстановить ее былой авторитет и собрать вместе всех приверженцев Халватийи. Он руководил общиной в течение семи лет - до своей смерти в 1473 г. Согласно сведениям ал-Хулви, он погиб во время произошедшей между Узун Хасаном Аккоюнлу и османским султаном Мехметом ПФатихом знаменитой битвы при Отлугбели в 1473 г.

Младший сын Йахйи, пир-заде Наср Аллах, был приглашен крымским ханом в Крым, где стал проповедовать идеи Халватийи в специально построенной для него обители, попутно заняв должность накиб ал-ашрафа Крыма. По сведениям ал-Хулви, в XVII в. в Крыму проживали его потомки [1, с. 405]. Кроме упомянутых, Йахйа ал-Бакуви подготовил ещё много правопреемников. Среди них - Баба Кутб 3, который в течение тридцати лет был рядом со своим учителем, СинанРуми (родом из Стамбула), Баба Расул ал-Халвати [14, с. 709].

После Шукр Аллаха цепочка бакинских шейхов прекращается. По крайней мере, в доступных мне источниках нет никаких упоминаний о том, кто после него возглавил эту обитель, и вообще нет сведений о центральной бакинской обители Халватийи. Можно предположить, что эта обитель опустела, прекратив свою деятельность. Во многом это было вызвано тем, что Сафавиды, придя к власти в Табризе и Баку, стали преследовать своих идеологических и политических конкурентов, в том числе и Халватийу, поэтому почти все халвати, преследуемые властями, уехали из Ирана и Азербайджана. Так, уроженец ШамахиКамал ад-дин (ум. 1521) - еще один заместитель Йахйи ал-Бакуви - уехал из Баку в Каир, где поселился в квартале Хан ал-Халил, занявшись традиционно ширванским ремеслом - изготовлением шелковых головных платков. Скончался там же. В основном впоследствии деятельность Халватийи развивается в Османской империи благодаря дочерним ответвлениям. Это братство превращается в одно из влиятельных суфийских общин империи наряду с Накшбандией, Маулавией и Бекташией.

Литература

1. Hulvi, M.C. Lemezat-i Hulviye-ez Lemezat-i Ulviye. (Yuce velilerin tatli halleri.) / Hazr. M.S. Tay^i. istanbul, 1993.(на тур. яз.)

2. Ayni, М.Э. Seyyid Yahya ^irvani// Maarif va madaniyyat Baki, 1923.(арабской графикой)

3. Буниятов Д.З., Искендеров Д.А Биографии двух известных азербайджанских суфиев в сочинении Ибн ал- Имада ал-Ханбали // Докл. АН. Аз ССР. Т. V. , № 3. С. 79-82.

4. Ташкопризаде, Ахмад. Аш - Шака 'ик ан Ну' манийа фи 'улама ал- даулат ал- Усманийа/ Пер. с араб. на осм. Яз., ЭдирнелиМадждиЭфенди. Истанбул 1852.

5. Martin, B.G. A short history of the Khalwati Order of Dervishes // Scholars, Saints and Sufis. Muslim Religious Institutions in the Middle East since 1500/ Ed By N.R. Keddie, Berkeley, 1972. P. 225-305.

6. АшурбейлиС. Очерки историисредневековогоБаку. Баку, 1964.с. 162-164.

7. Ашурбейли С. Б. Государство Ширваншахов (У1-ХУ1вв.) Баку, 1983.

8. БакихановА. Гюлистан-иИрам / Под. Ред. Акад. З.М. Буниятова. Баку, 1991. 8)

9. ^irvani, seyyid Yahya-yi. Vird-i Settar $erhi. ^erheden Prezrenli Markalafzade Suleyman bin Rustem Efendi. Sadele^tiren Seyit Ali Kahraman. Derleyen Ali Alaeddin Yayintaj, izmir, 1988 ( на тур. Яз.)

1. Hülvi, M.C. Lemezat-i Hülviye-ez Lemezat-i Ülviye. (Yüce velilerin tatli hallen.) / Hazr. M.S. Tay§i. istanbul, 1993.(na tur. jaz.)

2. Ayni, M.O. Seyyid Yahya §irvani// Maarif va madaniyyat. Baki, 1923.(arabskoj grafikoj)

3. Bunijatov D.Z., Iskenderov D.A. Biografii dvuh izvestnyh azerbajdzhanskih sufiev v sochinenii Ibn al-Imada al-Hanbali // Dokl. AN. Az SSR. T. V. , № 3. S. 79-82.

4. Tashkoprizade, Ahmad. Ash - Shaka 'ik an Nu' manija fi 'ulama al- daulat al- Usmanija/ Per. s arab. na osm. Jaz., JedirneliMadzhdiJefendi. Istanbul 1852.

5. Martin, B.G. A short history of the Khalwati Order of Dervishes // Scholars, Saints and Sufis. Muslim Religious Institutions in the Middle East since 1500/ Ed. By N.R. Keddie, Berkeley, 1972. P. 225-305.

6. AshurbejliS. Ocherki istoriisrednevekovogoBaku. Baku, 1964.s. 162-164.

7. Ashurbejli S. B. Gosudarstvo Shirvanshahov (VI-XVIvv.) Baku, 1983.

8. BakihanovA. Gjulistan-iIram / Pod. Red. Akad. Z.M. Bunijatova. Baku, 1991. 8)

9. §irvani, seyyid Yahya-yi. Vird-i Settar §erhi. §erheden Prezrenli Markalagzade Süleyman bin Rüstem Efendi. Sadele§tiren Seyit Ali Kahraman. Derleyen Ali Alaeddin Yayinta§, izmir, 1988 ( na tur. Jaz.)

3 На него ссылается МухйиГюлшани. См.: [15 ,c.47].

10. БакувисаййидЙахйа. РисалаКашф ал-Кулуб ( Раскрытие сердец). / РФ ИР НАНА № B 6960. Л. 2а- 4а (на перс. Яз.)

11. Ширвани, ЙусуфМускури. Байан ал-асрарат-талибин фи-т-тасаввуф (Изъяснение тайн желающим пройти путь суфизма) и силсилат-ал-уйун (Йерархия творений) /Пер. с арабского и предисловие Джахангира Гаджиева. Стокгольм, 2006.

12. Неймат М. С. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. T.I. Арабо-персо-тюркоязычные надписи Губа-Хачмазской зоны и Южного Дагестана (VIII- начало XX века) Баку : Нурлан, 1998.

13. Vicdani S. Tomar-i Turuk-i Aliyeden Halvetiye sisilenamesi. Tarikatlar ve siMeleri. / (Hazr. i. Gündüz). istanbul, 1995 ( на тур. Яз).

14. Lamii. Tercüme-i Nefahatül al-Üns / Hazr. Uludag S.ve Kara M. istanbul 1995. (на тур. Языке).

15. Gül^eni, Mühyiyi. Menakib-i ibrahim-i Gül^eni ve $emleli-zade Ahmed Efendi $ive-i tarikat- Gül^eniye. Yayinlayan Tahsin Yazici. Türk Tarih Kurumu Basimevi. Ankara, 1982 (на тур. Языке).

10. BakuvisajjidJahja. RisalaKashf al-Kulub ( Raskrytie serdec). / RF IR NANA № B 6960. L. 2a- 4a (na pers. Jaz.)

11. Shirvani, JusufMuskuri. Bajan al-asrarat-talibin fi-t-tasavvuf (Iz#jasnenie tajn zhelajushhim projti put' sufizma) i silsilat-al-ujun (Jerarhija tvorenij) /Per. s arabskogo i predislovie Dzhahangira Gadzhieva. Stokgol'm, 2006.

12. Nejmat M. S. Korpus jepigraficheskih pamjatnikov Azerbajdzhana. T.I. Arabo-perso-tjurkojazychnye nadpisi Guba-Hachmazskoj zony i Juzhnogo Dagestana (VIII- nachalo XX veka) Baku : Nurlan, 1998.

13. Vicdani S. Tomar-i Turuk-i Aliyeden Halvetiye sisilenamesi. Tarikatlar ve silsileleri. / (Hazr. i. Gündüz). istanbul, 1995 ( na tur. Jaz).

14. Lamii. Tercüme-i Nefahatül al-Üns / Hazr. Uludag S.ve Kara M. istanbul 1995. (na tur. Jazyke).

15. Gül§eni, Mühyiyi. Menakib-i ibrahim-i Gül§eni ve §emleli-zade Ahmed Efendi §ive-i tarikat- Gül§eniye. Yayinlayan Tahsin Yazici. Türk Tarih Kurumu Basimevi. Ankara, 1982 (na tur. Jazyke).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.