Научная статья на тему 'Начальный ширванский период в развитии братства Халватийа (вторая половина XIV - первая половина XVI В. )'

Начальный ширванский период в развитии братства Халватийа (вторая половина XIV - первая половина XVI В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
377
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАЛВАТИЙА / СУФИЙ / ХАЛИФА / ШАЙХ / ШИРВАН / ШАМАХА / БАКУ / ТУРБА / ЭПИГРАФИ‑ ЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ / 66 АУЛИЙА / ПИР-И САНИ / КУНЬЯ ИЛИ НИСБА / KHALWATIYA / SUFI / KHALIFA / SHAYKH / SHIRVAN / SHAMAKHA / BAKU / TURBA / 66 AULIYA / PIR-I SANI / KUNYA OR NISBA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алескерова Несрин Эльдар Кызы

В статье рассматривается период зарождения и развития широко распространенного в средние века на Ближнем и Среднем Востоке материнского суфийского братства Халватийа. Описываются неисследованные биографии шейхов-основателей Халватийа. Особое место уде‑ ляется описанию биографии второго основного шейха (пир-сани) саййида Йахйи Бакуви, сыг‑ равшего основополагающую роль в распространении братства по всей Османской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shirvan period in the history of Khalwati dervish order in the second half of the 14th - first half of the 16th centuries

Studying Islamic mysticism, or tasawwuf, remains a topical issue in Oriental studies. This article discusses the activity of the Khalwatiya sufi brotherhood in Azerbaijan between the 14th and the 16th centuries. The author refers to this first period in the history of Khalwatiya as the Shirvan period since all of the Khalwatiya shaykhs at the time came from Shirvan region. The role of Sayyid Yahya Bakuvi, the shaykh and brotherhood leader in the 15th century, is analyzed in detail.

Текст научной работы на тему «Начальный ширванский период в развитии братства Халватийа (вторая половина XIV - первая половина XVI В. )»

ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

УДК 94

Н. Э. Алескерова

начальный ширванский период

в развитии братства халватийа

(вторая половина XIV — первая половина XVI в.)

Материнское суфийское братство Халватийа, входящее в число 12 основных суфийских братств, зародилось в Азербайджане во второй половине XIV в. По традиции является тюркским суфийским братством, широко распространившимся в Южном Азербайджане (северные области Иранской исламской республики) во время господства здесь тюркоплеменных государственных объединений Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, а также среди тюркского большинства нынешнего Северного Азербайджана (Ширван, Арран, Карабах и др.), в частности в государстве Ширваншахов из шиитской династии Дербенди (1382-1417).

Халватийа является ответвлением крупной мистической школы братства Сухравар-дийа. Центральная силсила Халватийа восходила к багдадской ветви Сухравардийа и через Зийа-ад-дина Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди (1097-1168), а также Хасана ал-Ба-сри (643-728) к Али б. Аби Талибу (ум. 661) и пророку Мухаммаду (570-632). В одном из двух самых достоверных вариантов центральной силсила упоминаются имена семи шиитских имамов. Из другой цепи духовной преемственности Халватийа в силу исторических, политических и идеологических причин, о которых будет сказано ниже, имена шиитских имамов были исключены.

После Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди в силсила Халватийа следует отметить Абу Рашида Кутб ад-дина ал-Абхари (ум. 1226) — основателя ответвления Абхарийа, который был лучшим халифа Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди. Его полное имя — ‘Али б. Хайдар б. Мухаммад, и он известен с куньей Абу’ ал-Хасан.

Халифа Кутб ад-дина был некий суфий, также известный под именем Рукн ад-дин Мухаммад Наххас ал-Бухари (ум. 1240). По всей видимости, кто-то из его предков или же он сам был медником (отсюда и нисба наххас). Этот шейх является 14 звеном в силсила Халватийа. Его род происходил из Бухары [1, с. 173-174].

Следующим звеном является аш-шайх Махмуд Шихаб ад-дин Табризи (ум. 1252). Он был родом из Мавараннахра, но родился неподалеку от Табриза. Детство провел в Ба© Н. Э. Алескерова, 2010

гдаде и здесь же получил полное богословское образование. Примкнул к Рукн ад-дину ал-Абхари. Отличался крайне аскетическим поведением и имел большое количество муридов, из которых четверо стали его халифа: аш-шайх Ибрахим Хамадани, аш-шайх Хусайн Са’д ад-дин, аш-шайх Мухаммад ал-Йамани и главный халифа, который включен в силсила Халватийа, аш-шайх Джамал ад-дин ат-Табризи аш-Ширази (ум. 1273). Он и стал впоследствии правопреемником Шихаб-ад-дина Табризи [1, с. 346]. Он родился в Табризе и провел здесь всю свою последующую жизнь, но славу мистика обрел в Ширазе. Отсюда и его нисба Ширази. Его также называли еще ал-Азхари, из-за того что он был учителем, получил образование в известной в Каире Джами ал-Азхар [2, с. 174, 298-300]. Он воспитал одного из самых ярких представителей в силсила Халватийа — полулегендарного пира аш-шайха Ибрахима Захида Гилани (шайх Тадж ад-дин Ибрахим б. шайх Рушан Амир б. шайх Бабил б. шайх Пандар ал-Курди ас-Синджани (ум. 1300 или 1301), основатель братства Захидийа, являлся 17 звеном в силсила Халва-тийа). Согласно традиции, он муршид двух известных мистиков: Сафиад-дина Исхака ал-Ардабили (1252-1334) [1, с. 56-138] — основателя эпонима братства Сафавийа — и шайха Карим ад-Дина Ахи Мухаммада б. Нури ал-Халвати (ум. 1317). Ибрахим Захид Гиляни родился в одной из провинций Гилана. Начальное образование получил здесь же в Гиляне у деда и отца, которые были известными в этом районе суфиями [2, с. 139140]. Весьма распространенная среди приверженцев Ибрахима Захида легендарная история его знакомства со своим муршидом гласит следующее: Джамал ад-Дин ал-Азхари по указанию своего наставника Шихаб ад-дина Табризи поселился в Гилане. Сюда он приехал, чтобы похоронить уроженца Гилана Шайха Абу-л-Касима, являвшегося одним из сподвижников Шайха Шихаб-ад-дина. Однако это был всего лишь повод. На самом деле основная миссия Джамал-ад-Дина состояла в том, чтобы раскрыть «тайну Гилана». Под этой тайной он имел в виду привлечение маленького Ибрахима к учению Шайха Шихаб-ад-Дина [3, с. 140]. Здесь же он познакомился с Ибрахимом, который был еще ребенком. Они встретились по дороге, когда Ибрахим шел в мадраса. Саййид Джамал ад-дин Азхари, погладив его по голове, сказал: «Мой шайх Шихаб ад-дин Табризи послал меня сюда, чтобы я стал твоим муршидом и научил бы тебя, невинного ребенка, правилам совершенствования». Однако Гилани отправился в Шираз, где встретился с известным мистиком Са’ади Ширази (1213-1292), и некоторое время находился под его наставничеством. По преданию, именно Са’ади Ширази впоследствии обратился к нему и сказал: «Сын мой, твое обучение рядом со мной завершилось, теперь ты должен совершенствоваться у шейха Джамал ад-Дина. Возвращайся в Гилан, тебе пора уже находиться под его наставничеством» [3, с. 319-320]. После этого Ибрахим Захид пришел в Лахиджан в обитель Джамал-ад-дина ал-Азхари. Здесь он достиг стадии совершенства, предписанной для пиров Сухравардийа1 [4, с. 141]. Он является первым шайхом в силсила Сухравардийа, который ввел практику асмаи-саб’а (семичастная формула зикра) в ат-тахлил, т.е. произнесение фразы «Ла Илаха илла-л-лах» затем «Хува (Он Бог), Хайй

1 Интересна история о том, почему Ибрахим уже в молодом возрасте получил от своего наставника псевдоним «Захид». Под наставничеством своего муршида Шайха Джамал ад-Дина молодой Ибрахим проходил путь совершенствования и был на стадии «тауба» (раскаяния в больших грехах). Джамал-ад-Дин повелел Ибрахиму пойти на поле, собрать там хлопок и очистить его от отходов. Ибрахим приступил к работе и увидел, что в его руках каждый стебель, каждая тростинка превращается в золото и серебро. Он стал втыкать обратно все это в землю, не взяв ничего. В этот момент появился саййид Джамал-ад-Дин и похвалил Ибрахима: «Хорошо, что ты не взял этого золота и серебра. Я называю тебя “Захидом”. Ты настоящий отшельник и подвижник. И мой достойный последователь».

(Вечный Сущий), Хакк (Истинный Творец), Каййум (Вечный), Каххар (Всемогущий)». Созерцательное затворничество (халва) практиковалось уже Ибрахимом Захидом Ги-лани [5, с. 153-159, 166, 173, 178, 189, 198]. Известно, что Ибрахим Захид Гилани научил методу халва вышеназванных своих хулафа, и уже Ахи Йусуф и Пир Хикмат имели нис-бу Халвати [6, с. 148-149, 158].

С этим шайхом связано огромное количество рассказов о чудотворствах и неподражаемом аскетизме. У него было много учеников. Самыми выдающимися были четыре мурида, ставшие его халифами. Это шайх Сафи Ардабили, Ахи Йусуф (ум. 1309), Пир Хикмат (ум. ?) и Ахи Мухаммад б. Нуру ал-Халвати (ум. 1317), который был дядей основателя братства Халватийа [7, с. 141-143, 144-149, 203]. По преданию, шайх Захид Гилани похоронен в селе Шийакаран нынешнего Ленкоранского района Азербайджанской Республики, где находится турба — святыня под названием «Шайх Захид тюрбеси».

Фактический основатель общины Халватийа — Ахи Мухаммад б. Нуру ал-Халва-ти, аш-шайх Абу ‘Абд-Аллах Сирадж ад-дин б. аш-шайх-Акмал ад-дин ал-Халвати2. Со времени его наставничества начинается начальный период в развитии братства Халва-тийа, который связан с исторической областью Ширван в нынешнем Северном Азербайджане, так как почти все ранние халвати были уроженцами различных городов и деревень Ширвана [4, с. 345-350].

Согласно агиографии ал-Хульви, Ахи Мухаммад б. Нуру ал-Халвати происходил из рода известных ширванских суфийских шайхов и поэтому его называли Шайхза-да. В молодости он хотел стать военным. По сведениям Хульви, он был мухтасибом и служил в армии монгольской династии Чобанидов. Согласно преданию, однажды на его небольшой отряд нападают разбойники, и как раз в этот момент ‘Умару ал-Халвати привиделся его дядя и будущий наставник Мухаммад ал-Хваразми ал-Халвати, который обещал спасти его от разбойников, если тот станет его последователем и войдет в его тарика. ‘Умар ал-Халвати обещал отказаться от военной службы и избрать путь подвижничества. Разбойники вмиг разбежались, а перед ‘Умаром ал-Халвати явился город, в котором он встретился со своим муршидом. Сменив одежду воина на хирка суфия, он становится муридом Мухаммада ал-Хваразми ал-Халвати [5, с. 346-347].

Перед смертью аш-шайх Мухаммад Хваразми собрал всех своих муридов и объявил ‘Умара ал-Халвати своим главным правопреемником3 [6, с. 346]. Отказавшись стать шейхом братства после смерти своего муршида, ‘Умар ал-Халвати удалился в горы и здесь скрывался в дупле дерева для совершения сорокадневного поста (ар. арба ‘инийа, перс. чилла), для уединения и созерцательного затворничества (халва). Во время уединения в дупле дерева ему приснился Пророк Мухаммад, который вручил Умару ал-Халвати новый головной убор (тадж-и ма’ариф), который должен был стать головным убором суфиев вновь зарожденной общины. После долгих поисков ученики нашли его в дупле дерева и, узнав о мистическом сне своего муршида, провозгласили его главой новой общины и продолжателем традиции «халва» [7, с. 347]. После того как ‘Умар-ал-Халвати стал на-

2 Согласно агиографии ал-Хульви, его родиной было селение Лахидж в Ширване (ныне это поселение находится на территории Исмаилинского района Азербайджанской Республики, и здесь проживает персоязычное этническое меньшинство — таты, переселившиеся сюда предположительно из Иранского Ла-хиджана).

3 Шайх Мухаммад Хваразми ал-Халвати считал своего племянника самым лучшим муридом, так как он отличался крайне аскетическим поведением и практиковал созерцательное затворничество (халва) в подвешенном вниз головой положении (согласно источнику, довольно распространенная среди последующих Халвати практика).

ставником и заменил на этом посту своего дядю, он отправляется в качестве наставника и миссионера в Египет, отсюда он совершает паломничество к мекканской святыне. Несмотря на большое желание вернуться в Ширван, ‘Умар ал-Халвати не успел этого сделать, так как был приглашен султаном Увайсом Джалаиром (1354-1374) [1, с. 95-105, 41-47] в Табриз, где и умер. Он похоронен в обители Мир-’Али, построенной шайхом Увайсом Джалаиридом специально для него. Некоторые источники датируют год смерти Пира ‘Умар-и Халвати 1349 г., другие 1397 г. Однако если учесть, что он умер после того как был приглашен султаном Увайсом Джалаиром, то точная дата его смерти неизвестна, и я датирую его смерть второй половиной XIV в. [8, с. 347; 1, с. 174-176].

Дальнейшее развитие братство получило благодаря деятельности ширванских шайхов, например Ахи Мирима ал-Халвати (ум. 1378), уроженца одного из поселений Ширвана, примкнувшего к Пиру ‘Умар-и Халвати. Получив от него грамоту на права наставничества, он отправился в качестве миссионера в Малую Азию, в город Кырше-хир, где основал обитель (текке) братства Халватийа [9, с. 357-360]. В отличие от Ахи Мирима ал-Халвати еще два мурида Пира ‘Умар-и ал-Халвати, а именно — Сайф ад-дин ал-Халвати и шайх Захир ад-дин ал-Халвати, не вошли в центральную силсила, но сыграли важную роль в расширении ареала Халватийа.

Сайф ад-дин ал-Халвати — уроженец одного из поселений Ширвана, вначале совершенствовался под наставничеством шайха Мухаммад ал-Хваразми ал-Халвати. Но достичь совершенства он смог лишь под наставничеством Пира Умар-и Халвати. Сайф ад-дин Халвати прославился своими известными проповедями и наставлениями. Благодаря наставлениям этого шайха представители различных социальных слоев стали членами братства Халватийа (например, известна история о том, как Сайф ад-дин ал-Халвати смог направить на праведный путь молодого пьяницу и забулдыгу, и этот человек смог стать самым лучшим из его муридов). Умер шайх Сайф ад-дин ал-Халвати в 1410 г. и был похоронен в одном из поселений Ширвана, где находилось кладбище представителей братства Халватийа4 [10, с. 351-352]. Шайх Захир ад-дин Абу-л-Фарадж ал-Халвати был уроженцем Мавераннахра. Какое-то время он жил в Хорезме и в Мара-ге. После того как ему приснился Пророк Мухаммад, он присоединился к Пиру Умар-и Халвати. По преданию, во время сорокадневного поста он всего лишь четыре раза принимал пищу и питался в основном ячменем и пшеном, часто навещал могилы шайхов Халватийа в селении Калаханы, долгие дни и ночи проводил у их могил в постах и молитвах [11, с. 357-360].

Ярчайшей фигурой в плеяде ширванских шайхов Халватийа был Садр ад-дин ал-Хаййави. В молодости он занимался изготовлением и продажей шерстяной одежды в Ширване. Познакомился со своим муршидом Изз ад-дином Халвати (ум. 1451), когда он со своими учениками по приглашению жителей приехал в деревню Хиййав для проведения здесь массового зикра5 [12, с. 387-389]. Садр-ад-дин ал-Халвати, получив право на наставничество, стал самым лучшим из его муридов и основным правопреемником. Умер Шайх Садр ад-дин ал-Халвати в 1455 г. и был похоронен в городе Шама-хе [13, с. 382-385]. Садр ад-дин ал-Хиййави подготовил в качестве своего халифа Ибра-

4 Большое место захоронения представителей братства Халватийа, находящееся недалеко от Шамахи в селении Калаханы.

5 Согласно легендарной агиографии, аш-Шайх Изз-ад-дин во время зикра стал увеличиваться в размерах и смог объять всю Вселенную, весь мир. Это поразило Садр-ад-дина, и он стал приверженцем шайха Изз-ад-дина.

хима Ширвани, известного под псевдонимом Хийбет-Аллах (ум. 1462) [14, с. 391-392], Пира Илйаса ал-Амаси, который был послан в Малую Азию в город Амасью, где основал обитель Халватийа. С него и начинается славная история Халватийа среди османов [1, с. 94, 278].

Наиболее яркой фигурой среди ширванских шейхов был Саййид Йахйа б. ас-Саййид Баха ад-Дина аш-Ширвани аш-Шамахи ал-Бакуви ал-Халвати (ум. 1463 или 1464)6. Традиционно он считается вторым пиром (пир-и сани) братства Халватийа после первого пира — основателя Умар-и Халвати, который ввел практику двенадцатидневного (по числу шиитских имамов) поста. Но фактически его следует величать главным пиром Халватийа этого периода эволюции братства, так как при нем были сформулированы изложенные в его многочисленных трудах основные мировоззренческие доктрины братства. При нем также была оформлена организационная структура братства, основанная на беспрекословном подчинении мурида муршиду. Именно саййид Йахйа Ширвани заложил основы более сорока ответвлений Халватийа, так как он разработал практику отправления многочисленных уполномоченных лиц, правопреемников — хулафа — в различные страны для распространения его взглядов и идей. Организационная структура братства халватийа стала зарождаться лишь при муршиде саййида Йахйа Бакуви Садр ад-дине ал-Хиййави, когда была построена первая центральная обитель братства в Шамахе. Но полностью и окончательно организованная структура общины Халва-тийа сложилась именно при руководстве братством саййида Йахйа Ширвани, который еще при жизни своего муршида стал выступать за реформы внутри общины. После переезда в Баку (о причинах переезда будет сказано ниже) он провел ряд реформ в ритуально-обрядовой практике, основной из которых было введение обязательного чтения суфиями-халвати на общих собраниях братства специальной молитвы «Вирд-ас-Саттар», составленной им самим. Обосновавшись в городе Баку, саййид Йахйа Ба-куви провел реформы, касавшиеся структуры общины и обители, а также последовательности обрядов во время совершенствования начинающего мистика. Деятельность саййида Йахйа Бакуви можно сравнить с деятельностью реформатора Бакташийа Балим-султана (ум. 1516). С именем этого «Второго святого покровителя» связаны реформы внутри общины Бакташийа. По традиции, Бакташийа Балим-султана называли «Пир-и сани» — последователем «хаджи Бекташа Вели» (первый пир — подобно Умару ал-Халвати) [1, с. 39-40, 110-112]. Видимо, позднее в Османской империи последователи Халватийа приравняли роль саййида Йахйа Бакуви в развитии Халватийа к той роли, какую сыграл знаменитый Балим султан в развитии братства Бекташийа.

О Саййиде Йахйа сохранились немногочисленные агиографические сведения. Эти сведения были собраны буквально по крупицам [1, с. 30-33, 79-81, 162-164, 201; 2; 15, с. 395-401].

Родился Саййид Йахйа в городе Шемахе во второй половине XIV в. в семье известного во всем городе богатого купца саййида Баха ад-дина. Саййид Баха ад-дин также занимал должность накиб ал-аш-рафа (глава объединения саййидов, в данном случае — Ширвана). Впоследствии эта должность была унаследована саййидом Йахйа. По преданию, саййид Йахйа с детства обладал чудотворными качествами, высокими умственными способностями и отличался от своих сверстников прекрасной внешностью. Известно, что он мастерски играл в конное поло (сауланджан).

6 Потомок седьмого шиитского имама Мусы б. Джафара ал-Казима.

После смерти Ибрахима Ширваншаха I (1382-1417) государством Ширваншахов стал править его старший сын и наследник Ширваншах Халилаллах I (1417-1462). Ха-лилаллах, как и его отец, в своей внешней политике придерживался ориентации на Тимуридов, которые вели ожесточенную борьбу с государями Кара-Коюнлу. Большую помощь в проведении такой политики Ширваншахам оказывали видные суфийские шайхи. Например, ширванский шайх Изз-ад-дин ал-Халвати (ум. 1407), будучи в Ма-раге, встречался с эмиром Тимуром (1370-1405) и имел на него влияние [16, с. 387-389]. Одним из учителей саййида Йахйа в мадраса был сын Изз-ад-Дина и зять Садр-ад-дина Шайх Пир заде ал-Халвати (ум. 1451) (наст. имя Таки ад-дин) [17, с. 387-389, 395-401]. Именно посредством своего учителя саййид Йахйа впоследствии вступил в братство Халватийа. Однажды, когда саййид Йахйа играл в поло со своими друзьями, рядом проходил Шайх Садр ад-дин ал-Халвати вместе со своими муридами. Мяч прокатился перед Шайхом Садр ад-дином. Йахйа побежал за мячом, однако, увидев Шайха, остановился, уступил ему дорогу и поклонился. Шайх, взглянув на своих муридов, сказал: «Этот мальчик саййид. Давайте помолимся Богу за то, чтобы он встал на мистический путь (тарика-йи-суфийя)» [3, с. 287].

По традиции, обстоятельством, побудившим саййида Йахйа вступить в братство, явился мистический сон, в котором он видел, как пророк Мухаммад, взяв его за руку, приводит к Садр ад-дину ал-Халвати и, обращаясь к Йахйа, говорит: «Это — твой духовный отец, он идет путем твоего предка имама ‘Али. Иди к нему и вступи в его общину» [1, с. 7]. На следующий день, придя к шайху Таки ад-дину Пирзаде, он попросил познакомить его с шайхом Садр ад-дином ал-Халвати. Саййид Баха ад-дин был против вступления сына на суфийский путь. По легенде, однажды молодой Йахйа тяжело заболел, и его посетил Шайх Садр ад-дин ал-Халвати. Йахйа вылечился после молитв Садр ад-дина, благодаря его духовной силе (святости — барака), и отец, убедившись в его святости, дал согласие на вступление своего сына в братство, и даже сам стал муридом Садр ад-дина7 [4, с. 287; 2, с. 79].

Саййид Йахйа был инициирован в братство с испытательным сроком (он несколько раз уединялся, совершая сорокадневный пост — кырк, арба’ин, чилла) по правилам общины Халватийа, введенным Пир-и ‘Умар-и Халвати.

После испытательного срока Садр ад-дин признал саййида Йахйа своим полноправным последователем (халифа), имеющим право на наставничество (иджаза-йи иршад) и распространение идей братства Халватийа.

После смерти Садр ад-дина в центральной обители братства Халватийа в Шамахе возник спор — кому наследовать должность руководителя братства и центральной обители. Было два претендента — Шайх Таки-ад-дин Пир-зада-ал-Халвати и саййид Йахйа ал-Халвати. Должность тогда была выборной, а не наследственной. Но Таки-ад-дин смог привлечь на свою сторону большинство представителей братства, и они выбрали его руководителем обители и братства. Саййид Йахйа, не согласившись со сложившей-

7 По сведениям ибн-ал-Имада ал-Ханбали, «однажды ас-саййид Йахйа не пришел к суфиям на вечернюю молитву, ибо время было холодное и он был занят растопкой таннура. Тогда шайх [Садр ад-дин] проник к нему в дом через слуховое окно и, взяв его за руку, сказал: “Вставай, сынок!”». Отец потом спросил у сына: «Почему твой шайх пришел через окно, а не через дверь?». Сын ответил: «Он боялся уколоться на пути». Отец спросил: «Уколоться обо что?». И сын ответил: «О твое осуждение». После этого отец перестал осуждать сына и сам тоже стал служить упомянутому шайху.

ся ситуацией, покинул Шамаху8 [1, с. 92-93, 136-137, 142-143] и по приглашению своего покровителя султана Халилаллаха переселился в Баку, зимнюю резиденцию Ширван-шахов Дербенди. Поселился саййид Йахйа на территории дворца Ширваншахов — в резиденции Халилаллаха, где превратился в придворного шайха. Но Халилаллах создает условия для проповедей и наставничества саййида Йахйа, так как прежде всего он сам был любимым муридом ширванского шайха, который, подобно своему отцу Баха-ад-дину, занимал весьма прочные позиции при дворе Ширваншаха. Халилаллах выделяет для шайха старую мечеть Кей-Кубада9. Постепенно к шайху стали стекаться люди со всего Баку, его окрестностей, а также со всего Ширвана, Арана, Карабаха, Мугани, Тебриза и из Малой Азии. Согласно источникам, число его муридов превысило 10 тыс. человек. Фактически прежняя центральная обитель братства Халватийа в Шамахе потеряла свое значение, потому что она не смогла привлечь к себе такого количества агентов. Саййид Йахйа Бакуви превратился в главного наставника Халватийа, руководителя братства, Баку — в один из центров суфизма. После этого Йахйа Ширвани принял нисбу «Бакуви» [5, с. 287]. Ширван-шах Халилаллах часто советовался с шайхом по делам управления страной. Шайх часто уединялся, жил в полном затворничестве, предаваясь строгим аскетическим и мистическим упражнениям. Он был очень привязан к султану Халилаллаху. Тем, кто молились за его долголетие, он говорил: «Вы молитесь не за меня, а за Халилаллаха, так как мое существование полностью зависит от его жизни». И действительно, в этих мистических словах был особый смысл. Согласно источникам, саййид Йахйа Бакуви умер через девять месяцев после смерти своего любимого ученика, не вынеся разлуки с ним. Шейх Йахйа Бакуви посвятил своему му-риду султану Халилаллаху одно из известных своих сочинений под названием «Кашф-ал-кулуб» («Раскрытие сердец») [1]. Мавзолей этого шейха находится в городе Баку в комплексе дворца Ширваншахов и охраняется как культурно-мемориальный комплекс под названием «Мавзолей дервиша» (XV в.).

Саййид Йахйа Бакуви подготовил много халифов-правопреемников. Например, Баба Кутба [1 с. 47], который в течение тридцати лет был рядом с Йахйа Бакуви, Синана Руми (родом из Стамбула), Баба Расула Халвати [1, с. 709]. Его халифами были также и родные сыновья. Средний сын Пирзаде Фатхаллах (ум. 1466) стал пустнишином после смерти отца в бакинской обители Халватийа, а младший сын Пирзаде Насраллах был приглашен крымским ханом в Крым, где стал проповедовать идеи Халватийа в специально построенной для него обители. Он также занимал должность накиб ал-ашрафа Крыма. По сведениям ал-Хульви, в XVII в. в Крыму проживали его потомки [18].

Когда сафавиды пришли к власти в Табризе и Баку, они стали преследовать своих идеологических и политических конкурентов, в том числе и суфийское братство Хал-ватийа. Почти все халвати, преследуемые властями, уехали из Ирана и Азербайджана. Среди них был еще один халифа саййида Йахйа Бакуви, а именно — шайх Камал-ад-дин, уроженец Шамахи (ум. 1521 г. в Каире). Он уехал из Баку в Каир, где поселился в квартале Хан-ал-Халил и занимался традиционным ширванским ремесленным искусством — изготовлением шелковых головных платков.

8 Шамаха часто подвергалась землетрясению. В 1191 г. здесь произошло одно из самых разрушительных землетрясений, в результате погибли жена и дети Ширваншаха Ахситана I из династии Кесранидов. После этого Ахситан I переносит свою резиденцию в один из самых богатых городов Ширвана и важный порт на Каспийском море — город Баку.

9 Она сгорела в 1918 г. во время пожара и в настоящее время от нее остался только фундамент.

Саййид Йахйа Бакуви подготовил пять основных последователей (хулафа) братства Халватийа: 1) Деде Умар Рушани (1407-1487); 2) Али Ала-ад-Дин ал-Карамани; 3) Йусуф Зийа-ад-дин Мускури (ум. 1485); 4) Шейх Хабиб Карамани (ум. 1497); 5) Пир Мухаммад Баха-ад-дин Эрзинджани (ум. 1467). Впоследствии в результате деятельности этих ху-лафа зародились четыре основных братства — первая дочерняя община Рушанийа от Деде Умара Рушани, вторая Джамалийайи-Халватийа, основателем которой был Шайх Джамал-ад-дин Халвати (халифы Шайха Баха-ад-дина Эрзинджани), третья Ахма-дийайи-Халватийа, основателем которой был аш-Шайх Ахмад Шамс-ад-дин Эфенди. Четвертое основное ответвление Халватийа — это Шамсийайи-Халватийа, основателем которого был аш-Шайх Шамс-ад-дин Ахмад ас-Сиваси.

Благодаря этим шайхам Халватийа превратилось в самое крупное по числу ответвлений братство. Оно широко распространилось в Османской империи уже в XVI в. и сыграло колоссальную роль в политической жизни этой страны. Во всех городах империи, и в центральных, и в городах азиатской и европейской провинций страны, имелось по несколько центральных и дочерних обителей Халватийа, а Иран и Азербайджан перестали быть центром братства Халватийа. Что касается центральной бакинской обители, то после переезда основных шайхов в Османскую империю, она потеряла свое былое значение. После смерти Йахйа Бакуви между его последователями возник спор о том, кто же теперь будет возглавлять бакинскую обитель. Явными претендентами на верховенство были Йусуф Зийа-ад-дин Мускури [1, с. 3-144] и шайх Шукр-Аллах. Но средний сын Йахйа Бакуви шайх Фатх-Аллах заявил, что отец завещал ему свой пост. Получив поддержку большинства членов братства, он становится пустнишином теперь уже центральной бакинской обители. Не согласившись с этим, Мускури и Шукр-Аллах покидают Баку. Йусуф Мускури направляется в Шамаху, основывает здесь новую обитель Халватийа. А Шукраллах в этот период удаляется от мирской суеты, занимается долгое время созерцательным затворничеством. Затем он уезжает в паломничество в Мекку. Фатхаллах руководил братством в течение года, после чего по непонятным причинам умер в 1467 г. Муриды в бакинской обители ждали Шукраллаха. После его приезда они посадили его пустнишином обители. Шукраллах смог на время восстановить былой авторитет бакинской обители и собрать вместе всех приверженцев Халватийа. В течение семи лет он был руководителем обители и умер в 1473 г. После этого цепочка бакинских шайхов прерывается [1, с. 155-156]. В источниках после этого нет никаких упоминаний, кто же после Шукраллаха возглавил эту обитель, и вообще нет сведений о центральной бакинской обители Халватийа. Это дает нам возможность утверждать, что обитель опустела, прекратив свою деятельность.

Одна ветвь братства Халватийа сохранилась в Ширване. Ее возглавлял Йусуф Мус-кури Ширвани, являвшийся потомком арабских переселенцев, прибывших из Мадины в Карабах, а оттуда в село Мускур в Кубе (историческая область Ширван). Он возглавил вновь построенную обитель в Шамахе и воспитал суфия Мухаммада Рукки, который стал во главе шамахинской обители после смерти Йусуфа Мускури (ум. 1485) [2, с. 12-13].

Согласно члену-корреспонденту НАНА Машади ханум Неймат, исследовавшей эпиграфические памятники на территории Хачмазского и Кубинского районов Азербайджанской Республики, ветвь Йусуфа Мускури функционировала в селе Шыхлар Хачмазского района. Здесь на краю дороги находится старое кладбище, в центре которого есть четырехугольная турба, состоящая из двух комнат, под которой находятся могилы шайха Йусуфа Мускури и его сына Мухаммада Амина, которого отец послал

проповедовать в село Шыхлар. Это кладбище, видимо, принадлежало шайхам братства Халватийа (на могильных камнях сохранились эпитафии, свидетельствующие о том, что это последователи шайха Йусуфа Мускури). На могильном камне Мухаммада Амина есть указания о том, что он умер в 1555 г. Кладбище по сей день является местом паломничества местного населения. Эпиграфические памятники Азербайджана свидетельствуют о том, что в селе Пир-Вахид Кубинского района действовали последователи братства Халватийа. Здесь также сохранились надгробные памятники, которым поклоняются местные жители. Этот памятник называется 66 аулийа (66 святых) [1, с. 20, 27; 13; 23]. Последователи братства Халватийа также проживали на территории нынешнего Кабалинского района Азербайджанской Республики.

Последователем Йусуфа Мускури был Абд-ал-Маджид Ширвани, который в 1556 г. переезжает в Токат, где распространяет учение Халватийа. Здесь он воспитал многих муридов, в том числе известного Шамс-ад-дина Сиваси, который впоследствии основал в Токате одно из дочерних ответвлений братства Шамсийа-йи-Халватийа [4, с. 250-252].

Далее в истории братства Халватийа наступает второй период — период распространения и расцвета различных ответвлений братства в Османской империи в XVI-XVII вв., что является темой отдельной статьи.

Историческое развитие братства Халватийа делится на два периода. Первый период начинается со второй половины XIV в. и длится до второй половины XVII в. Это период зарождения братства в южных районах северного Азербайджана (нынешние Аста-ринский и Ленкоранский районы), его распространения в северном и южном Азербайджане, а также во всем Иране, в Османской империи в XVI в. Второй период развития тарика Халватийа начинается с конца XVII в. и длится до середины XIX в. Этот период характеризовался широкомасштабной деятельностью самого Халватийа и различных его ответвлений в Османской империи, причем как в европейских владениях страны, так и в арабских странах, в том числе и в Африке.

литература

1. Видждани Садык. Тарикатлар вя силсилелери. Томар-и-Турук-и Алиййеден Халватиййе силсиленамеси. Истанбул, 1995.

2. Махмуд Джамал-ад-дин ал-Хульви. Ламазат-и Хульвийе-аз-Ламазат-и Ульвийе (Биографии Великих святых). Истанбул, 1998 (на тур. яз.).

3. Шайх Сафи Тазкирасы / Под ред. Мухсина Нагысойлу (перевод на тюркский язык сочинения ибн Баззаза «Саффат-ас-Сафа», сделанный Мухаммадом Хусайном Катибом Нишати в XVI веке). Баку, 2006.

4. Пириев В. З. Ислам в Азербайджане при Хулагуидах. Баку, 2003.

5. Пириев В. З. Государственный строй и система управления в Азербайджане при Хулагуидах и Джелаиридах: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Баку, 1988.

6. Ташкопризаде Ахмад аш-Шака’ик ан-Ну’манийа фи’улама ал-дайлат-ал-Усманийа (перевод этого сочинения на турецкий язык, сделанный кадием Эдирнели Маджди Эфенди). Истанбул, 1852.

7. Martin B. G. A short history of the Khalwati order of dervishes, Scholars, Saints and Sufis. Muslim Religions Institutions in the Middle East since 1500 Edited by Nikki R. Keddie, 1972.

8. Акимушкин О. Ф. «Бекташийа» // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. М., 1991.

9. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 2002.

10. Мухаммад Али Айни. Саййид Йахйа Ширвани // Маариф ва маданиййат. 1923. № 6.

11. Буниятов Д. З., Искендеров Д. А. Биографии двух известных азербайджанских суфиев в сочинении Ибн-ал-Имада-ал-Ханбали // Доклады АН Аз. ССР. IV. 1979. Т. XXXV. № 3.

12. Бакиханов А. А. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1990.

13. Мехмет Рыхтым. Саййид Йахйа Бакуви // Газета «Элм». 2002. 5 апреля. № 9-10.

14. Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992.

15. Ашурбейли С. Государство Ширваншахов. Баку, 1983.

16. Саййид Йахйа Бакуви. Рисала «Кашф-ал-кулуб». Л. 2а-4а / Институт рукописей НАНА. Шифр В-6960.

17. Мухйи-йи Гюлшени: Менакиб-и Ибрахим-и Гюлшени ве Шемлели-заде Ахмед Ефенди Шиве-и тарикат-и Гюлшенийе. Йайынлайан Тахсин Йазыджы, Тюрк Тарих куруму Басымеви. Анкара, 1982.

18. Лами, Тарджумаи Нафахат-ал-унс / Подг. С. Улудаг и М. Кара. Истанбул, 1995 (на тур. яз.).

19. Йусуф Мускури Ширвани. Изъяснение тайн желающим пройти Путь суфизма. Иерархия творений / Пер. с ар. и предисл. Джахангира Гаджиева. Стокгольм, 2006.

20. Мехмет Рыхтым. Саййид Йахйа Бакуви ве Халветилик. Баку, 2005 (на азерб. яз.).

21. Неймат Машадиханум. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Ч. I. Баку, 1991.

22. Неймат Машадиханум. Эпиграфические памятники на территории Хачмазского района // Газета «Элм». 2001. 26 мая. № 15-16.

23. Неймат Машадиханум. Пиры Азербайджана. Баку, 1992.

Цепь духовной преемственности материнского братства Халватийа и основных дочерних ответвлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.